СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по ФГОС в 5 классе «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обеспечить  формирование  у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е  после шипящих и  Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по ФГОС в 5 классе «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №24»











Разработка урока русского языка по ФГОС в 5 классе «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

















Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Бекух С.М.

а.Шенджий

2016год

Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.



М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку



















Ход урока:



Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК:

- Давайте посмотрим, друг на друга, возьмём соседа за руку, поприветствуем и скажем ему «Добрый день»,

а теперь улыбнёмся ему. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».



(СМАЙЛИКИ+ ПЕСНЯ «Если друг не смеётся…»)

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

2. Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Морфологию, в один очень интересный город слов к суффиксам и окончаниям, а в какой город – попробуйте угадать:

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

(Город Прилагательное) (0 -1 балл)



Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.

- Зачем нам отправляться в путешествие?



(СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)



а) - Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, у вас на партах есть вот такие рюкзачки - дневники путешественника, куда будем собирать знания. У каждого свой дневник.



Подпишите дневник…

- Во время путешествия мы встретимся с препятствиями- заданиями, которые предстоит одолеть и будем свои усилия оценивать. Посмотрите…рядом с заданием есть окошко, за каждый правильный ответ – балл. Готовы? Отправляемся!





б) Мобилизирующий этап - Река Существительных.



- А вот и первое препятствие, и мы у реки Существительное, переправы нет, но есть какое-то послание.



Письмо от императора Существительных



«У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффикса и окончаний О и Е начинают спор. А к ним ещё и Ё из корня присоединяется. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных».



в) Задание 1. - Вы повторяли этот материал дома



- Работать будете по группам. Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.



- Каждая группа выбирает только определённую группу слов:



Для первой группы: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»

Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Для четвёртой группы: «Лишние слова»



Запишите в Дневник путешественника

Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г



– (Проверь себя. Самопроверка)

1-ая группа: решЁтка, крыжОвник, жЁлудь, шОрох, ожОг

2- ая группа : собачОнка, дружОк, бельчОнок, девчОнка, речЕнька

3- ая группа: улицЕй, врачОм, плечОм, полотенцЕм, пищЕй

4- ая группа: (больш…го, колюч…го, пищ…вой, свинц…вый, еж…вый)

- Кто назовёт помощника существительных? (Ударение)

- От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)

- Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)

- А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)

- Кто справился полностью? Молодцы! Поощрительные баллы Поставить баллы 3 макс.

-А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?

-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.

-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?

- В какой части слов находятся орфограммы?

- Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия…



«Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

- Давайте определим цель и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.

познакомиться с правилом правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

учиться правильно писать прилагательные на данное правило.

Ставим баллы (Максимально- 2 б.)

- Нам предстоит побывать в стране Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя, много нужно преодолеть препятствий.

- Мы продолжим пополнять рюкзаки на протяжении всего путешествия.

4.Формирование новых знаний и способов действия

1) Мотивация. Введение в новую тему. Дом Суффиксов и Окончаний.

- Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители.

Звуковое письмо Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы и окончания существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу».



- Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у существительных.

- Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний? (Ударение)

2) Наблюдения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!