СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ."ФГОС ООО

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Земельный закон братьев Гракхов" для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ."ФГОС ООО»

Тема урока: Земельный закон братьев Гракхов.


Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с причинами и последствиями проведения в Риме земельных и иных социальных реформ, предложенных братьями Гракхами; создать условия для выявления внутренних противоречий в римском обществе, выявившихся в процессе и после деятельности Гракхов

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / исследовательская лабораторная работа

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные
результаты

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Разорение крестьян в результате завоевательных войн. Избрание Тиберия Гракха народным трибуном. Земельный закон Гракха (133 г. до н. э.). Убийство Тиберия Гракха и его сторонников. Деятельность Гая Гракха. Убийство Гая Гракха и его сторонников. Неудача реформ братьев Гракхов. Октавиан. Земельная реформа, гражданская война

Образовательные ресурсы

Учебник. Проверочные материалы. Презентация. Карточки с заданиями, Видеофрагмент.




Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

формируемые УУД

Организационный момент

Цель этапа: организация учебной деятельности обучающихся в начале урока, доброжелательный настрой.




Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас . Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мои коллеги из других школ , давайте поприветствуем их.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.



- Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Ребята, как можно прославиться?



- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.


Перед уроком приготовить все необходимое к уроку (учебник, тетради, карандаши, ручки, линейки)

.





















(Совершая хорошие поступки, сделав открытие и т.д.)

Быстрое включение в деловой ритм.










Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

Актуализация знаний обучающихся.

Цель этапа: мотивация учащихся на изучение нового материала посредством повторения изученного по теме «Рим – завоеватель Средиземноморья».




Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в Древний Рим. Как вы думаете, что мы «увидим» во время нашего путешествия?

- Молодцы! Действительно, мы увидим, что же изменилось в Риме в результате завоеваний?



Игра « Чистая доска»

Поскольку мы с вами путешествуем, нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Мы поиграем в игру « Чистая доска»

Из нее можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.















- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием и благополучно добрались до Рима.



Работа с картой.

- Где находился Древний Рим?



- Какие территории были завоёваны Римом?



- Какой город был разрушен римлянами?


















Ответ учащихся:

что изменилось в Риме в результате завоеваний













Объяснение терминов по теме «фаланга»--«войско»--«сенат»--«народный трибун»--«раб»--«закон»--«реформа»

А что такое закон? (закон – это правила, обязательные для всех жителей страны).

А кто создал первые законы? (Вавилонский царь Хаммурапи).









Работа с картой

(«чтение карты»)

(Он располагался в центральной части Аппенинского полуострова на реке Тибр)

Рассказ по карте

о завоеваниях римлян.

(Римом были завоёваны:Греция, Македонию, Сицилия, Корсика, Сардиния, Галлия)



(Карфаген)



Ответы на поставленные вопросы.




Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

Проблемное объяснение нового материала

Цель этапа: сформировать представление о последствиях завоевательных войн римлян- о разорении земледельцев.



- План

1. Разорение крестьян

2. Земельный закон Тиберия Гракха.

3. Гибель Тиберия Гракха.

4. Борьба и гибель Гая Гракха.





















































































































































































































































































































































































































































































Первичное применение новых знаний:

Цель этапа: проговаривание и закрепление новой темы




















































Учитель: «Мы сегодня с вами попробуем быть исследователями. Скажите

где и с чем работают исследователями?».

Учитель: «У нас с вами есть сегодня уникальная возможность поработать с историческими источниками.


Какую мы поставим себе цель сегодняшнего урока?»

Учитель записывает цель урока на доске, учащиеся в тетради.



Учитель выдает каждому ученику «Послание из древности».

Текст послания:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость?

Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость?

Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что

этот земельный закон может изменить ситуацию.



Тиберий Гракх.



Учитель: «Что мы с вами узнали из этого документа?».

Учащиеся: «Автор документа – Тиберий Гракх. Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к беднякам не справедливо».


Учитель: «Давайте сформулируем тему нашего урока. О чем нам рассказывает текст».



Учитель: «Что остается «за кадром» данного документа? Какие вопросы у

вас вызывает данный документ?».







Учитель: «Давайте сформулируем задачи. Какие задачи мы перед собой ставим?» (Формулируются исходя из вопросов).















Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу в истории древнего мира «Гражданские войны в Риме

Ребята, прежде чем начать новую тему давайте с вами выясним: что такое Гражданская война? (дети размышляют).

Итак, Гражданская война - война между гражданами одного государства. (Давайте запишем это понятие в тетради.

Пока римляне завоёвывали Италию, крестьяне были довольны: при дележе земли они получали свою долю. Заморские же походы были невыгодны: они приводили к разорению римских крестьян .

Организация беседы с классом

- Давайте вспомним, кто же составлял римское войско?

- Почему разорение крестьян было для Рима опасно?



