СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Валентные состояния атома углерода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок лекция по изучению строения атома углерода в трёх валентных состояниях, гибридизации; типов химической связи в молекулах алканов, алкенов, алкинов; пространственного строения их молекул.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Валентные состояния атома углерода"»

Урок по теме «Валентные состояния атома углерода»

УМК О.С.Габриелян «Химия 10 кл.»

Цели урока:

Образовательная – вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме “Валентные состояния атома углерода, познакомить обучающихся с понятием гибридизация и валентными состояниями атома углерода, научить определять по структурной формуле вещества гибридное состояние и форму атома углерода.

Развивающая – формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, делать выводы по теме; способствовать развитию мышления, познавательных и общетрудовых умений.

Воспитательная – формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; убеждать в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире.

Задачи урока:

  1. Изучить строение атома углерода в трёх валентных состояниях, понятие гибридизации; типы химической связи в молекулах алканов, алкенов, алкинов; пространственное строение молекул. Продолжить формирование умений в моделировании химических явлений.

  2. Развитие умений обобщать и систематизировать знания, относящиеся к разным классам углеводородов; выявлять сущность свойств углеводородов и взаимосвязь между химической связью в органических соединениях и их строением и составом.

  3. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения на примере молекулы метана, этилена, ацетилена. Развитие умений в установлении причинно-следственных связей.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, проблемное изложение, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Форма организации урока: лекция.

Средства обучения:

  • учебно-материальные: модели молекул органических веществ, компьютер, проектор, книги, ТСО;

  • дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

  • психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная.

Хронометраж урока:

  1. Организационный этап – 1 мин.

  2. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

  3. Постановка цели и задач урока – 5 мин.

  4. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний и способов действий – 22 мин.

  5. Закрепление изученного материала. Первичная проверка понимания – 3 мин.

  6. Рефлексия и подведение итогов– 8 мин.

  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

1)Индивидуальный опрос у доски (по карточкам):

1. Для вещества состава С5Н12 составьте структурные формулы одного гомолога и одного изомера.

2. Составьте электронно-графическую формулу атома углерода в основном и возбужденном состоянии.

3. Составьте структурные формулы метана, этена, этина.

2)Экспресс-опрос класса с включением индивидуальных ответов у доски.

На этапе актуализации знаний ученики вспоминают типы химической связи, признаки ковалентной связи (направленность и насыщаемость), кратность ковалентных связей, - связь и - связь, теорию строения органических веществ и то, что углерод в органических соединениях четырехвалентен.

III. Постановка цели и задач урока.

Условие образования ковалентных связей - перекрывание электронных облаков взаимодействующих атомов. При этом, чем больше площадь перекрывания электронных облаков, тем прочнее химические связи.

-Будут ли эти 4 химические связи, образованные одним S и тремя р - электронными облаками РАВНОЦЕННЫ? (Конечно, нет) (слайд 1)

-Что же происходит в атоме С? ЕСТЬ ЛИ В ПРИРОДЕ ПОДОБНЫЕ ЯВЛЕНИЯ?

Демонстрация природного образа: (Слайды 2,3)

Учитель показывает ученикам йошту(гибрид крыжовника и черной смородины) и нэши (гибрид груши и яблока) и входе беседы выясняет: - Как называют одним словом эти фрукты ? (-гибриды)

-Какую цель преследует человек, создавая гибриды?

-Возможно ли подобное явление в атоме? Какая составная часть атома может быть подвержена гибридизации? (-электронные облака) (Слайд 4)

-Что с ними должно произойти? (-изменение формы)

Тема: Валентные состояния атома углерода (слайд 5)

Цель: Выяснить, почему и как изменяется форма и расположение электронных облаков в атоме углерода, изучить явление гибридизации. (слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

Работая сегодня на уроке, вам предстоит заполнить таблицу «Валентные состояния атома углерода»

Число

S- облаков

Число

р- облаков

Гибридиза

ция/ валентное состояние

Валентный

угол

Геометрия

Молекулы

Хим.

