СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по В.Драгунскому

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомит учащихся с рассказом В.Драгунского,научит анализировать поступки героев,воспитывать  у ребят честность.Поможет продолжить работу над беглым выразительным чтением.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по В.Драгунскому»

технологическая карта урока по литературному чтению


Класс: 2

Учитель: Федоренко Лариса Владимировна

Тема раздела: И в шутку и всерьёз

Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Педагогические цели: познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки героев, прогнозировать содержание текста;воспитывать честность.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;понимать юмор в произведении; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий; придумывать свои весёлые истории.

Формируемые УУД

  • личностные-дети учатся осознавать свои эмоции и эмоции других людей, воспринимать красоту художественного слова;

  • регулятивные - учатся самостоятельно определять цели своей деятельности, работать по плану, определять степень успешности своей работы;

  • познавательные - учатся вычитывать из текста всю необходимую информацию, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • коммуникативные - учатся оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и слышать других, задавать вопросы.

Тип урока: урок знакомства с новым произведением.

Оборудование: портрет В. Драгунского, выставка его книг, компьютерная презентация, карточки с записью пунктов плана на доске.








ХОД УРОКА


Наименование

этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организация класса

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Солнце светит нам в окно.

«Здравствуй!» - говорит оно.

Я очень рада видеть вас.

Ведь вы такой хороший класс!

Вы очень много знаете,

Рисуете, считаете,

Пишете, читаете,

Друг другу помогаете.

И сейчас, мои друзья,

Начать урок готова я.

Дети выполняют требования учителя, настраиваются на работу.


Подготовка к встрече

с новым

произведением

- Над каким разделом вы сейчас работаете? Как он называется?

- Посмотрите на экран.

(Демонстрация портрета В. Драгунского)

- Вам знаком этот писатель?

- Кто может назвать его имя и фамилию?

- Да, имя этого писателя Виктор Драгунский.

- О чём вы сразу подумали, увидев на экране его портрет?


- Какие произведения Драгунского вы уже читали?



- Какие они все по своему характеру, по настроению?

- А кто главный герой всех рассказов Виктора Драгунского?

- Кто такой Дениска?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого писателя.

- Чего вы ждёте от встречи с ним?

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова, вынесенные на экран. Зачитаем их вслух.

«Правда всегда поднимается над ложью,

как масло над водой».

- Как вы это понимаете?

- И в шутку и всерьёз.






Дети приводят примеры, высказывают своё мнение.

- Девочка на шаре, Бы, Кот в сапогах, Дымка и Антон, Сестра моя Ксения.







Один ученик зачитывает.




- О правде всегда узнают.


Работа над новым

произведением


Работа с текстом до чтения

- Откройте учебники на странице 161.

- Прочитайте заглавие нового произведения.

- Как понимаете слово явным? Подберите синонимы.


- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто на ней изображён?

- Что необычного заметили?

- Что могло произойти?

- Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений?

- Давайте приступим к чтению

Работа с текстом во время чтения

- Читать будем вслух по цепочке, громко и отчётливо, чтобы все ребята в классе вас слышали.

- Начнёт чтение ……..

После чтения 1 отрывка

- Кто это я?

- От кого мальчик услышал фразу о том, что тайное всегда становится явным?

- Понял ли Дениска значение этих слов?

- Какое объяснение дала ему мама?

После чтения 2 отрывка

- Почему Дениске плохо спалось ночью?

После чтения 3 отрывка

- Что приготовила мама сыну на завтрак?

- Полезны ли детям эти продукты?

- Понимает ли это Дениска?

- Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

- «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова?

- Зачем мама заставляла сына есть кашу?

- Что она придумала, чтобы заставить Дениску съесть всю кашу?

После чтения 4 отрывка

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?

- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

- Почему же автор использует это выражение?

- Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына?

- Какие слова мамы подтверждают её радость?

После чтения 5 отрывка

- Подберите синонимы к слову клеветать.


- Какого человека называют интеллигентным?

- Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер».

- Как это – язвительно?

