СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка и истории "Проблема патриотизма и любви к Родине. Комплексная работа с публицистическими текстами на исторической основе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка и истории "Проблема патриотизма и любви к Родине. Комплексная работа с публицистическими текстами на исторической основе"»

Артюхова Елена Валентиновна,

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории


Терещенко Наталья Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Открытый урок русского языка и истории «Проблема патриотизма и любви к Родине. Комплексная работа с публицистическими текстами на исторической основе»

Цели:

На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения

Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.

Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения

Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, любви к Родине, к родной истории.

Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения, презентация.

Метапредметные связи (русский язык и история)

Ход урока.

Приветствие. Объявление темы урока, комментирование целей и задач

Мотивационное вступление.

  • Любому тексту свойственно внутреннее и внешнее содержание. Известный лингвист Новиков А.И. считал, что внутреннее содержание текста – это «мыслительное образование, которое формируется в интеллекте человека и соотносится с внешней формой…»

  • Важное умение извлечь из анализируемого текста необходимую содержательную информацию – значит, проанализировать текст как типологическую структуру.

  • Если человек не видит текст, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет ее интерпретировать – он беспомощен, так как любой текст, и в письменной, и в устной форме, будет для него пустым.

  • Чем чаще человек практикуется в анализе текста, тем лучше и быстрее он понимает в дальнейшем любой текст.

  • Но не стоит забывать, что при лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной принцип – «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления», так как именно «единство», связность – основные черты текста.


Тема – то, о чём говорится в произведении.

Проблема – вопрос, который автор исследует в своём произведении. Совокупность таких вопросов является проблематикой произведения.

Авторская позиция – точка зрения автора на поставленную проблему.

Высказать свою точку зрения – одна из целей авторской работы.



Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Объём со­чи­не­ния – не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.

Класс делится на три части. Каждой группе предлагается текст для работы

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (З)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.


(4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили. (5)Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? (6)Как же отблагодарили люди своего спасителя? (7)Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. (8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.


(9)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (10)Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (11)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (12)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас - это самоубийство, поэтому решил отступать. (13)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.


(14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (16)Полководец терпел. (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.


(18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (19)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.


(20)К Москве подошла только половина французской армии. (21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (22)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (23)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.


(24)... Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (25)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (26)Послышались оскорбительные угрозы. (27)Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.


(28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (29)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.


(По В. Лаптеву)

Лаптев Владимир Витальевич (родился в 1935 г.)- публицист, педагог. Занимается освещением широкого круга социально-нравственных проблем.


Основные проблемы:


1. Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу (Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве?)

2. Проблема верности человека своему долгу (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?)

3. Проблема роли личности в истории (Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории?)

4. Проблема объективной оценки исторических событий и личности (При каких обстоятельствах возможна объективная оценка исторических событий и личности?)


Позиция автора по выделенным проблемам:


1. Люди часто не способны по достоинству оценить свершения выдающихся современников, их самоотверженное служение делу, и только последующим поколениям может открыться подлинный масштаб личности великого человека.

2. Уверенность в своей правоте, верность своему призванию помогает человеку выстоять в самые трудные минуты жизни и довести своё дело до конца.

3. Огромное влияние на ход исторического прогресса может оказать личность человека, которому доверено принимать решения, определяющие судьбы миллионов людей, и важно, чтобы этот человек был способен забыть о личном благе во имя долга, способен отстоять свою позицию вопреки непониманию и жестоким нападкам тех, кому он беззаветно служит.

4. Масштаб и подлинный смысл исторических событий, истинную роль в этих событиях отдельных людей можно объективно оценить только по истечении определённого времени.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. 1) 0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2) Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(З) Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4) Ваше положение - аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5) Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6) Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

(7) Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8) На карту поставлена судьба отчизны. (9) Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (Ю) Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих... (11) Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12) Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13) Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать... (14) Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15) Положение почти безнадёжное! (16) На чём же держится решимость Кутузова? (17) На упрямстве? (18) На неуступчивой злобе? (19) На отчаянии? (20) Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21) Нет!

(22) Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23) Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27) Но она не учитывает одного: люди - это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (ЗО) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: "Всё, мужики, прекращаем бойню! (31) Мы проиграли!" (32) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ) Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34) В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35) Кутузов понимал это лучше остальных.