Работа с классом


Факт 1. Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных заморских походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т. к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство, купить скот, нужны большие средства. Махнёт на всё крестьянин рукой, продаст за бесценок участок соседу-рабовладельцу и уйдёт с семьёй в Рим в поисках лучшей жизни.

Вопрос. Какая первая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 2. Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они работали от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Однако и такие крестьяне разорялись. Соберёт он, например, пшеницу, привезёт её в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай в реку.

Вопрос. Какая вторая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 3. Крупные землевладельцы давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно, дешевле её завозить из Сицилии и других провинций. Нанимать на работу в своё хозяйство крестьян тоже накладно. Ведь можно бесплатно использовать труд рабов. И пусть по качеству оливковое масло и вино, произведённое рабами, хуже, чем произведённое в хозяйстве крестьянина, но труд рабов в имении обходился настолько дёшево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене. Это неизбежно вело крестьян к разорению.

Вопрос. Какая третья причина разорения крестьян в Риме?


Работа в тетради


Причины разорения крестьян:

  1. длительные заморские походы;

  2. обработка земли и выпас скота стоили дорого;

  3. крестьяне не находили сбыта своим товарам;

  4. приток массы рабов.

Большинство рабовладельцев проявляли полное равнодушие к бедствиям разоряющихся крестьян. Но среди римской знати были и такие люди, которые думали не только о своей выгоде, но и об укреплении Римского государства. Они были встревожены разорением крестьян, понимая, что это неизбежно приведёт к восстаниям бедноты и ослаблению армии.

Особенно были обеспокоены положением крестьян братья Гракхи, внуки знаменитого полководца Сципиона Африканского, победителя Ганнибала

Давайте немного познакомимся с биографией Гракха.


























Проезжая по Италии, Тиберий был удивлён тем, что почти нигде не было видно свободных земледельцев. Повсюду появились крупные имения, где землю обрабатывали закованные в кандалы рабы. Тиберий понимал, что разорение крестьян ведёт к сокращению численности войска, а скопление массы рабов в Италии представляет грозную опасность. Об этом свидетельствовало восстание рабов на острове Сицилия в 138-132 гг. до н. э.

Тиберий также знал, что римская беднота считает несправедливым захват знатью почти всех государственных земель. Обнищавшие крестьяне стекались в Рим, требуя передела земли. На стенах домов и даже на могильных памятниках бедняки писали воззвания, в которых призывали к борьбе за землю.



Почему Т.Гракх решил поддержать бедные слои населения?»

- римские земледельцы разорялись;

- на землях богатых землевладельцев работали только рабы из провинций. А что такоепровинция? (завоёванная область за пределами Италии);

- скапливалось огромное количество невольников;

- разорение земледельцев ослабляло римскую армию. Почему? В армию не брали неимущих, теряя землю, земледельца, выгоняли из армии.


Вернувшись, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна.


Давайте перенесёмся с вами в 133 год до н.э. и представим, что мы члены народного собрания и перед нами выступает народный трибун Тиберий Гракх с предложением принять его земельный закон.

На сходах он произносил такую речь : «« Даже дикие звери имеют норы и логова,

а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»


А что бы подробнее узнать о земельном законе прочитаем текст в учебнике


- На основании материала учебника стр. 231-232 и слайда, определите суть предложенного земельного закона.




Вопросы и беседа по прочитанному.

  • Цель реформ братьев Гракхов? (Решение аграрного вопроса, уравнение в правах жителей Италии.)

  • На кого опирались Гракхи? (Римскую бедноту, жителей италийских провинций.)

  • Кто им противостоял? (Римские патриции и богатые плебеи.)


















































Вывод: Закон, предложенный Тиберием Гракхом, учитывал интересы бедных слоёв населения и ущемлял интересы богатых людей, богатые землевладельцы не желали отдавать свои земли и потому жестоко сопротивлялись принятию данного закона.



Мы проделали большую работу , а теперь отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Поставить музыку , учащиеся двигаются о музыку. Остановить и спросить по вопросам:



Какие новые понятия вы записали в свою тетрадь?

Какая дата у нас сегодня основная?

Назовите имя трибуна, принявшего первый закон, защищающий интересы крестьян.



Как вы считаете, кому мог не понравиться этот закон?



тот закон, наносивший удар крупному аристократическому землевладению, находил деятельную поддержку только в тесном кругу друзей и родственников Тиберия Гракха и вызвал ожесточённое противодействие со стороны большинства сенатской аристократии.



Что же стало с законом и с самим Тиберием?



Работа с текстом на стр. 235 – 236

Почему сенаторы убили Тиберия Гракха?







Слайд № 13,14,15,16



Но через 9 лет брат Тиберия Гай, стал трибуном и продолжил его дело.



Смог ли Гай завершить передачу земли тем, кто на ней работает?

Почему?

Слайд №17, 18



Слайд №19



Слайд №20





Ответ учащихся:

Учащиеся: «В архиве с документами, историческими источниками».



