2.Актуализация знаний. | Слайд 1. Определите, как связано данное изображение с личностью Александра1. Слайд2 Слайд 3 Высказывание Сенеки 1. «Историческая атака» а. Под влиянием каких идей воспитывался Александр? б. Как и почему А.С. Пушкин назвал первый период царствования Александра I? в. Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав? г. Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I? д. Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике) | Ответы учащихся: - самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа; - «Дней Александровых пре красное начало»; - Негласный комитет – это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России; – амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д. Состав: граф П.А. Строганов Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский, граф В.П. Кочубей); -1802 г. - Сенат превращён в высший судебный орган, орган контроля за деятельностью местных властей; вместо петровских коллегий созданы 8 министерств; учреждён Комитет министров для обсуждения вопросов управления страной; 1810 г. – создан Государственный совет –законосовеща-тельный орган при царе – по проекту М.М. Сперанского. | Личностные: осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала |
3.Изучение нового материала | Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны. Слайд 4 Задания для формулирования темы и проблемы Историки делят царствование Александра 1 на два периода: 1) Начальный – когда Александр I стремился проводить либеральные преобразования; 2)Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной, охранительной. При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода. Какую проблему можно определить? Слайд5 Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Используя наши знания, мы попытаемся дать оценку правления Александра I и определить возможные альтернативы развития страны в правление этого императора А для этого мы с вами будем работать в группах по следующему плану: Основные вопросы изучения материала 1) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество. 2) Продолжение реформ. 3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. - Отечественная война оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе. Подробнее об этом вы узнаете, выполнив задание (слайд 4). Учитель выслушивает ответы, постепенно выводя их на экран по щелчку (слайд Работа с учебником § 6,п.1 Задание для всех групп Слайд 8 Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после Отечественной войны 1812г.? Задания для групп: 1 группа – Продолжение реформ , «Польский эксперимент» План работы для первой группы. (приложение1.) 1.Название документа и год его принятия. 2.Цель принятия документа. 3.Причины принятия документа 4.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в 5. Выделите «сильные и «слабые» стороны Польской конституции, возможности и угрозы. Приём «SWOT – анализ» Сильные стороны Польская конституция | Слабые стороны | Возможности | Угрозы | группа. Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева План работы для второй группы.(приложение2.) 1.Название документа и год его подготовки. 2.Цель принятия документа. 3.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в управлении) 4.Определите прогрессивные черты и консервативные. 5. Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие? 3.Отказ от проведения реформ. План работы для третьей группы.(приложение3.) 1.Указы, принятые Александром I в 1820 – е годы. 2.Причины отказа от проведения реформ. 3. Сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра Как видите, столько планов, оставшихся нереализованными, столько противоречий во внутриполитическом курсе. Думаю, вам придётся призадуматься, давая оценку императору как политику и его внутренней политике. | Формулирование и запись темы в тетрадь Период царствования Александра 1-альтернативы развития. Формулируют проблемный вопрос: Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Класс делится на группы. Составление плана изучения темы. Записать в тетрадь. Настроения в российском обществе после войны 1812 года: Свободомыслящее дворянство- Крестьяне- Народы Российской империи- Консервативное дворянство- После войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ. | Регулятивные: Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Целеполагание –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
4.Первичное осмысление. Закрепление изученного материала. | Королевства Польского в состав Российской империи (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. после разгрома Наполеона). Отвечают на вопросы по тексту (появление конституции, действующий двухпалатный сейм, выборы, свобода печати, неприкосновенность личности – всё это шло вразрез с российской политической системой). Учащиеся дополняют свои ответы (Российский император становился польским королём, ему принадлежала законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать законы) и делают общий вывод об ограниченности этой политической реформы, но в то же время её важности как первого, пробного шага в российской истории, правда, на польской её территории. Определяют изменения, предполагавшиеся в соответствии с проектом конституции Н.Новосильцева Работают по пункту параграфа Выполняют задания Учащиеся отвечают на вопрос: (Отчасти. Самодержавие как неограниченная абсолютная власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон). Учащиеся отвечают (скорее всего дети скажут, что противостояние в высших кругах, в среде дворянства реформам пугало Александра I, помнившего о судьбе отца). | Познавательные: действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели; использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи Познавательные: Структурирование своих знаний; выявление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда, прогнозирование. |
Контрольно- оценочный | Вопросы и задания для закрепления: Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? (проблемный вопрос урока) В чем причины, поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней жизни в России в 1815-1825гг?. Каковы были альтернативы развития российского государства? какой путь мог выбрать Александр1? Какие периоды в правлении Александра I можно выделить? Как менялась в целом его политика? 3) Кем были разработаны проекты политических реформ в правление Александра I? 4) Как на ваш взгляд связаны отмена крепостного права и введение Конституции? 5) Почему Александру 1 не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости? | Фронтальный опрос учащихся Причины сворачивания реформ в конце правления Александра I: 1) Активное противодействие большинства дворян 2) Нарастание революционного движения в Европе; 3) Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе 3) Личная трагедия Александра I, потерявшего дочерей и сестру; 4) Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора Альтернативы: Либеральный- путь реформ или консервативный, сворачивание реформ, укрепление самодержавной власти. | Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
5.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов, выставление оценок | Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Подведение итогов работы учащихся. Домашнее задание: -параграф 6, вопросы ; 1.Подготовить сообщение Аракчеев А.А. Ну и закончить урок я бы хотела словами Петра Вяземского Сфинкс, неразгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь; В любви его роптала злоба, А в злобе теплилась любовь. Дитя осьмнадцатого века, Его страстей он жертвой был: И презирал он человека, И человечество любил | Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Самооценка работы на уроке, заполняют листы самооценки. | Коммуникативные: Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающие с собственной. Регулятивные: волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом. Личностные: умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции. |