познавательный аспект: познакомиться со стилями речи, их признаками, тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
1.Урок построен на методе индукции: от частного примера к общему выводу.
2.Словесный (беседа).
3.Репродуктивный.
4.Практический (самост. работа).
5.Частично-поисковый.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете язык – владеете ли вы стилями речи. | Тема урока: Стили речи. Проблема: Почему необходимо знать стили речи? |
2. | Словарная разминка “Узнай слово”. | Разговор двух лиц (диалог). Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст). Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Например: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д Лихачев) (параллелизм) Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение). Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический). Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора). Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой). |
3. | Создание проблемной ситуации. Предъявление учащимся псевдотекста (, на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. О чем текст? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Что такое текст? По каким признакам мы определяем текст?
Изучение текста. Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство. |
4. | Целеполагание. | - выделить исходные тексты из псевдотекста; - определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста; - указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла. |
5. | Работа с псевдотекстом. В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами ( красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.
| Выделение текстов из псевдотекста. Стихотворение Р. Гамзатова. “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?” “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - Спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.) Стиль – художественный. Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов. Стихотворение, написанное в форме диалога. Какую картину вы представили, когда читали его? Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация) Какие художественные средства использует автор? нет ярких выразительных средств, слова общеупотребительные, признаки разговорного стиля: указательная частица - вон, “плечами пожимая”, использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого, использованы синонимы: друг, товарищ, связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией. |
6. | Анализ текста официально-делового стиля. | Глава 2 Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации) Стиль – официально-деловой. Цель – сообщение, передача деловой информации. Подстиль – законодательный. Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства) Стилевые черты: точность, не допускающая иного толкования; долженствующе-предписывающий характер ( использование инфинитива “не должно нарушать”; “обезличенность”, неличный характер ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида “признаются, гарантируются”; стереотипность построения текста, стандартизированность; отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств. Языковые средства: использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются), человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение), использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией), предложения с однородными членами предложения. Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор). |
7. | Анализ текста публицистического стиля. | Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев) Стиль – публицистический. Цели: воздействие на читателя, внушение определенной идеи, побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам. Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном” Стилевые черты: логичность (тип речи – рассуждение); образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность; общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей); полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов); экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность). Языковые средства: использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности. фразеологический оборот “белая ворона”; цитата; лексические повторы; восклицательные, вопросительные предложения; глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать); составные именные и глагольные сказуемые. |
8. | Итог урока. Итак, ребята, давайте подведем итог нашей работе. Для чего же необходимо знать стили речи? Согласны ли вы с высказыванием Солганика? | Высказывания учащихся. |
9. | Выполнение теста. | Выполнение теста on-line |