СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Вынужденные колебания. Резонанс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены: урок, раздаточный материал и сопровождающая урок презентация.

Просмотр содержимого документа
«Титульник и начало»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









Методическая разработка открытого урока





Учебная дисциплина:

ФИЗИКА


Тема:

Вынужденные колебания. Резонанс


Специальность:

Технического профиля


Курс:

1-й курс










Преподаватель: Кулькова С.С.












Волжский 2017 г

Тема

Механические колебания.

Преподаватель

Кулькова Светлана Степановна

Учебная дисциплина

Физика

Группа

Технического профиля

Тип учебного занятия

Усвоение новых знаний

Вид учебного занятия

комбинированное занятие

Цели:


Предметные

Студенты должны овладеть понятиями: вынужденные механические колебания, резонанс.

Знать основные характеристики вынужденных колебаний и условия наступления резонанса.

Уметь приводить примеры проявления и применения резонанса в жизни и технике

Метапредметные


Продолжить формировать умение воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами, выявлять признаки явления, по которым оно обнаруживается, устанавливать причинно-следственные связи между количественными характеристиками явления, применять полученные знания и навыки к решению новых проблем.

Личностные

Быть готовым к продолжению образования,

уметь самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

уметь управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

Методы обучения

По источнику получения информации: словесный, наглядный, практический.

По характеру познавательной деятельности: репродуктивный: беседа, проблемные вопросы, представление изученного в переработанной схеме

Активные методы обучения: обсуждение, самостоятельная работа в парах, метод коллективного взаимодействия, частично-поисковый метод обучения.

Элементы педагогических технологий

Информационно – коммуникационная, развития критического мышления, развивающее обучение, проблемное, здоровьесберегающая.

Межпредметные связи

Математика, техническая механика.

Внутрипредметные связи

Темы: «Кинематика», «Закон сохранения энергии», «Электромагнитные колебания», «Переменный ток»

Оборудование урока

1. Компьютер

2. Мультивидеопроектор.

3. Презентация к уроку

4. Штативы 2 шт

5. Набор грузов

7. Упругая рейка, нитки

8. Раздаточный материал: Приложение 1-4

Список литературы


Основные источники:

1.Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2.Кирик Л.А. Физика разноуровненвые самостоятельные и контрольные работы 11.- М., «Илекса» 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

  2. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература)

  3. www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

Требуемое время

1 академический час






“… Каждая из областей физики — оптика, механика, акустика — говорит на своем “национальном” языке. Но есть “интернациональный” язык, и это - язык теории колебаний... Изучая одну область, вы получаете тем самым интуицию и знания совсем в другой области”.

Академик Мандельштам

Просмотр содержимого документа
«для студентов Прилож 1-2»

Приложение 1

Повторение по теме «Гармонические колебания»

Вариант 1

Студента группы______________________________________________

(фамилия имя)


Задача. По графику гармонических колебаний определите амплитуду

колебаний, частоту, период и запишите уравнение гармонического

колебания по заданным параметрам.


х max =

Т =

ω =

х =



Приложение 1

Повторение по теме «Гармонические колебания»

Вариант 2

Студента группы______________________________________________

(фамилия имя)

Задача. По графику гармонических колебаний определите амплитуду

колебаний, частоту, период и запишите уравнение гармонического

колебания по заданным парамет рам.

х max =

Т =

ω =

х =



Приложение 1

Повторение по теме «Гармонические колебания»

Вариант 3

Студента группы______________________________________________

(фамилия имя)


Задача. По графику гармонических колебаний определите амплитуду

колебаний, частоту, период и запишите уравнение гармонического

колебания по заданным параметрам.


х max =

Т =

ω =

х =



Приложение 1

Повторение по теме «Гармонические колебания»

Вариант 4

Студента группы______________________________________________

(фамилия имя)

Задача. По графику гармонических колебаний определите амплитуду

колебаний, частоту, период и запишите уравнение гармонического

колебания по заданным параметрам.

