Подготовка к ГИА Диагностирующая работа с последующей самопроверкой Проверка и самооценка выполненной работы Слайды 3,4. Рефлексия выполненной работы | Предлагает выполнить задания, аналогичные заданиям КИМа на материале домашнего упражнения. - В предложении 4 найдите слово с чередованием гласных в корне слова. -В предложении 3 найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости (звонкости) последующего согласного звука. - В предложениях 3,4 найдите слово, в котором правописание приставки зависит от значения. - В предложении 2 найдите слово, в котором правописание Н или НН зависит от формы слова.. - В предложении 5 найдите слова, в которых правописание гласных в приставках НЕ и НИ зависит от ударения. - В предложении 7 найдите слова, в которых правописание гласных О и А в суффиксе наречий зависит от приставки. - В предложении 1 найдите слово, в котором слитное и раздельное написание НЕ со словом зависит от того, есть ли противопоставление с союзом А в предложении. - Выпишите грамматическую основу предложения 6. - Сколько грамматических основ в предложениях 1, 2, 3? Запиши цифрой. - В каком предложении содержится сравнительный оборот? Предлагает вспомнить сформулированные учителем задания, озвучить их, сверить записанные ответы с эталоном и произвести самооценку результата сопоставления в соответствии с установленными критериями: выполнены все 12 заданий верно - "5"; допустил 1 - 3 ошибки - "4"; допустил 4 - 6 ошибок - "3"; допустил 7 и более ошибок - "2". Формирует у учащихся способности к рефлексии диагностического типа и организации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение путей выхода из затруднений). Предлагает ответить на вопросы: - Что получается хорошо? Сколько плюсов? - В чём затруднялся? Сколько минусов? Над чем предстоит поработать? - Нужна ли помощь? Как себе помочь? | Выполняют предложенные задания. Учатся слушать и слышать. Ответы записывают в тетрадь. Пытаются вспомнить формулировку заданий, предложенных учителем.( Если затрудняются, учитель помогает детям правильно их сформулировать.) Сверяют с эталоном. Правильные ответы помечают знаком +, неправильные -. Путём подсчёта + и - ставят себе оценку на полях в тетради. Осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе выполнения заданий и намечают пути их коррекции: ликвидировать пробелы в знаниях на консультации, встретиться с учителем после уроков, выучить нужный материал и др. |
Целеполагание Работа со схемами предложений Приложение 1. Слайд 5. Определение темы урока Постановка задачи, определение путей решения . Слайд 6. Анализ заголовка темы Слайд 7. Постановка задач урока Слайд 8. Слайд 9. Выбор средств Анализ упражнений учебника Исследование (работа в паре, четвёрках) Самостоятельная, групповая работа Работа с учебником (стр.37, упр.64) Построение общего Формулировка вывода (гипотеза) Работа с учебником "Теория"(п.205) Физкультминутка для глаз и снятия физической усталости Слайд 10. Рефлексия Творческий перенос знаний в новые условия с целью формирования умений и навыков Составление алгоритма распознавания СПП (работа в парах) Слайд 11. | Обеспечивает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке с целью постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, и создания проекта будущих учебных действий: Предлагает рассмотреть схемы предложений и "прочитать" их. Найти предложения в домашнем упражнении, соответствующие этим схемам (упражнение 48). - Какая схема лишняя? Обоснуй свой ответ. - Составьте предложение, соответствующее данной схеме. - Что нужно помнить при записи таких предложений? - Схемы каких сложных предложений отсутствуют? Почему? - Какие предложения являлись предметом изучения на предыдущих уроках? - В рамках какой большой темы изучаются сложные предложения? - Какова тема сегодняшнего урока? - Тема для нас новая? Встречались ли мы на уроках со сложноподчинёнными предложениями? Сумеем ли их отличить от других сложных предложений? - Представьте, что вы педагоги и вам предстоит идти на урок русского языка, где будет изучаться СПП. Какие знания о СПП вам предстояло бы "открыть"вместе с детьми? Сформулируйте в виде вопросов знания, подлежащие "открытию". - Вернёмся к теме нашего урока : "Строение сложноподчинённых предложений" - Выделите ключевые понятия темы. - Сформулируйте задачу, которую предстоит решить на уроке. - Все ли знания, полученные при ответах на вопросы, нам понадобятся для того, чтобы сформулировать понятие о СПП? - Вспомните схему определения понятия. О чём она "рассказывает"? А=В+С - Ответы на какие вопросы помогут сформулировать определение о СПП? - Какие из поставленных вами вопросов указывают на ближайшее широкое родовое понятие? - Какие указывают на отличительные видовые признаки определяемого понятия? - Ответы на какие вопросы помогут нам выяснить строение СПП? - Сможем ли сегодня на уроке осветить оставшиеся два вопроса? - Итак, тема определена, задача поставлена, пути решения намечены . Нужен материал для исследования. Где его взять? -Кто и что поможет нам решить поставленную орфографическую задачу? Предлагает рассмотреть и проанализировать в учебнике предложенные упражнения (параграф 205) к изучаемой теме и обнаружить подходящее для исследования, обосновав свой выбор. - Проанализируем упражнения учебника. - Подойдёт ли для исследования упражнение 64? Предлагает исследовать СПП на материале упражнения 64: прочитать задания и выполнить их: 1. Записать предложение. 