СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению  роли гормонов в обменных процессах

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»»

Технологическая карта урока «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Учебный предмет

Биология

Класс

8

Тема

«Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»


Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Создание условий для овладения учащимися знаний об эндокринной системе как одном из основных регуляторных механизмов в организме человека, для формирования УУД обучающихся

Задачи

Образовательные:

  • Повторить и закрепить пройденный на прошлом уроке материал

  • Создать условия для постановки проблемной ситуации

  • Способствовать формированию у обучающихся предметных умений и метапредметных УУД

  • Закрепить и проверить знания учащихся, полученные на уроке, применяя различные задания и формы контроля

Развивающие:

  • Способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека

  • Развитие умений решать биологические задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях

  • Развитие умений ставить перед собой цели и достигать их

  • Развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение

  • Способствовать созданию творческой остановке на уроке

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения

  • Формировать диалектико – материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы

  • Способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью и окружающих людей

Формирование УУД

Предметные умения: Обучающиеся должны усвоить:

- роль гормонов в обменных процессах организма человека

- причины, приводящие к нарушениям эндокринного аппарата и гуморальной регуляции

- меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения

- значение гуморальной регуляции в поддержании гоместаза организма.

Метапредметные УУД:

Личностные:

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

  • Определять общие для всех правила поведения

  • Определять правила работы в группах

  • Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  • Учащиеся получат возможность для формирования установки на ЗОЖ

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке

  • Формулировать учебные задачи

  • Планировать свою деятельность и действовать согласно плану или инструкции

  • Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности

  • Высказывать свое предположение на основе учебного материала

  • Отличать верно выполненное задание от неверного

  • Осуществлять самоконтроль

  • Самостоятельно, а также совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Адекватно воспринимать оценку своей работы.

Познавательные

  • Ориентироваться в учебнике, тетради, дополнительных источниках информации ( выделять главное, систематизировать,

  • Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, использовать свой жизненный опыт

  • Проводить анализ учебного материала

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей

  • Проводить классификацию, указывая на обоснование классификации

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

  • Воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений различных видов в соответствии с учебной задачей

  • Уметь определять уровень усвоения учебного материала

Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  • Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

  • Приводить аргументы, доказывать и обосновывать свою точку зрения.


Основные термины и понятия

Эндокринная система, гормоны, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, гипофункция, гиперфункция

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная (устные ответы с места)

Индивидуальная (опережающее задание)

Работа в парах (решение биологических задач)

Работа в группах по созданию мини-проекта (самостоятельная работа с информационным материалом).

Методы


Частично-поисковый, проблемный, мозговой штурм, создание синквейна, проектная технология

(краткосрочный мини-проект)

Средства обучения


Мультимедийный проектор, экран, презентации, опорные дидактические материалы

Планируемые результаты


Учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма, причины, приводящие к нарушениям функций эндокринных желез. Усваивают меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих такие нарушения.

Учащиеся умеют: осуществлять перенос знаний в новую ситуацию для решения проблем. Устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. Организовать частично-поисковую деятельность по сбору, анализу информации, выдвижение гипотез, защите собственных путей решения проблемы.

Развивают умение работать в группе, подготовить и выступить по мини-проекту, способности к самоанализу





























Этапы урока. Цель

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.организационный

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Исходная мотивация

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль

Овладевать умением прогнозировать


Приветствие. Встали ровно, подтянулись, гостям и друг другу улыбнулись.

Доброе утро. Присаживаемся.


Сегодня мне хотелось бы начать урок с высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра (портрет и высказывание на доске)

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

Артур Шопенгауэр

Какое настроение и какие мысли вызвала у вас эта фраза?

Здоровье не купишь. И взаймы его не возьмешь.

Если жизнь даёт все и при этом забирает лишу одну составляющую - здоровье, то всё остальное теряет смысл

Девять десятых нашего счастья и успеха зависит от здоровья. Я желаю всем быть здоровыми и жизнерадостными и хочу содержанием урока открыть некоторые секреты его сохранения.  

Приветствую т учителя, проверяют готовность к уроку


2. Актуализация опорных знаний

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. Планируется воспроизведение учащимися знаний и умений, необходимых для «открытия» нового знания

Познавательные:

- выполнять классификацию, обосновывать основание для классификации

- ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные :

- точно и полно выражать свои мысли

Сегодня мы с вами работаем в рабочих листах, поэтому запишите, пожалуйста на листе 12 марта и приступаем к выполнению 1 задания, проверка дз

Работа №1: Запишите номера правильных суждений:

  1. Железы внутренней секреции не имеют протоков

  2. Секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.