х max =

Т =

ω =

х =

Систематизация знаний по теме «Механические колебания»


Табл. Сводная таблица колебаний


Характеристики

Свободные колебания

Вынужденные

колебания


Условия существования колебаний

1. В КС при однократном действии внешней силы

2. 𝐹тр→0

1.


Как меняется

амплитуда (м)



↓ , зависит от первоначальных условий




От чего зависит частота (период)

Зависит от параметров колебательной системы

)




Уравнение колебаний


cost



Резонанс и

условия его возникновения.









Приложение 2


Проверь себя!


  1. Какие колебания называют вынужденными?

  2. Чему равна частота вынужденных колебаний?

  3. Что называют механическим резонансом?

  4. В каких системах может возникнуть резонанс?

  5. Каково условие возникновения резонанса?

  6. Отчего зависит высота амплитуды при резонансе?

  7. Приведите примеры полезного проявления резонанса.

  8. Приведите примеры вредного проявления резонанса.

  9. Какими мерами можно предотвратить наступление резонанса?












Просмотр содержимого документа
«для студентов Прилож 3-4 Документ Microsoft Word»

  1. Вынужденные колебания

Колебания, совершаемые телом под действием внешней периодически изменяющейся силы, называются вынужденными колебаниями.

Внешняя периодически изменяющаяся сила называется вынуждающей силой.

Примерами вынужденных колебаний являются тряска автомобиля, движущегося по неровной дороге, движение качелей, которые кто-то периодически подталкивает.

Особый интерес представляют вынужденные колебания в системе, способной совершать свободные колебания, т. е. обладающие собственной частотой колебаний. Они интересны тем, что их амплитуда может возрастать при соответствующем изменении частоты вынуждающей силы. Например, после начала раскачивания качелей (являющихся маятником) амплитуда вынужденных колебаний будет возрастать, т. е. амплитуда каждого последующего колебания будет больше, чем предыдущего (если раскачивать качели в такт). Увеличение амплитуды прекратится тогда, когда потеря энергии на преодоление сил трения станет равна энергии, получаемой качелями извне (за счет работы вынуждающей силы).

В большинстве случаев постоянная частота вынужденных колебаний тоже устанавливается не сразу, а спустя некоторое время после их начала.

Когда амплитуда и частота вынужденных колебаний перестают меняться, говорят, что колебания установились.

Частота, установившихся вынужденных колебаний равна частоте вынуждающей силы.

В отличие от свободных колебаний, являющихся затухающими, вынужденные колебания — незатухающие. Они происходят до тех пор, пока действует вынуждающая сила.


  1. Резонанс

Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты вынуждающей силы к собственной частоте колебательной системы.

Резонанс возникает из-за того, что при внешняя сила, действуя в такт со свободными колебаниями, все время имеет одинаковое направление со скоростью колеблющегося тела и совершает положительную работу: энергия колеблющегося тела увеличивается, и

амплитуда его колебаний становится большой. Если же внешняя сила

Приложение 3

действует «не в такт», то эта силы попеременно совершает то отрицательную, то положительную работу и вследствие этого энергия системы меняется незначительно.

Изменение амплитуды колебаний в зависимости от частоты при одной и той же амплитуде внешней силы, но при различных коэффициентах трения μ, изображено на рисунке, где кривой 1 соответствует минимальное значение μ, кривой 3 — максимальное.

Из рисунка видно, что о резонансе имеет смысл говорить, если затухание свободных колебаний в системе мало.


  1. Явление резонанса в жизни и в технике


Явление резонанса может играть как положительную, так и отрицательную роль.

Известно, например, что тяжелый «язык» большого колокола может раскачать даже ребенок, но при условии, что будет тянуть за веревку в такт со свободными колебаниями «языка».

С явлением резонанса можно встретиться и тогда, когда это совершенно нежелательно.

В 1906 г. из-за резонанса разрушился Египетский мост в Петербурге, по которому проходил кавалерийский эскадрон. Частота их шагов совпала с частотой свободных колебаний моста. Из-за этого размахи колебаний моста резко увеличились (наступил резонанс).