(36) "Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!" - говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.

(37) История - это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38) Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, - это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39) Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность - силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

(По И. Бардышеву)


1. Проблема нравственных уроков истории. Какие выводы можно сделать, изучая историю Нужно ли учитывать нравственные качества людей при анализе исторических событий


1. Ход истории часто зависит от нравственных качеств людей, поэтому, анализируя исторические события, необходимо это учитывать.


2. Проблема роли личности в истории. Какова роль личности в истории Что определяет ход истории


2. От личности, от её нравственных качеств может зависеть исход исторических событий; развитие человечества в значительной степени определяется нравственными качествами конкретных людей.


3. Проблема оценки ситуации полководцем. Что должен учитывать полководец, принимая решения в бою


3. Если полководец умеет чутко улавливать силу духа своего войска и относится к солдатам не как к пешкам, а как к личностям, то армия может выстоять.


4. Проблема мужества и стойкости. Что может помочь победить более сильного соперника


4. Самоотверженность и отвага простых солдат могут оказаться непреодолимой преградой на пути реализации самых удачных планов гениальных полководцев


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  1. Михаил Богданович Барклай – де - Толли

Происходит Барклай из бюргерской немецкой ганзейской семьи де Толли, являющейся ответвлением старинного дворянского шотландского рода Барклай с норманнскими корнями. Отец, Вейнгольд Готтард Барклай де Толли, вышел в отставку поручиком российской армии, получив звание российского дворянина. Мать - Маргарита Елизавета фон Смиттен происходила из семьи лифляндских помещиков. Сам Михаил Богданович в семейных хрониках называется по -немецки Михаэль-Андреас.

В семье Барклаев-де-Толли хранилось такое предание: в 1764 г. трехлетнего Мишеньку привезли в Петербург и отдали на воспитание в семью сестры его матери. Как-то раз тетка взяла мальчика на прогулку и решила прокатиться с ним в санях по Невскому проспекту. Внезапно на их сани налетела карета, и ребенок упал на дорогу. Тут же из кареты выскочил гвардейский офицер и подхватил мальчика на руки. Офицер передал ребенка напуганной тетке и, извинившись за случившееся, сказал:

— Каков молодец! Он не только не заплакал, но даже и не испугался. Этот ребенок будет великим мужем. — И, прощаясь, добавил: — Всегда готовый к услугам капитан гвардии Григорий Потемкин.

Потемкину было в ту пору двадцать восемь лет. А спустя четверть века он же вручил двадцативосьмилетнему Барклаю его первую боевую награду — медаль за взятие Очакова. Потемкин был тогда фельдмаршалом, а будущий фельдмаршал Барклай, как в свое время Потемкин, — капитаном.

Незнатное происхождение Барклая сказалось в его продвижении по службе, ему понадобилось более двадцати лет, чтобы достигнуть чина полковника.

Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791; в 1788 принимал участие в штурме Очакова; в военных действиях 1794 г. с польскими повстанцами, за что был награжден Георгием 4 степени; в Аустерлицком сражении (1805 г.)

В 1809 г. в Российской императорской армии насчитывался 61 генерал-лейтенант. В этом списке Барклай-де-Толли занимал 47-е место по старшинству производства. Когда государь пожаловал его в генералы от инфантерии, обойдёнными оказались 46 человек. Все они сочли себя незаслуженно обиженными, и тогда в высших армейских кругах начали возмущённо обсуждать «выскочку» Барклая, не имеющего знатного рода, а некоторые даже в знак протеста подали прошение об отставке. До января 1810 г. Барклай оставался главнокомандующим русской армией в Финляндии. Этот факт еще раз подчеркивает неординарность человека, сделавшего карьеру на основе личных деловых качеств. 20 января 1810 г. Барклай-де-Толли занял пост военного министра. При нем было составлено “Учреждение для управления большой действующей армией” и введены значительные улучшения по разным отраслям военной администрации, что оказалось особенно полезным ввиду надвигавшейся войны с Наполеоном: армия увеличена почти вдвое; приведены в оборонительное состояние старые и сооружены новые крепости, заготовлены продовольственные запасы, пополнены арсеналы.