связи

Длина

Связи

Примеры

веществ

























Пока вы оформляете таблицу историческая справка. (слайд 7)

Учитель: В симметрично построенных молекулах, таких как CH4 и CCI4 и др., четыре химические связи атома углерода с другими атомами практически одинаковы. Чтобы объяснить это противоречие, физиками было введено понятие о гибридизации (смешении) электронных орбиталей. Согласно этой гипотезе, электроны находятся не на “чистых” s- и р-орбиталях, а на усредненных, обладающих одинаковой энергией. Такие орбитали называют гибридными. При смешении одной 2s- и трех 2р-орбиталей образуются четыре одинаковые sp3-гибридные орбитали. Их формы отличаются от форм исходных 2s- и 2р-орбиталей, один из “лепестков” этой орбитали значительно вытянут в одну сторону от ядра. Все они строго ориентированы в пространстве под углом 109о28', образуя геометрическую фигуру – тетраэдр. (слайды 9-11)

Учитель: при образовании молекулы этана одна из четырех sp3-гибридных орбиталей первого углеродного атома перекрывается с такой же орбиталью второго атома углерода с образованием углерод – углеродной связи. Остальные гибридные орбитали при перекрывании с 1s-орбиталями атомов водорода образуют шесть -связей C – H. Состояние углеродного атома с sp3-гибридными орбиталями характерно для соединений с одинарной связью – алканов. (слайды 12-13)

Лаб. опыт №1.

Постройте модель молекулы метана (1 вариант) и этана (2 вариант).

Учитель: При “смешении” одной 2s- и двух 2р-орбиталей образуются три одинаковые sp2-гибридные орбитали. Они расположены в одной плоскости под углом 120о друг к другу. Третий р-электрон, не вступая в гибридизацию и сохраняя форму своей орбитали неизменной, располагается в плоскости, перпендикулярной плоскости гибридных орбиталей. Этот тип гобридизации характерен для соединений с двойной связью – алкенов (например этилена). В молекуле этилена H2C = CH2 атом углерода находится в состоянии sp2-гибридизации. В этом случае одна углерод – углеродная связь (-связь) образована перекрыванием двух sp2-гибридных орбиталей (по одной от каждого углеродного атома), а другая – перекрыванием двух негибридизованных 2р-орбиталей в плоскости, перпендикулярной плоскости - связи. Так возникает качественно новая связь – -связь. (слайды 14-18)

Лаб. опыт №2. Постройте модель молекулы этена.

Учитель: А как же тройная связь? В каком гибридном состоянии будут находиться атомы углерода?

Ученик: в sp-гибридизации должны выравниваться только одна 2s- и одна 2р-орбиталь. (слайд 19)

Учитель: на слайде 20 дано объяснение третьего валентного состояния атома углерода. Схема образования двух одинаковых sp-гибридных орбиталей представлена на слайде 21. На слайдах хорошо видны две 2р-орбитали, не участвующие в гибридизации. Эти негибридизованные орбитали расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. sp-гибридизация характерна для углеводородов с тройной связью – алкинов (например ацетилена). В молекуле ацетилена

H – C C – H атом углерода находится в состоянии sp-гибридизации. Одна связь между углеродными атомами образована перекрыванием двух sp-гибридных орбиталей (по одной от каждого углеродного атома). В этом случае образуется обычная -связь. Две остальные sp-гибридные орбитали образуют с 1s-орбиталями двух водородных атомов две -связи C – H, расположенные друг относительно друга под углом 180o. Оставшиеся у каждого углеродного атома еще по две негибридизованные 2р-орбитали перекрываются в двух взаимно перпендикулярных областях, образуя две -связи.(слайды 22-24)

Лаб. опыт №3. Постройте модель молекулы этина.

Учитель: Дайте понятие гибридизации, исходя из того, что происходило с электронными орбиталями (облаками)?

Ученик: Гибридизация – выравнивание электронных облаков по форме и энергии. (слайд 25)

На протяжении изучения нового материала обучающиеся заполняют таблицу в тетрадях с опорой на презентацию учителя.

Проверка правильности заполнения таблицы. (слайд 26)

V. Закрепление изученного материала.

  1. Какой тип гибридизации не существует и почему? (слайд 27)

  2. Определите тип гибридизации каждого атома углерода в молекулах веществ (слайд 28)

1) СН3 - СН2 - СН3; 2) СН2 = СН - СН2 - СН3; 3) СН С - СН2 - СН3

VI. Рефлексия

Обчающимся заданы вопросы (слайд 29):

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?