  3. Железы внешней секреции выделяют гормоны

  4. Секрет желез внешней секреции выделяется в полости.

  5. Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.

  6. Гормоны желез внутренней секреции выделяются только в кровь

  7. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.

  8. Секрет кожных желез – пот.

  9. После своего действия гормон не разрушается.

  10. Железы внешней секреции имеют протоки.

  11. Сальные железы относят к железам внешней секреции.

Правильные ответы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11.

Оцените себя: «5» - 10-11 ответов +, «4» - 8-9, «3» - 6-7 правильных ответов.











3. Постановка учебной проблемы, формулирование и планирование

Цель: формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача (проблема) показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. После постановки основной учебной задачи намечается план предстоящей работы

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний

Личностные

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Регулятивные

- определять и формулировать цель и задачи деятельности на уроке

- планировать свою деятельность, определять последовательность действий

Коммуникативные

- точно и полно выражать свои мысли

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения: поднимите руки те, кто боится входить в кабинет к стоматологу? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Почему от волнения может участиться сердцебиение?

Часто можно слышать мнение о том, что организм человека может в определенных условиях проявлять невероятные возможности. Так известен случай, когда мать, на глазах которой машина наехала на ее ребенка, смогла поднять эту машину. Как вы думаете, почему это происходит?

Происходит выработка гормонов.. Действием гормонов? Каких гормонов? Можем мы ответить на ???

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Запишите в рабочих листах тему урока: «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма».

Сформулируйте цель урока. (изучение роли гормонов в обменных процессах)

На основании ранее изученных тем (Витамины ) давайте поставим задачи на урок. Что мы должны знать о гормонах?

  1. Изучить действие каждого гормона на организм человека, какими железами вырабатываются

  2. Какие железы регулируют рост и развитие организма

  3. Как гормоны влияют на обмен веществ

  4. Что происходит в организме при недостатке гормона (гипофункция железы)

  5. Что происходит в организме при избытке гормона (гиперфункция железы)

  6. Причины нарушений и меры предупреждения эндокринных заболеваний

Высказываются из личного опыта. (Волнение, страх, ужас, потеют ладони, сердце колотится)

(учащиеся высказывают свои предположения)


выдвигают гипотезы, приходят к выводу, что для ответа на вопрос не хватает информации, вместе с учителем формулируют цель и задачи урока

Учащиеся высказывают свои предположения

( по аналогии с ранее изученными веществами: витаминами)

Роль гормонов в организме

Где вырабатываются

В каком количестве

Последствия избытка и недостатка гормона в организме

Заболевания и меры предупреждения

4. Усвоение новых знаний

Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе универсальных способов деятельности.

Цель: организация условий, способствующих активному действию

Предметные

- железы, роль гормонов, гиперфункция и гипофункция

- профилактика

Коммуникативные

- точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные

- высказывать предположения, обосновывать принятие решения

- определять последовательность действий


Для решения поставленных задач предлагаю работу в группах. Организуется работа в группах.

Пользуясь учебником параграф 45 и информационными листами необходимо изучить текст, заполнить таблицу в информационном листе, подготовьте выступление о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 5 минут). На доске прикреплены таблички, но вот незадача, таблички перепутались, ваша задача не только рассказать о гормонах, но и навести порядок в путанице!

Передвигаем слова на доске и комментируем.

Выступления учащихся  (сопровождается слайдовой презентацией),  заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах»

1 группа Гипофиз

2 группа Щитовидная железа

3 группа Надпочечники

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ

Наблюдает за деятельностью учащихся, активизирует работу

Учащиеся разбиваются на 3 группы

Выясняют пути достижения цели – вспоминают основные понятия темы и приемы отбора содержания и решения мини-проблемы.

Выполняют исследование, анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют проблему, предлагают варианты решения проблемы, выбирают ее оптимальный вариант

Оформляют проект в соответствии с конечной целью (таблица)

физпауза


Время истекло.

Глаза зажмурьте и веки сомкните,

5 секунд так посидите.

Глаза открыли, поморгали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

У нас отлично получается, 

Жаль, что зарядка для глаз заканчивается.



