СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Строение СПП", 9 класс (Программа В.В.Бабайцевой)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предлагается учителям, реализующим системно - деятельностный подход в обучении на уроках русского языка, который обеспечивается соответствующей ему системой дидактических принципов как основы для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества) .

Просмотр содержимого документа
«Строение СПП»

Отдел образования администрации

Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»





Проект урока русского языка

в 9 классе по теме:

"Строение сложноподчинённых предложений»

Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой:

Русский язык. Практика. 9 класс /Под ред. Пичугова Ю.С.-М.: Дрофа, 2013

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2013



Учитель русского языка и литературы

Петлюк Надежда Михайловна





Цель урока. Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения учиться, развитие толерантности, способности к сотрудничеству;

языковой компетенции через исследование структуры сложноподчинённого предложения и «конструирование» определения понятия о нём , что будет способствовать развитию исследовательских и интеллектуальных умений и навыков, речи учащихся, воспитанию моральных качеств личности, интереса к языку, слову.

Планируемые результаты

Предметные: выяснение структуры сложноподчиненного предложения и "конструирование" определения понятия о нём.

Метапредметные: познавательные – овладение способностью выделять и формулировать познавательные цели, ставить задачи; планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, создание собственных продуктов в освоении знаний, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; регулятивные – оценивать правильность выполнения заданий;

коммуникативные – формировать готовность слушать и слышать собеседника, вести диалог, уметь вступать в речевое общение со сверстниками.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: набор смайликов

Список литературы: Русский язык. Практика. 8 класс /Под ред. Пичугова Ю.С.-М.: Дрофа, 2010. Бабайцева В.В.,

Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2010

К конспекту прилагается презентация PowerPoint

Пояснительная записка

Мы все мечтаем о хорошей школе, создавая её для тех, кто будет в ней учиться не только "сегодня", но и "завтра". Как сделать так, чтобы обучение в такой школе было успешным и радостным для ребёнка? В связи с введением ФГОС, происходит переоценка всего образовательного процесса. Прежде всего меняется отношение к уроку. На первый план выдвигается системно-деятельностный подход к личности, согласно которому личность формируется и развивается в деятельности. Данная разработка урока предлагается учителям, реализующим системно - деятельностный подход в обучении на уроках русского языка, который обеспечивается соответствующей ему системой дидактических принципов как основы для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества) . Главная задача урока – совершенствование умения учиться, т.е. учить самого себя, овладение культурой общения со сверстниками, учителем, самим собой. Основной критерий работы учителя – ориентация на приоритет цели формирования ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Формирование предметных знаний, умений и навыков рассматривается как средство и необходимое условие формирования УД, развития личности ребёнка. Роль учителя понимается как организующая самообучение каждого ребёнка, создающая условия самообучения, определяющая меру своей помощи каждому ученику в поиске и узнавании нового. Урок включает в себя работу по постановке учащимися цели, планирование, осмысление контроля и оценки каждым учеником своих действий по реализации плана. Представлена как продуктивная, так и репродуктивная деятельность учащихся.Приоритет остаётся все же за продуктивной. Ведущим методом является исследовательский. Широко используются беседа, диалог. Дидактическим стержнем урока является активная поисковая деятельность самих учащихся. Учитель лишь создаёт необходимые условия, предпосылки для развёртывания и осуществления этой деятельности. Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою учебную работу, своё психологическое состояние, находить причины затруднений и видеть пути их устранения). Используются приёмы мыслительной деятельности: сравнение, наблюдение. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Построение урока зависит от вопроса ученика, поэтому разработка не имеет чёткой структуры. На протяжении ряда лет обучаю ребят русскому языку и литературе с 8-11 класс. Молодые специалисты не задерживаются. Если и задерживаются, то работают с ребятами среднего звена. В связи с этим возникает очень много проблем. Главная - как и чему учить. В представленной разработке показаны первые, но уверенные шаги на пути освоения деятельностного подхода учащимися 9 класса. Класс неоднородный по общему развитию и познавательной активности, но активный и мотивированный на успешное освоение учебного материала. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный. Учащиеся любят и умеют работать в группах, парах и индивидуально.































Организационный момент

Деятельностная цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.


Образовательная цель: актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.


Задача учителя: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задача учащихся: мобилизовать личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности», чтобы дальнейшая работа на уроке была эффективной.