Теперь для предотвращения подобных случаев войсковым частям при переходе через мост приказывают идти не строевым, а вольным шагом.

Если же через мост проезжает поезд, то, чтобы избежать резонанса, он проходит его либо на медленном ходу, либо, наоборот, на максимальной скорости (чтобы частота ударов колес о стыки рельсов не оказалась равной собственной частоте моста).

Собственной частотой обладает и сам вагон (колеблющийся на своих рессорах). Когда частота ударов его колес на стыках рельсов оказывается ей равной, вагон начинает сильно раскачиваться.

Явление резонанса встречается даже в воздухе. А на заре развития авиации некоторые авиационные двигатели вызывали столь сильные резонансные колебания частей самолета, что он разваливался в воздухе.



  1. Установка для наблюдения резонанса



Явление резонанса можно продемонстрировать и с нитяными маятниками. Подвесим на рейке массивный шар 1 и несколько маятников, имеющих нити разной длины. Каждый из этих маятников имеет свою собственную частоту колебаний, которую можно определить, зная длину нити и ускорение свободного падения. Теперь, не трогая легких маятников, выведем шар 1 из положения равновесия и отпустим. Качания массивного шара вызовут периодические колебания рейки, вследствие которых на каждый из легких маятников начнет действовать периодически изменяющаяся сила упругости. Частота ее изменений будет равна частоте колебаний шара. Под действием этой силы маятники начнут совершать вынужденные колебания. При этом маятники 2 и 3 останутся почти неподвижными. Маятники 4 и 5 будут колебаться с немного большей амплитудой. А у маятника 6, имеющего такую же длину нити и, следовательно, собственную частоту колебаний, как у шара 1, амплитуда окажется максимальной. Это и есть резонанс.









Приложение 4



Сделай сам!



Оборудование : два штатива с держателями, гибкая пластинка, грузы, нитки, ножницы.



Что со всем этим делать, подумайте сами!

Можно взять помощь группы или преподавателя.























Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Конспект занятия

Этап деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Примечание

1

2

3

4

1.Организационный момент

и

актуализация опорных знаний



до 5 мин





1.Приветствие. Представление себя и создание позитивного эмоционального фона на совместную работу.

2 Организует работу по актуализации знаний по теме «Гармонические колебания»

Работа с Приложением 1, «Задача на тему «Гармонические колебания», 4 варианта

Проводит инструктаж по оформлению решения задачи и способу последующей проверки работы.

Организует проведение самоанализа и собирает выполненной работы.

Приветствуют преподавателя.



Индивидуальная работа

Подписывают лист, по графику определяют параметры и записывают уравнение колебаний в соответствии с вариантом.

Задание - самопроверка и самооценка по слайду, работы сдают преподавателю



Слайд 1







Слайд 2




Результат: Студенты готовы к дальнейшей работе по изучению новой темы. Продолжается формирование способности студентов к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.





Определение темы, формулирование целей урока


до 5 мин

Работа по слайду 3 «Систематизация знаний по теме «Механические колебания»

с таблицей «Сводная таблица колебаний».

Активизирует деятельность студентов в форме фронтальной беседы с целью конкретизации изученного материала и определения темы урока «Вынужденные колебания».

Работа с таблицей «Систематизация знаний по теме «Механические колебания»

Совместно со студентами формулируются цели урока:

- Познакомится с основными понятиями и характеристиками вынужденных колебаний и резонанса

-Выяснить условия возникновения резонанса, его проявление и применения

Коллективная работа.

Вспоминают, формулируют, проговаривают условия возникновения и основные характеристики свободных колебаний.

Работают с таблицей «Сводная таблица колебаний» Приложение 2

Формулируют тему и цели урока.


Слайд 3

каждая строка открывается щелчком мышки












Слайд 4



Результат: Студенты определили тему занятия и цели, которые необходимо достигнуть в ходе занятия.