2. Подчеркнуть грамматические основы. 3. Определить- равноправны ли части предложения, чем соединяются. 4. Дать название частям предложения. 5. Выяснить, как расположены части СПП. 6. Проследить, как это отражено на схемах. 7. Вспомнив схему определения понятия, сделать вывод о том, какое предложение можно назвать СПП, какова его структура. Предлагает ответить на главный вопрос урока: -Так какое предложение можно назвать СПП? - Что вы можете сказать о месте придаточного предложения по отношению к главному? Предлагает подумать над вопросом: - Какое отношение имеет к СПП такой раздел науки о языке, как пунктуация? Предлагает детям убедиться в правильности вывода о СПП. - Как узнать, что вывод, к которому мы пришли, правильный? При чтении параграфа просит отметить другие способы присоединения придаточного к главному, которые не представлены в упражнении 64. Примеры выписать в тетрадь. Предлагает выполнить физкультминутку (Руки сцеплены в "замок". Предлагает вытянуть их вперёд, поднять вверх, наклониться влево, вправо, вперёд, потянуться назад. Поставив локти на стол, выполнить круговые движения "замком.) Выполним физкультминутку для глаз: следим за падающим листиком. Просит учащихся проанализировать свою деятельность и поведение на этапе "открытия" новых знаний: - Какую работу мы выполнили для того, чтобы дать определение СПП и выяснить его строение? -В чём затруднялся? -Что помогло тебе сделать "открытие"? Предлагает детям ошибочный алгоритм распознавания СПП, просит высказать отношение к нему и составить верный. - Попробуйте найти ошибки в определении последовательности действий по распознаванию СПП: убрать лишнее, поменять местами, добавить своё. 1. Найти грамматические основы. 2. По вопросу, союзу (союзному слову) определить вид придаточного предложения. 3.Задать вопрос от главного к придаточному предложению. 4. Найти главное и придаточное предложения. 5.Определить,равноправны ли части сложного предложения, чем соединяются. Предлагает выяснить ,кому и в чём может помочь составленный алгоритм. | Включаются в целеполагание. "Читают" схемы предложений, находят предложения, соответствующие схемам в упражнении 48. Анализируя схемы, приходят к выводу, что лишняя схема, представляющая ССП с общим второстепенным членом. Таких предложений в домашнем упражнении нет. Составляют предложение, говорят, что в ССП с общим второстепенным членом запятой не разделяются части сложного предложения. Определяют, что отсутствуют схемы СПП и предложений с различными видами связи. Их ещё не изучали в курсе русского языка 9 класса. Говорят, что на протяжении ряда уроков изучалось ССП в рамках большой темы "Синтаксис и пунктуация" Озвучивают тему урока: Структура сложноподчиненных предложений. Вспоминают, что понятие о СПП получили ещё в 5 классе. На протяжении всех лет обучения совершенствовалось умение "видеть" такие предложения, отличать от других. Основательно СПП предложение не изучалось. Примерные вопросы: 1. Из скольких частей состоит СПП? Равноправны ли части? 2.Что является средством связи частей СПП? 3. Как соединяются части СПП? 4. Как построить схему СПП? 5. Какие виды придаточных предложений существуют? 6. Как их различать? Определяют, что заголовок темы состоит из двух понятий: сложноподчинённое предложение и строение СПП. Формулируют задачу: Исследовать структуру СПП, для того чтобы "построить" определение понятия СПП (Ответить на вопрос: "Какое предложение называют СПП и какова его структура?") Дети вспоминают, что в 8 классе на уроках развития речи изучалась тема "Определение понятия". Чаще всего определения строятся по схеме: А есть В и С, где А - определяемое видовое понятие, В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие, С - отличительные видовые признаки определяемого понятия. Анализируя поставленные вопросы, приходят к выводу: для того, чтобы сформулировать определение, достаточно ответить на первые два. Выяснить строение СПП помогут ответы на 1-4 вопросы. Приходят к выводу, что ответить на 5-6 вопросы не удастся, потому что это очень обширный материал, который будет являться предметом исследования на последующих уроках. Предлагают и анализируют различные способы: придумать самим, найти в учебнике, запросить у учителя, найти в Интернете и др. Останавливаются на одном, наиболее подходящем для урока с точки зрения временных затрат - найти в учебнике. Упражнения подобраны таким образом, что сначала расположены упражнения для исследования, "открытия новых знаний, затем идут упражнения , предназначенные для отработки изученного материала. Отвечают, что