Конспект урока русского языка в 1 классе
" Ударение. Ударный и безударный слог"
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личнoстные:
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные задачи:
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Оборудование: учебник, картинки замка — замка, ириса — ириса, атласа – атласа, презентация физминутки.
Ход урока
1.Орг .момент (1 слайд)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
-Открыли тетради, записали число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
удр
-Чем похожи эти буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
3. Постановка целей и задач урока.
-На доске записаны слова. Прочитайте их и скажите, всё ли правильно?
Вова, рама, школа, липа, сова, (слова с неправильным ударением.)
- А что надо сделать, чтобы их произнести правильно? (стереть неправильное ударение)
-Так какова тема нашего урока? (Ударение) (Слайд 2 )
-Чему будем учиться, как вы думаете?
-Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
4. Изучение нового материала
-Разделите на слоги слова , которые на доске. Как узнать на какую букву падает ударение? (эта буква произносится чуть дольше.)
-Может ли ударение падать на согласный звук? Почему?
-В слове ВО-ВА какой звук тянется дольше? (о).
-Значит на него падает ударение. В каком слоге стоит эта буква (в 1)
-Как мы можем назвать слог, на который падает ударение? (ударный).
-Как можно назвать слог, на котором нет ударения? (безударный)
-А если у нас вот такие слова КОТ, ЛЕС, ТОК. ) (Слайд 3)
-Что у них общего? (1 слог)
-Имеет ли смысл ставить чёрточку над ударной гласной? (нет)
-Что можно сказать о таких словах как ЁЖИК, СЕМЁН, КУЛЁК? (слайд 3 )
-Что общего у этих слов? (ударение на Ё)
-Что я вам рассказывала про букву Ё? ( У неё и так шишки на голове, по этому ударение на неё не ставим )
- Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод по поводу ударения.
-Откройте учебник на 41 стр. Прочитайте правило в жёлтой рамке.
5. Работа с учебником.
6.Физминутка
7.Закрепление изученного материала.
а) Рассказ учителя.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
- Рассказать? Тогда слушайте.
- Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. (Слайды 4,5,6,7,8)
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных Дел Мастера.
б) Работа над упр. 41, (работа в паре ,обсудить какое ударение правильное, запишите эти слова с правильным ударением.)
-№ 42
-А ещё есть правило для некоторых слов, в котором указано правильное ударение. Например, правильно говорить торы, творог, щавель, свёкла (Слайд 9 )
и другие. Это ударение надо запомнить и произносить слова правильно.
8.Подведение итога.
-Чему сегодня учились?
-Как называется слог, в котором гласная стоит под ударением? (ударный)
-А другие слоги? (безударные)
9. Рефлексия.
-Кто пришёл на урок в плохом настроении, поднимите руки. (Слайд 10)
- У кого изменилось настроение в лучшую сторону после урока? (Слайд 11)
На следующем уроке мы продолжим работать над ударением.
-Молодцы! (Слайд 12)