СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Почва"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Урока"Почва"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Почва"»

Тема: Образование почв и их разнообразие.

(слайд 1)

Цели и задачи урока:

Формировать знания о почвах показать вклад В. В. Докучаева в создание почвоведения познакомить с новыми терминами. Продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами.

Оборудование:

Почвенная и физическая карты, таблица «Почва».

Ход урока.

  1. Организационный момент.



Здравствуйте…

Все приготовились к уроку?



  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Учитель (задаю вопросы, учащиеся отвечают).

(слайд 2)

  • Водные ресурсы

-Это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в с/х,

  • Назовите все виды внутренних вод.

-Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, водохранилища, снега, пруды, каналы.

  • Назовите стихийные явления связанные с водою.

-Наводнения, цунами, ливни, снегопады, сели, лавины, наледи, гололеды, оползни.

  • Межень

- Низкий уровень воды в реке.

  • Снеговая линия

-Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.

  • Самая полноводная река России

-Енисей

2. Актуализация знаний.

( слайд 3)

-Вспомните, что такое почва?

-….

-Какое основное свойство почвы?

-…

- От чего зависит плодородие почвы?

-…

- Из чего состоит почва?

-…



  1. Изучение новой темы.



Учитель рассказывает тему и по ходу рассказа задает вопросы.

Изучать новую тему будем по плану:

  1. Вклад В.В.Докучаева;

  2. Образование почв;

  3. Механический состав почвы;

  4. Структура почвы;

  5. Разнообразие почв.

Сегодня мы узнаем, как образуется почва: какова роль русского ученного В. В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав почвы; что такое почвенные горизонты.

Вы ребята сказали, что почва это рыхлый поверхностный плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. (слайд 4)

  • Как называются эти условия?

-..

Да этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. (слайд 4)

Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.

- Основателем науки «почвоведение» стал русский ученый В. В. Докучаев. (Слайд 5-6)

Сообщение ученика о В.В.Докучаеве

(см. дополнительный материал к уроку).



(слайд 7)

  • В.В.Д основал, какую науку?

-Почвоведение.

  • Как назвал В.В.Д русский чернозем?

-Царем почв.

  • Какие способы защиты разработал и внедрил В.В.Д?

-Насаждение лесополос в лесостепи; укрепление оврагов; устройство прудов, плотин; регулирование стока рек; снегозадержание; расчистка колодцев, ключей.

  • Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта природы». Почему?

-Потому что являются почвы выразителем самых главных особенностей природы нашей территории.



  • Образование почв.

Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? Образование почвы идет очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см (в тундре) до 2см (в степях). (Слайд 8)

Начало образование почвы – это процесс выветривания (разрушения) горных пород, на которых поселяются микроорганизмы, первые растения мхи и лишайники. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных.

- Каких животных мы называем почвенными?

-Личинки, черви, микроорганизмы, клещи….

(слайд 9)

Правильно. Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

На процесс почвообразования оказывает влияние другие факторы: климат, рельеф, деятельность человека и время. Нельзя говорить о почвообразовании, не учитывая фактора времени.

Климат влияет на скорость образование почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идет промыв, из нее вымывается органическое вещество. Такие почвы формируются в тайге. Гумуса в них мало. При недостаточном увлажнении (k=0.9-0.8) гумус накапливается, но есть опасность засоления почвы особенно при скудном увлажнении. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, и процесс почвообразования значительно замедляется.

Рельеф также оказывает влияние на процесс почвообразования.

- Подумайте, в чем влияние рельефа?

-В горах разные температуры у подножья и на склонах, с высотой температура понижается, значит замедляется с высотой скорость почвообразования. На южном и северном склонах разное количество тепла, поэтому почвы тоже будут отличаться.

  • Механический состав почвы.

  • Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы?(слайд 11)

- Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья на известняках. Минеральная часть почвы будет различна.

  • Откройте рис.53 на стр. 95 в книжках.

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые, и глинистые в зависимости от процентного содержания частиц глины и песка. Если в почве больше частиц глины – почва суглинистая и глинистая – это тяжелые почвы, они плохо промываются, но легко заболачиваются и засоляются. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.

Легкие почвы – песчаные и супесчаные, легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют полива.

  • Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде?

-…

Вид шнура

Состав почвы

не скатывается

песчаная

скатывается, но не сворачивается

супесчаная

скатывается, сворачивается и трескается

суглинистая

Скатывается, сворачивается и не трескается

глинистая

Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из нее кольцо. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая. А если трещин нет, то почва глинистая. (слайд 12)













  • Структура почвы.

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это есть структуру почвы. Только структурная рыхлая почва может быть плодородной.

(слайд 13)

  • Какова роль гумуса в образовании структуры почвы?

-…

  • Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.

  • Я вам сейчас говорила о каком химическом веществе?

-…

  • Правильно о кальцие, это о чем говорит?

-…

Химические элементы почвы.

Азот - для роста листьев и стеблей

Фосфор - созревания.

Кальций - рост корневой системы

Медь - обмен веществ

Калий - рост всего растения и тд.


По структуре выделяют два типа почв

(слайд 14)

Структурные

Беструктурные

Хорошо взрыхленные

Уплотненные или состоят из мелких х пылевых частиц

комковатые


Много пор

Пор нет

Давайте проведем практическую работу. У меня на столе типа по почв, вам надо определить какая из них структурная а какая бесструктурная? Данные заносим к себе в таблицу.

  • Какие почвы более плодородны и почему?

-…



Лучшая структура – зернистая с комочками рамером от просяного семени (1 мм в диаметре)до размеров горошины – 10 мм в диаметре. Такую структуру имеют черноземы - почвы степей. Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы плодородны.



  • Почвенный профиль.

Почвоведы изучаю почвенные разрезы, на которых видны слои – горизонты. Горизонты почвы образуют почвенный профиль и его можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.

Работа с почвенным профилем:

  • Назовите горизонты профиля.(слайд 15)

- На самом верху находится: свежий опад, частично разложившаяся подстилка, гумус, поверхностный перегнойный горизонт и элювиальный кислый горизонт.

А – горизонт вымывания минеральных веществ.

В – горизонт накопления питательных веществ.

С – материнская порода.

Д – коренная подстилающая порода.



Не все почвы имеют четко выраженные горизонты. Слоистость зависит от климата, растительности, горных пород и возраста. Выраженную слоистость имеют старые почвы.

По почвенному профилю можно определить тип почвы. (слайд 18)



  • Разнообразие почв.

Природные условия на территорий нашей страны очень разнообразны. Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв. Чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту. (слайд 16)



(слайд 17).Почвенные карты - отражают разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве.

На картах, охватывающих большие территории, показывают обычно только типы почв.

На картах отдельных хозяйств содержатся более разнообразные характеристики почв: типы и подтипы, их механический состав, степень эродированности (на сколько смыт верхний горизонт почв), переувлажненности.

Пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных типов почв.

  1. Закрепление.

Закрепление новой темы мы проведем в форме игры «Установи соответствие». Вам даются на интерактивной доске почвенный профиль, который вам надо расположить по горизонтам.(слайд 19)

(слайд 20) Надо расположить объекты в порядке соответствия.



Новые понятия

Гумус

В.В.Докучаев

Почвоведение

Чернозем





  1. Итог урока. Домашнее задание.

  • Тема почвы и почвенные ресурсы: Образование почв и их разнообразие.,П. 15..

  • Вопросы и задания к параграфу.

Чем занимались на уроке? Что нового узнали? Оценки.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!