Перед началом Отечественной войны Барклай-де-Толли вступил в командование 1-й западной армией. Он ясно предвидел, что война будет “ужаснейшая по намерениям, единственная по роду своему и важнейшая по последствиям”, но не считал возможным “предварить публику о критическом положении Отечества” и предпочел перенести оскорбления и нападки, “спокойно ожидая оправданий от самых последствий”

Оценка роли Барклая-де-Толли в войне 1812 года во многом определялась взглядами и влиянием при дворе «русской партии», видевшей в Барклае «немца» и требовавшей его смещения с поста главнокомандующего. Поместное дворянство было не в восторге от его тактики «выжженной земли», которую он вынужден был использовать в оборонительной войне с более сильной армией Наполеона.

В ночь на 12 июня 1812 года наполеоновская армия в количестве свыше 600 тыс. человек начала переправу через р. Неман и без объявления войны вступила на территорию России.

Россия же в то время, на западном театре военных действий, могла противопоставить врагу военные силы, количественно уступавшие ему. Войска, находящиеся у западной границы, делились на три армии: 1-я во главе с Барклаем-де – Толли (110 тыс. чел.); 2-я во главе с Багратионом (45 тыс. чел.); 3-я во главе с Тормасовым (40 тыс. чел.).

- Вспомните, какие проблемы встали перед русской армией в начале войны?

(работаем с картой: уступала по численности, на западной границе было 210 тыс. человек,

разделенных на 3 армии:1-ая армия Барклая- де –Толли – 110 тыс. (север), 2-ая - Багратиона - 45 тыс. (центр), 3-я - Тормасова – 40 тыс. человек (юг).

- Как подобное положение повлияло на выбор тактики в начале войны?

( русские армии вынуждены были отступать, но как показали дальнейшие события. Это было единственно правильное решение)

Осложняло положение России и то, что в начале войны у русского командования не было единого плана. Одним планом руководствовался прибывший в армию царь; по другому плану считали целесообразно действовать командующие армиями. Однако царь вскоре уехал в Петербург. И руководство армиями перешло в руки главнокомандующих.

Когда Наполеон со своей армией вторгся в Россию, командующий 1-й русской армией генерал М.Б. Барклай-де-Толли, ввиду численного превосходства врага, не принял боя с французами, он решил отступать и идти на соединение со 2-й армией П.И. Багратиона, начавшей также отступление на восток. Решение было оправдано ситуацией.

--Какое значение для исхода войны имела данная тактика активной обороны и отступления вглубь страны? (был сорван стратегический план Наполеона: разгромить русскую армию в нескольких приграничных сражениях, не допустив ее объединения)

Отступление обоих армий было очень тяжелым, им все время приходилось вести арьергардные бои с превосходящими силами противника.

-Где произошло соединение русской армии? (под Смоленском; показывает по карте)

22 июля две русские армии соединились у Смоленска, но их силы не превышали 120 тыс. человек. Им противостояли наполеоновские войска численностью свыше 200 тыс. человек. План Наполеона разбить русскую армию по частям был сорван. Его армия на пути от Немана до Смоленска потеряла до 150 тыс. человек.

Длительное отступление русской армии вызвало недовольство в стране, не успевшей забыть подвиги Суворова. Главнокомандующий Барклай-де – Толли, опытный полководец, честно исполнявший свой долг, не пользовался любовью солдат. Армия жаждала в открытой битве разгромить врага осмелившегося поднять оружие против России. Русский народ воспринял нападение Наполеона, как посягательство на Святое Отечество. Воина 1812 г. получила название Отечественной. «Немец» Барклай не мог стать национальным героем. Его не понимала и не принимала русская горячая душа. Многие по горячности считали Барклая виновником неудач. Войска перестали приветствовать его криками «Ура». Все более враждебным становились отношения между командующими армиями Барклаем-де Толли и Багратионом. Багратион, человек безумной храбрости, рвавшийся в бой, прямо обвинил, и надо заметить незаслуженно, Барклая-де Толли в том, что он ведет врага в Москву. Он писал в частном письме от 3 (15) сентября 1812 года: «Барклай, ожидая отставки, поспешил сдать французам всё, что мог, и если бы имел время, то привёл бы Наполеона прямо в Москву. Да простит ему Бог, а мы долго не забудем его измены»

Барклай-де – Толли не поддался общему настроению, хорошо зная, что сражение выгодно Наполеону с его почти трое большей армией. Но в такой обстановке дух армии имел большее значение, чем стратегии и даже здравый смысл. Все требовали, чтобы армию возглавил прославленный ученик Суворова Кутузов.

