СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по введению понятия "Масса тела"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа из цикла "Способы организации учебной деятельности по формированию физических понятий". Предназначена для учителей, работающих в 7 классе, в условиях  внедрения новых образовательных стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по введению понятия "Масса тела"»

Автор: Бирюкова Н.Н.

Фрагмент урока по теме «Масса».

А) Постановка учебной задачи.

На столе учителя находятся весы разных видов.

Вопросы для активизации личностного опыта обучающихся:

  1. Как называются приборы, которые вы видите на столе? (весы)

  2. Где мы их используем? (магазин, дома, …)

  3. Какую физическую величину измеряют весами? (Чаще всего ответ – вес)

На доску: листы со словами

ВЕС

ИЗМЕРЯЮТ

ВЕСАМИ

Картинка с вами не согласна. Какую физическую величину измеряют ВЕСАМИ?

(обязательно найдется ученик, который вспомнит слово МАССА)

МАССУ

ИЗМЕРЯЮТ

ВЕСАМИ



Достаточно ли у вас знаний о понятии «масса тела»? Сформулируем учебную задачу.

(Изучить понятие «масса тела»).

Б) Опыты по введению понятия «масса тела» с активным обсуждением обучающимися результатов увиденного







Сравнивая, как меняются скорости взаимодействующих тел за определенный промежуток времени, можно судить об их массах.

Гипотеза : тележка, движущаяся с меньшей скоростью, обладает большей массой.

Проверить гипотезу позволяют весы на столе учителя. (Учащиеся объясняют: Для того чтобы сравнить массу двух предметов, их укладывают на чаши весов. Если чаша с предметов опускалась ниже, значит, тот предмет был тяжелее.)

Сформулируем вывод по опыту. (Чем больше масса тела, тем труднее изменить его скорость.) Учитель: Такое тело называют более инертным. А мерой инертности является масса.

В) Самостоятельная работа

Задание1. Работа с учебником. В текст вставить пропущенные слова.

Любое тело: Земля, человек, книга, молекула и т.д. – обладает _______________. Масса тела – физическая величина, которая является мерой ___________________. Прибор для измерения массы называется ______________. В системе СИ за единицу массы принят ______________ .

Другие единицы измерения массы: 1 т = ____ кг; 1 г = _____ кг; 1 мг = ______ кг .

Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.

Задание 2. а)Выразите в килограммах массы тел (при затруднении использовать учебник, с.58):

12 т; 80 г; 0,4 т; 950 мг; 370 г; 6 мг.

б) расположите числа в порядке возрастания.

Г) Работа в группах.

А) Взаимопроверка самостоятельной работы.

Б) СОСТАВИТЬ СТРАНИЧКУ ДЛЯ СПРАВОЧНИКА (результат – на доску)

Составим страничку для справочника, используя материал и схему (см. приложение 1):















Б) Решение задач.

№1. Шар, движущийся горизонтально со скоростью 0,4 м/с, налетел на такой же покоящийся шар. В результате столкновения первый шар остановился. С какой скоростью начал двигаться второй шар после столкновения?

№2. При столкновении двух шаров их скорость изменилась на 80 см/с и 40 см/с. Масса более легкого шара 500 г. Какова масса другого шара?

ДАЛЕЕ: проверка работы в группах, домашнее задание, рефлексия.













Приложение 1. Схема для странички справочника.

МАССА

ПОНЯТИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

























ЗАПОМНИТЬ СВОЙСТВА

























Возможный вариант заполнения схемы.

МАССА

ПОНЯТИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Любое тело обладает массой. 1). Весы

2). Взаимодействие с телом, масса которого известна

Масса тела – физическая величина, 3). С использованием таблицы

которая является мерой инертности плотностей (после изучения плотности)

тела.





ЗАПОМНИТЬ СВОЙСТВА

1т = 1000 кг = 10 3 кг 1). Чем больше масса тела, тем труднее

1 кг = 1000 г = 10 3 г изменить его скорость.

1 кг = 1000000 мг = 10 6 мг 2).

1г = 0,001 кг = 10 – 3 кг

1мг = 0,001 г = 10 – 3 г

1мг = 0,000001 кг = 10 – 6 кг 3). Масса составного тела равна сумме

масс составляющих его тел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!