Урок биологии
7 класс
Тема: Иглокожие
Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями строения представителей типа Иглокожие.
Задачи урока
Образовательные: изучить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих; рассмотреть их многообразие и выявить роль в природе и жизни человека.
Развивающие: развитие умения сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать выводы.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения; воспитание бережного отношения к природе.
Вид урока: с применением средств мультимедиа.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: Раздаточный материал, иллюстрации с изображением представителей типа иглокожих, сигнальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, презентации уч-ся.
План урока:
Планируемые результаты:
• учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего строения представителей типа Иглокожие;
• узнавать и называть на рисунках, таблицах, фотографиях и натуральных объектах представителей этого типа животных;
• знать особенности мест и условий обитания;
• назвать причины широкого распространения иглокожих в морях и океанах, на глубинах и мелководьях;
• уметь выделять роль иглокожих в природе.
Ход урока
1.Проверка знаний.
Вопросы по учебнику, а также можно применить раздаточные тесты по теме Моллюски.
2. Изучение нового материала.
План
1. Общая характеристика животных – представителей типа Иглокожие.
2. Морские лилии.
3. Морские звезды – морские хищники.
4. Офиуры: свободноживущие и паразитические формы.
5. Морские ежи, их использование человеком.
6. Голотурии — «морские огурцы».
1).. Общая характеристика иглокожих.
3 .Презентации учащихся:
У большинства иглокожих под кожей развивается скелет из известковых пластинок с шипами. Симметрия у них радиальная, как правило, 5-лучевая. Ротовое отверстие – в центре тела, анальное – на противоположной стороне. Самая характерная особенность иглокожих – воднососудистая система. Нервная система примитивна, состоит из залегающих под кожей нервных тяжей, дающих ответвления в лучи, на верхней и нижней стороне тела. Иглокожие раздельнополы, оплодотворение наружное. Не выносят опреснения воды (в Балтийском море их 3 вида, в Черном – восемь, в более соленых морях изобилуют).
2.) Морские лилии – самые древние из современных иглокожих. Похожи на изящные цветы. Их тело состоит из чашечки, от которой отходят пять развевающихся щупалец. Под кожей имеется известковый скелет, он легко ломается, но легко и восстанавливается.
3.) Морские звезды так названы по внешнему сходству со звездой. Ползают, подтягиваясь присосавшимися ножками, на ротовой стороне тела. Звезды – хищники, питающиеся в основном моллюсками. Если добыча крупнее рта, звезда выворачивает наружу желудок, обволакивает им жертву и переваривает. Морские звезды
редко поедаются другими животными из-за жесткого, похожего на кольчугу скелета и острых шипов. Некоторые сильно ядовиты. Наносят большой вред поселениям устриц и других съедобных моллюсков.
4.) Офиуры, или змеехвостки, сохранили 5-лучевую симметрию, но лучи у них обособлены от диска, членистые и подвижные,напоминающие хвосты змей; с помощью лучей они передвигаются.
Питаются мелкими морскими животными. Некоторые паразитируют на поверхности коралловых полипов – морских перьев. Мелкие и молодые офиуры часто служат пищей рыбам.
5.) Морские ежи имеют шарообразное или яйцевидное тело.Они всеядны, в основном питаются растительностью. Водоросли они соскребают с камней на дне пятью зубами сложного жевательного аппарата, получившего название аристотелев фонарь (с фонарем его сравнил Аристотель). Во многих странах добывают икру морских ежей, ее считают целебной.
6.) Голотурии – «морские огурцы», лежат на боку, ползают ртом вперед. Вокруг рта венец из 8-30 щупалец. Особенность голотурий – кювьеровы органы (в честь натуралиста Кювье) – железы, выбрасывающие липкие выделения, которые находятся в заднем отделе кишечника. Потревоженная голотурия, сокращаясь в огур- цевидную форму, с силой выбрасывает их, отпугивая хищника. При этом порой выбрасываются и половые железы, и часть кишечника. Все отброшенное быстро восстанавливается. Голотурии
встречаются во всех полносоленых морях, вплоть до самых больших глубин.
7.) Значение Иглокожих :
в природе: - освобождают морское дно от органических останков , являются пищей морским животным
в жизни человека: морские ежи и их икра имеют промысловое значение ,панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому перерабатывается на удобрения, некоторые виды голотурий под названием “трепанги” употребляют в пищу
5.Закрепление изученного.
1) Почему название типа – Иглокожие, с какими особенностями строения связано это название?
2) В чем причина широкого распространения иглокожих в морях и океанах?
3) Какое значение в природе имеют иглокожие?
Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. (Можно использовать сигнальные карточки красного о зеленого цвета)
Иглокожие – это морские животные.
В настоящее время известно около 650 видов животных, относящихся к иглокожим.
Размеры тела не превышают 10-15 см.
Иглокожие имеют внутренний известковый скелет.
Амбулакральная система представлена кольцевым каналом, окружающим пищевод с двумя отходящими каналами.
Специальные органы выделения у иглокожих отсутствуют.
Все иглокожие раздельнополые животные.
Личинки имеют двустороннюю симметрию тела.
Тип Иглокожие включает три класса: морские звезды, морские ежи, морские лилии.
Морские звезды по типу питания – хищники.
Выводы к уроку
Иглокожие – морские донные животные, насчитывающие около 6 тыс. видов
Размеры тела колеблются от нескольких миллиметров до метра
Имеют радиальную (чаще всего – пятилучевую) симметрию тела
Имеют амбулакральную систему, служащую для движения, выделения, дыхания и осязания
Обладают внутренним известковым скелетом, состоящим из пластин с иглами или шипами
Развитие происходит с превращением: личинка имеет двустороннюю симметрию тела и свободно плавает в толще воды
Насчитывают 5 классов: морские звезды, морские ежи, морские лилии, офиуры, голотурии
(Повторение проходит в форме фронтального опроса, беседы).
Учитель: - Молодцы ребята.
6 . Рефлексия. (Заполнить тест: да, не совсем, нет)
Информация была интересна.
Я знаю особенности строения иглокожих.
Мне понравилось, как я работал на уроке
Я удовлетворен работой своей группы
Я готов к выполнению домашней работы
В конце, Учитель называет оценки учащихся за самостоятельную работу и за работу на уроке.
6. Домашнее задание. Параграф 13, заполнить таблицу.
класс | образ жизни | форма тела | питание | размножение | значение в природе | значение в жизни человека |
Морские лилии | | | | | | |
Морские звезды | | | | | | |
Морские ежи | | | | | | |
Голотурии | | | | | | |
Офиуры | | | | | | |