3. Изучение нового материала







до 21 мин











































Организует работу студентов в группах по 4 человека, обращает внимание на необходимость выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде при решении общей задачи.

3.1 Продолжение работы с Приложение 2, заполняют характеристики вынужденных колебаний используя теоретический материал Приложения 3, текст 1 «Вынужденные колебания»

Проверка выполнения задания проводится в виде беседы с привлечением представителей от всех групп.





Формируют группы, разделяют обязанности.



Читают текст, обсуждают его, выделяют необходимый материал и записывают в соответствующие строки таблицы «Сводная таблица колебаний». Допускается подчеркивание и выделение важного материала.

Защищают свой ответ.

Проверяют, исправляют ошибки и неточности для этого используют слайд 5.


Прилож. 2

Приложение 3



Слайд 5





Проверка по слайду 5






Слайд 6 –видео

«Разрушение моста Такома Нэроуз в 1940 г »



















Слайд 7















С целью активизации познавательного процесса в ходе изучения резонанса используется прием коммуникативной атаки - демонстрируется видеофильм «Разрушение моста Такома Нэроуз в 1940 г в США»


3.2 Организует работу в группах с использованием приема «Снежный ком»

Задание:

Группы1-2 прочитать текст 2 «Резонанс» Приложение 3, ответить на вопросы 3-4,5-6 «Проверь себя!» Приложение 2

Группа 3 прочитать текст 3 «Явление резонанса в жизни и технике» Приложение 3, ответить на вопросы 7-8 «Проверь себя!» Приложение 2


Группа 4 прочитать текст 3 «Явление резонанса в жизни и технике» Приложение 3, ответить на вопрос 9 «Проверь себя!» Приложение 2


Результатом работы является правильный ответ групп на закрепленные вопросы.

Для дополнения ответов студентов группы 4 демонстрируется слайд 7 «Способы предотвращения наступления резонанса»

Задание группе 5

Используя Приложение 4 «Сделай сам» изготовить установку для наблюдения явления резонанса.

Время самостоятельной работы студентов до 7 минут







Задание: используя таблицу «Сводная таблица колебаний сделать вывод по изученному материалу и провести аналогию между свободными и вынужденными колебаниями.


Вывод: Вынужденные колебания происходят под действие периодической внешней силы с частотой этой силы и являются не затухающими в отличие от свободных колебаний. В вынужденных колебаниях может возникнуть резонанс, в свободных – нет.



Просмотр видео











Ищут ответы на вопросы в предложенных текстах, делают необходимые записи.









5 группа, используя Приложение 4 «Сделай сам», делает резонансную установку с помощью предложенных средств и оборудования.


Демонстрация готовой экспериментальной установки и объяснение увиденного явления происходит на этапе закрепления изученного материала.


Результат: Даны понятия «Вынужденные колебания» и «Резонанс», определены их характеристики, выявлены меры по предупреждению резонанса.





4. Закрепление изученного материала


8 мин
















4.1 Устный разбор аналитической задачи на слайде 9

Задача

Ваш рюкзак висит на крючке в вагоне и начинает сильно раскачиваться при движении поезда. Почему? Что надо сделать, чтобы уменьшить его амплитуду колебаний?








4.2 Демонстрация готовой экспериментальной установки группой 5 .

Настраивает группу на наблюдение эксперимента и выявления причины наступления резонанса для двух маятников.

Анализируют ситуацию, выявляют признаки резонанса и причины, предлагают варианты решения.

1. Положить рюкзак на полку (изменить частоту собственных колебаний, т.е параметры системы)

2. Увеличить сопротивление (повесить на что то)

3. Попросить машиниста ехать с другой скоростью


Наблюдают явление резонанса и стараются объясняют причину вступления в резонанс некоторых мятников.

Участники группы 5 объясняют условие работы данной установки. В резонанс вступают маятники одинаковой длинны.


