СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Россия в период правления Александра 1- альтернативы развития"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Период правления Александра 1- альтернативы развития"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Россия в период правления Александра 1- альтернативы развития"»

Тема урока: Россия в годы правления Александра 1- альтернативы развития.

Цели урока:

образовательные:

- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ;

-определить альтернативы развития российского государства при Александре 1
развивающие:

- обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;

- развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

воспитательные:

- воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

- развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • включение учащихся в различные виды деятельности на уроке по получению нового знания;

  • преобразование и применение нового знания в учебных ситуациях;

  • формирование научного типа мышления;  

метапредметные:

  • принятие учебной цели учащимися, организация и контроль учебного труда;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;

  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

  • смысловое чтение;

  • умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Тип урока: комбинированный

Технология- проблемное обучение

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.Организационный. Мотивация учебной деятельности.




Проверка готовности к уроку. Создание положительной атмосферы.

Самопроверка готовности к уроку.


Регулятивные: самоконтроль


2.Актуализация знаний.

Слайд 1. Определите, как связано данное изображение с личностью Александра1.

Слайд2


Слайд 3

Высказывание Сенеки

1. «Историческая атака»

а. Под влиянием каких идей воспитывался Александр?

б. Как и почему А.С. Пушкин назвал первый период царствования Александра I?

в. Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав?

г. Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I?

д. Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)








Ответы учащихся:

- самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа;

- «Дней Александровых пре красное начало»;

- Негласный комитет – это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России;

– амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д.

Состав: граф П.А. Строганов Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский,

граф В.П. Кочубей);

-1802 г. - Сенат превращён в высший судебный орган, орган контроля за деятельностью местных властей; вместо петровских коллегий созданы 8 министерств; учреждён Комитет министров для обсуждения вопросов управления страной; 1810 г. – создан Государственный совет –законосовеща-тельный орган при царе – по проекту М.М. Сперанского.

Личностные: осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала


3.Изучение нового материала

Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны.

Слайд 4

Задания для формулирования темы и проблемы

Историки делят царствование Александра 1 на два периода:

1) Начальный – когда Александр I стремился проводить либеральные преобразования;

2)Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной, охранительной.

При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода.

Какую проблему можно определить?

Слайд5

Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой?

Используя наши знания, мы попытаемся дать оценку правления Александра I и определить возможные альтернативы развития страны в правление этого императора

А для этого мы с вами будем работать в группах по следующему плану:


Основные вопросы изучения

материала

1) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.

2) Продолжение реформ.

3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.

- Отечественная война оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе. Подробнее об этом вы узнаете, выполнив задание (слайд 4). Учитель выслушивает ответы, постепенно выводя их на экран по щелчку (слайд


Работа с учебником § 6,п.1

Задание для всех групп Слайд 8


Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после Отечественной войны 1812г.?

Задания для групп:

1 группа – Продолжение реформ , «Польский эксперимент»

План работы для первой группы. (приложение1.)

1.Название документа и год его принятия.

2.Цель принятия документа.

3.Причины принятия документа 4.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в

5. Выделите «сильные и «слабые» стороны Польской конституции, возможности и угрозы.

Приём «SWOT – анализ»

Сильные стороны

Польская конституция




Слабые стороны



Возможности



Угрозы



  1. группа. Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева

План работы для второй группы.(приложение2.)

1.Название документа и год его подготовки.

2.Цель принятия документа.

3.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в

управлении)

4.Определите прогрессивные черты и консервативные.

5. Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие?



3.Отказ от проведения реформ.

План работы для третьей группы.(приложение3.)

1.Указы, принятые Александром I в 1820 – е годы.

2.Причины отказа от проведения реформ.

3. Сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра

Как видите, столько планов, оставшихся нереализованными, столько противоречий во внутриполитическом курсе. Думаю, вам придётся призадуматься, давая оценку императору как политику и его внутренней политике.








Формулирование и запись темы в тетрадь

Период царствования Александра 1-альтернативы развития.











