СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект предназначен для учащихся 8 класса. Рекомендуется  использовать на уроке русского языка при изучении новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь"»

10


8 класс

Тема: «Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Ход урока:

  1. Организационный момент. Установка на сотрудничество
    Учитель:
    Добрый день, ребята, уважаемые гости!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела рассказать вам притчу. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды.
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Эпилог:

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).



(Просмотр видео-ролика «Морские звезды»)

Ребята, а что же такое притча?

(Притча-небольшой рассказ философского нравоучительного характера)

Ответьте, пожалуйста, о чем повествует данная притча?

(На пути к большому успеху человек преодолевает множество испытаний. Любое большое дело начинается с малого. Знания своего рода – большая звезда, и чтобы достать эту звезду, нужно приложить немало усилий).

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
Прочитайте предложения (проецируются на экран)

М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».


Прежде чем мы с вами выясним, в чем различие данных предложений по структуре, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете выражение М.Горького?»

(М.Горький в своем выражении призывает нас к чтению книг с целью усовершенствования своих знаний в области русского языка).

Итак, ребята, в чем структурное различие данных предложений?

( Во втором предложении есть прямая речь. Слова переданы дословно, точно от имени писателя.)

Ребята, что такое прямая речь?

(Прямая речь - речь, переданная без изменения, от лица говорящего)

Что вы можете сказать о первом предложении?

(В первом предложении повествование ведется от третьего лица, речь передана с помощью СПП).

Кроме слов автора в нем содержится еще и речь другого человека, чужая речь. Мы часто говорим о том, что нам рассказывают другие люди, вспоминаем о том, что прочитали в книгах, услышали по радио и по телевизору. Когда мы передаем чужие слова, чужую речь в нашей устной речи, у нас это не вызывает затруднений. Но когда нужно передать чужую речь письменно, мы не всегда можем ее правильно оформить. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о том, как в русском языке говорящий и пишущий может передавать чужую речь. (запись темы в тетрадь: «Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь»)

Сформулируйте цели нашего урока?

(Сегодня мы обобщим знания по теме «Прямая речь» вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора)

Вспомним, из каких частей состоит прямая речь?

(Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Прямая речь заключается в
кавычки. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире).

Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак .Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё.

Ребята, Что касается интонации, используемой при прямой речи, то нужно запомнить. Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном). Для выполнения следующего задания разделимся на группы(по рядам)

Вам предстоит записать в тетрадь предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
1. «Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?».

2. «Не буду! - вскричала Алиса, судорожно пытаясь сменить тему разговора. - А ... вы любите... э-э... собак?»

3. Ася промолвила: « Лесть и трусость – самые дурные пороки»

4. Максим Горький писал: «Хорошая книга праздник».

5. «Как же я опаздываю!» - бормотал Кролик себе под нос

6. Собакевич спросил наконец: « Какая же ваша будет последняя цена?»

(обучающиеся читают предложения, объясняют постановку знаков препинаний)
Закрепление
1. Работа с текстом 
(каждому ученику выдаётся карточка с текстом)
Карточка № 1
- Прочитать текст.
- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.
- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

б) Проверка

Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
«Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

Аналитическая беседа
Определите основную мысль текста.
Как можно охарактеризовать девочек? Какие они?
(добрые, ласковые, нежные, скучали; седьмая дочка заботливая, внимательная).
Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
Молодцы!

Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить

Физкультминутка

Как вы думаете, ребята, что такое чужая речь?
( Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать.)

Чужая речь состоит из двух частей: часть, передающая чужую речь и комментирующая часть (слова автора) Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:
- глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др.
- глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др.
- глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.;
- отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.
- называния субъекта речи: кто говорит;
- характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы – слайды)задание с выбором глагола

  • Капитан сказал: «Купаться!»

  • Он сказал: «То-то же, будешь знать!»

  • Она сказала мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!»

  • Вася сказал: «Пожалуй, ты прав!»

  • Мальчик сказал: «Подождите меня, я скоро».



В русском языке существует несколько способов передачи чужой речи, сегодня мы рассмотрим их. Ребята, посмотрите, на экран:

а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Наконец он закончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу…»

б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Он (Савельич) явился и сообщил, что лошади готовы.

в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.; 

г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.(вывести схемы на экран)


Ребята, мы с вами перечислили способы передачи чужой речи. Остановимся подробнее на каждом из них и закрепим способы передачи чужой речи на практике.

Вашему вниманию будут представлены фрагменты фильмов, снятых на основе произведений худ. Литературы. Вам необходимо назвать произведение и героя, произносящего речь, а затем записать одним из предложенных способов

А) Герой рассказа И.А.Бунина «Кавказ» пояснил: «План наш был дерзок: уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели

Б) Городничий сообщил, что едет ревизор.

В) ) Гринев повествует о своей влюбленности в капитанскую дочку.


Г) По словам Марии, Алексей Иванович сватался к ней.

а) Самостоятельная работа по заданию: списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания.
1) Приходите вечером в плавательный бассейн (предложил тренер).
2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач).
3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио).
4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)!
5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).

Подведение итогов

Ребята, настало время обобщить изученный на сегодняшнем уроке материал.

Что мы понимаем под термином «чужая речь»?

Какие способы передачи чужой речи мы рассмотрели?

  • Какую функцию выполняет чужая речь в повествовании? Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?



Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…

  • Слова, вводящие прямую речь, называются …

  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…

  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…

  • Слова, обращенные к собеседнику – это…

  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…

  • Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…

  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?

  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?

  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.


























10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!