  3. Что осталось непонятно?

  4. Оцените свою работу по предложенному тесту (приложение 1)

VII. Домашнее задание (слайд 30)

§4, № 1, 2

По учебнику Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2013.
















Приложение 1.

Ф.И.______________________________________

  1. Достигли ли вы цели урока?________________________________________________________

  2. Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?_____________________________________________________________________

  3. Что осталось непонятно?___________________________________________________________

Тест по теме "Валентные состояния атома углерода"

Вариант 1.

  1. Сколько орбиталей второго энергетического уровня атома углерода не участвует в sp-гибритизации? 1)1 2) 2 3) 3 4) 4

  2. Чему равны углы между осями углеродного атома для sp2-гибридных орбиталей?

  1. 1800 2) 1200 3) 900 4)109,50

  1. Сколько σ- и π- связей образует атом углерода в sp3-гибритизации с атомами углерода и водорода?

1) 1σ- и 3 π- связи 2) 4 σ- связи 3) 2σ- и 2π- связи 4) 3σ- и 1 π- связи

4. Какой тип гибридизации в молекулах алканов?

1) sp2 2) sp3 3) sp 4) sp4

5. Тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле СН3- С С - СН2 - СН3

1) sp3 - sp- sp- sp3 - sp3 2) sp3 - sp3 - sp2 - sp2 - sp3 3) sp- sp- sp3 - sp3 - sp3 4) sp3 sp2 - sp2 - sp3 - sp3


Ф.И.______________________________________

1. Достигли ли вы цели урока?________________________________________________________

  1. Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?_____________________________________________________________________

  2. Что осталось непонятно?___________________________________________________________

Тест по теме "Валентные состояния атома углерода"

Вариант 2.

  1. Сколько орбиталей второго энергетического уровня атома углерода не участвует в sp3-гибритизации? 1)1 2) 2 3) 3 4) 0

  2. Чему равны углы между осями углеродного атома для sp-гибридных орбиталей?

  1. 1800 2) 1200 3) 900 4)109,50

  1. Сколько σ- и π- связей образует атом углерода в sp2-гибритизации с атомами углерода и водорода?

1) 1σ- и 3 π- связи 2) 4 σ- связи 3) 2σ- и 2π- связи 4) 3σ- и 1 π- связи

4. Какой тип гибридизации в молекуле этилена?

1) sp2 2) sp3 3) sp 4) sp4

5. Тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле СН3- СН2-СН2 - СН2 - СН3

1) sp3 - sp- sp- sp3 - sp3 2) sp3 - sp3 - sp2 - sp2 - sp3 3) sp3 - sp3 - sp3 - sp3 - sp3 4) sp3 sp2 sp3 - sp3 - sp3

Ф.И.______________________________________

  1. Достигли ли вы цели урока?________________________________________________________

  2. Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?_____________________________________________________________________

  3. Что осталось непонятно?___________________________________________________________

Тест по теме "Валентные состояния атома углерода"

Вариант 3.

  1. Сколько орбиталей второго энергетического уровня атома углерода не участвует в sp2-гибритизации? 1)1 2) 2 3) 3 4) 4

  2. Чему равны углы между осями углеродного атома для sp3-гибридных орбиталей?

  1. 1800 2) 1200 3) 900 4)109,50

  1. Сколько σ- и π- связей образует атом углерода в sp-гибритизации с атомами углерода и водорода?

1) 1σ- и 3 π- связи 2) 4 σ- связи 3) 2σ- и 2π- связи 4) 3σ- и 1 π- связи

4. Какой тип гибридизации в молекуле этина?

1) sp2 2) sp3 3) sp 4) sp4

5. Тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле СН3- СН =СН - СН2 - СН3

1) sp3 - sp- sp- sp3 - sp3 2) sp3 - sp3 - sp2 - sp2 - sp3 3) sp- sp- sp3 - sp3 - sp3 4) sp3 sp2 - sp2 - sp3 - sp3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!