10
8 класс
Тема: «Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Ход урока:
Организационный момент. Установка на сотрудничество
Учитель: Добрый день, ребята, уважаемые гости!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела рассказать вам притчу. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды.
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Эпилог:
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).
(Просмотр видео-ролика «Морские звезды»)
Ребята, а что же такое притча?
(Притча-небольшой рассказ философского нравоучительного характера)
Ответьте, пожалуйста, о чем повествует данная притча?
(На пути к большому успеху человек преодолевает множество испытаний. Любое большое дело начинается с малого. Знания своего рода – большая звезда, и чтобы достать эту звезду, нужно приложить немало усилий).
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Прочитайте предложения (проецируются на экран)
М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
Прежде чем мы с вами выясним, в чем различие данных предложений по структуре, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете выражение М.Горького?»
(М.Горький в своем выражении призывает нас к чтению книг с целью усовершенствования своих знаний в области русского языка).
Итак, ребята, в чем структурное различие данных предложений?
( Во втором предложении есть прямая речь. Слова переданы дословно, точно от имени писателя.)
Ребята, что такое прямая речь?
(Прямая речь - речь, переданная без изменения, от лица говорящего)
Что вы можете сказать о первом предложении?
(В первом предложении повествование ведется от третьего лица, речь передана с помощью СПП).
Кроме слов автора в нем содержится еще и речь другого человека, чужая речь. Мы часто говорим о том, что нам рассказывают другие люди, вспоминаем о том, что прочитали в книгах, услышали по радио и по телевизору. Когда мы передаем чужие слова, чужую речь в нашей устной речи, у нас это не вызывает затруднений. Но когда нужно передать чужую речь письменно, мы не всегда можем ее правильно оформить. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о том, как в русском языке говорящий и пишущий может передавать чужую речь. (запись темы в тетрадь: «Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь»)
Сформулируйте цели нашего урока?
(Сегодня мы обобщим знания по теме «Прямая речь» вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора)
Вспомним, из каких частей состоит прямая речь?
(Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Прямая речь заключается в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире).
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак .Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё.
Ребята, Что касается интонации, используемой при прямой речи, то нужно запомнить. Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном). Для выполнения следующего задания разделимся на группы(по рядам)
Вам предстоит записать в тетрадь предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
1. «Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?».
2. «Не буду! - вскричала Алиса, судорожно пытаясь сменить тему разговора. - А ... вы любите... э-э... собак?»
3. Ася промолвила: « Лесть и трусость – самые дурные пороки»
4. Максим Горький писал: «Хорошая книга праздник».
5. «Как же я опаздываю!» - бормотал Кролик себе под нос
6. Собакевич спросил наконец: « Какая же ваша будет последняя цена?»
(обучающиеся читают предложения, объясняют постановку знаков препинаний)
Закрепление
1. Работа с текстом
(каждому ученику выдаётся карточка с текстом)
Карточка № 1
- Прочитать текст.
- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.
- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
б) Проверка
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
«Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Аналитическая беседа
Определите основную мысль текста.
Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?
(добрые, ласковые, нежные, скучали; седьмая дочка заботливая, внимательная).
Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
Молодцы!
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить
Физкультминутка
Как вы думаете, ребята, что такое чужая речь?
( Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать.)
Чужая речь состоит из двух частей: часть, передающая чужую речь и комментирующая часть (слова автора) Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:
- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.;
- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.;
- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.;
- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.
- называния субъекта речи: кто говорит;
- характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы – слайды)задание с выбором глагола
Капитан сказал: «Купаться!»
Он сказал: «То-то же, будешь знать!»
Она сказала мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!»
Вася сказал: «Пожалуй, ты прав!»
Мальчик сказал: «Подождите меня, я скоро».
В русском языке существует несколько способов передачи чужой речи, сегодня мы рассмотрим их. Ребята, посмотрите, на экран:
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Наконец он закончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу…»
б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Он (Савельич) явился и сообщил, что лошади готовы.
в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;
г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.(вывести схемы на экран)
Ребята, мы с вами перечислили способы передачи чужой речи. Остановимся подробнее на каждом из них и закрепим способы передачи чужой речи на практике.
Вашему вниманию будут представлены фрагменты фильмов, снятых на основе произведений худ. Литературы. Вам необходимо назвать произведение и героя, произносящего речь, а затем записать одним из предложенных способов
А) Герой рассказа И.А.Бунина «Кавказ» пояснил: «План наш был дерзок: уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели
Б) Городничий сообщил, что едет ревизор.
В) ) Гринев повествует о своей влюбленности в капитанскую дочку.
Г) По словам Марии, Алексей Иванович сватался к ней.
а) Самостоятельная работа по заданию: списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания.
1) Приходите вечером в плавательный бассейн (предложил тренер).
2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач).
3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио).
4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)!
5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).
Подведение итогов
Ребята, настало время обобщить изученный на сегодняшнем уроке материал.
Что мы понимаем под термином «чужая речь»?
Какие способы передачи чужой речи мы рассмотрели?
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
Слова, вводящие прямую речь, называются …
Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
Слова, обращенные к собеседнику – это…
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.