Методы работы: демонстрация умения вести диалог, демонстрация способности устанавливать отношение сотрудничества с детьми, выбор смайлика для передачи настроения, слово учителя, создание доброжелательной атмосферы.

Форма работы: фронтальная


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Приветствие учителя

Проверка готовности учащихся к уроку

Оформление работы в тетради

Слайды 1,2

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха, предлагает выбрать из смайликов тот значок состояния, который соответствует настроению каждого ученика, и закрепить на магнитной доске.


- Рада вас видеть! Надеюсь на плодотворную совместную работу в рамках изучаемой темы! Девизом нашего урока пусть станут слова немецкого философа и социолога Георга Зиммеля:" "Человек образованный — тот, кто знает, где найти
 то, чего он не знает".
Хочется верить, что вы сегодня на уроке совершите маленькое "открытие", которое поднимет вас на одну ступеньку выше к образованности. Верю и в то, что вы добьётесь поставленных целей, осваивая новое знание. Ставьте побольше вопросов и ищите на них ответы! В путь!

Предлагает записать число, вид работы, тему урока:

Строение сложноподчинённых предложений

Включаются в учебную деятельность через выбор смайлика, фронтальную беседу с учителем.

Записывают число, вид работы, тему урока.



Актуализация опорных знаний учащихся через проверку домашнего задания и организацию подготовки к ГИА

-

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - диагностирующего типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация путей выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: выявление затруднений для коррекции, построения дальнейшей работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Задача учителя: получить информацию о качестве выполненной работы и о наличии пробелов в знаниях, о степени самостоятельности при выполнении домашнего задания; помочь увидеть, понять и исправить собственные ошибки и ошибки товарищей; подвести их к выводу о необходимости систематической работы по совершенствованию своих знаний;

на материале домашнего упражнения провести работу, направленную на подготовку к ГИА: понять, насколько они научились понимать формулировки заданий КИМа (части А, В).

Задачи для учащихся: понять уровень выполнения работы каждым из них; имеются ли пробелы в знаниях и ошибки; если да, то какие и как восполнить и исправить; получить оценку своей работы (оценочное суждение); понять формулировку заданий КИМа; максимально выполнить задания, предложенные учителем.

Методы мотивации: слово учителя, создание доброжелательной атмосферы; состояние сотрудничества.

Методы организации работы: уплотнённый опрос, диагностика, самопроверка, самооценка

Критерии оценивания ответов учеников: умеют объяснить суть дом. задания ( что делали, как делали, почему именно так), осознают суть затруднения, предлагают пути выхода из него ; умеют рассказать это, оценить результат; умеют слушать и слышать.

Если учащиеся не достигли цели, то предлагается следующее:

- поняли, как выполняется задание – выполнить к следующему уроку;

- не поняли, как выполняется задание – предлагается помощь учителя после уроков или помощь одноклассников.

Формы работы: фронтальная, работа в парах



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка домашнего задания (Упр. 48)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Способствует формированию умения "извлекать"и применять знания, полученные на предыдущих уроках, в рамках созданной учебной ситуации.




- Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания?

- Что нужно было сделать?

- Какие предложения выписали?

- Какие признаки ССП их объединяют?

- Продолжите высказывание: "Чтобы не ошибиться, я..."

- Какие навыки совершенствовали, выполняя упражнение?








- Где могут пригодится знания, полученные при выполнении упражнения?




Включаются в работу по проверке домашнего задания.

Вспоминают признаки и алгоритм распознавания ССП. Применяют полученные ранее знания в рамках созданной учителем учебной ситуации, отвечая на вопросы учителя. Определяют, имеются ли пробелы в знаниях, допустили ли ошибки при выполнении домашнего задания.







Дают ответы на поставленные вопросы:

- Учились находить ССП, отличать их от простых предложений с однородными членами.

-Учились находить грамматические основы предложений.

-Учились расставлять знаки препинания



Полученные знания могут пригодиться в жизни: грамотный человек должен уметь правильно говорить и писать, в том числе и расставлять знаки препинания .

-Могут пригодиться на ГИА

Подготовка к ГИА




Диагностирующая работа с последующей самопроверкой




























Проверка и самооценка выполненной работы

Слайды 3,4.