решить поставленную задачу помогут учитель, учебные пособия, одноклассники, соседи по парте и др. Приходят к выводу, что упражнение 64 как раз и предназначено для исследования. Представлено СПП предложение и схема к нему. Исследуя данное предложение, можно получить ответы на поставленные вопросы. Работают в паре, затем обсуждают наработанное с соседней парой (четвёрки) Исследуют СПП предложение, выполняя задания, предложенные авторами учебника, с целью понять, какое предложение называют СПП, какова его структура, ориентируясь на этапы работы в группе. Этапы работы в группе: 1. Думаю сам 2. Обсуждаем 3. Построение общего 4. Фиксируем вывод Дают определение понятия СПП, используя схему: А=В+С, где А - определяемое видовое понятие, В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие, С - отличительные видовые признаки определяемого понятия. СПП - это такое сложное предложение , которое состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений, связанных друг с другом интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Отвечают, что в рассматриваемом предложении придаточное предложение стоит после главного. Предполагают, что придаточное предложение может стоять и перед главным, и в середине. Выясняют, какое отношение имеет к СПП такой раздел науки о языке, как пунктуация. Приходят к выводу, что пунктуация - это раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон. Предлагают сравнить свой вывод с положениями учебника "Теория" (п.205). Учащиеся анализируют примеры предложений, которые имеются в параграфе 205 и составленные к ним схемы, записывают их в тетрадь. Выполнят физкультминутку, предложенную учителем. Включаются в рефлексию: - Исследуя предложение из упражнения 64 учебника"Практика", дали определение СПП, выяснили структуру таких предложений. Учебник"Теория" помог нам убедиться в правильности наших выводов. Определяют правильную последовательность действий по определению СПП: 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматические основы. 3.Определить,равноправны ли части сложного предложения. 4. Если неравноправны, найти главное и придаточные. 4.Определить , чем присоединяются придаточные к главному. 5. Задать вопрос от главного к придаточному предложению. 6. По вопросу, союзу (союзному слову) определить вид придаточного предложения. |
Работа с учебником Комментированное выполнение упражнения 69 (1-3 предложения) Взаимодиктант с последующей взаимопроверкой (1 вариант - 4,5 предложение; 2 вариант - 6,7 предложения) Рефлексия выполненной работы Рефлексия учебной деятельности на уроке Итог урока | Предлагает выполнить упражнение 69 в соответствии с теми заданиями, которые предложены в учебнике. Задание. Запишите СПП , расставляя запятые и выделяя графически все признаки, позволяющие обнаружить придаточное предложение (грамматическую основу придаточного, союз, относительное местоимение - союзное слово, вопрос к придаточному).Составьте схемы предложений. - Чему буду учиться, выполняя упражнение? - Первые три предложения предлагаю выполнить с комментированием ( у доски, с места решают сами). Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман. Когда труд - удовольствие, жизнь хороша. Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале "Юность" Предлагает записать по два предложения под диктовку(диктуют друг другу) , самостоятельно построить схемы к ним, проверить правильность выполнения работы. Формирует у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы - Что помогло тебе выполнить работу правильно? - Какие ошибки допустил? Почему? - Начните свой ответ так: - Я выполнил задание правильно, потому что... - Я допустил ошибку, потому что... Мобилизует учащихся на рефлексию и самооценку учениками результатов собственной учебной деятельности. Предлагает ответить на ряд вопросов: - Какова была тема урока? - Какую задачу мы ставили? - Достиг ли урок цели? -На каком этапе урока было работать интересно? Легко? - Что получается хорошо? - В чём затрудняетесь? - Как себе помочь? - Оцени урок и свою работу на уроке. -Что хотели бы сказать в заключение урока? - На чём хотели бы заострить внимание при изучении СПП? - Изменилось ли ваше состояние в конце урока? (Предлагает выбрать из смайликов тот значок состояния, который соответствует настроению каждого ученика в конце урока, и закрепить на магнитной доске.) | Включаются в работу по выполнению упражнения , комментируют свои шаги Пишут взаимодиктант, строят схемы предложений, проверяют друг у друга работу. Осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе выполнения задания и намечают пути коррекции. Анализируют свою учебную работу, своё психологическое состояние. Высказывают отношение к уроку, открыто демонстрируют "плюсы" и "минусы". Соотносят цель и результаты, степень их соответствия Намечают дальнейшие цели деятельности. Выбирают из смайликов тот значок состояния, который соответствует настроению каждого ученика, показывая, изменилось ли их состояние в конце урока, и закрепляют их на магнитной доске. |