СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Шедевры классицизма в русской архитектуре" (МХК)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией разработан для обучающихся 11 класса по МХК. Цель урока: ознакомить учащихся с шедеврами русской архитектуры периода классицизма. Урок построен в форме виртуальной экскурсии

Просмотр содержимого документа
«Шедевры классицизма в архитектуре России»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК


Дата проведения ____________

______________________________________________


Шедевры классицизма в архитектуре России


Цели и задачи: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость, изучить творчество знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга; способствовать развитию культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций; воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: виртуальная экскурсия

Методы и приёмы: слово учителя, рассказ учителя, беседа, выступление учеников в форме сообщения

Термины и понятия: классицизм

Оборудование: мультимедийные средства, презентация

__________________ Ход урока _______________


І. Организационный момент

  • Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей и задач урока

  • Слово учителя

Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», «каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

  • О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

    На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами западной архитектуры периода классицизма.
  • О какой же тогда архитектуре речь пойдёт сегодня?

    Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18 - начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм (запись темы в тетрадь)

    Слайд 1


    Почему А. С. Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»? Кто из русских и иностранных зодчих создавал «строгий, стройный вид» Петербурга? Какой вклад внесли В. И. Баженов и М.Ф. Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

    На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

    ІІІ. Актуализация знаний

    • Беседа

    Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о классицизме.

  • Назовите временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

  • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

  • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

  • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

  • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма.



    ІV. Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков

    1. Прогулка по «классическому» Санкт-Петербургу

    • Слово учителя

    Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах.

    Во время «экскурсии» выписать в тетрадь:

    1. Название и автора шедевра

    2. Цель строительства

    3. Интересные факты и цифры

    В добрый путь, ребята, по городу, о котором Д. Самойлов писал:

    Слайд 2

    Весь город в плавных разворотах,

    И лишь подчеркивает даль

    В проспектах, арках и воротах

    Классическая вертикаль.

    И все дворцы, ограды, зданья,

    И эти львы, и этот конь,

    Видны, как бы для любованья,

    Поставленные на ладонь…

    • Выступление учеников в форме сообщения


    слайда

    Архитектурное сооружение

    Архитектор

    Примечания

    3




    4

    Таврический дворец

    1783-1789

    Иван Егорович

    Старов

    Городская резиденция князя Г.А. Потемкина - фаворита императрицы Екатерины II. Сейчас в нем «квартирует» Межпарламентская ассамблея стран — участниц СНГ, на входе встречают металлоискатели и охрана. Но и сегодня Таврический — выдающийся памятник архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга.

    5

    Адмиралтейство

    Открыто в 1823 г.

    Преодолев ветров злодейство

    И вьюг крутящуюся мглу,

    Над городом адмиралтейство

    Зажгло бессмертную иглу.

    Чтоб в громе пушечных ударов

    В Неву входили корабли,

    Поставил Андриян Захаров

    Маяк отеческой земли.

    И этот шпаги острый пламень,

    Прорвав сырой туман болот,

    Фасада вытянутый камень

    Приподнял в дерзостный полет.



















    Андреян Дмитриевич

    Захаров

    Длина фасада – 406 м, высота 16м

    Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой. Задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

    Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

    Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

    Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

    6




    7








    Казанский собор

    1799-1811гг.

    Андрей Никифорович Воронихин

    Прихоть Павла І.

    Каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским.

    2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

    К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

    Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. Строительство было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

    8

    Здания Министерств и Главного штаба

    1819 - 1829 гг.

    Карл Иванович Росси

    Александр I

    Имперский город

    Ампир (Высокий классицизм)

    В первой трети XIX века проводилась полная реконструкция Дворцовой площади, что было связано с переносом сюда важных государственных учреждений-Генерального (Главного) Штаба русской армии и двух министерств-Иностранных дел и Финансов.

    Для них по проекту К.И. Росси были возведены два больших корпуса, соединенных торжественной аркой.

    Строительство здания велось на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 годы). В его архитектурном облике нашла отражение высокая патриотическая тема-победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особенно сильно эта тема звучит в оформлении триумфальной арки Главного штаба с ее богатым скульптурным убранством.

    В прошлом здание выглядело иначе: стены были светло-серыми, лепные детали-белыми, венчающая группа-бронзированной. Впоследствии стены стали красить в желтый цвет, а все скульптурные детали в черный.

    9




    10



    Александринский театр

    1832-1839

    Карл Иванович Росси

    Театральная площадь

    Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.

    С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

    11




    12




    Исаакиевский собор

    1818-1858 гг.

    Огюст Монферран

    Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

    В 1710 году был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

    В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

    После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Выбор пал на проект пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

    Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет.

    А вот насколько вы были внимательны во время виртуальной прогулки по Санкт-Петербургу, узнаем, выполнив небольшие задания

    Слайд 13 Слайд 14





    2. Архитектурный облик «классической» Москвы

    • Рассказ учителя

    В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

    Слайд 15

    «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...). Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.». Так описано место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея в романе «Мастер и Маргарита».

    Слайд 16

    Именно с балкона этого дома царь тьмы в сопровождении своих тёмных рыцарей, Мастера и Маргариты покинул Москву и продолжил своё странствие.



    Слайд 17

    Это Пашков дом - памятник архитектуры 18 в., построенный за два года (с 1784-по 1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.