Рефлексия выполненной работы

Предлагает выполнить задания, аналогичные заданиям КИМа на материале домашнего упражнения.

- В предложении 4 найдите слово с чередованием гласных в корне слова.

-В предложении 3 найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости (звонкости) последующего согласного звука.

- В предложениях 3,4 найдите слово, в котором правописание приставки зависит от значения.

- В предложении 2 найдите слово, в котором правописание Н или НН зависит от формы слова..

- В предложении 5 найдите слова, в которых правописание гласных в приставках НЕ и НИ зависит от ударения.

- В предложении 7 найдите слова, в которых правописание гласных О и А в суффиксе наречий зависит от приставки.

- В предложении 1 найдите слово, в котором слитное и раздельное написание НЕ со словом зависит от того, есть ли противопоставление с союзом А в предложении.

- Выпишите грамматическую основу предложения 6.

- Сколько грамматических основ в предложениях 1, 2, 3? Запиши цифрой.

- В каком предложении содержится сравнительный оборот?


Предлагает вспомнить сформулированные учителем задания, озвучить их, сверить записанные ответы с эталоном

и произвести самооценку результата сопоставления в соответствии с установленными критериями:

выполнены все 12 заданий верно - "5";

допустил 1 - 3 ошибки - "4";

допустил 4 - 6 ошибок - "3";

допустил 7 и более ошибок - "2".





Формирует у учащихся способности к рефлексии диагностического типа и организации коррекционной нормы

( фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение путей выхода из затруднений).

Предлагает ответить на вопросы:

- Что получается хорошо? Сколько плюсов?

- В чём затруднялся? Сколько минусов? Над чем предстоит поработать?

- Нужна ли помощь? Как себе помочь?



Выполняют предложенные задания. Учатся слушать и слышать.

Ответы записывают в тетрадь.
































Пытаются вспомнить формулировку заданий, предложенных учителем.( Если затрудняются, учитель помогает детям правильно их сформулировать.) Сверяют с эталоном. Правильные ответы помечают знаком +, неправильные -. Путём подсчёта + и - ставят себе оценку на полях в тетради.








Осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе выполнения заданий и намечают пути их коррекции: ликвидировать пробелы в знаниях на консультации, встретиться с учителем после уроков, выучить нужный материал и др.


Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с выяснения имеющихся представлений о СПП ( работа со схемами ) и их словесного оформления в виде вопросов (метод "Если бы.."), на которые нужно найти ответы. Выполняя задание, в рамках которого "открывается" новое понятие, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Часть ответов поможет сформулировать определение понятия о СПП, другая часть поможет выяснить структуру СПП. Учащимися будут отмечены вопросы, на которые получить ответы на конкретном уроке не удастся, так как не хватит времени. Поиск ответов на них будет перенесён на последующие уроки (виды придаточных предложений и умение их различать). На уроке будет востребована тема "Определение понятия", изученная в 8 классе на уроках развития речи.("Русская речь", 8 класс, Никитина Е.И.). Учащиеся должны вспомнить схему, по которой строятся определения понятий (А = В + С), где А - определяемое видовое понятие, В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие, С - отличительные видовые признаки определяемого понятия.


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением определения понятия СПП и выяснением структуры СПП.

Образовательная цель: расширение понятийной базы путём осознания и построения определения понятия о СПП и выяснения структуры СПП.

Задача учителя:

через организацию сопутствующего повторения , выполнение аналитико-синтетических упражнений, исследование составляющих понятия СПП подвести учащихся к формулировке определения и осознанию структуры СПП.


Задача учащихся:

"открыть" для себя понятие СПП через исследование составляющих его структуру частей (А есть В и С, где А - определяемое видовое понятие, В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие, С - отличительные видовые признаки определяемого понятия, осознать структуру СПП.

Методы: метод самостоятельного конструирования определений понятий, метод конструирования вопросов, метод "Если бы..." (РКМЧП), исследовательский метод, эвристическая беседа.


Формы работы: фронтальная, групповая (работа в паре, четвёрке)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Целеполагание









Работа со схемами предложений

Приложение 1.








Слайд 5.









Определение темы урока














Постановка задачи, определение путей решения .


Слайд 6.















Анализ заголовка темы

Слайд 7.






Постановка задач урока


Слайд 8.









Слайд 9.




