5 Презентация мини - проектов

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей)

Регулятивные:

- работать по плану

- выдвигать гипотезы на основе учебного материала

- отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, в своей системе знаний

- уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Помогает анализировать результаты деятельности, демонстрация слайдов.



Заполнение таблицы по ходу выступлений групп.

Самооценка работы (в рабочем листе поставили себе оценку)

После выступления всех групп, Выдаются таблицы заполненные, проверить свою работу и выставить оценку и рабочем листе


Выступление перед аудиторией,

изложение материала по плану, комментарии к таблице

Заполнение таблицы по ходу выступлений групп.




6. Закрепление знаний (применение знаний в новой ситуации)

Основной целью является усвоение учащимися нового способа действия при решении учебных задач. Учащиеся решают и проговаривают обоснование, применяемое при решении

Личностные:

-доказывать и аргументировать свою точку зрения

Познавательные:

- умение применить полученные знания в новой ситуации

- устанавливать причинно-следственные связи

- логически мыслить

Коммуникативные:

- умение работать в паре вести диалог


Организуется работа в группах (НА ПАРТАХ ЗАДАНИЯ)

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди. Поставьте диагноз, обоснуйте его и может быть вы сможете предложить методы лечения.

Консилиум врачей определяется с диагнозом больным. Помогите им поставить правильный диагноз.

  1. Выписка из истории болезни больного Абрикоскина.

Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки. (Слизистый отёк или микседема при гипофункции щитовидной железы)

  1. Выписка из истории болезни больного Солнышкина.

Мужчина 25 лет, по внешним признакам не соответствует своему возрасту, его рост не превышает рост пятилетнего ребёнка. Умственные показатели в норме. (Гипофункция в детском возрасте гипофиза).

  1. Выписка из истории болезни больной Ягодкиной.

Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбуждена.Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена. (Базедова болезнь или эндемический зоб при гиперфункции щитовидной железы)


Поставьте себе оценку в рабочем листе, если правильный диагноз.


4.Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с девочкой Лили.

Почему наблюдается такая резкая разница в росте у людей? ГИПОФИЗ

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

5.В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? В сказке Фея волшебной палочкой может вернуть первоначальный вид, а в жизни?


Да. Это заболевание, связанное с нарушением функции щитовидной железы, может помочь хирург и симптомы исчезнут.

6.Давайте вспомним русского классика И.С. Тургенева и его рассказ «Живые мощи».

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи".

Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Гипофункция надпочечников. Бронзовая болезнь (Аддисонова болезнь).

Это состояние, известное как аддисонова болезнь, характеризуется сильной слабостью, похуданием, низким кровяным давлением, желудочно-кишечными расстройствами, повышенной потребностью в соли и пигментацией кожи. Аддисонова болезнь,  описанная в 1855 Т.Аддисоном, стала первым распознанным эндокринным заболеванием.



– Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но, как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. Попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения. (У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги - адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Адреналин сужает кровеносные сосуды - человек бледнеет. Норадреналин расширяет кровеносные сосуды - человек краснеет).

– Объясните поведение животных:

– в природе кошка, увидев своего злейшего врага, - собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом (выделяется адреналин - это гормон тревоги, страха);

– собака, встретившись с кошкой, рычит, лает, гонится за ней (выделяется гормон агрессии – норадреналин).

– Почему перед схваткой на ринге, дракой или боем противники затевают словесную перепалку? (они бессознательно стремятся усилить у себя выделение агрессивного гормона норадреналина.) 


  1. На данный момент в цирке лилипутов появилась проблема– дефицит артистов. Маленьких людей становиться все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

(научились лечить)

Действительно проблемы с работой желез внутренней секреции в современной медицине сейчас решаются. Достаточно сдать кровь на определение гормонального фона, если будут обнаружены какие- нибудь отклонения, врач предложит план лечения. Для лечения гормональных заболеваний очень важно вовремя поставить диагноз, чем раньше выявлено отклонение, тем выше результат лечения. Поэтому очень важно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться за медицинской помощью, а также проходить профилактические обследования. В нашем государстве действует программа по раннему выявлению у новорожденных отклонений в работе щитовидной железы. В течение первых дней жизни, еще в роддоме берут кровь на анализ, при обнаружении отклонений сразу же начинается лечение.













Кроссворд

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.

П о горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная функция железы внутренней секреции. 9. Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.



Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.