Учащиеся: «Научиться работать с историческими источниками





Ученики зачитывают его вслух.



































Запись темы урока.

Формулирование цели и задач урока









запись плана урока



















Учащиеся: «Земельный закон братьев Гракхов





Учащиеся: «Кто такой Тиберий Гракх? Как именно он боролся за справедливость, за улучшение положения бедняков? Кто помогал Тиберию? Дала ли реформа Тиберия результат?».



Учащиеся: «Изучить, биографию Тиберия Гракха. Изучить, земельный за-

кон, разработанный Тиберием. Узнать, кто поддерживал Тиберия. Проанализи-

ровать, итоги реформы



















































Рабочие листы.

Читают,делают записи.

Записи причин разорения крестьян в тетрадях














































































































- Гай и Тиберий Гракхиродился в семье Тиберия СемпронияГракха старшего и Корнелии Африканы, дочери Сципиона Африканского. Гай рос без отца и воспитывался матерью.

Братья находились в хороших отношениях и позднее действовали вместе, несмотря на разницу в возрасте. . Впервые Тиберий отличился во время 3-й Пунической войны, согласно исторической традиции, первым ворвался в осаждённый Карфаген; его храбрость была признана строгим СципиономЭмилианом.









































































Просмотр фрагмента фильма.





















Запись даты в тетради (133 г. до н.э.)





работа в парах

1)работа с текстом на стр. 235 и материалом на слайдах

2) определение основной сути земельного закона

Возвратясь в Рим, он добился избрания в трибуны (134) и предложил закон (lexagraria), по которому определялась высшая норма владения общественной землёй (agerpublicus) — именно, 500 югеров на человека (югер = 1/4 десятины), а если у владельца есть сыновья, то на долю каждого ещё по 250 югеров — впрочем, не более 1000 югеров на семью.

Образовавшиеся вследствие этого правила отрезки от существовавших до того времени крупных владений должны были поступить в казну для раздачи участками по 30 югер.безземельным гражданам на условиях наследственной аренды. Участки должны были считаться неотчуждаемыми (отличие от Лициниевых закон.); получавшие их обязаны были возделывать их и платить в казну умеренный оброк.


«югер» (мера измерения площади в древнем Риме, равная четверти гектара. 1 югер = 25 соток), «аренда» (плата за пользование чем-либо)




Отвечаем друг другу, о потом вслух















Ответ на вопрос учителя

































Работа с текстом параграфа стр. 232 - 233



Рассуждение о причинах гибели Тиберия Гракха.











Работа с текстом стр. 236 – 237,



Составление верного ответа на поставленный вопрос.

1гр.Составляет рассказ по картинке на.с.233

2гр.работает с текстом учебника

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия.

















Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются и приходят к общему решению























































Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются и приходят к общему решению

Вторичное закрепление

Цель этапа: формирование представления о причинах и последствиях разорения крестьян, о необходимости прекращения захвата земель знатью, об исторической роли Тиберия Гракха и Гая Гракха для Римской и мировой истории (Это был первый закон, защищающий права низов общества).



Выберите нужное слово:

1. Тиберий Гракх защищал интересы бедняков / богачей.

2. Тиберий Гракх был избран Сенатором / народным трибуном.

3. Он предложил новый земельный закон в 133 г до н.э. / в 134 г до н.э.

4. Гай Гракх брат / отец Тиберия.

5. Новый земельный закон запрещал / разрешал продавать землю.

6. Земельный закон не дал / дал положительных результатов.

7. Гай Гракх установил низкие цены на хлеб / на мясо.

8. Земельный закон был вскоре отменен / существовал 100 лет.

9. По новому закону каждая семья может иметь не больше 1000 / 500 югеров

земли.

10. Тиберий Гракх был убит Сенаторами / Народным Трибуном





- Корнелия, мать Тиберия и Гая Гракхов , очень хотела, что бы её называли «матерью Гракхов, а не дочерью Спициона». Как вы считаете, её мечта сбылась? Если «ДА», то почему вы так считаете?

Корректировка суждений учащихся.

Рассуждение с использованием новой терминологии, личная оценка событий и исторического лица.

Работа в парах.Взаимопроверка.

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются и приходят к общему решению


Информация о домашнем задании

Цель этапа: инструктаж по его выполнению




Параграф 50,

Ответить на вопросы к § 50

Для любознательных

Задача: Как вы считаете, есть ли в истории случаи, когда реформаторы удостаивались благодарности?


Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения

Рефлексия

Цель этапа: подведение итогов урока.

Наше путешествие подошло к концу.

Составление синквейна с именем Тиберий

Имя…

Мне понравилось на уроке…

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

Мне бы хотелось…

Тиберий

Справедливый, смелый

Возглавлял, защищал, наделял

Отнимал излишки общинных земель у аристократов

Реформа











Составление синквейна с именем Тиберий







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!