Выбор средств














Анализ упражнений учебника














Исследование

(работа в паре, четвёрках)


Самостоятельная, групповая работа

Работа с учебником (стр.37, упр.64)










Построение общего

Формулировка вывода

(гипотеза)


































Работа с учебником "Теория"(п.205)















Физкультминутка

для глаз и снятия физической усталости

Слайд 10.









Рефлексия











Творческий перенос знаний в новые условия с целью формирования умений и навыков


Составление алгоритма распознавания СПП

(работа в парах)

Слайд 11.



Обеспечивает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке с целью постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, и создания проекта будущих учебных действий:


Предлагает рассмотреть схемы предложений и "прочитать" их. Найти предложения в домашнем упражнении, соответствующие этим схемам (упражнение 48).

- Какая схема лишняя? Обоснуй свой ответ.



- Составьте предложение, соответствующее данной схеме.

- Что нужно помнить при записи таких предложений?


- Схемы каких сложных предложений отсутствуют? Почему?




- Какие предложения являлись предметом изучения на предыдущих уроках?

- В рамках какой большой темы изучаются сложные предложения?



- Какова тема сегодняшнего урока?



- Тема для нас новая? Встречались ли мы на уроках со сложноподчинёнными предложениями? Сумеем ли их отличить от других сложных предложений?



- Представьте, что вы педагоги и вам предстоит идти на урок русского языка, где будет изучаться СПП. Какие знания о СПП вам предстояло бы "открыть"вместе с детьми? Сформулируйте в виде вопросов знания, подлежащие "открытию".









- Вернёмся к теме нашего урока : "Строение сложноподчинённых предложений"



- Выделите ключевые понятия темы.







- Сформулируйте задачу, которую предстоит решить на уроке.






- Все ли знания, полученные при ответах на вопросы, нам понадобятся для того, чтобы сформулировать понятие о СПП?


- Вспомните схему определения понятия. О чём она "рассказывает"?


А=В+С



- Ответы на какие вопросы помогут сформулировать определение о СПП?

- Какие из поставленных вами вопросов указывают на ближайшее широкое родовое понятие?

- Какие указывают на отличительные видовые признаки определяемого понятия?

- Ответы на какие вопросы помогут нам выяснить строение СПП?


- Сможем ли сегодня на уроке осветить оставшиеся два вопроса?









- Итак, тема определена, задача поставлена, пути решения намечены . Нужен материал для исследования. Где его взять?









-Кто и что поможет нам решить поставленную орфографическую задачу?



Предлагает рассмотреть и проанализировать в учебнике предложенные упражнения (параграф 205) к изучаемой теме и обнаружить подходящее для исследования, обосновав свой выбор.


- Проанализируем упражнения учебника.

- Подойдёт ли для исследования упражнение 64?





Предлагает исследовать СПП на материале упражнения 64: прочитать задания и выполнить их:

1. Записать предложение.

2. Подчеркнуть грамматические основы.

3. Определить- равноправны ли части предложения, чем соединяются.

4. Дать название частям предложения.

5. Выяснить, как расположены части СПП.

6. Проследить, как это отражено на схемах.

7. Вспомнив схему определения понятия,

сделать вывод о том, какое предложение можно назвать СПП, какова его структура.




Предлагает ответить на главный вопрос урока:

-Так какое предложение можно назвать СПП?











- Что вы можете сказать о месте придаточного предложения по отношению к главному?






Предлагает подумать над вопросом:

- Какое отношение имеет к СПП такой раздел науки о языке, как пунктуация?












Предлагает детям убедиться в правильности вывода о СПП.



- Как узнать, что вывод, к которому мы пришли, правильный?



При чтении параграфа просит отметить другие способы присоединения придаточного к главному, которые не представлены в упражнении 64. Примеры выписать в тетрадь.




Предлагает выполнить физкультминутку

(Руки сцеплены в "замок". Предлагает вытянуть их вперёд, поднять вверх, наклониться влево, вправо, вперёд, потянуться назад. Поставив локти на стол, выполнить круговые движения "замком.)

Выполним физкультминутку для глаз: следим за падающим листиком.





Просит учащихся проанализировать свою деятельность и поведение на этапе "открытия" новых знаний:

- Какую работу мы выполнили для того, чтобы дать определение СПП и выяснить его строение?

