Организация класса | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Солнце светит нам в окно. «Здравствуй!» - говорит оно. Я очень рада видеть вас. Ведь вы такой хороший класс! Вы очень много знаете, Рисуете, считаете, Пишете, читаете, Друг другу помогаете. И сейчас, мои друзья, Начать урок готова я. | Дети выполняют требования учителя, настраиваются на работу. |
Подготовка к встрече с новым произведением | - Над каким разделом вы сейчас работаете? Как он называется? - Посмотрите на экран. (Демонстрация портрета В. Драгунского) - Вам знаком этот писатель? - Кто может назвать его имя и фамилию? - Да, имя этого писателя Виктор Драгунский. - О чём вы сразу подумали, увидев на экране его портрет? - Какие произведения Драгунского вы уже читали? - Какие они все по своему характеру, по настроению? - А кто главный герой всех рассказов Виктора Драгунского? - Кто такой Дениска? - Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого писателя. - Чего вы ждёте от встречи с ним? - Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова, вынесенные на экран. Зачитаем их вслух. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». - Как вы это понимаете? | - И в шутку и всерьёз. Дети приводят примеры, высказывают своё мнение. - Девочка на шаре, Бы, Кот в сапогах, Дымка и Антон, Сестра моя Ксения. Один ученик зачитывает. - О правде всегда узнают. |
Работа над новым произведением | Работа с текстом до чтения - Откройте учебники на странице 161. - Прочитайте заглавие нового произведения. - Как понимаете слово явным? Подберите синонимы. - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображён? - Что необычного заметили? - Что могло произойти? - Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений? - Давайте приступим к чтению Работа с текстом во время чтения - Читать будем вслух по цепочке, громко и отчётливо, чтобы все ребята в классе вас слышали. - Начнёт чтение …….. После чтения 1 отрывка - Кто это я? - От кого мальчик услышал фразу о том, что тайное всегда становится явным? - Понял ли Дениска значение этих слов? - Какое объяснение дала ему мама? После чтения 2 отрывка - Почему Дениске плохо спалось ночью? После чтения 3 отрывка - Что приготовила мама сыну на завтрак? - Полезны ли детям эти продукты? - Понимает ли это Дениска? - Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо? - «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова? - Зачем мама заставляла сына есть кашу? - Что она придумала, чтобы заставить Дениску съесть всю кашу? После чтения 4 отрывка - Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? - Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? - Почему же автор использует это выражение? - Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? - Какие слова мамы подтверждают её радость? После чтения 5 отрывка - Подберите синонимы к слову клеветать. - Какого человека называют интеллигентным? - Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер». - Как это – язвительно? После чтения 6 отрывка - Как изменилось настроение у Дениски? - Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует? После чтения 7 отрывка - Хорошо ли Дениска знал свою маму? - Какие слова это доказывают? Зачитайте. - Почему мама «смотрела долго-долго» на сына? - Какой же Дениска? - Да, он весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину. - Почему мама не наказала Дениску? - Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? | Один ученик зачитывает - Известным, всем доступным. Дети делают предположения. - Прочитать рассказ. Дети по цепочке читают рассказ. - Это Дениска. - От мамы. - Нет. - Если кто-то поступает нечестно, всё равно об этом узнают. - Его мучил этот вопрос. - Яйцо и манную кашу. - Очень полезны. - Нет, он их не любит. - Белок раскромсал. - Бы. -Заботилась о сыне. - Пообещала пойти в Кремль. - Чувство обиды, досады. - Конечно, нет. - Чтобы ярче показать состояние героя. - Обрадовалась. - Что за парень-молодец! - Наговаривать, возводить напраслину. - Культурного, воспитанного. - Насмешливо, зло. - Он понял, что никуда не пойдёт. - Ему обидно, неприятно, это опасно. - Да, хорошо. Ученик зачитывает отрывок - Хотела понять, что чувствует Дениска. Дети дают характеристику герою. |
Физминутка | Мы поставили пластинку И выходим на разминку. На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз! Раз – два, раз – два, Раз – два, раз – два, Раз – два, раз – два. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь, Выдох – вдох, выдох – вдох. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. Раз – два! Хватит – хватит, прибежали, Потянулись, подышали! Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо. И еще Через левое плечо! Хватит. Выдохнуть, вздохнуть. | Дети выполняют упражнения синхронно с учителем. |
Продолжение работы над рассказом | Работа с текстом после чтения - Посмотрите на доску. - Это цитатный план прочитанного нами рассказа. «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты должен съесть всё до конца!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Видеть не могу манную кашу!» «А я остался с кашей наедине». - Прочитайте заголовки плана самостоятельно, про себя. - Всё ли в этом плане верно? - Что же в нём не так? - Давайте наведём порядок в плане, расставим заголовки по своим местам. - С чего началась история? Какой пункт плана будет первым? - Иди к доске, поставь цифру 1. И так далее. - Вот мы и навели порядок в плане. - Вернёмся к иллюстрации. - Какой же момент рассказа изобразил художник? - Если бы вы были художниками, какие бы вы нарисовали иллюстрации к этому рассказу? - Посмотрите на экран и прочитайте пословицы про себя. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Сначала думай, а потом делай Кроткое слово гнев побеждает. - А теперь будем зачитывать их вслух и определять, к какому месту в рассказе можно отнести каждую из пословиц. Резерв - Давайте почитаем по ролям сценку прихода в дом милиционера. - Нам понадобятся исполнители ролей Дениски, от имени которого ведётся повествование в рассказе, милиционера, дяденьки и мамы. - Слова автора, то есть Дениски, будет читать……… - Слова милиционера будет читать ……….. - Слова дяденьки будет читать ………. - Слова мамы будет читать ……. - Выходите к доске. Будьте внимательны. Начинаем читать. - Как удалось ребятам исполнить свои роли? Что вы им хотите сказать или пожелать? | - Нет - Нарушена последовательность. - Видеть не могу манную кашу! - Как Дениска мучается над кашей. Дети рисуют словесные картины Дети соотносят пословицы с содержанием рассказа Вызванные к доске дети читают по ролям Дети оценивают качество исполнения ролей |