СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 7 кл. по теме "Лексика и фразеология".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 7 кл. по теме "Лексика и фразеология".»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Лексика и фразеология

Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.

Технология построения урока: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: кластер, составление «Паспорта слова русского языка», дидактическая игра «Корректор».

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный пректор, шаблоны «Паспорт слова русского языка», карточки для исследовательского практикума

Цель: повторить и обобщить полученные учащимися сведения о лексике и фразеологии; повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарём; обнаруживать лексические ошибки и исправлять их; воспитывать сознательное и бережное отношение к родному языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, понятие «однозначное и многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.



  1. Организационная часть урока

  2. Стадия вызова

    1. Актуализация опорных знаний. Проблемный вопрос

- Ребята, сегодняшний урок я начну со стихотворения Ирины Токмаковой. Её герой уверяет, что он придумал новое слово. Так ли это на самом деле?

Плим

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.



Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.



А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!



Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!



- Итак, согласны ли вы с героем?

(- Нет. Слово должно иметь лексическое значение. А герой сам говорит, что его слово ничего не значит.)

- Действительно, «плим» - это звукоподражание, лексического значения оно не имеет, не связано с каким-либо понятием.

III. Стадия осмысления содержания

  1. Определение темы урока

- Как думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- О словах.

- Как иначе мы называем слова, словарный состав?

- Лексика.

- Итак, тема нашего урока….

- Лексика.

- Молодцы. Но это только первая часть темы. Чтобы назвать вторую, послушайте внимательно меня. Здесь, думаю, вы тоже долго голову ломать не будете и в два счёта её назовёте, и мы не станем сидеть сложа руки, а засучив рукава, приступим к работе. В последнем предложении я употребила целых четыре…

- …Фразеологизма.

- Значит тема нашего урока «Лексика и …

- …фразеология».

Запись темы на доске и в тетради.



  1. Сообщение целей учебного занятия

  2. Проблемная беседа на основе вопросов § 3 учебника (реализация домашнего задания) с составление кластера

( К каждому ответу учащиеся приводят самостоятельно подобранные примеры)

- Что изучает лексика?

- Чем отличается лексическое значение от грамматического?

Может ли у одного слова быть два или несколько значений? Как связаны их значения?

- Какие слова называются синонимами? Антонимами? Каково их значение в речи?

- Какую роль в художественных произведениях имеют диалектные, профессиональные, устаревшие слова, неологизмы? Почему их называют лексикой ограниченного употребления? Только ли в художественных произведениях они уместны?

- Какие слова называют заимствованными? При каких условиях они появляются в языке?

- Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?

По мере ответов строится кластер на доске и в тетрадях





























































4. Задание «Паспорт слова» (работа в парах)

- Вы прекрасно справились с непростыми вопросами, значит хорошо усвоили сведения о лексике и фразеологии. Закрепим знания, заполнив «Паспорт слова»

Слова: смартфон, утирка, боярин, язык, трюм

Паспорт

слова русского языка

____________________

Национальность

исконное – заимствованное

возраст

устаревшее – неологизм

сфера употребления

общеупотребительное, профессиональное,

диалектизм

стилистическая окраска

разговорное – книжное

5. Физкультминутка

6. Исследовательский практикум (работа в группах)

Карточка №1

1. Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

( Вариант ответа. Литера, -ы, ж. Спец. 1)Буква. 2.) Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе).

2. Какое из указанных слов является однозначным?

А) язык;

Б) дрозд;

В) кисть;

Г) корень.



3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

А) чёрное платье;

Б) чёрный вторник;

В) чёрная душа;

Г) чёрные мысли.



4. Какое из данных слов является синонимом к слову «невыразимый»?

А) невидимый;

Б) неизъяснимый;

В) непонятный;

Г) необычный.



5. Найдите пару антонимов

А) жестокий - злой;

Б) вверху - внизу;

В) чуть – чуть - немного;

Г) старый - древний.



6. В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение (в случае затруднения обращайтесь к словарю). С какой целью А.С.Пушкин использует их в своём произведении? Как называется это произведение?

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.



7. Из данных фразеологизмов составь антонимичные пары

Хоть иголки собирай

Повесить нос

Заварить кашу

По чайной ложке

Расхлёбывать кашу

Ни зги не видно

Одним духом

Воспрянуть духом.



Карточка №2



1. Что означает слово «пенальти»? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.

( Вариант ответа. Пенальти (англ. букв. «наказание», «штраф») – одиннадцатиметровый щтрафной удар по воротам противника в футболе).

2. Какое из указанных слов является многозначным?

А) тополь;

Б) классификация;

В) фонетика;

Г) сладкий.



3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном значении?

А) волк воет;

Б) гвоздь программы;

В) гребень для волос;

Г) тёплая погода.



4. Из приведённых пар слов найдите пару синонимов?

А) ветер - штиль;

Б) коза - коса;

В) метель - вьюга;

Г) вперёд - назад.



5. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?

А) печаль;

Б) праздник;

В) смятение;

Г) блаженство.



6. В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение (в случае затруднения обращайтесь к словарю). С какой целью А.С.Пушкин использует их в своём произведении? Как называется это произведение?

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир – солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

7. Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

7. Представление работ

8. Дидактическая игра «Корректор»

Методический комментарий. Играть могут учащиеся как в парах, так и индивидуально. Предложения выводятся на слайд; учащиеся обсуждают (в парах) или обдумывают (индивидуально), записывая затем правильные варианты. Побеждает тот, кто сделал работу быстро и правильно.

- Представьте, что вы работаете корректором в редакции. Вам нужно откорректировать предложения с лексическими ошибками: неточным употреблением слов, нарушением лексической сочетаемости, неудачным выбором синонимов, неоправданным повторением однокоренных слов (тавтологией), искажением фразеологизмов.

Задание

  1. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника.

  2. Ужасно красивый костюм.

  3. Ученики с аппетитом уплетали бутерброды.

  4. Семиклассники подарили гостям памятные сувениры.

  5. Люди трудятся с трудовым подъёмом.

  6. Кануть в лето.

Правильные варианты

  1. В предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, указывающими на нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету…, благодаря солнечной погоде… и т.п.

  1. Слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм.

  2. Слово уплетали – разговорное. В этом предложении его следует заменить стилистически нейтральным синонимом ели.

  3. Сувенир – подарок на память, слово памятные здесь лишнее.

  4. Тавтологическое слово можно заменить синонимом или совсем убрать из предложения.

  5. Правильно – кануть в Лету; Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида)

Рефлексия

Домашнее задание

  1. Творческая работа. Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы или на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка».

  2. Вопросы на с. 12 учебника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!