Тема урока « Реформы Петра I».
Цели урока:
Предметные:
Охарактеризовать государственные реформы Петра I.
Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
Показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.
Метапредметные:
1 Формирование умений работы в группах
2. Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, с материалом параграфа учебника.
3. Развитие критического мышления у учащихся.
Личностные:
Развитие коммуникативных навыков
Основные понятия и термины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудование урока:
-учебники История России.Конец 16-18 век.7 класс» Под редакцией А.А. Данилова,Л.Г.Косулиной.
-ПК, мультимедиапроектор, презентация «Реформы Петра 1», Тип урока : комбинированный ( с применением технологии критического мышления и ИКТ)
План урока:
1.Реформа центрального управления.
2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3.Областная реформа.
4. Реформа городского управления.
5.Церковная реформа.
6.Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
7.Значение реформ.
Ход урока:
I Актуализация знаний
Учитель: Прочитайте тему урока ( слайд №1).Впервые ли вы изучаете реформы? Давайте с вами вспомним, что же такое реформа?( Ответы учащихся: Реформа (франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.) Предположите, какие реформы необходимы были России в нач.18 века? Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «Корзину мнений».
Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1-2 минут, каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы.
Учитель: Итак, корзина мнений заполнена, узнать, кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными реформами Петра 1.
II. Осмысление.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах:
1 группа -составляет схему государственного управления при Петре 1( стр.115-116).
2 группа - заполняет 2 колонку в таблице по коллегиям(стр.116):
Название коллегии | Чем ведала (компетенция) |
Иностранных дел | Внешняя политика |
Воинская | Сухопутная армия |
Адмиралтейств-коллегия | Морской флот |
Юстиц-коллегия | Гражданский и уголовный суд |
Берг-коллегия | Горно-заводская промышленность |
Мануфактур-коллегия | Мануфактурная промышленность |
Коммерц-коллегия | Торговля |
Штатс-контор-коллегия | Государственные расходы |
Ревизион-коллегия | Контроль за финансами |
Камер-коллегия | Государственные доходы |
Вотчинная коллегия | Землевладение |
Главный магистрат | Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы) |
3 группа- работает над указом о единонаследии. Заполняет 2 и 3 колонки таблицы. Делает вывод(стр.116).
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До указа | Указ Петра I от 1714 г. | После указа |
Вотчина – наследственная собственность. Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы. | Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. | Поместье передаётся по наследству. Обязательность службы для дворян сохранялась. |
4 группа - работает над табелем о рангах. Заполняет 3 колонку таблицы. Делает вывод (стр.117).
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Классы | Чины военные сухопутные | Чины гражданские | Что давало? |
I | Генералиссимус, Фельдмаршал | Канцлер | Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги. |
II | Генерал от артиллерии | Действительный тайный советник |
III | Генерал-лейтенант | Тайный советник |
IV | Генерал-майор | Действительный статский советник |
V | Бригадир | Статский советник |
VI | Полковник | Коллежский советник |
VII | Подполковник | Надворный советник |
VIII | Майор | Коллежский асессор |
IX | Капитан | Титулярный советник | Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги |
X | Штабс-капитан | Коллежский секретарь |
XI | – | Сенатский секретарь |
XII | Поручик | Губернский секретарь |
XIII | Подпоручик | Сенатский регистратор |
XIV | Прапорщик | Коллежский регистратор |
5 группа - работает над областной реформой. Рисуют схему разделения страны на губернии и провинции (стр.117)
1708 г- ……губерний( каких?)Кто управляет? Кто назначает?
1719 г.-…..провинций .Кто управляет?
Какая коллегия была создана для управления Украиной ?Кто управлял? Кто назначал?
6 группа- работает над реформой городского управления (стр.117-118).
Городская реформа (1720 год.).
В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.
Горожане делились на ___________и __________.Те подразделялись на ______и _________.
Чему способствовала?
7 группа- работает над церковной реформой( стр.118)
В 1700 году ликвидировано__________, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий_________ – управлял _________________.
В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________, назначаемый ______.Священники несли миссию _______________.
III. Выступление групп. Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которых еще раз обращается внимание на основные преобразования Петра 1.
Учитель: Рассмотрев основные реформы Петра, теперь вы можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.
Многие историки считают, что в Петровскую эпоху в стране складывается абсолютизм. В словарях это понятие охарактеризовано следующим образом: 1. АБСОЛЮТИЗМ, – Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.
2. АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.
-Попытайтесь доказать или опровергнуть утверждение, что в России в этот период сложилась абсолютная монархия.
(Выслушиваются 2 – 4 кратких доказательства в виде фронтальной работы с классом).
Значение петровских реформ. Комментированное чтение стр.120.
IV.Закрепление изученного материала
Составление синквейна на тему «Реформы Петра 1».
1.Тема синквейна.
2.2 прилагательных.
3. 3 глагола.
4.Краткий вывод по теме.
5.Синоним темы синквейна.