Слайд 8















Результат: Продолжается формирование умений студентов применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

5. Систематизация полученных знаний

и

первичная проверка степени усвоения материала

до 3 мин

5.1 Организация фронтального опроса в форме тестирования





Отвечают на вопросы теста.

По приведенным правильным ответам проводят самоанализ и самоконтроль


По приведенным ответам проводят самоанализ и самоконтроль.



Слайд 9-10

6. Домашнее задание

2 мин

Домашнее задание: Почему не болит голова у дятла? (хотя он испытывает перегрузки в момент удара =1200g (для человека смертельные 100g)


Слайд 12-13

7. Рефлексия

1 мин

Совместный анализ достижения целей. Взаимная оценка работы преподавателя и студентов. Слова благодарности за совместную работу.



Просмотр содержимого презентации
«откр урок Вынужден колебания Презентация Microsoft PowerPoint»

cos t   «Каждая из областей физики — оптика, механика, акустика — говорит на своем “национальном” языке. Но есть “интернациональный” язык, и это - язык теории колебаний... Изучая одну область, вы получаете тем самым интуицию и знания совсем в другой области” Л.И.Мандельштам (1879-1944)

cos t

 

«Каждая из областей физики — оптика, механика, акустика — говорит на своем “национальном” языке. Но есть “интернациональный” язык, и это - язык теории колебаний... Изучая одну область, вы получаете тем самым интуицию и знания совсем в другой области”

Л.И.Мандельштам

(1879-1944)

Проверяем, оцениваем! Вариант Вариант 1 1 , м 2 4 2 4 T,с T,с 3 0,15 4 3 ω, рад/с 4 ω, рад/с 0,15 4 4 0,2 уравнение π/2 или  4 0,2 4 уравнение π/2 или  1 1 1,57 1,57 1 1 2π или sin t 2π или π/2 или 6,28 cost или 4 4 π/2 или 6,28 π/2 или 1,57 π/2 или 1,57  1,57  1,57 или sin t sin t или sin t cost или sin t 1sin t Критерии оценки: 1. Сделано всё правильно- «5» 2. Определены все параметры, но не записано уравнение -«4» 3. Правильно определены только два параметра – «3»

Проверяем, оцениваем!

Вариант

Вариант

1

1

, м

2

4

2

4

T,с

T,с

3

0,15

4

3

ω, рад/с

4

ω, рад/с

0,15

4

4

0,2

уравнение

π/2 или

4

0,2

4

уравнение

π/2 или

1

1

1,57

1,57

1

1

или

sin t

или

π/2 или

6,28

cost

или

4

4

π/2 или

6,28

π/2 или 1,57

π/2 или 1,57

1,57

1,57

или

sin t

sin t

или

sin t

cost

или

sin t

1sin t

Критерии оценки:

1. Сделано всё правильно- «5»

2. Определены все параметры, но не записано уравнение -«4»

3. Правильно определены только два параметра – «3»

Сводная таблица колебаний Характеристики Характеристики Условия существования Свободные Свободные Условия существования Вынужденные колебаний 1. В КС при однократном действии внешней силы колебаний Вынужденные Как меняется амплитуда (м) 2. 0 ↓ , зависит от первоначальных условий Частота (период) Уравнение колебаний Уравнение колебаний Зависит от параметров колебательной системы) Резонанс, условия его возникновения cost Резонанс, условия его возникновения

Сводная таблица колебаний

Характеристики

Характеристики

Условия существования

Свободные

Свободные

Условия существования

Вынужденные

колебаний

1. В КС при однократном действии внешней силы

колебаний

Вынужденные

Как меняется амплитуда (м)

2. 0

↓ , зависит от первоначальных условий

Частота (период)

Уравнение колебаний

Уравнение колебаний

Зависит от параметров колебательной системы)

Резонанс, условия его возникновения

cost

Резонанс, условия его возникновения

Вынужденные механические колебания.  Резонанс.

Вынужденные механические колебания. Резонанс.