После чтения 6 отрывка

- Как изменилось настроение у Дениски?

- Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?

После чтения 7 отрывка

- Хорошо ли Дениска знал свою маму?

- Какие слова это доказывают? Зачитайте.

- Почему мама «смотрела долго-долго» на сына?

- Какой же Дениска?

- Да, он весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.

- Почему мама не наказала Дениску?

- Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?


Один ученик зачитывает


- Известным, всем доступным.

Дети делают предположения.



- Прочитать рассказ.




Дети по цепочке читают рассказ.



- Это Дениска.

- От мамы.

- Нет.

- Если кто-то поступает нечестно, всё равно об этом узнают.

- Его мучил этот вопрос.


- Яйцо и манную кашу.

- Очень полезны.

- Нет, он их не любит.

- Белок раскромсал.

- Бы.


-Заботилась о сыне.

- Пообещала пойти в Кремль.


- Чувство обиды, досады.

- Конечно, нет.

- Чтобы ярче показать состояние героя.

- Обрадовалась.

- Что за парень-молодец!


- Наговаривать, возводить напраслину.

- Культурного, воспитанного.

- Насмешливо, зло.


- Он понял, что никуда не пойдёт.

- Ему обидно, неприятно, это опасно.

- Да, хорошо.

Ученик зачитывает отрывок



- Хотела понять, что чувствует Дениска.

Дети дают характеристику герою.


Физминутка


Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз! Раз – два, раз – два,

Раз – два, раз – два,

Раз – два, раз – два.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

Выдох – вдох, выдох – вдох.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

Раз – два!

Хватит – хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо.

И еще

Через левое плечо!

Хватит.

Выдохнуть, вздохнуть.

Дети выполняют упражнения синхронно с учителем.


Продолжение работы над рассказом

Работа с текстом после чтения

- Посмотрите на доску.

- Это цитатный план прочитанного нами рассказа.

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Видеть не могу манную кашу!»

«А я остался с кашей наедине».

- Прочитайте заголовки плана самостоятельно, про себя.

- Всё ли в этом плане верно?

- Что же в нём не так?

- Давайте наведём порядок в плане, расставим заголовки по своим местам.

- С чего началась история? Какой пункт плана будет первым?

- Иди к доске, поставь цифру 1.

И так далее.

- Вот мы и навели порядок в плане.

- Вернёмся к иллюстрации.

- Какой же момент рассказа изобразил художник?

- Если бы вы были художниками, какие бы вы нарисовали иллюстрации к этому рассказу?

- Посмотрите на экран и прочитайте пословицы про себя.

Кашу свари, да ещё и в рот положи.

Сначала думай, а потом делай

Кроткое слово гнев побеждает.

- А теперь будем зачитывать их вслух и определять, к какому месту в рассказе можно отнести каждую из пословиц.


Резерв

- Давайте почитаем по ролям сценку прихода в дом милиционера.

- Нам понадобятся исполнители ролей Дениски, от имени которого ведётся повествование в рассказе, милиционера, дяденьки и мамы.

- Слова автора, то есть Дениски, будет читать………

- Слова милиционера будет читать ………..

- Слова дяденьки будет читать ……….

- Слова мамы будет читать …….

- Выходите к доске. Будьте внимательны. Начинаем читать.

- Как удалось ребятам исполнить свои роли? Что вы им хотите сказать или пожелать?










- Нет

- Нарушена последовательность.



- Видеть не могу манную кашу!



- Как Дениска мучается над кашей.

Дети рисуют словесные картины





Дети соотносят пословицы с содержанием рассказа







Вызванные к доске дети читают по ролям



Дети оценивают качество исполнения ролей


Итог урока

- Подведём итог урока.

- Скажите, какой важный вывод вы для себя сделали?

- Посмотрите на экран и продолжите эти предложения

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я хочу похвалить себя за…

Я могу поблагодарить … за …

Дети осуществляют самооценку своей деятельности на уроке.


Задание на дом

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: придумайте свою весёлую историю.

- Спасибо вам за активную работу. Урок окончен.

Дети записывают задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!