СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Тип Иглокожие. Общая характеристика. Многообразие видов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок "Тип Иглокожие. Общая характеристика. Многообразие видов"разработан для учащихся 7 класса.   На уроке я предлагаю различные формы:  общеклассная,индивидуальная, групповая,  и методы  работы на разных этапах  урока: устная, игровые моменты на этапе рефлексии, проблемные, творческие задания, выбери верные и не верные утверждения, самостоятельная работа с учебником. 

В разработке использованы современные технологии: ИКТ, развития критического мышления, здоровьесберегающих, развитие логического мышления.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Тип Иглокожие. Общая характеристика. Многообразие видов"»


Урок биологии

7 класс


Тема: Иглокожие

Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями строения представителей типа Иглокожие.

Задачи урока

  • Образовательные: изучить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих; рассмотреть их многообразие и выявить роль в природе и жизни человека.

  • Развивающие: развитие умения сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать выводы.

  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание бережного отношения к природе.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: Раздаточный материал, иллюстрации с изображением представителей типа иглокожих, сигнальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, презентации уч-ся.

План урока:
Планируемые результаты:
• учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего строения представителей типа Иглокожие;
• узнавать и называть на рисунках, таблицах, фотографиях и натуральных объектах представителей этого типа животных;
• знать особенности мест и условий обитания;
• назвать причины широкого распространения иглокожих в морях и океанах, на глубинах и мелководьях;
• уметь выделять роль иглокожих в природе.
Ход урока

1.Проверка знаний.
Вопросы по учебнику, а также можно применить раздаточные тесты по теме Моллюски.
2. Изучение нового материала.
План
1. Общая характеристика животных – представителей типа Иглокожие.
2. Морские лилии.
3. Морские звезды – морские хищники.
4. Офиуры: свободноживущие и паразитические формы.
5. Морские ежи, их использование человеком.
6. Голотурии — «морские огурцы».

1).. Общая характеристика иглокожих.

3 .Презентации учащихся:

У большинства иглокожих под кожей развивается скелет из известковых пластинок с шипами. Симметрия у них радиальная, как правило, 5-лучевая. Ротовое отверстие – в центре тела, анальное – на противоположной стороне. Самая характерная особенность иглокожих – воднососудистая система. Нервная система примитивна, состоит из залегающих под кожей нервных тяжей, дающих ответвления в лучи, на верхней и нижней стороне тела. Иглокожие раздельнополы, оплодотворение наружное. Не выносят опреснения воды (в Балтийском море их 3 вида, в Черном – восемь, в более соленых морях изобилуют).
2.) Морские лилии – самые древние из современных иглокожих. Похожи на изящные цветы. Их тело состоит из чашечки, от которой отходят пять развевающихся щупалец. Под кожей имеется известковый скелет, он легко ломается, но легко и восстанавливается.
3.) Морские звезды так названы по внешнему сходству со звездой. Ползают, подтягиваясь присосавшимися ножками, на ротовой стороне тела. Звезды – хищники, питающиеся в основном моллюсками. Если добыча крупнее рта, звезда выворачивает наружу желудок, обволакивает им жертву и переваривает. Морские звезды
редко поедаются другими животными из-за жесткого, похожего на кольчугу скелета и острых шипов. Некоторые сильно ядовиты. Наносят большой вред поселениям устриц и других съедобных моллюсков.
4.) Офиуры, или змеехвостки, сохранили 5-лучевую симметрию, но лучи у них обособлены от диска, членистые и подвижные,напоминающие хвосты змей; с помощью лучей они передвигаются.
Питаются мелкими морскими животными. Некоторые паразитируют на поверхности коралловых полипов – морских перьев. Мелкие и молодые офиуры часто служат пищей рыбам.
5.) Морские ежи имеют шарообразное или яйцевидное тело.Они всеядны, в основном питаются растительностью. Водоросли они соскребают с камней на дне пятью зубами сложного жевательного аппарата, получившего название аристотелев фонарь (с фонарем его сравнил Аристотель). Во многих странах добывают икру морских ежей, ее считают целебной.
6.) Голотурии – «морские огурцы», лежат на боку, ползают ртом вперед. Вокруг рта венец из 8-30 щупалец. Особенность голотурий – кювьеровы органы (в честь натуралиста Кювье) – железы, выбрасывающие липкие выделения, которые находятся в заднем отделе кишечника. Потревоженная голотурия, сокращаясь в огур- цевидную форму, с силой выбрасывает их, отпугивая хищника. При этом порой выбрасываются и половые железы, и часть кишечника. Все отброшенное быстро восстанавливается. Голотурии
встречаются во всех полносоленых морях, вплоть до самых больших глубин.
7.) Значение Иглокожих :

в природе: - освобождают морское дно от органических останков , являются пищей морским животным

в жизни человека: морские ежи и их икра имеют промысловое значение ,панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому перерабатывается на удобрения, некоторые виды голотурий под названием “трепанги” употребляют в пищу

5.Закрепление изученного.
1) Почему название типа – Иглокожие, с какими особенностями строения связано это название?
2) В чем причина широкого распространения иглокожих в морях и океанах?
3) Какое значение в природе имеют иглокожие?

Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. (Можно использовать сигнальные карточки красного о зеленого цвета)

  1. Иглокожие – это морские животные.

  2. В настоящее время известно около 650 видов животных, относящихся к иглокожим.

  3. Размеры тела не превышают 10-15 см.

  4. Иглокожие имеют внутренний известковый скелет.

  5. Амбулакральная система представлена кольцевым каналом, окружающим пищевод с двумя отходящими каналами.

  6. Специальные органы выделения у иглокожих отсутствуют.

  7. Все иглокожие раздельнополые животные.

  8. Личинки имеют двустороннюю симметрию тела.

  9. Тип Иглокожие включает три класса: морские звезды, морские ежи, морские лилии.

  10. Морские звезды по типу питания – хищники.

Выводы к уроку

  • Иглокожие – морские донные животныенасчитывающие около 6 тыс. видов

  • Размеры тела колеблются от нескольких миллиметров до метра

  • Имеют радиальную (чаще всего – пятилучевую) симметрию тела

  • Имеют амбулакральную систему, служащую для движения, выделения, дыхания и осязания

  • Обладают внутренним известковым скелетом, состоящим из пластин с иглами или шипами

  • Развитие происходит с превращением: личинка имеет двустороннюю симметрию тела и свободно плавает в толще воды

  • Насчитывают 5 классов: морские звезды, морские ежи, морские лилии, офиуры, голотурии

(Повторение проходит в форме фронтального опроса, беседы).                   

Учитель: - Молодцы ребята.

6 . Рефлексия. (Заполнить тест: да, не совсем, нет)

  1. Информация была интересна.

  2. Я знаю особенности строения иглокожих.

  3. Мне понравилось, как я работал на уроке

  4. Я удовлетворен работой своей группы

  5. Я готов к выполнению домашней работы

В конце, Учитель называет оценки учащихся за самостоятельную работу и за работу на уроке.

6. Домашнее задание. Параграф 13, заполнить таблицу.

класс

образ жизни

форма

тела

питание

размножение

значение в природе

значение в жизни человека

Морские лилии

 

 

 

 

 

 

Морские звезды

 

 

 

 

 

 

Морские ежи

 

 

 

 

 

 

Голотурии

 

 

 

 

 

 

Офиуры

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!