СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Роль морали в жизни человека и общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Роль морали в жизни человека и общества»»




Урок обществознания

в 8 классе по теме:

«Роль морали в жизни человека и общества»


Составила учитель истории

и обществознания

Сидоренко Ольга Анатольевна








Цели и задачи урока:


В ходе урока учащиеся смогут:

  • Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию

  • Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач

  • Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах, вести дискуссию в группах

  • Развивать умение анализировать литературные источники

  • Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей

  • Отказаться от реализации своих планов за счет других людей

  • Понять важность компромисса в общественной жизни

  • Понять нравственное содержание доброты, гуманности, милосердия

  • Мотивировать себя к совершению добрых и гуманных поступков;

  • Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей;

  • Увидеть опасность зла и жестокости.



План урока:

    1. Что самое ценное в человеке?

    2. Поиски смысла жизни. Милосердие.

    3. Жизненная позиция человека. Будьте милосердны!


Основные вопросы:

  1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?

  2. Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?

  3. Что самое ценное в человеке?

  4. Каковы различия в понимании счастья?

  5. Что такое милосердие, прощение?

  6. Умеете ли вы прощать?



Словарь урока:

  • Мораль

  • Личность

  • Жизненные цели

  • Счастье

  • Милосердие

  • Доброта

  • Гуманность

  • Сострадание

  • Совесть



Оборудование:

  • Рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

  • Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

  • пергамент с записями

  • медали каждому ученику « Будь милосерден!»

  • карточки с проблемными заданиями для групп

  • листы ватмана и фломастеры для выполнения эскизов символа милосердия

  • мультимедийный проектор с презентацией к уроку


Использованная литература:

  • Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова,-

  • М., «Просвещение» 2008год

  • «Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год

  • Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.

  • Апресян А. Г. Идея морали и базовые нор­мативно-этические программы.— М., 1995.— С. 269.

  • Ейфельдт Д. Н. Беседа с Л. Н. Толстым//Интервью и беседы с Львом Толстым.— М., 1986.— С. 348.


Эпиграфы:


« Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения, доброты заслуживает каждый из вас»

Иоанн Златоуст.


« Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется»

Иоанн Златоуст.


« Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему»

Иоанн Златоуст.


« Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие»

Л.Н.Толстой


«Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам»

Генри Уорд Бичер


«…Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…»

Франсуа Рене де Шатобриан

Порядок проведения урока:


Этапы


Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы оценивания

1.Мотивация

Анализ высказываний.

«Мозговой штурм»

Учащиеся определяют понятие «счастье», обсуждают его сложность и многозначность.

Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа

2 «Притча о блудном сыне»

Работа индивидуально и в малых группах.

Учащиеся анализируют притчу, картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы.

Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.

3.Работа с высказываниями о милосердии.

Работа в группах.

Обращение к тексту с понятиями.

Учащиеся формулируют основные понятия темы.

Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4.Изучение основной проблемы

Работа в группах

Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни, что такое милосердие, прощение на примере рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.

5.Закрепление полученных знаний

Работа в группах.

(изображение символа милосердия)

Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение сотрудничать при решении учебных задач.

Определение на основании документа жизненной позиции автора.

6.Подведение итогов

Общая дискуссия.

Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции.

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.



Ход урока.


1.Вступление.

Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.

Что самое ценное в человеке? Многие пытались ответить на этот вопрос, но сделать это очень трудно. Что предпочесть? Ум, силу, талант, красоту, смелость? Все качества нужны человеку. Но что же самое главное, самое ценное? Может быть – это добро?

- Что такое добро? Это то, что помогает человеку, природе.

Высшее проявление добра – это мир, любовь, милосердие, умение прощать.


2Обсуждение выполнения домашнего задания.


1)Обсудить дома с родителями, что такое «муки совести», были ли в вашей жизни моменты, когда вас мучала совесть?

2)Прочитать п.51 и письменно в тетради ответить на вопрос№1,2 на стр. 340

-Случалось ли вам встречать людей высокого долга?


Учитель «очищает от вековой пыли» старинную книгу, найденную на чердаке старого дома. Открывает её и находит старинный пергамент. Что написано в пергаменте, мы узнаем в конце урока.


3.Иван Бунин написал это стихотворение, использовав одну из евангельских притч, которая рассказывает о милосердии:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет, Господь сына блудного спросит:

Был ли счастлив ты в жизни земной?

И забуду я все – помню только вот эти

Полевые цветы меж колосьев и трав,

И от сладостных слез не сумею ответить,

К милосердным коленям припав.




4.Притча о блудном сыне.

У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном».

Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».

Незадолго до смерти художник Рембрандт написал одно из своих лучших произведений «Возвращение блудного сына».


-Какие чувства пробуждает у вас эта картина?

-Что такое милосердие, прощение?

Картина раскрывает лучшие чувства: любовь, веру в человека, его раскаяние. Слепой отец, обнимающий нищего оборванца, вернувшегося в родной дом – это пример милосердия, прощения.


5.Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить и выбрать те, которые относятся к милосердию. Объяснить свой выбор.


мужество честь сострадание

хвастливость жестокость милость

скромность добро прощение

совесть трусость смирение

зависть жадность раскаяние

честность тактичность любовь

болтливость правдивость

хитрость бестактность

лживость малодушие.