Под давлением общественного мнения царь Александр I 8 августа1812 г. назначил главнокомандующим М.И. Кутузова, который прибыл в армию 17 августа у деревни Царево – Займище. Принимая русскую армию, Кутузов, обходя строй войск, проговорил сам себе, но так, чтобы слышали солдаты: «С такими молодцами и отступать?» – Слова эти, в несколько дней, облетели страну. Все воспрянули духом. Через три дня у деревни Бородино, недалеко от Можайска, была найдена удобная позиция для решающего сражения.
В Бородинском сражении Барклай-де-Толли командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Очевидцы утверждают, что генерал Барклай в этой битве намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества. До Бородина его войска отказывались приветствовать Барклая, считая его главным виновником поражений. Бородинское сражение несколько смягчило мнение о нем. Передают, что в день битвы под ним убито и ранено пять лошадей. Тем не менее, он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы. В личном письме жене от 11 (23) сентября (то есть после оставления Москвы) он написал: «Чем бы дело ни кончилось, я всегда буду убеждён, что я делал всё необходимое для сохранения государства, и если у его величества ещё есть армия, способная угрожать врагу разгромом, то это моя заслуга. После многочисленных кровопролитных сражений, которыми я на каждом шагу задерживал врага и нанёс ему ощутимые потери, я передал армию князю Кутузову, когда он принял командование в таком состоянии, что она могла помериться силами со сколь угодно мощным врагом. Я её передал ему в ту минуту, когда я был исполнен самой твёрдой решимости ожидать на превосходной позиции атаку врага, и я был уверен, что отобью её. …Если в Бородинском сражении армия не была полностью и окончательно разбита — это моя заслуга, и убеждение в этом будет служить мне утешением до последней минуты жизни».

В том же письме Барклай признался о тяжёлой моральной обстановке вокруг себя. У него не сложились отношения с главнокомандующим Кутузовым, человеком совсем другого склада характера и поведения. После реорганизации армии Кутузовым генерал Барклай оказался в двусмысленном положении. Сохраняя формально пост, фактически он был отстранён от управления войсками. В конце сентября, получив отпуск, он отправился в Калугу, затем через Петербург поздней осенью прибыл в свою деревню в Лифляндии.

Барклай написал длинное письмо царю Александру I, в котором попытался изложить своё видение войны и причины отступления русских армий. В ответ он получил дружески расположенное письмо российского императора, в котором Александр признал правильность действий Барклая на посту командующего 1-й армией.

Все российские историки признают, что принципиальная стратегическая линия, намеченная Барклаем на начальном этапе Отечественной войны, не была изменена Кутузовым, и преемственность в командовании была сохранена. Стратегия Барклая была единственно верной в той сложной исторической ситуации.

Памятник М.Б. Барклаю-де-Толли был установлен в 1837г. перед Казанским собором рядом с памятником М. И. Кутузову. Это как бы уравновешивало их заслуги перед Отечеством. Без Барклая не было бы побед Кутузова. Это наконец-то поняли и оценили.

Пушкин писал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь свершитель Кутузов».

  1. Бородинское сражение

Наполеон в своих мемуарах писал о генеральном сражении при Бородине следующее: «Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех»,

Ранее Наполеон писал:

«Из всех сражений самое ужасное то,

которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжать право быть непобедимыми»

Под натиском Наполеона русские войска отходили к Витебску, а затем к Смоленску. Французы хотели сходу взять Смоленск, но помешала этому армия, которая, наконец, соединилась.

Сражение за Смоленск продолжалось с 4 по 6 августа. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью.

7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город.