11-12 ответов- «5»

9-10 ответов- «4»

6-8 ответов – «3»

Работают в парах

Отвечают и аргументируют

свой ответ

7. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию 3-х важных качеств, которые потребуются ему в 21 веке:

1) самостоятельность

2) предприимчивость

3)конкурентоспособность


Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте  проанализируем,  достигли ли мы на уроке поставленных целей –

  • сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

  • познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

  • всем ли понятна, насколько важна  гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения.

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту

Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! .

В организме человека вырабатывается более 50 различных гормонов. Исследуя кровь, можно определить гормональный фон организма. Давайте сегодня, мы определим гормональный фон 8 класса.

Представим себе, что на уроке у каждого из вас выработался гормон:

гормон воодушевления - голубой кружок (понял все)

гормон удивления - желтый кружок (понял все, но не знаю, как это применить в жизни)

гормон безразличия - серый кружок (мне эта тема неинтересна)

гормон страха – красный кружок.

Домашнее задание п. 45, дополнить таблицу о гормонах

Щитовидная железа по форме напоминает бабочку, и я хочу вам подарить шоколадную бабочку, ведь в шоколаде содержится незаменимая аминокислота триптофан, из которой образуется гормон серотонин, прозванный «гормоном счастья».

Серотонин помогает нам жить в гармонии с несовершенным миром – радоваться жизни со всеми ее причудами, находить удовольствие в простых вещах, ценить свою уникальность и не поддаваться болезням и унынию.

«гормон счастья» серотонин вырабатывается эпифизом.  Он образуется при обязательном участии солнечного света.

Под его действием человек чувствует душевный подъем, эйфорию и радость.

При недостатке серотонина повышается болевая чувствительность организма, снижается настроение и наступает депрессия.

Благодарю вас за урок, урок окончен. До свидания.





Учащиеся фиксируют в тетради вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения. В парах обсуждают приобретенные на уроке знания.



Каждый у себя в тетради ставит себе оценку за урок.




Группа №1 Задание для работы с таблицей «Влияние гормонов на организм человека»

Вам предстоит выполнить задания. С помощью таблицы определите проблему, которая возникла со здоровьем у описанных персонажей. Ваш ответ нужно выстроить по следующей схеме:

В описанном случае проблема может быть связана с нарушением функционирования …….. железы. Эта железа вырабатывает следующие гормоны …. , регулирующие следующие процессы:…. В приведенном примере проблема связана с гормоном…. Этот гормон регулирует…. При недостатке (избытке) этого гормона развивается….

Вместо многоточий нужно вставить соответствующие слова. Свой ответ вы должны сопровождать показом данной железы на таблице (модели).

Вопросы:

1.Во времена Парижской Коммуны во Франции был широко известен политик Тьер. Это был хитрый и вероломный человек. А рост его не превышал 120 сантиметров. Какие проблемы были у него со здоровьем?

2. В одной из детских сказок разгневанная мачеха на глазах у нелюбимой падчерицы превращается в ведьму (нос у нее заострился, глаза выпучились, лицо и шея раздулись. Мачеха начала трястись. Это в сказке. А может такое быть на самом деле?





Группа №2 Задание для работы с таблицей «Влияние гормонов на организм человека»

Вам предстоит выполнить задания. С помощью таблицы определите проблему, которая возникла со здоровьем у описанных персонажей. Ваш ответ нужно выстроить по следующей схеме:

В описанном случае проблема может быть связана с нарушением функционирования …….. железы. Эта железа вырабатывает следующие гормоны …. , регулирующие следующие процессы:…. В приведенном примере проблема связана с гормоном…. Этот гормон регулирует…. При недостатке (избытке) этого гормона развивается….

Вместо многоточий нужно вставить соответствующие слова. Свой ответ вы должны сопровождать показом данной железы на таблице (модели).

Вопросы:

В рассказе Тургенева «Живые мощи» есть такое описание: «Я остановился и остолбенел от удивления. Предо мною лежало живое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая… нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да испод платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»

В сказке «Карлик – нос» главный герой страдает от того, что у него непомерно большой нос. Подобные случаи бывают и в жизни. Но не только нос может быть непомерно большим. Это могут быть и другие части тела: язык, ступни ног…

Группа №3 Задание для самостоятельной работы с источниками информации

Вам предстоит выполнить задания. С помощью учебника и дополнительного раздаточного материала определите проблему, которая возникла со здоровьем у описанных персонажей. Ваш ответ нужно выстроить по следующей схеме:

В описанном случае проблема может быть связана с нарушением функционирования … железы. Эта железа вырабатывает следующие гормоны …. , регулирующие следующие процессы:…. В приведенном примере проблема связана с гормоном…. Этот гормон регулирует…. При недостатке (избытке) этого гормона развивается….

