Тема: Образование почв и их разнообразие.
(слайд 1)
Цели и задачи урока:
Формировать знания о почвах показать вклад В. В. Докучаева в создание почвоведения познакомить с новыми терминами. Продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами.
Оборудование:
Почвенная и физическая карты, таблица «Почва».
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте…
Все приготовились к уроку?
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Учитель (задаю вопросы, учащиеся отвечают).
(слайд 2)
-Это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в с/х,
-Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, водохранилища, снега, пруды, каналы.
-Наводнения, цунами, ливни, снегопады, сели, лавины, наледи, гололеды, оползни.
- Низкий уровень воды в реке.
-Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.
-Енисей
2. Актуализация знаний.
( слайд 3)
-Вспомните, что такое почва?
-….
-Какое основное свойство почвы?
-…
- От чего зависит плодородие почвы?
-…
- Из чего состоит почва?
-…
Изучение новой темы.
Учитель рассказывает тему и по ходу рассказа задает вопросы.
Изучать новую тему будем по плану:
Вклад В.В.Докучаева;
Образование почв;
Механический состав почвы;
Структура почвы;
Разнообразие почв.
Сегодня мы узнаем, как образуется почва: какова роль русского ученного В. В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав почвы; что такое почвенные горизонты.
Вы ребята сказали, что почва это рыхлый поверхностный плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. (слайд 4)
-..
Да этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. (слайд 4)
Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.
- Основателем науки «почвоведение» стал русский ученый В. В. Докучаев. (Слайд 5-6)
Сообщение ученика о В.В.Докучаеве
(см. дополнительный материал к уроку).
(слайд 7)
В.В.Д основал, какую науку?
-Почвоведение.
-Царем почв.
-Насаждение лесополос в лесостепи; укрепление оврагов; устройство прудов, плотин; регулирование стока рек; снегозадержание; расчистка колодцев, ключей.
-Потому что являются почвы выразителем самых главных особенностей природы нашей территории.
Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? Образование почвы идет очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см (в тундре) до 2см (в степях). (Слайд 8)
Начало образование почвы – это процесс выветривания (разрушения) горных пород, на которых поселяются микроорганизмы, первые растения мхи и лишайники. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных.
- Каких животных мы называем почвенными?
-Личинки, черви, микроорганизмы, клещи….
(слайд 9)
Правильно. Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.
На процесс почвообразования оказывает влияние другие факторы: климат, рельеф, деятельность человека и время. Нельзя говорить о почвообразовании, не учитывая фактора времени.
Климат влияет на скорость образование почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идет промыв, из нее вымывается органическое вещество. Такие почвы формируются в тайге. Гумуса в них мало. При недостаточном увлажнении (k=0.9-0.8) гумус накапливается, но есть опасность засоления почвы особенно при скудном увлажнении. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, и процесс почвообразования значительно замедляется.
Рельеф также оказывает влияние на процесс почвообразования.
- Подумайте, в чем влияние рельефа?
-В горах разные температуры у подножья и на склонах, с высотой температура понижается, значит замедляется с высотой скорость почвообразования. На южном и северном склонах разное количество тепла, поэтому почвы тоже будут отличаться.
Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы?(слайд 11)
- Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья на известняках. Минеральная часть почвы будет различна.
В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые, и глинистые в зависимости от процентного содержания частиц глины и песка. Если в почве больше частиц глины – почва суглинистая и глинистая – это тяжелые почвы, они плохо промываются, но легко заболачиваются и засоляются. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.
Легкие почвы – песчаные и супесчаные, легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют полива.
Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде?
-…
Вид шнура | Состав почвы |
не скатывается | песчаная |
скатывается, но не сворачивается | супесчаная |
скатывается, сворачивается и трескается | суглинистая |
Скатывается, сворачивается и не трескается | глинистая |
Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из нее кольцо. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая. А если трещин нет, то почва глинистая. (слайд 12)
Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это есть структуру почвы. Только структурная рыхлая почва может быть плодородной.
(слайд 13)
-…
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.
Я вам сейчас говорила о каком химическом веществе?
-…
Правильно о кальцие, это о чем говорит?
-…
Химические элементы почвы.
Азот - для роста листьев и стеблей
Фосфор - созревания.
Кальций - рост корневой системы
Медь - обмен веществ
Калий - рост всего растения и тд.
По структуре выделяют два типа почв
(слайд 14)
Структурные | Беструктурные |
Хорошо взрыхленные | Уплотненные или состоят из мелких х пылевых частиц |
комковатые | |
Много пор | Пор нет |
Давайте проведем практическую работу. У меня на столе типа по почв, вам надо определить какая из них структурная а какая бесструктурная? Данные заносим к себе в таблицу.
-…
Лучшая структура – зернистая с комочками рамером от просяного семени (1 мм в диаметре)до размеров горошины – 10 мм в диаметре. Такую структуру имеют черноземы - почвы степей. Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы плодородны.
Почвоведы изучаю почвенные разрезы, на которых видны слои – горизонты. Горизонты почвы образуют почвенный профиль и его можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.
Работа с почвенным профилем:
- На самом верху находится: свежий опад, частично разложившаяся подстилка, гумус, поверхностный перегнойный горизонт и элювиальный кислый горизонт.
А – горизонт вымывания минеральных веществ.
В – горизонт накопления питательных веществ.
С – материнская порода.
Д – коренная подстилающая порода.
Не все почвы имеют четко выраженные горизонты. Слоистость зависит от климата, растительности, горных пород и возраста. Выраженную слоистость имеют старые почвы.
По почвенному профилю можно определить тип почвы. (слайд 18)
Природные условия на территорий нашей страны очень разнообразны. Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв. Чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту. (слайд 16)
(слайд 17).Почвенные карты - отражают разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве.
На картах, охватывающих большие территории, показывают обычно только типы почв.
На картах отдельных хозяйств содержатся более разнообразные характеристики почв: типы и подтипы, их механический состав, степень эродированности (на сколько смыт верхний горизонт почв), переувлажненности.
Пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных типов почв.
Закрепление.
Закрепление новой темы мы проведем в форме игры «Установи соответствие». Вам даются на интерактивной доске почвенный профиль, который вам надо расположить по горизонтам.(слайд 19)
(слайд 20) Надо расположить объекты в порядке соответствия.
Новые понятия
Гумус
В.В.Докучаев
Почвоведение
Чернозем
Итог урока. Домашнее задание.
Тема почвы и почвенные ресурсы: Образование почв и их разнообразие.,П. 15..
Вопросы и задания к параграфу.
Чем занимались на уроке? Что нового узнали? Оценки.