Один из русских офицеров в своем письме писал: «Я видел ужасную картину – я был свидетелем гибели Смоленска…Тучи бомб, гранат полетели на дома, башни, церкви…Густой разноцветный дым, треск лопающихся бомб, гром пушек, вопль старцев, стоны жен и детей, вот что предстало нашим глазам, что поражало слух и что раздирало сердце!..»

26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км.

Наполеон стремился к генеральному сражению, рассчитывая разбить русскую армию и добиться капитуляции России.

Кутузов придерживался оборонительной тактики, планируя нанести врагу наибольший урон, сохранив при этом боеспособность своей армии.

24 августа (5 сентября) состоялось сражение при Шевардинском редуте, которое задержало французские войска и дало возможность русским построить укрепления на основных позициях

В 5:30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года более 100 французских орудий начали артиллерийский обстрел позиций левого фланга.

-Кто первыми принял на себя удар французских войск? (Багратионовы флеши)

В 6-м часу утра после непродолжительной канонады началась атака французов на Багратионовы флеши. В 8-м часу утра французы повторили атаку и захватили южную флешь. Около 10 часов утра флеши остались в руках французов. Русские пошли в атаку, рукопашный бой продолжался больше часа. Перевес склонялся на сторону русских войск, но был ранен Багратион. Весть о ранении Багратиона мгновенно пронеслась по рядам русских войск и оказала огромное воздействие на русских солдат. Русские войска стали отступать.

Высокий курган, находившийся в центре русской позиции, господствовал над окружающей местностью. На нём была установлена батарея, располагавшая к началу боя 18 орудиями. Оборона батареи возлагалась на 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Раевского.

Около 9 часов утра, в разгар боя за Багратионовы флеши, французы начали первую атаку на батарею.

В 4-м часу дня батарея Раевского пала.

По состоянию на 18 часов русская армия по-прежнему прочно располагалась на бородинской позиции, а французским войскам ни на одном из направлений не удалось достигнуть решительного успеха.

После занятия французскими войсками батареи Раевского битва стала затихать.

Согласно сохранившимся ведомостям из архива РГВИА, русская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 39 300 человек (21 766 в 1-й армии, 17 445 во 2-й армии), но с учётом того, что данные ведомостей по разным причинам неполны (не включают потери ополчения и казаков), историки обычно увеличивают это количество до 44-45 тысяч человек.

Для современной французской историографии традиционная оценка французских потерь — 30 тысяч при 9-10 тысяч убитыми

Император Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе. С тех пор в российской, а за ней в советской историографии установилось отношение к Бородинской битве как к фактической победе русской армии. В наше время ряд российских историков также традиционно настаивает, что исход Бородинской битвы был неопределённым, и русская армия одержала в ней «моральную победу».

Зарубежные историки, к которым в наше время присоединился и ряд их российских коллег, рассматривают Бородино как несомненную победу Наполеона. В результате сражения французы заняли некоторые передовые позиции и укрепления русской армии, сохранив при этом резервы, оттеснили русских с поля сражения, и в конечном итоге заставили их отступить и оставить Москву. При этом никто не оспаривает, что русская армия сохранила боеспособность и моральный дух, т.е. своей цели - полного разгрома русской армии - Наполеон так и не достиг.

Главным достижением генерального сражения при Бородине стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию, а в объективных условиях всей Русской кампании 1812 года отсутствие решающей победы предопределило конечное поражение Наполеона.






1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля

Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно

и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, 150-тысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе

не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) – современный прозаик.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Зимой 1710 — 1711 гг. русские полки выступили с Невы на Днестр.

Для войны с Турцией Россия выставила до 90 тысяч регулярных войск, 80 тысяч казаков и 20 тысяч калмыков — с силами, обещанными союзниками, это составит до 300 тысяч войска.

В конце мая 1711 года русская армия подошла к Днестру.

На военном совете было решено двинуться вперед. У Петра I был конкретный план - форсировать Дунай и двигаться по Болгарии на юго- запад до тех пор, пока не окажется под угрозой вторая столица султана – Адрианополь.

Русская армия испытывала огромные трудности: жара, недостаток пищи, нехватка воды. Вступили в Бессарабию.

Великий визирь Балтаджи-Паша прибли­зился к Дунаю с 300 тысячами войска и 500 орудиями.