Вместо многоточий нужно вставить соответствующие слова. Свой ответ вы должны сопровождать показом данной железы на таблице (модели).

Вопросы:

  1. У детей встречаются иногда такие проблемы: останавливается рост в высоту, а в ширину продолжается, наблюдается сильное отставание в умственном развитии. С чем может быть это связано? Какие проявления подобной проблемы могут наблюдаться у взрослых людей?

  2. На трибунах во время футбольного матча азартные болельщики порой совершают неконтролируемые поступки. При этом выглядят они весьма живописно: дыхание учащено, сердце стучит в бешенном ритме, глаза блестят. Что при этом происходит в их организме?

Влияние гормонов на организм человека

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

 

 

 

норма

Гиперфункция (избыток гормона)

Гипофункция

(недостаток)

Гипофиз

Передняя доля

Тропные гормоны

(Гормон роста)

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

 Задняя доля

Регуляторные

вазопрессин

Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников

Усиливают гормональную активность всех желез

Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Кортикоиды

Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов

Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста

Бронзовая болезнь (бронзовый оттенок или желтый цвет кожи, слабость, похудение)

 

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

 

Норадреналин

Обратное действие

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

 

Глюкагон

Обратное действие

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы


Гипофиз

Передняя доля гипофиза секретирует гормоны (тропные гормоны), влияющие на рост и функции других эндокринных желёз. Эти гормоны регулируют функции:

- щитовидной железы (тиреотропный гормон),

- половых желёз (гонадотропный гормон),

- коры надпочечников (адренокортикотропный гормон — АКТГ).

Гормон роста гипофиза. Гипофиз вырабатывает несколько гормонов. Один из них влияет на рост человека. Проникая в клетки, он усиливает выработку белков на рибосомах, вследствие чего клетки быстрее растут и делятся. При недостатке этого гормона рост замедляется, и длина тела взрослого человека порой не превышает 120 см. Любопытно, что пропорции тела при этом остаются нормальными, умственные способности сохраняются. Гипофизарные карлики в ряде случаев добивались высоких результатов в различных видах деятельности. При избытке гормона роста увеличение длины тела происходит ненормально быстро и может превысить 240 см у взрослого человека. Это гигантизм. Бывают случаи, когда гормон роста вырабатывается с избытком в то время, когда процессы роста уже закончились. Тогда происходит непропорциональное увеличение органов, которые еще не потеряли возможность расти. Возникают усиленный рост носа, языка, конечностей или ушей. Эту болезнь называют акромегалией.

Задняя доля гипофиза выделяет два гормона:

Гормон вазопрессин усиливает обратное всасывание воды из первичной мочи в почечных канальцах (если его не хватает, то человек теряет очень много воды с мочой).

Гормон окситоцин усиливает сокращение гладкой мускулатуры (особенно важно его присутствие в организме женщины во время родов, так как без этого гормона гладкие мышцы матки не могут сокращаться).

В центральной части гипофиза, которую ещё называют промежуточной долей, вырабатывается меланоцитостимулирующий гормон (МСГ), избыток которого приводит к потемнению кожи.

Надпочечники

Надпочечники расположены на верхушках почек. Они образованы мозговым и корковым веществом. При переживаниях, напряженной мышечной работе адреналин и другой гормон – норадреналин выделяются в кровь мозговым слоем надпочечников, эти гормоны повышают артериальное давление, усиливают работу сердца, расширяют просветы бронхов, увеличивают количество сахара в крови. Эти влияния поддерживают симпатическую иннервацию, активизирующую при напряженной работе. Корковое вещество надпочечников вырабатывает несколько гормонов. Одни повышают выносливость организма, помогают приспособиться к неблагоприятным условиям среды и сохранить работоспособность в течение длительного времени. Другие гормоны коркового вещества надпочечников принимают участие в поддержании постоянного уровня ионов калия и натрия во внутренней среде организма, повышают интенсивность синтеза белка, стимулируют увеличение объема и силы мышц.