-В чём затруднялся?

-Что помогло тебе сделать "открытие"?




Предлагает детям ошибочный алгоритм распознавания СПП, просит высказать отношение к нему и составить верный.



- Попробуйте найти ошибки в определении последовательности действий по распознаванию СПП: убрать лишнее, поменять местами, добавить своё.


1. Найти грамматические основы.

2. По вопросу, союзу (союзному слову) определить вид придаточного предложения.

3.Задать вопрос от главного к придаточному предложению.

4. Найти главное и придаточное предложения.

5.Определить,равноправны ли части сложного предложения, чем соединяются.



Предлагает выяснить ,кому и в чём может помочь составленный алгоритм.






Включаются в целеполагание.









"Читают" схемы предложений, находят предложения, соответствующие схемам в упражнении 48.



Анализируя схемы, приходят к выводу, что лишняя схема, представляющая ССП с общим второстепенным членом. Таких предложений в домашнем упражнении нет.

Составляют предложение, говорят, что в ССП с общим второстепенным членом запятой не разделяются части сложного предложения.



Определяют, что отсутствуют схемы СПП и предложений с различными видами связи. Их ещё не изучали в курсе русского языка 9 класса.


Говорят, что на протяжении ряда уроков изучалось ССП в рамках большой темы "Синтаксис и пунктуация"




Озвучивают тему урока:

Структура сложноподчиненных предложений.

Вспоминают, что понятие о СПП получили ещё в 5 классе. На протяжении всех лет обучения совершенствовалось умение "видеть" такие предложения, отличать от других. Основательно СПП предложение не изучалось.






Примерные вопросы:

1. Из скольких частей состоит СПП? Равноправны ли части?

2.Что является средством связи частей СПП?

3. Как соединяются части СПП?

4. Как построить схему СПП?

5. Какие виды придаточных предложений существуют?

6. Как их различать?







Определяют, что заголовок темы состоит из двух понятий: сложноподчинённое предложение и строение СПП.





Формулируют задачу:

Исследовать структуру СПП, для того чтобы "построить" определение понятия СПП (Ответить на вопрос: "Какое предложение называют СПП и какова его структура?")




Дети вспоминают, что в 8 классе на уроках развития речи изучалась тема "Определение понятия". Чаще всего определения строятся по схеме: А есть В и С, где А - определяемое видовое понятие, В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие, С - отличительные видовые признаки определяемого понятия.




Анализируя поставленные вопросы, приходят к выводу: для того, чтобы сформулировать определение, достаточно ответить на первые два. Выяснить строение СПП помогут ответы на 1-4 вопросы.







Приходят к выводу, что ответить на 5-6 вопросы не удастся, потому что это очень обширный материал, который будет являться предметом исследования на последующих уроках.






Предлагают и анализируют различные способы: придумать самим, найти в учебнике, запросить у учителя, найти в Интернете и др. Останавливаются на одном, наиболее подходящем для урока с точки зрения временных затрат - найти в учебнике. Упражнения подобраны таким образом, что сначала расположены упражнения для исследования, "открытия новых знаний, затем идут упражнения , предназначенные для отработки изученного материала.


Отвечают, что решить поставленную задачу помогут учитель, учебные пособия, одноклассники, соседи по парте и др.









Приходят к выводу, что упражнение 64 как раз и предназначено для исследования. Представлено СПП предложение и схема к нему. Исследуя данное предложение, можно получить ответы на поставленные вопросы.



Работают в паре, затем обсуждают наработанное с соседней парой (четвёрки)


Исследуют СПП предложение, выполняя задания, предложенные авторами учебника, с целью понять, какое предложение называют СПП, какова его структура, ориентируясь на этапы работы в группе.

Этапы работы в группе:

1. Думаю сам

2. Обсуждаем

3. Построение общего

4. Фиксируем вывод





Дают определение понятия СПП, используя схему: А=В+С, где А - определяемое видовое понятие, В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие, С - отличительные видовые признаки определяемого понятия.


СПП - это такое сложное предложение , которое состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений, связанных друг с другом интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.



Отвечают, что в рассматриваемом предложении придаточное предложение стоит после главного. Предполагают, что придаточное предложение может стоять и перед главным, и в середине.




Выясняют, какое отношение имеет к СПП такой раздел науки о языке, как пунктуация.

