СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цели урока:изучить и  закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, совершенствовать орфографические навыки учащихся;

Результаты1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм  её использования

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

 Цели урока:изучить и закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, совершенствовать орфографические навыки учащихся;

Результаты1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования.

2) Применять при письме данное орфографическое правило.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Послушайте загадку и ответьте, изучение какой части речи мы продолжим на уроке.

Знаю я теперь отныне- 

Есть одно такое имя - 

Назовет любой предмет 

И на все нам даст ответ. 

Это главная часть речи, 

Обозначает все на свете, 

Слова все восхитительные, 

Называются они… существительные.

Совершенно верно, сегодня мы продолжим изучение имени существительного.

Свою работу на каждом этапе уроке вы будите оценивать в листах самооценки.

- Подскажите, какие оценки ученики могут получить на уроке. (5,4,3,2)

Давайте определим критерии оценивания работы.

- За какую работу ученик получает 5? (Всё понял, могу этот материал объяснить другому).

- А четверку? (Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь).

-Что означает тройка? (Для полного понимания мне нужно повторить тему).

-Когда ученик может получить 2? (Я ничего не понял)

  1. Актуализация знаний

-Давайте, ребята поиграем в игру «Ты – мне, я –тебе» и вспомним ранее изученное. Каждый из вас за свой правильный ответ получит жетон, который нам пригодится в течении урока.

- Что такое склонение ? (Изменение окончаний слова по падежам)

- Как изменяются существительные ?

- Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении?

-Сколько падежей в русском языке?

- Молодцы, ребята! Оцените свою работу в игре в листах самооценки.

  1. Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.

(Стук в дверь - посылка)

- Ребята, к нам в школу сегодня доставлена посылка. Во время доставки произошло непредвиденное, на посылку попал дождь, и окончание в слове смыло.

Подарок Маш…

Зная, что пятиклассники изучают имя существительное, обратились к вам с просьбой разобраться с этой ситуацией.

- Какое же окончание нужно написать в этом слове Маш… (Е-И)

- Можем мы однозначно ответить на вопрос? (Нет)

2.Формулировка темы, определение целей урока.

- Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?

Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (записывают тему в тетрадь). (Слайд 1)

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Мы должны научиться выбирать е и и в окончаниях существительных, находить их в предложении, в тексте, использовать слова на данное правило в своей речи)

- Цели вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.

- Сегодня мы научимся писать правильно падежные окончания большинства существительных, причём сами выступите в роли экспертов, найдёте опасные падежи, заполните таблицу, а главное, составите алгоритм для правильного написания окончания. А потом мы вместе его закрепИм.

3. Индивидуальная работа по составлению таблицу:

Переходим к основному этапу работы. (На слайде 2. Подарок Маш…)

- Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного? (можно)

- А какие буквы мы можем спутать?(-е -и)

- Почему? В какой позиции в этом слове последний гласный?

(слабой, безударной)

- Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).

Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного ? (поставить в начальную форму)

-Какие падежи вынесены в таблицу? (Таблица на доске)

- Как вы думаете, почему именно эти падежи выписаны на доске?

Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный. Их часто называют «ошибкоопасными», потому что многие имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания. Поэтому мы не можем ориентироваться на произношение, чтобы их безошибочно написать, а должны руководствоваться правилом.

- В какой позиции должен быть гласный звук, чтобы не возникали сомнения в его написании? (Сильной, ударной)

Света, Василиса, Анар, поработайте и просклоняйте слова с ударным окончанием каждого типа склонения: земля (1 скл.), окно (2 скл.), печь (3 скл.) 

Максим, Кира и Альбина просклоняйте слова с безударным окончанием: ракета (1 скл.), солнце (2 скл.), кровать (3 скл.)

Давайте занесем данные в таблицу на доске. Совпадают ли окончания существительных?

Запишите полученные результаты в таблицу на доске. 

Выделите окончание и поставьте ударение.

падежи

1 скл

2 скл

3 скл.

Р.п.

земли

ракеты

окна

солнца

печи

кровати

Д.п.

земле

ракете

окну

солнцу

печи

кровати

П.п.

о земле

о ракете

об окне

о солнце

о печи

о кровати

Давайте сделаем выводы: когда пишется в падежных окончаниях -е, а когда -и?

и запишем их в таблицу, которая у вас на партах (Слайд 3)

Падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-и (-ы)

-

Д.п.

-

П.п.

Опорные слова

земля, ракета

окно, солнце

печь, кровать

- Молодцы, ребята! Оцените свою работу в листах самооценки.