При гиперфункции надпочечников могут наблюдаться: раннее половое созревание при быстром прекращении роста (гиперфункция кортикоидов), нарушение сердечно-сосудистой деятельности, повышенная возбудимость, изъязвление стенок слизистых оболочек (гиперфункция адреналина и норадреналина). Гипофункция кортикоидных гормонов может проявиться в сильном похудении, бронзовом оттенке кожи и слизистых, общей слабости (бронзовая болезнь).

Щитовидная железа

На рост и развитие оказывает влияние и щитовидная железа. Ее гормоны воздействуют на митохондрии, регулируя процессы окисления и обмен веществ. Кроме того, со щитовидной железой связаны процессы развития организма, ибо ее гормоны содействуют ускорению полового созревания. Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод. Чтобы предотвратить заболевание щитовидной железы, к поваренной соли подмешивают небольшой процент йодида калия. Если у взрослого человека щитовидная железа выделяет слишком много гормона, то развивается базедова болезнь. Процессы биологического окисления у таких людей происходит излишне интенсивно, а потому у них могут быть повышенная температура тела, усиленная работа сердца. Больные отличаются худобой. Глаза кажутся как бы выпученными. Умственные способности больных сохраняются. Однако больные отличаются повышенной возбудимостью. При недостаточном функционировании щитовидной железы у взрослых развивается заболевание микседема, или слизистый отек. Окислительные процессы протекают вяло. Сердце работает недостаточно интенсивно, что приводит к отекам ног. Больной постоянно ощущает слабость и сонливость. В нервной системе преобладают процессы торможения. Особенно тяжелые последствия от недостатка гормона щитовидной железы возникают у детей. У них нарушается рост в длину, в то время как в ширину они растут нормально. Это приводит к серьезным нарушениям пропорций тела. Ребенок растет с резким отставанием в физическом и умственном развитии. Это заболевание называется кретинизм. При лечении базедовой болезни прописывают препараты, снижающие активность щитовидной железы. Для этого прибегают к радиоактивному йоду, который выводит из строя часть клеток щитовидной железы, или к оперативному удалению ее части. Выработка гормонов при этом уменьшается, и больной поправляется. Удается помочь и детям, если болезнь определена в самом начале.

Поджелудочная железа

Гормон поджелудочной железы инсулин. Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции: одни ее клетки вырабатывают поджелудочный сок, попадающий по протокам в двенадцатиперстную кишку, другие выделяют в кровь гормон инсулин. Он стимулирует усвоение глюкозы тканями, а также превращение ее избытка в гликоген мышц и печени. Это способствует поддержанию постоянного уровня глюкозы в крови. Сахарный диабет. При заболевании поджелудочной железы выработка инсулина снижается. Это приводит к нарушению усвоения глюкозы тканями. Обмен веществ нарушается, так как вместо глюкозы ткани вынуждены использовать другие химические вещества. Уровень глюкозы в крови возрастает, и она начинает выводиться с мочой. Больные сахарным диабетом испытывают слабость, устойчивость их организма к инфекциям снижается. Часто возникают аллергические реакции с поражением кожи и других органов. Раньше такие люди жили недолго. Положение изменилось, когда было выяснено, что выделенный из поджелудочной железы животных инсулин может помочь больному. Правда, полного излечения сахарного диабета достичь пока не удается, но при правильном использовании инсулина и соблюдении режима больные вполне трудоспособны.

Глюкагон является антагонистом инсулина. В противоположность инсулину он повышает содержание глюкозы в крови.

Половые железы

Половые гормоны, стероидные гормоны, образующиеся в половых железах и регулирующие половую дифференциацию и процесс полового размножения у позвоночных животных и человека. Мужские (андрогены) образуются в интерстициальной ткани семенников, основной представитель — тестостерон. Женские синтезируются в яичниках и подразделяются на эстрогены (образуются в клетках созревающих фолликулов, основной представитель — эстрадиол) и гестагены, или прогестины (образуются в клетках жёлтого тела; основной представитель — прогестерон).  Эстрогены образуются и у мужских, а андрогены — у женских особей, поэтому дифференциация половых



признаков у каждого пола зависит в первую очередь от количеств. соотношения половых гормонов того и др. типа.

  Во взрослом организме роль П. г. состоит в обеспечении репродуктивной функции. Стероидные половые гормоны контролируют развитие вторичных половых признаков. При гипо и гиперфункции формирование вторичных половых признаков нарушается. 