Формулируют проблемный вопрос:

Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой?

Класс делится на группы.

Составление плана изучения темы.



















Записать в тетрадь.

Настроения в российском обществе после войны 1812 года:



Свободомыслящее дворянство-

Крестьяне-

Народы Российской империи-

Консервативное дворянство-

После войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.



Регулятивные:

Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи

Целеполагание –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.












Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство







Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

4.Первичное осмысление. Закрепление изученного материала.












Королевства Польского в состав Российской империи (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. после разгрома Наполеона).

Отвечают на вопросы по тексту (появление конституции, действующий двухпалатный сейм, выборы, свобода печати, неприкосновенность личности – всё это шло вразрез с российской политической системой).



Учащиеся дополняют свои ответы (Российский император становился польским королём, ему принадлежала законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать законы) и делают общий вывод об ограниченности этой политической реформы, но в то же время её важности как первого, пробного шага в российской истории, правда, на польской её территории.















Определяют изменения, предполагавшиеся в соответствии с проектом конституции Н.Новосильцева

Работают по пункту параграфа

Выполняют задания

Учащиеся отвечают на вопрос:

(Отчасти. Самодержавие как неограниченная абсолютная власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон).




Учащиеся отвечают (скорее всего дети скажут, что противостояние в высших кругах, в среде дворянства реформам пугало Александра I, помнившего о судьбе отца).























Познавательные:

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели;

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи


Познавательные: Структурирование своих знаний; выявление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда, прогнозирование.


















Контрольно-

оценочный



Вопросы и задания для закрепления:

  1. Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? (проблемный вопрос урока)


  1. В чем причины, поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней жизни в России в 1815-1825гг?. Каковы были альтернативы развития российского государства? какой путь мог выбрать Александр1?

  2. Какие периоды в правлении Александра I можно выделить? Как менялась в целом его политика?

3) Кем были разработаны проекты политических реформ в правление Александра I?

4) Как на ваш взгляд связаны отмена крепостного права и введение Конституции?

5) Почему Александру 1 не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости?


Фронтальный опрос учащихся

Причины сворачивания реформ в конце правления Александра I:

1) Активное противодействие большинства дворян

2) Нарастание революционного движения в Европе;

3) Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе

3) Личная трагедия Александра I, потерявшего дочерей и сестру;

4) Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора

Альтернативы:

Либеральный- путь реформ или консервативный, сворачивание реформ, укрепление самодержавной власти.

Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

5.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов, выставление оценок



Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Подведение итогов работы учащихся.

Домашнее задание:

-параграф 6, вопросы ;

1.Подготовить сообщение Аракчеев А.А.


Ну и закончить урок я бы хотела словами Петра Вяземского


Сфинкс, неразгаданный до гроба,


О нем и ныне спорят вновь;


В любви его роптала злоба,


А в злобе теплилась любовь.


Дитя осьмнадцатого века,


Его страстей он жертвой был:


И презирал он человека,


И человечество любил

Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Самооценка работы на уроке, заполняют листы самооценки.

Коммуникативные:

Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающие с собственной.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом.

Личностные:

умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции.







Приложение1.



1 группа – Продолжение реформ - «Польский эксперимент» стр.40-41, 45

План работы для первой группы.

1.Название документа и год его принятия.

2.Цель принятия документа.

3.Причины принятия документа (работа с историческим источником)

4.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в

5. Выделите «сильные и «слабые» стороны, возможности и угрозы Польской конституции.



















Приложение2.





План работы для второй группы. Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева

1.Название документа и год его подготовки. Стр.41-42

2.Цель принятия документа.

3.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в

управлении)

4.Определите прогрессивные черты и консервативные.

5. Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие?















Приложение3.





План работы для третьей группы. Отказ от проведения реформ. Стр.42-43

1.Указы, принятые Александром I в 1820 – е годы.

2.Причины отказа от проведения реформ.

3. Сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!