СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненное предложение"»


Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Сложносочинённое предложение»

Цель урока: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам, работа с текстом как одна из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Метапредметные:

Познавательные

  • извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы:

  • осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные

  • формулировать тему и цель урока;

  • работать по плану.

Коммуникативные

• вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

• планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения;

• уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• высказывать свои мысли посредством устной и письменной речи;

Личностные:

умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию


Вид урока: урок повторения и обобщения

Технологическая карта урока:











Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Орг.момент

Слово учителя. Приветствие.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень красивые. Нарядные. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их взглядом. Спасибо. Садитесь. - Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного попозже.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.


II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности

























1.Беседа с классом.


Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне

Определить и назвать тип предложения.

1.Наступила осень, но на улице ещё было тепло. (ССП с против. союзом но)

2.Листья стали опадать, и деревья становились голыми. (ССП с соед. союзом и)

3.Наступил первый день осени, и дети пошли в школу. (ССП с соед. союзом и)

4.Я люблю осень, а моей маме нравится весна. (ССП с против.союзом а)

5. В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих магнолий. (ССП с соед. союзом и, общий вт.чл. обстоятельство в воздухе запятая не ставится) 6. Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад. ( ПП ослож.одн.дополн.) 7. Не то шел дождь, не то моросило. (ССП с разд. союзом не то-не то) 8. То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. (ССП с разд. союзом то-то)

Называют типы предложения вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Объявление темы и целей урока



На какую тему была проведена разминка? (Виды ССП) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (ССП)

- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «ССП».

- Ребята, а это новая тема? (Нет)

- Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять и закреплять знания по теме «ССП»).

Несколько уроков мы работали над сложносочиненным предложением. Сегодня заключительный урок по данной теме. Наша задача - не только повторить сведения о сложносочинённом предложении, его структуре, средствах связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная), но и научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания, уметь различать виды ССП. Запишите тему сегодняшнего урока «Повторение изученного о сложносочиненном предложении».

Формулируют определение ССП, определяют тему урока, ставят цели (различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи; уметь  расставлять знаки препинания в ССП)

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III.Актуализация и пробное учебное действие




































Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

-Вспомните, что вы знаете о сложносочиненном предложении.

«Верные – неверные утверждения».

Предложение, имеющее несколько грамматических основ, называется сложным. (Да)

 Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными. (Да)

Сложное предложение, части которого связаны интонационно и подчинительными союзами, называются сложносочинёнными. (НЕТ)

Предложение: «Мне часто снится город, в котором прошло наше детство»,- сложносочинённое. (Нет)

Части сложносочинённого предложения равноправны. (Да)

 Сочинительные союзы бывают соединительные, противительные, разделительные. (Да)

Запятая перед союзами «и», «да» (в значении и), «или», «либо» не ставится, если две части СПП имеют общий второстепенный член. (Да)

К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО(да)

Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? (нет)

К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (да)



Проверяется знание теоретического материала














П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника





IV. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с текстом




Прочитайте текст и выполните задания

1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.7. Встречал приезжающих сам директор- Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы- лишние слёзы». 13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Они уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все. (М. Басина)

Задания к тексту

1.Найдите в тексте ССП. Укажите их номера.

2.Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.

3. Определите вид 14 предложения. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

4. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением. Напишите его номер.

5. Подберите синоним к слову новобранцы.

6. Синтаксический разбор 3 предложения.

7. Из 17 предложения выпишите 3 словосочетания (согласование, управление, примыкание).

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

























П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

V. Домашнее задание



1) Упражнение 77, выписать предложение и выполнить его полный синтаксический анализ.

2) Выписать из книг, газет или журналов сложносочиненные предложения с разными союзами и разными смысловыми отношениями.

Записывают


VI. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по во­просам; моно­логические вы­сказывания

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Итак, подведем итоги

- Чему мы научились на уроке?

- Что вам было трудно?

-Что вам еще надо повторить?

Закончите предложения:

1. Сложносочиненные предложения – это предложения, в которых ….

2. Простые предложения соединяются в сложносочинённое с помощью…

3. Если в ССП есть общий второстепенный член, то запятая в предложении …


Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей


П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!