Сводная таблица колебаний Характеристики Характеристики Условия существования Свободные Свободные Условия существования колебаний 1. В КС при однократном действии внешней силы Вынужденные Как меняется амплитуда (м) колебаний Вынужденные В любой системе при периодическом действии на неё внешней силы. Частота (период) ↓ , зависит от первоначальных условий В любой системе при периодическом действии на неё внешней силы. 2. 0 Зависит от параметров колебательной системы Уравнение колебаний X = const X = const Уравнение колебаний Частота действия внешней силы (ω) Резонанс, условия его возникновения Прямопропориональна вынуждающей силе, зависит от её частоты cost Резонанс, условия его возникновения Частота действия внешней силы (ω) ) Прямопропориональна вынуждающей силе, зависит от её частоты cos t

Сводная таблица колебаний

Характеристики

Характеристики

Условия существования

Свободные

Свободные

Условия существования

колебаний

1. В КС при однократном действии внешней силы

Вынужденные

Как меняется амплитуда (м)

колебаний

Вынужденные

В любой системе при периодическом действии на неё внешней силы.

Частота (период)

↓ , зависит от первоначальных условий

В любой системе при периодическом действии на неё внешней силы.

2. 0

Зависит от параметров колебательной системы

Уравнение колебаний

X = const

X = const

Уравнение колебаний

Частота действия внешней силы (ω)

Резонанс, условия его возникновения

Прямопропориональна вынуждающей силе, зависит от её частоты

cost

Резонанс, условия его возникновения

Частота действия внешней силы (ω)

)

Прямопропориональна вынуждающей силе, зависит от её частоты

cos t

Видео

Видео

Способы предотвращения наступления резонанса.

Способы предотвращения наступления резонанса.

  • Изменение частоты возбуждающих колебаний.
  • Изменения частоты собственных колебаний.
  • Специальное увеличение трения в системе.
  • Введение второго внешнего действия в противофазе к вредному.
Подумаем! 1. Затухающие колебания это... А) колебания с увеличением амплитуды Б) колебания с уменьшением амплитуды 2. Вынужденные колебания это... Б) происходящие под действием силы трения А) происходящие под действием периодически изменяющейся силы   3. Незатухающие колебания это... А) свободные колебания Б) вынужденные колебания 4. Резонансом называется явление… А) Совпадения частоты внешней силы с собственной частотой колебательной системы; Б) Резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний.

Подумаем!

1. Затухающие колебания это...

А) колебания с увеличением амплитуды

Б) колебания с уменьшением амплитуды

2. Вынужденные колебания это...

Б) происходящие под действием силы трения

А) происходящие под действием периодически изменяющейся силы

3. Незатухающие колебания это...

А) свободные колебания

Б) вынужденные колебания

4. Резонансом называется явление…

А) Совпадения частоты внешней силы с собственной частотой колебательной системы;

Б) Резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний.

5. Явление резонанса может наблюдаться в… А) В любой колебательной системе; Б) В системе, совершающей свободные колебания; В) В системе, совершающей вынужденные колебания. 6.  Три одинаковых маятника, находящиеся в различных вязких средах, совершают вынужденные колебания. На рисунке показаны резонансные кривые для этих маятников. Какой из маятников испытывает наибольшее сопротивление со стороны вязкой среды в процессе колебаний?  А) 1;  Б) 2; В) 3

5. Явление резонанса может наблюдаться в…

А) В любой колебательной системе;

Б) В системе, совершающей свободные колебания;

В) В системе, совершающей вынужденные колебания.

6. Три одинаковых маятника, находящиеся в различных вязких средах, совершают вынужденные колебания. На рисунке показаны резонансные кривые для этих маятников. Какой из маятников испытывает наибольшее сопротивление со стороны вязкой среды в процессе колебаний?

А) 1;

Б) 2;

В) 3

Домашнее задание

Домашнее задание

Почему не болит голова у дятла?

Почему не болит голова у дятла?

cos t   Преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ» Кулькова С.С. 2017 г

cos t

 

Преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»

Кулькова С.С.

2017 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!