Приходят к выводу, что пунктуация - это раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.










Предлагают сравнить свой вывод с положениями учебника "Теория" (п.205).



Учащиеся анализируют примеры предложений, которые имеются в параграфе 205 и составленные к ним схемы, записывают их в тетрадь.





Выполнят физкультминутку, предложенную учителем.










Включаются в рефлексию:

- Исследуя предложение из упражнения 64 учебника"Практика", дали определение СПП, выяснили структуру таких предложений. Учебник"Теория" помог нам убедиться в правильности наших выводов.







Определяют правильную последовательность действий по определению СПП:




1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматические основы.

3.Определить,равноправны ли части сложного предложения.

4. Если неравноправны, найти главное и придаточные.

4.Определить , чем присоединяются придаточные к главному.

5. Задать вопрос от главного к придаточному предложению.

6. По вопросу, союзу (союзному слову) определить вид придаточного предложения.



Применение знаний на новом языковом материале


Деятельностная цель:

углубление понимания функции изучаемого понятия в устной и письменной речи.


Образовательная цель:

введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений с целью формирования навыка; овладение способами действий по алгоритму; тренинг изученных понятий.


Задача учителя:

организация учебной деятельности по отработке умения различать СПП среди других предложений, строить схемы; организация речевой практики на уроке.


Задача учащихся:

осознанно включиться в работу по отработке умения различать СПП среди других предложений, строить схемы.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с учебником

Комментированное выполнение упражнения 69

(1-3 предложения)
























Взаимодиктант с последующей взаимопроверкой

(1 вариант - 4,5 предложение; 2 вариант - 6,7 предложения)


Рефлексия выполненной работы


















Рефлексия учебной деятельности на уроке


Итог урока

Предлагает выполнить упражнение 69 в соответствии с теми заданиями, которые предложены в учебнике.

Задание.

Запишите СПП , расставляя запятые и выделяя графически все признаки, позволяющие обнаружить придаточное предложение (грамматическую основу придаточного, союз, относительное местоимение - союзное слово, вопрос к придаточному).Составьте схемы предложений.


- Чему буду учиться, выполняя упражнение?

- Первые три предложения предлагаю выполнить с комментированием ( у доски, с места решают сами).

Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман.

Когда труд - удовольствие, жизнь хороша.

Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале "Юность"




Предлагает записать по два предложения под диктовку(диктуют друг другу) , самостоятельно построить схемы к ним, проверить правильность выполнения работы.



Формирует у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы



- Что помогло тебе выполнить работу правильно?

- Какие ошибки допустил? Почему?

- Начните свой ответ так:

- Я выполнил задание правильно, потому что...

- Я допустил ошибку, потому что...








Мобилизует учащихся на рефлексию и самооценку учениками результатов собственной учебной деятельности.

Предлагает ответить на ряд вопросов:


- Какова была тема урока?

- Какую задачу мы ставили?

- Достиг ли урок цели?

-На каком этапе урока было работать интересно? Легко?

- Что получается хорошо?

- В чём затрудняетесь?

- Как себе помочь?

- Оцени урок и свою работу на уроке.

-Что хотели бы сказать в заключение урока?

- На чём хотели бы заострить внимание при изучении СПП?

- Изменилось ли ваше состояние в конце урока? (Предлагает выбрать из смайликов тот значок состояния, который соответствует настроению каждого ученика в конце урока, и закрепить на магнитной доске.)


Включаются в работу по выполнению упражнения , комментируют свои шаги



























Пишут взаимодиктант, строят схемы предложений, проверяют друг у друга работу.






Осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе выполнения задания и намечают пути коррекции.

















Анализируют свою учебную работу, своё психологическое состояние. Высказывают отношение к уроку, открыто демонстрируют "плюсы" и "минусы". Соотносят цель и результаты, степень их соответствия Намечают дальнейшие цели деятельности.

Выбирают из смайликов тот значок состояния, который соответствует настроению каждого ученика, показывая, изменилось ли их состояние в конце урока, и закрепляют их на магнитной доске.


Оценка работы детей на уроке

Выставляет отметки, комментируя их

Выражают согласие (несогласие) с отметкой


Задание на дом


Деятельностная цель: ориентация на поддержание успешности и мотивации учащихся.

