СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка на тему "Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения", 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения" в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему "Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения", 11 класс»

Краснодарский край, Апшеронский район, город Хадыженск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Советского Союза Гусева Владимира Васильевича












Урок русского языка

в 11 классе

по теме «Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения»








Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Авджиян Э.Б.








г. Хадыженск, 2016



Урок 7.

Тема: Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Цели: повторить ранее изученный материал по теме; отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами; закрепить навыки пунктуационного анализа предложений; развитие речи учащихся; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: карточки, схемы «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», карточки для сам. работы.

Ход урока:

I. Словарно-семантическая разминка.

- Запишите слова в тетрадь, расставьте ударения. Укажите твердое или мягкое произношение согласного звука перед буквой «е».

Адекватный, антитеза, астероид, афера, де-юре, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, демагогия.

- Объясните лексическое значение слов.

II. Проверка домашнего задания.

Устное сообщение об односоставных предложениях (два человека).

III. Повторение, обобщение теоретического материала об однородных членах предложения.

Примечание. Прежде чем говорить об однородности, необходимо разобраться в двух ключевых понятиях синтаксиса — сочинении и подчинении. Сочинение - это равноправие каких-либо элементов языка, а подчинение - это неравноправие, зависимость одного элемента от другого. Отношения сочинения возникают между отдельными словами (однородными членами предложения), придаточными частями сложноподчиненного предложения и отдельными частями в составе сложносочиненного предложения. Принцип постановки знаков препинания в первом и втором случае одинаков: если между сочинительными частями нет союзов или есть союзы повторяющиеся, то между ними ставится запятая. Иной принцип действует в сложносочиненных предложениях, где запятая ставится между частями всегда (исключая сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом - детерминантом).

1. Беседа с классом.

— Дайте понятие однородности.

— Какая связь между однородными членами предложения?

— Какая интонация при однородных членах?

— Назовите морфологическое выражение однородных членов.

— Назовите условие, когда повторяющиеся слова не являются однородными членами предложения.

— Перечислите знаки препинания между однородными членами предложения.

2. Чтение § 79—83, составление таблиц.

(Составляются таблицы по теме «Знаки препинания при однородных членах», примеры к таблицам подбираются из упражнений к параграфам. Проверка таблиц и приведенных к ним примеров с комментированием учащимися.)

— Какие группы союзов вы знаете?

— Что, кроме однородных членов, соединяют сочинительные союзы?

— Назовите группы сочинительных союзов по значению, особенностям употребления, составу.

— Зависит ли постановка знаков препинания от группы сочинительного союза, от его повторяемости (неповторяемости)?

— Назовите случаи, когда не ставится запятая между однородными членами.

Физминутка для глаз.

IV. Закрепление материала.

Выполнение упражнений 391, 392 (устно), 393 (письменно).

Таблица «Соединение однородных членов в предложении»

Бессоюзной связью (интонацией перечисления)


Одиночными

союзами


Повторяющимися союзами


Двойными союзами


Искусство должно

отражать жизнь

человека целостно, синтетично,

во взаимоотношении разных сторон.


По вечерам

старички смотрели телевизор

или играли

в шашки.


Горный поток

и шумел, и пенился, и бился

о скалы.



Он интересуется как физикой, так и математикой.



Таблица «Выражение однородных членов в предложении»

Отдельные слова

Словосочетания (в том числе деепричастные и причастные обороты)

Придаточные предложения

Семейка воробьев прыгала бойко, забавно, самонадеянно.

Вынув из кармана маленький пистолет и вложив его в ухо голодному зверю, Дефорш выстрелил.

Весной он снова поверил, что силы вернутся к нему, что он вовремя закончит книгу, что счастье еще ему улыбнется.

Примечание. Может быть несколько рядов однородных членов: былые невзгоды (1), и беды (1), и горе (1) промчатся (2), как воды, забудутся (2) вскоре. Первый ряд однородных членов - подлежащие, второй - сказуемые.

— Определите, сколько рядов однородных членов в предложении.

Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес, луг, озеро.

V. Самостоятельная работа «Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами». (ЕГЭ. Задание 15 )

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

1. §79-83.

2. Упражнение 394.





















САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ПУНКТУАЦИЯ В ССП И ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ». (ЕГЭ. ЗАДАНИЕ 15 (А 19).)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ:

чтение предложения – определение количества грамматических основ в предложении – выбор правильного ответа.

Естественно, если мы в предложении находим более одной основы, то ставим перед сочинительным союзом И запятую.

Запятая в ССП не ставится: при общем второстепенном члене, при вопросительных или восклицательных предложениях.


I. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я люблю Россию до боли сердечной ( ) и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

1) в предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится;

2) предложение сложное (сложносочинённое), перед И ставится запятая;

3) в предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И ставится;

4) предложение сложное (сложносочинённое), запятая перед И не ставится.

II. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мелодично звенели вершины сосен ( ) и едва слышно перешёптывались осинки.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

III. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я стал много читать ( ) и во мне пробудилась охота к литературе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

IV. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Мне приходилось ждать поезда ( ) и от нечего делать я наблюдал железнодорожную публику.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

V. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Извозчик неутомимо погонял лошадей ( ) и во все горло распевал песни.

1) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

VI. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Язык – это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

VII. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В комнате молчали ( ) и лишь уличный шум за окном говорил о реальности происходящего.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

VIII. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Это мир Достоевского ( ) и он совершенно отличен от мира других писателей.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Величественное море к вечеру совсем утихло ( ) и только изредка глухо вздыхало.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

X. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Установилось относительное затишье ( ) и и жизнь в городе пошла прежним порядком.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

_2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

XI. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Вдруг пронёсся порывами ветер ( ) и осыпал яблоневый цвет.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

XII. Практические задания:

1. Составьте три варианта задания 15 (А19).

2.Объясните постановку (или отсутствие) запятой в предложениях.


1) Кончился величественный лес ( ) и ударила в глаза росистая яркость лугов.

2) На земле жилось нелегко ( ) и потому я полюбил бездонное небо.

3) Было тихо ( ) и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет.

4) С юго-запада подул сильный ветер ( ) и стало довольно тепло.

5) Я ещё ни разу в жизни не летал на самолёте ( ) и не так давно это было одним из самых больших моих желаний.

6) Сердце у колибри относительно их веса огромное ( ) и бьётся невероятно быстро.

7) Свет луны уже померк ( ) и в воздухе повеяло сыростью.

8) Жизнь в сознании равнодушного человека быстро вянет ( ) и он остаётся один со своим благополучием.

9) Я с детства ощущал себя на море лишь гостем ( ) и это осталось на всю жизнь.

10) Дышит прямо в лицо холодное дыхание ночи ( ) и вот уже дремлешь.

11) Все мы порой пишем письма ( ) и нет ничего проще.

12) Воздух совершенно прозрачен ( ) и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

13) Были морозные утренники ( ) и на побледневшей траве чётко печатался снежный след ноги.

14) Представители абстрактного экспрессионизма считали любое бессознательное

15) действие отражением психического состояния художника ( ) и в этом видели смысл изображаемого.

16) В трёх верстах от станции стало накрапывать ( ) и через u1084 минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!