4. Работа по учебнику.

- А теперь, ребята, давайте откроем учебник на стр. 67 и 68 и проверим, правильные ли выводы мы с вами сделали?

- Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).

Изучение этих групп существительных мы продолжим на уроке.

5. Работа в парах по составлению алгоритма правильного написания падежного окончания существительного:

Сейчас мы с вами поработаем в парах и составим алгоритм правильного написания падежного окончания существительного. (порядок действий, необходимых для решения определенной задачи)

Жетоны, полученные в начале урока, помогут определить наши пары. Ребята, чьи жетоны совпадают по цвету, соберитесь за столами, на которых отмечены эти цвета.

(Желтый – Кира, Максим; Красный -Альбина, Света, Зеленый -Анар, Василиса)

1 группа – полный алгоритм, 

2 группа – с использованием слов-подсказок,

3 группа - расположить пункты алгоритма в правильном порядке

(после обсуждения в группе к доске выходят по представителю от каждой группы и представляют свой вариант алгоритма).

- Молодцы! Вы настоящие исследователи! В ходе нашей работы вы получили алгоритм, которым и будем пользоваться не только сегодня на уроке (Слайд 4)

Проверка:

 1. поставить слово в н.ф.

 2. определить склонение

 3. определить падеж

 4. по таблице определить окончание

 5. написать правильную букву.

- Молодцы, ребята! Оцените свою работу в листах самооценки.

  1. Закрепление изученного на уроке.

«Ошибка, я тебя вижу!»

Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решите грамматическую задачу и самостоятельно исправьте ошибки в предложении.

Объясните написание окончаний существительных.

Туристы расположились в палаткИ около березовой рощЕ. (Слайд 7)

Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .

Палатка – имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Роща – имя существительное первого склонения, употреблено в родительном падеже, пишем букву И в окончании. (Слайд 8 – на слайде пропущены слова)


-Ребята! Оцените свою работу в листах самооценки.

  1. Работа в парах. Редактирование текста рекламы.

А сейчас мы опять поработаем в парах и выступим редакторами в рекламном отделе модного журнала.

Ваша задача отредактировать рекламные слоганы с правописанием е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Объяснить написание орфограммы.


Испытывали ли вы затруднения, работая в парах?

-Ребята! Оцените свою работу в листах самооценки.

  1. Работа с сигнальными карточками

  • (Быть) на площадкЕ  и на площадИ;

  • (нежиться) в кроватИ и в кроваткЕ ;

  • (ошибка) в тетрадкЕ  и в тетрадИ;

  • (Сидеть) на веткЕ и на ветвИ;

  • (Поймал) в сетке и в сети.

-Ребята! Оцените свою работу в листах самооценки.

  1. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях?

Тогда давайте, поработаем в карточках.

 Спиши, вставляя пропущенные окончания.

Укажи падежи имён существительных. (Слайд 15)

Голубя можно увидеть повсюду. Он живёт и в город___, и в сельской местност___. В древност___ , когда не было ещё почтовой связ___, голубя использовали для передачи вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клюв___ стало символом мира.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке. (Слайд 16)

Голубя можно увидеть повсюду. Он живёт и в городЕ (П.п.), и в сельской местностИ (П.п). В древностИ (П.п), когда не было ещё почтовой связИ (Р.п), голубя использовали для передачи вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клювЕ (П.п) стало символом мира.

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?

Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.


  1. Выполнение теста.

Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа.

1.Какая буква пишется в словах:

В цирк…, о песн…, на речк…

А) Е Б) И


2. Найти строчку с окончанием И

А) На урок…, из повест…, в класс…

Б) с горк…, из рощ…, на кроват…

3. Найти в строчке лишнее слово:

А)На опушк…, Б)от почк…, В)на вершин…


4. Выбери окончания:

От пристан…мы отправились к деревн…

А) И-И Б)Е-Е

В) И-Е Г) Е-И


5) Исправь ошибку в предложении и объясните её.

От почки к почки стекают капли дождя.



Самопроверка с доски. (Слайд 17)

Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три».

Ребята! Оцените свою работу в листах самооценки.

V. РефлЕксия (Слайд 18)

– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …


- О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).- От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного).

- У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е, И?

Какие существительные на уроке не рассмотрели ? (Остались существительные на -ия, -ие, -ие.)

V. Домашнее задание (Слайд 19)

Я предлагаю вам на выбор 2 задания: выполнить упр. 536 или придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Весна в нашем селе», используя тексте изученную орфограмму.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!