справедливость

выдержка

эгоизм

6.Анализ высказываний о милосердии, вынесенных как эпиграфы урока:

-Как вы поняли эти высказывания?

Наиболее близкое вам высказывание выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании милосердия и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

Вывод учителямилосердие означает милость сердца, умение жалеть, любить и прощать. Это высшее проявление человеческой доброты.


7. Ф.М.Достоевский с дочкой был на рождественской ёлке и детском балу. В этот день перед елкой его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просящего милостыню («мальчик с ручкой»). Под этим впечатлением и был написан рассказ «Мальчик у Христа на елке»

- Что вас больше всего поразило в этом рассказе?

- Какие чувства вызвала у вас судьба мальчика?

- Встречались ли вы с такими ситуациями в наше время?


8.Работа в группах. Анализ документов.


Текст 1. Сила морали


Ю. А. Шрейдер современный российский философ

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, ко­торые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а бес­помощный призыв быть хорошими...

Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, по­нимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полез­но заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное по­нимание, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут на­стойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень по­могает не сделать непоправимый выбор, которого человек впослед­ствии будет стыдиться.

Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную по­зицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.

Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.— С. 54.


Вопросы и задания: 1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах текста вы находите подтверждение вашего мнения? 2. Что дает автору основание подчеркивать значимость установки «...я этого не сделаю никогда, хотя это мне бу­дут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит ученый? Что значит «непоправимый»? 3. Как вы поняли слова: «...добро найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере. 4. От какого искуше­ния призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном выборе человека? В чем коварство этого искушения? 5. Что значит — зло маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? Чем руководствовались в ее разрешении? 6. Изучаемый текст назван «Сила морали». В чем же состоит ее сила?


Текст 2. Нравственное совершенствование


А. Г. Апресян современный российский философ Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно1 добрый человек.

Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет со­бой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который пред­полагается нравственным идеалом. Совершенствование начинает­ся с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к нравственным ценностям и предположения о собственном несо­ответствии этим ценностям. Оно предполагает автономию2 и вну­треннюю свободу человека и его позитивную3 определенность в отношении нравственности. Иными словами, появление стрем­ления к нравственному самосовершенствованию возможно на ос­нове хотя бы минимального совершенства, т. е. внутри простран­ства нравственности.

Апресян А. Г. Идея морали и базовые нор­мативно-этические программы.— М., 1995.— С. 269.


Вопросы и задания: 1. В чем заключается стержневая идея данного текста? Найдите слова, раскрывающие ее. Объясните свой ответ. 2. Почему автор утверж­дает, что для нравственного совершенства недостаточно лишь воспитания, характе­ра, благоприятных обстоятельств? А как думаете вы? 3. Из чего, по мнению фило­софа, складывается нравственное совершенствование? 4. Сопоставьте фрагмент с материалом учебника. Какие положения параграфа учебника углубляют, конкрети­зируют данный текст? 5. Какие положения о нравственном совершенствовании вы считаете актуальными для вас? Объясните почему.


Текст 3. О самоусовершенствовании


Л. И. Толстой (1828—1910) русский писатель, мыслитель В беседе по любимейшему для Л. Н. вопросу о нравственном са­моусовершенствовании Л. Н. говорит:

— Это самый частый вопрос, с которым ко мне обращаются. Та­ков уж человек. Но беда в том, что большинство так обыкновенно рассуждает: я не могу стать совершенным — так не для чего и ста­раться. Махнул рукой и поплыл по течению, как и все остальные. Это прискорбная ошибка в жизни многих. Борьба с собой и есть радость в жизни. Каждая маленькая над собой победа — шаг вперед. В обла­сти добра нет ведь границ для человека. Он волен, как птица! Что же мешает ему быть добрым?

— Трудно, Л. Н., жить по вашему нравственному учению,— вставили мы замечание.— Так я ведь не говорю,— любовно пояснил Л. Н.,— стань завтра совершенством. Упади раз, два, три, но подни­мись. И еще раз упади, но все поднимайся.

Ейфельдт Д. Н. Беседа с Л. Н. Толстым//Ин-тервью и беседы с Львом Толстым.— М., 1986.— С. 348.


Вопросы и задания: 1. С чем, по мнению Л.Н.Толстого, сталкивается человек, решая проблему нравственного совершенствования? Что автор называет ошибкой? Как вы думаете, почему? 2. О какой борьбе рассуждает Л. Н. Толстой? Что значит победить себя? Каким образом? 3. Как вы поняли слова мыслителя «в области добра нет ведь границ для человека»? 4. Раскройте связь между становлением личности и нравствен­ным совершенствованием. Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.



9.Выводы учителя. Надпись на старинном пергаменте, найденном в книге на чердаке:


Если вы по улице идете,

А рядом плачет мальчик у столба,

То вы, конечно, мимо не пройдете,

Ему отыщите вы мать или отца.

А если же родителей не будет,

То вспомните все детские права,

Не допустите, чтоб малыш остался

Один возле холодного столба.


10.Задание для работы с родителями дома:


1)Обсудить – какие милосердные поступки совершали вы в своей жизни.

2)Прочитать п.52 «Роль морали в жизни человека и общества» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 345



11.Подведение итогов урока:


Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:

«Будьте милосердны!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!