Вилочковая железа

Вилочковая железа, или тимус, — парный дольчатый орган, расположенный в верхнем отделе переднего средостения. Эта железа вырабатывает гормоны тимозин, тимин и Т-активин, которые оказывают влияние на образование и созревание Т- и В-лимфоцитов, т.е. участвуют в регуляции деятельности иммунной системы организма. Тимус начинает функционировать в период внутриутробного развития, максимальную активность проявляет в период новорожденности. Тимозин оказывает антиканцерогенное действие. При недостатке гормонов вилочковой железы снижается резистентность организма. Вилочковая железа достигает максимального развития в молодом возрасте, после наступления половой зрелости ее развитие останавливается.

Дополнительный справочный материал

Эпифиз

Из эпифиза выделено биологически активное вещество — мелатонин. Он вызывает осветление окраски тела за счет группировки пигмента меланина в центре клетки. Это же соединение действует отрицательно на функцию половых желез. При поражении эпифиза у детей наблюдается преждевременное половое созревание. Считают, что такое действие эпифиза реализуется через гипофиз: эпифиз тормозит его гонадотропную функцию. Под влиянием освещения образование мелатонина в эпифизе угнетается.

Эпифиз содержит большое количество серотонина, являющегося предшественником мелатонина. Образование серотонина в эпифизе увеличивается в период наибольшей освещенности. Так как цикл биохимических процессов в эпифизе отражает смену периодов дня и ночи, то считают, что эта циклическая активность представляет собой своеобразные биологические часы организма.

Паращитовидные (паратиреоидные, или околощитовидные, железы)

Их расположение и число индивидуальны. У большинства людей имеется четыре.

Основным гормоном, продуцируемым этими железами, является паратирин. Известны и другие его названия — паратиреоидный гормон, паратгормон (ПТГ).

Паратирин участвует в регуляции уровня ионов Са2+ в крови. Эта функция гормона реализуется за счет нескольких механизмов:

  • в физиологических концентрациях ПТГ усиливает процессы новообразования и минерализации кости, увеличивая поглощение ионов Са2+ из крови. В высоких концентрациях ПТГ оказывает резорбтивный эффект с высвобождением ионов Са2+;

  • ПТГ усиливает выделение фосфатов в проксимальных канальцах нефрона почек (вызывает фосфатурию) и увеличивает реабсорбцию Са2+ в дистальных канальцах нефрона;

  • гормон стимулирует синтез активной формы витамина D[1,25(OH)2D3] — гормона кальцитриола, который усиливает всасывание ионов Са2+ и РO3-4 в кишечнике.

За счет этих эффектов повышение уровня ПТГ ведет к увеличению содержания кальция в крови, при этом содержание фосфатов не меняется или даже снижается.

Гиперпродукция паратгормона приводит к деминерализации костной ткани, развитию остеопороза. Резко увеличивается уровень кальция в плазме крови, в результате чего усиливается склонность к камнеобразованию в органах мочеполовой системы. Высокая концентрация кальция в крови способствует развитию выраженных нарушений в электрической активности сердца, вплоть до остановки сердца в систолу, а также образованию язв в пищеварительном тракте, возникновение которых обусловлено стимулирующим действием ионов Са2+ на выработку гастрина и соляной кислоты в желудке.

Гипофункция околощитовидных желез проявляется в уменьшении количества кальция в крови, что является причиной повышения возбудимости нервной системы и возникновению в связи с этим тетании - приступов тонических судорог. Судороги могут захватывать отдельные мышцы или всю мускулатуру в целом.


 Анализ жизненных ситуаций.

Ситуация 1.

На пути мирно гуляющей собаки встречается не совсем мирно настроенная кошка. Ярость, устрашающая поза кошки, злой оскал собаки, рычанье, готовность отразить атаку. Как объяснить поведение животных?

Ситуация 2.

Вы - страстный любитель футбола и находитесь в толпе болельщиков на стадионе, следите за игрой любимой спортивной команды. Вратарь пропустил гол. Какие у вас ощущения? Как они проявляются?

Ситуация 3.

Охотник из Сибири, спасаясь от хищника, очутился на дереве, на высоте 3 метра от земли, причём с лыжами на ногах. А случаев, когда человек перепрыгивал заборы, побивая все существующие рекорды мира по прыжкам в высоту, спасаясь от собак, вообще великое множество.

Что объединяет все эти ситуации? 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!