Образовательная цель: обеспечить условия для закрепления умения применять полученные знания при построении письменного высказывания

Задача учащихся: сконструировать собственный текст в письменной форме с включением грамматического факта

Задача учителя: мобилизовать учащихся на выполнение творческой работы


Методы работы: беседа о рациональных приёмах выполнения домашнего задания, инструктаж по выполнению творческой работы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Домашнее задание

Слайд 12.

Предлагает написать сочинение на лингвистическую тему "Что я узнал(а) на уроке о СПП".

- Представьте, что вы идёте по улице. Навстречу вам идёт хороший знакомый. Вам хочется с ним поделиться "открытием", которое совершили на уроке. Что бы вы рассказали ему о СПП?

Попробуйте об этом написать. Если возникнут затруднения, обратитесь к учебнику "Теория". Прочитайте внимательно параграф 202. Содержание параграфа поможет вам справиться с работой. Желаю удачи!

Записывают домашнее задание в дневники





Приложение 1.





















Приложение 2.



________

________



[ и ] , а [ ] .





_ _ _

_ _ _

_ _ _

_ _ _



[ и , но и ] .



. .

. .



[ , | . . . .| то , то ] .





[ ] , [ тоже ] .



[ ] и [ ].



Просмотр содержимого презентации
«Строение СПП»

Строение сложноподчинённых предложений Составитель Петлюк Надежда Михайловна МКОУ «Ларичихинская СОШ»

Строение сложноподчинённых предложений

Составитель Петлюк Надежда Михайловна МКОУ «Ларичихинская СОШ»

"Человек образованный — тот, кто знает, где найти  то, чего он не знает"

Георг Зиммель, немецкий философ и социолог

Проверь себя!  Наб и райся, рас пространяется, пре восходством, влож ен о, ни кого, в прав о , в лев о , не тёплое, я уеду и буду встречать, 3, 2, 1,1.

Проверь себя!

Наб и райся, рас пространяется, пре восходством, влож ен о, ни кого, в прав о , в лев о , не тёплое, я уеду и буду встречать, 3, 2, 1,1.

Критерии проверки Выполнил все задания верно – «5» Допустил 1 - 3 ошибки – «4» Допустил 4 - 6 ошибок – «3» Допустил 7 и более ошибок – «2»

Критерии проверки

Выполнил все задания верно – «5»

Допустил 1 - 3 ошибки – «4»

Допустил 4 - 6 ошибок – «3»

Допустил 7 и более ошибок – «2»

Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

1. Из скольких частей состоит СПП? Равноправны ли части? 2.Что является средством связи частей СПП? 3. Как соединяются части СПП? 4. Как построить схему СПП? 5. Какие виды придаточных предложений существуют? 6. Как их различать?  

1. Из скольких частей состоит СПП? Равноправны ли части?

2.Что является средством связи частей СПП?

3. Как соединяются части СПП?

4. Как построить схему СПП?

5. Какие виды придаточных предложений существуют?

6. Как их различать?

 

  •  
Строение сложноподчинённых предложений

Строение сложноподчинённых предложений

Задача урока.  Исследовать структуру СПП, для того чтобы

Задача урока.

Исследовать структуру СПП, для того чтобы "построить" определение понятия СПП.

А=В+С   А  - определяемое видовое понятие В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие С - отличительные видовые признаки определяемого понятия.

А=В+С

А - определяемое видовое понятие

В - ближайшее к нему более широкое родовое понятие

С - отличительные видовые признаки определяемого понятия.

Алгоритм 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматические основы. 3.Определить,равноправны ли части сложного предложения. 4. Если неравноправны, найти главное и придаточные. 4.Определить , чем присоединяются придаточные к главному. 5. Задать вопрос от главного к придаточному предложению. 6. По вопросу, союзу (союзному слову) определить вид придаточного предложения.  

Алгоритм

1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматические основы.

3.Определить,равноправны ли части сложного предложения.

4. Если неравноправны, найти главное и придаточные.

4.Определить , чем присоединяются придаточные к главному.

5. Задать вопрос от главного к придаточному предложению.

6. По вопросу, союзу (союзному слову) определить вид придаточного предложения.

 

Домашнее задание  Сочинение на лингвистическую тему

Домашнее задание

Сочинение на лингвистическую тему

"Что я узнал(а) на уроке о СПП"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!