Опасаясь всеобщего восстания христиан, предложил Петру мир, обещая все земли до Дуная: Новороссию с Очаковым, Бессарабию, Молдавию и Валахию.

Петр I ответил отказом, совершив крупнейшую ошибку своего царствования. Заняв Яссы, Петр двинулся правым берегом Прута к Дунаю, отрядив вперед авангард генерала Ренне, куда вошла почти вся кавалерия, и приказал ему овладеть Браиловым. А через три дня армия переправилась через Прут и двинулась на юг.

Рене взял Браилов и занялся закупкой продовольствия и формированием валахских войск. Однако Петр так и не узнал о взятии Браилова, т.к. донесение Рене было перехвачено.

8 июля авангардные части встретили турецкие войска и отступили к царской колонне. Отступление началось ночью и продолжалось  все утро. Это был ужасный переход. Турки наступали на пятки и непрерывно атаковали петровский арьергард. Татарские отряды проносились галопом взад-вперед между возами обоза и он практически весь погиб. Истощенная пехота страдала от жажды. Турки полностью окружили лагерь обороняющихся на берегу Прута.

Величие Петра сказалось в эти трагические минуты в полном блеске. Готовясь к последнему бою, он заготовил указ сенату: «в случае пленения его государем не считать и его распоряжений из плена не выполнять». Но Бог хранил Россию. Визирь Балтаджи согласился на переговоры и не использовал своего исключительного стратегического положения.

11 июля был заключен Прутский договор.


1. Проблема нравственных уроков истории (Какой урок можно извлечь из событий истории?)
2. В чём проявляется истинный патриотизм? В чём его истоки?
3. Проблема мужества и стойкости. (Какие человеческие качества помогают одержать победу?)
4. Как личность может повлиять на ход истории? (Проблема роли личности в истории)
5. Как соотносятся страх за собственную жизнь и необходимость действовать в государственных интересах?


Пример сочинения по тексту С. Покровского


С. М. Покровский уверен, что национальный дух и любовь к Родине являются той силой, благодаря которой защитники Отчизны приобретают мужество, силу и желание победить любой ценой, что так необходимо в минуту тяжелых испытаний. «Непостижимая сила»  рождается  «из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь».

Я полностью согласен с автором текста. И мне кажется, что чувства национального духа и патриотизма в сердцах граждан нашей страны нужно поддерживать. Именно эти ценности помогали нашей стране выживать и побеждать во время тяжелых исторических периодов, таких как Отечественная война 1812 года, Первая мировая война и, конечно же, Великая Отечественная война.

В доказательство моей точки зрения хотелось бы привести аргумент из художественной литературы. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, в котором князь Андрей Болконский накануне Бородинского сражения убеждает Пьера в том, что в сражениях побеждает не та армия, которая больше по численности или имеет более удачную диспозицию, а лишь та, которая желает победить гораздо больше, чем её противник. Русская армия и вправду желала победить сильнее, чем французская. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и беспощадно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России.

Также многие примеры можно увидеть непосредственно в истории нашей страны. Защитники Севастополя во время Крымской войны 1853 — 1856 годов 11 месяцев защищали город от превосходящих сил англо-французской армии. Откуда же защитники Севастополя черпали силу и мужество при столь длительной обороне от неприятеля, превосходящего их численностью и мощью? Воинский дух, любовь к Отечеству и к родному городу — вот что давало силу и храбрость защитникам Севастополя.

В заключение хотелось бы сказать: в самые судьбоносные периоды нашей истории патриотизм и высокий национальный дух  были той силой, которая позволила нашему народу преодолеть трудности. Поэтому и относиться к этим национальным чертам следует как истинным национальным ценностям.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Предлагается работа с черновиками.

Учащиеся определяют ПРОБЛЕМУ текста, ПОЗИЦИЮ автора, работают над комментарием.


РЕФЛЕКСИЯ:

- О чём заставляют нас, сегодняшних читателей, задуматься эти тексты?

- Роль личности в истории?

- Что такое патриотизм?


Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Генералам 1812 года»



Домашнее задание: используя черновики, написать сочинение по предложенным текстам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!