СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Реформы Петра I."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 2 часа. Групповая работа.

Просмотр содержимого документа
«урок истории реформы Петра 1»



Тема урока « Реформы  Петра  I».

 

Цели  урока:

Предметные:

  1. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

  2. Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.

  3. Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.

Метапредметные:

1 Формирование умений работы в группах

2.       Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, с материалом параграфа учебника.

3. Развитие критического мышления у учащихся.

Личностные:

  1. Развитие коммуникативных навыков


 

Основные  понятия  и  термины: 

Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.

 

Оборудование  урока:

-учебники История России.Конец 16-18 век.7 класс» Под редакцией А.А. Данилова,Л.Г.Косулиной.

-ПК, мультимедиапроектор, презентация «Реформы Петра 1», Тип урока : комбинированный ( с применением технологии критического мышления и ИКТ)


План  урока:

1.Реформа центрального управления.

2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3.Областная реформа.

4. Реформа городского управления.

5.Церковная реформа.

6.Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

7.Значение реформ.


 Ход  урока:


I Актуализация знаний

Учитель: Прочитайте тему урока ( слайд №1).Впервые ли вы изучаете реформы? Давайте с вами вспомним, что же такое реформа?( Ответы учащихся: Реформа (франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.) Предположите, какие реформы необходимы были России в нач.18 века? Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «Корзину мнений».

Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1-2 минут, каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы.

Учитель: Итак, корзина мнений заполнена, узнать, кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными реформами Петра 1.

II. Осмысление.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах:

1 группа -составляет схему государственного управления при Петре 1( стр.115-116).

2 группа - заполняет 2 колонку в таблице по коллегиям(стр.116):


Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

3 группа- работает над указом о единонаследии. Заполняет 2 и 3 колонки таблицы. Делает вывод(стр.116).







Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Поместье передаётся по наследству.

Обязательность службы для дворян сохранялась.





4 группа - работает над табелем о рангах. Заполняет 3 колонку таблицы. Делает вывод (стр.117).


В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?
 I

Генералиссимус, Фельдмаршал

Канцлер

Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

II

Генерал от артиллерии

Действительный тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действительный статский советник

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

     –

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор


5 группа - работает над областной реформой. Рисуют схему разделения страны на губернии и провинции (стр.117)

1708 г- ……губерний( каких?)Кто управляет? Кто назначает?

1719 г.-…..провинций .Кто управляет?

Какая коллегия была создана для управления Украиной ?Кто управлял? Кто назначал?


6 группа- работает над реформой городского управления (стр.117-118).

Городская реформа   (1720 год.).

В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

Горожане делились на ___________и __________.Те подразделялись на ______и _________.

Чему способствовала?


7 группа- работает над церковной реформой( стр.118)

В 1700 году ликвидировано__________, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий_________ – управлял _________________.

В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________, назначаемый ______.Священники несли миссию _______________.


III. Выступление групп. Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которых еще раз обращается внимание на основные преобразования Петра 1.


Учитель: Рассмотрев основные реформы Петра, теперь вы можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.

Многие историки считают, что в Петровскую эпоху в стране складывается абсолютизм. В словарях это понятие охарактеризовано следующим образом: 1. АБСОЛЮТИЗМ, – Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.


2. АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.


-Попытайтесь доказать или опровергнуть утверждение, что в России в этот период сложилась абсолютная монархия.


(Выслушиваются 2 – 4 кратких доказательства в виде фронтальной работы с классом).

Значение петровских реформ. Комментированное чтение стр.120.

IV.Закрепление изученного материала

Составление синквейна на тему «Реформы Петра 1».

1.Тема синквейна.

2.2 прилагательных.

3. 3 глагола.

4.Краткий вывод по теме.

5.Синоним темы синквейна.


Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word (2)»

1 группа -составляет схему государственного управления при Петре 1( стр.115-116).

















































2 группа - заполняет 2 колонку в таблице по коллегиям(стр.116):



Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел


Воинская


Адмиралтейств-коллегия


Юстиц-коллегия


Берг-коллегия


Мануфактур-коллегия


Коммерц-коллегия


Штатс-контор-коллегия


Ревизион-коллегия


Камер-коллегия


Вотчинная коллегия


Главный магистрат


















3 группа- работает над указом о единонаследии. Заполняет 2 и 3 колонки таблицы. Делает вывод(стр.116).

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

































4 группа - работает над табелем о рангах. Заполняет 3 колонку таблицы. Делает вывод (стр.117).В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?
 I

Генералиссимус, Фельдмаршал

Канцлер


II

Генерал от артиллерии

Действительный тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действительный статский советник

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник


X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

     –

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор



5 группа - работает над областной реформой. Рисуют схему разделения страны на губернии и провинции (стр.117)

1708 г- ……губерний( каких?)Кто управляет? Кто назначает?

1719 г.-…..провинций .Кто управляет?

Какая коллегия была создана для управления Украиной ?Кто управлял? Кто назначал?









































6 группа- работает над реформой городского управления (стр.117-118).

Городская реформа   (1720 год.).

В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

Горожане делились на ___________и __________.Те подразделялись на ______и _________.

Чему способствовала?



































7 группа- работает над церковной реформой( стр.118)

В 1700 году ликвидировано__________, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий_________ – управлял _________________.

В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________, назначаемый ______.Священники несли миссию _______________.













































Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля.



Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города…







Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года

Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются.



«Генеральный регламент, или Устав»

от 28 февраля 1720 года

Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных дел… следующие к тому потребные и надлежащие коллегии учредить. А именно: иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, каммерц, штатс-контор, Берг и мануфактур…







Из указа о единонаследии(23 марта 1714 года)

  1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

  2. Кто имеет сыновей и ему же еще хочет единому из оных дать недвижимое…тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет



































Самоанализ урока.

Тема урока «Реформы Петра I. На данном уроке передо мной стояли следующие цели:

Предметные: Охарактеризовать государственные реформы Петра Великого, определить цели и значение проведенных реформ, показать изменения , произошедшие в положении церкви и ее отношениях с государством.

Метапредметные: продолжить формирование умений работы в группах, умений работать с таблицами, схемами, с материалом параграфа учебника, документами., развитие критического мышления у учащихся.

Личностные: развитие коммуникативных навыков учащихся.

Так как типом урока стал урок изучения нового материала, то предстояло выдать довольно большой объем теоретического материала: кроме характеристики реформ Петра I, необходимо было вести работу над формированием таких понятий как реформа, абсолютизм. Содержание урока было разделено на несколько частей - актуализация знаний, где учащимся необходимо было предположить, какие реформы были необходимы России в начале 18 в. Сюда же был соотнесен момент целеполагания. Следующим этапом было осмысление материала . Закончен урок был традиционным закреплением.

В ходе урока использовались фронтальная и групповая форма работы с учащимися. Для достижения поставленных целей мною были отобраны следующие методы и средства: работа с текстом учебника, работа с документами, схемами и таблицами. Из существующих педагогических технологий была выбрана технология критического мышления, которая хорошо подходит для формирования новых понятий, например,

« абсолютизм». Для закрепления изученного материала использовался литературный метод написания синквейна, который помогает выстроить ассоциативный ряд у учащихся.

Делая выводы, можно сказать, что поставленные цели мною достигнуты, новый материал учащимися усвоен.



































Просмотр содержимого презентации
«урок в 7 классе по истории»

Государственные реформы Петра I

Государственные реформы Петра I

преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. ) Реформа-

преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. )

Реформа-

Управление Россией в Петровское время Император Генерал-прокурор 12 коллегий Иностранных дел Воинская Адмиралтейская Юстиц Берг Мануфактур Штатс-контора Ревизион Коммерц Камер Вотчинная Главный магистрат Сенат Тайная канцелярия

Управление Россией в Петровское время

Император

Генерал-прокурор

12 коллегий

Иностранных дел Воинская

Адмиралтейская Юстиц

Берг Мануфактур

Штатс-контора Ревизион

Коммерц Камер

Вотчинная

Главный магистрат

Сенат

Тайная

канцелярия

Коллегия Функция Воинская Ведала сухопутной армией Адмиралтейств Морской флот, корабельные леса Иностранных дел Внешняя политика Юстиц Гражданский и уголовный суд Берг Горно-заводская промышленность Мануфактур Мануфактурная промышленность Штатс ведение государственных расходов  Коммерц торговля Вотчинная Земельные дела дворянства Ревизион Ведомство финансового контроля Камер управление государственными доходами Главный магистрат координировал работу всех магистратов  Сетова Е.М.

