СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка "Функциональные стили речи. Тайны текста".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс

Русский язык

Тема: Функциональные стили речи. Тайны текста.

Цели:

познавательный аспект: познакомиться со стилями речи, их признаками, тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Просмотр содержимого документа
«10 класс, Функциональные стили речви»

10 класс

Русский язык

Тема: Функциональные стили речи. Тайны текста.

Цели:

познавательный аспект: познакомиться со стилями речи, их признаками, тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование: слайдовая презентация, компьютерный тест, тексты, толковый словарь, цветные карандаши.


Методы:

1.Урок построен на методе индукции: от частного примера к общему выводу.

2.Словесный (беседа).

3.Репродуктивный.

4.Практический (самост. работа).

5.Частично-поисковый.







Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете язык – владеете ли вы стилями речи.

Тема урока: Стили речи.

Проблема: Почему необходимо знать стили речи?


2.

Словарная разминка “Узнай слово”.

  1. Разговор двух лиц (диалог).

  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

  3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Например: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д Лихачев) (параллелизм)

  4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).

  5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).

  6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).

  7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

3.

Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста (, на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

Что такое текст?

По каким признакам мы определяем текст?



Изучение текста.

Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.

4.

Целеполагание.


- выделить исходные тексты из псевдотекста;

- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

- указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

5.

Работа с псевдотекстом.

В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами ( красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.




Выделение текстов из псевдотекста.

Стихотворение Р. Гамзатова.

“Вон человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” -
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)

Стиль – художественный.

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.

Стихотворение, написанное в форме диалога.

Какую картину вы представили, когда читали его?

Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация)

Какие художественные средства использует автор?

  • нет ярких выразительных средств,

  • слова общеупотребительные,

  • признаки разговорного стиля: указательная частица - вон, “плечами пожимая”,

  • использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,

  • использованы синонимы: друг, товарищ,

  • связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.


6.

Анализ текста официально-делового стиля.


Глава 2 Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)

Стиль – официально-деловой.

Цель – сообщение, передача деловой информации.

Подстиль – законодательный.

Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства)

Стилевые черты:

  • точность, не допускающая иного толкования;

  • долженствующе-предписывающий характер ( использование инфинитива “не должно нарушать”;

  • “обезличенность”, неличный характер ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида “признаются, гарантируются”;

  • стереотипность построения текста, стандартизированность;

  • отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.

Языковые средства:

  • использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются),

  • человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),

  • использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией),

  • предложения с однородными членами предложения.

Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).

7.

Анализ текста публицистического стиля.


Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Стиль – публицистический.

Цели:

  • воздействие на читателя,

  • внушение определенной идеи,

  • побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.

Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”

Стилевые черты:

  • логичность (тип речи – рассуждение);

  • образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;

  • общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);

  • полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);

  • экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

Языковые средства:

  • использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности.

  • фразеологический оборот “белая ворона”;

  • цитата;

  • лексические повторы;

  • восклицательные, вопросительные предложения;

  • глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать);

  • составные именные и глагольные сказуемые.


8.

Итог урока.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашей работе. Для чего же необходимо знать стили речи? Согласны ли вы с высказыванием Солганика?


Высказывания учащихся.

9.

Выполнение теста.


Выполнение теста on-line


Просмотр содержимого презентации
«Функциональные стили речи»

Функциональные стили речи 10 класс

Функциональные стили речи

10 класс

“ Узнай слово”

“ Узнай слово”

  • Разговор двух лиц.
  • Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  • Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Например: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д Лихачев)
  • Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.
  • Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации.
  • Одинаковое начало нескольких соседних предложений Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации.
Псевдотекст

Псевдотекст

  • В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
О чем текст? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Что такое текст? По каким признакам мы определяем текст?
  • О чем текст? Можно ли понять мысль автора?
  • Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
  • Что такое текст?
  • По каким признакам мы определяем текст?
- выделить исходные тексты из псевдотекста; - определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста; - указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.
  • - выделить исходные тексты из псевдотекста;
  • - определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;
  • - указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.
Стихотворение Р. Гамзатова .
  • Стихотворение Р. Гамзатова .

“ Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?” “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - Спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!