Коллегия

Функция

Воинская

Ведала сухопутной армией

Адмиралтейств

Морской флот, корабельные леса

Иностранных дел

Внешняя политика

Юстиц

Гражданский и уголовный суд

Берг

Горно-заводская промышленность

Мануфактур

Мануфактурная промышленность

Штатс

ведение государственных расходов

Коммерц

торговля

Вотчинная

Земельные дела дворянства

Ревизион

Ведомство финансового контроля

Камер

управление государственными доходами

Главный магистрат

координировал работу всех магистратов

Сетова Е.М.

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ (23 марта 1714 года)  1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое... тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при се­бе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. .

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ (23 марта 1714 года)

1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое... тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при се­бе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет.

.

Прохождение службы  В 1722 г. появился «Табель о рангах», который определил порядок прохождения государственной службы. В 1714 г. По указу о престолонаследии была ликвидирована разница между боярами и дворянами. Сетова Е.М.

Прохождение службы

В 1722 г. появился «Табель о рангах», который определил порядок прохождения государственной службы.

В 1714 г. По указу о престолонаследии была ликвидирована разница между боярами и дворянами.

Сетова Е.М.

Территориальное устройство  Петр для повышения эффективности управления поделил страну на губернии, провинции и уезды.Во главе губерний стояли губернаторы, провинций - воеводы, уездов – капитан - исправники. В 1720 г. был создан Главный магистрат, которому были подчинены городские магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Государство оказывало городам экономическую поддержку. Сетова Е.М.

Территориальное устройство

Петр для повышения эффективности управления поделил страну на губернии, провинции и уезды.Во главе губерний стояли губернаторы, провинций - воеводы, уездов – капитан - исправники. В 1720 г. был создан Главный магистрат, которому были подчинены городские магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Государство оказывало городам экономическую поддержку.

Сетова Е.М.

Церковная реформа  Церковь еще в 90-е г. 17 в. враждебно отнеслась к де- ятельности Петра.  В 1700 г. после смерти патриарха Андриана, Петр запретил выборы патриарха и назначил место блюсти-теля патриаршего престола.  В 1721 г. он создал Духов-ную коллегию, преобразо- ванную в 1722 г. в Святей ший Синод.Священники были переведены на со-держание государства и церковь стала частью гос-аппарата. Патриарх Андриан. Копия с парсуны 1696 г. Сетова Е.М.

Церковная реформа

Церковь еще в 90-е г. 17 в. враждебно отнеслась к де- ятельности Петра.

В 1700 г. после смерти патриарха Андриана, Петр запретил выборы патриарха и назначил место блюсти-теля патриаршего престола.

В 1721 г. он создал Духов-ную коллегию, преобразо- ванную в 1722 г. в Святей ший Синод.Священники были переведены на со-держание государства и церковь стала частью гос-аппарата.

Патриарх Андриан.

Копия с парсуны 1696 г.

Сетова Е.М.

Абсолютизм  ― форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Абсолютизм

― форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Значение петровских реформ

Значение петровских реформ

  • Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны.
  • Реформы поставили Российское государство в ряд великих европейских держав.
  • Уничтожены пережитки местничества оставшиеся от удельной Руси.
  • Стёрты грани в экономическом и служебном положении боярства и дворянства.
  • Усовершенствована система местного управления (введены выборные начала в управлении городами).
  • Церковь превратилась в государственный орган власти.
  • Многочисленное население России осталось бесправным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!