    Слайд 18

    На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

    Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом «спиной» к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок.

    Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище. В начале XIX века здание находилось в запустении.

    Слайд 19

    В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета и отреставрирован за бюджетные средства. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

    Слайд 20

    В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

    В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

    Ещё один московский шедевр связан с именем Баженова - Дворцовый ансамбль в Царицыно. Слайд 21

    Хотя его архитектором Василий Иванович не был. Удивлены? Тогда немного истории.



    Усадьба на этом месте была известна с середины 17 в., тогда она носила неблагозвучное имя «Черная Грязь». В 18 в. здесь хозяйничали князья Кантемиры. В свое время они построили там роскошную оранжерею и выращивали виноград, лимоны, персики и другие нетипичные для средней полосы фрукты. В конце 18 в. все изменилось: на усадьбу положила глаз императрица Екатерина и незамедлительно приобрела ее. Разумеется, тут же переименовав себе под стать: «Царицыно».

    Слайд 22

    В усадьбе было решено устроить императорскую резиденцию, и это ответственное дело было поручено архитектору Василию Баженову, который привлёк к работе над чертежами и к возведению павильонов своего ученика М. Ф. Казакова. В начале 1776 года проект в виде панорамного чертежа «Вид Царицына села» был готов. Зодчий учёл пожелания императрицы, но не пошёл у них на поводу. Простое сочетание готических декоративных деталей с ордерной архитектурой для Баженова было невозможным решением, равно как и простое подражание каким-либо средневековым образцам. Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Дворцов по изначальной задумке должно было быть 4 - 3 для самой императрицы и 1 для князя Павла Петровича и его супруги. Но финансовые трудности подкосили все эти архитектурные планы. Строительство затянулось.

    В первых числах июня 1785 года Екатерина II запланировала осмотр Царицына. Наиболее распространённая версия случившегося в дальнейшем гласит следующее.

    «Императрица пожелала без промедлений осмотреть царицынское строительство. В день осмотра было приказано Баженову также представить жену и детей. К Царицыну императрица в сопровождении немногочисленной свиты поехала окольными путями, минуя главные подъезды, так как была напугана слухами о возможном покушении, — полюбоваться задуманными Баженовым величественными дальними перспективами и раскрытием царицынских фасадов императрице не довелось. Осмотр самих построек длился недолго. Екатерина II, нигде не задерживаясь, прошла лишь приёмные залы на втором этаже главного дворца и осмотрела парадную анфиладу, а также аванзалы; побывала в боковом корпусе, где располагались её жилые покои. Вердикт императрицы после беглого осмотра был суров: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца. Баженов от строительства был тут же отстранён, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков, что стало ещё одним унижением для отставленного зодчего.

    Баженова сменил на посту архитектор Казаков, который взялся за строительство Большого дворца, но так и не смог завершить работу. Таким образом, дворец простоял недостроенным целых 200 лет.

    Слайд 23

    К концу 19 в. «Царицыно» стала одной из самых популярных усадеб в Подмосковье. После революции 1917 г. здесь располагался Совет крестьянских и солдатских депутатов, а в 1960 г. Царицыно вошло в состав Москвы. Спустя 30 лет ему был присвоен статус музея-заповедника, и для усадьбы началась совсем другая история. Были отреставрированы все постройки на территории, и вскоре музей перешел под управление Правительства Москвы.

    Слайд 24

    Большой дворец Казакова выполнен в стиле классицизма с элементами псевдоготики. Сегодня здесь выставлены постоянные музейные экспозиции, а также проходят временные выставки, концерты и другие мероприятия.


    Слайд 25


    Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов 18 в.



    Слайд 26

    Малый дворец расположен на холме, он построен в форме пирамиды и скорее похож на парковый павильон, чем на полноценный дворец. Однако здесь сохранилась белокаменная эмблема с вензелем императрицы в лучах славы, что напоминает об изначально предназначении этого здания.

    Слайд 27

    Средний дворец (Оперный дом) — постройка, которую Василий Баженов считал своей архитектурной гордостью. Внешне она похожа на резную шкатулку для украшений. Несмотря на название, музыка здесь впервые зазвучала в конце 20 в., а до тех пор назначение Оперного дома было исключительно декоративным.

    Слайд 28

    Сегодня в дворцах усадьбы регулярно проходят различные выставки, концерты классической и джазовой музыки и другие культурные мероприятия. Кроме того, на территории усадьбы у всех желающих есть возможность провести свое выступление: для этого каждую пятницу с 17:00 до 19:00 работает открытая танцплощадка.


  • Почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

    V. Закрепление материала

    • Беседа

  • Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

  • Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» призвели на вас большее впечатление?


    VІ. Итоги урока

    • Слово учителя

    И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.


    VІI. Домашнее задание

    Читать Гл. 10 учебника, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.


  • Просмотр содержимого презентации
    «Шедевры классицизма в архитектуре России»

    Весь город в плавных разворотах,    И лишь подчеркивает даль    В проспектах, арках и воротах    Классическая вертикаль.   И все дворцы, ограды, зданья,   И эти львы, и этот конь,   Видны, как бы для любованья,   Поставленные на ладонь…    Д. Самойлов. «Над Невой»

    Весь город в плавных разворотах,

    И лишь подчеркивает даль

    В проспектах, арках и воротах

    Классическая вертикаль.

    И все дворцы, ограды, зданья,

    И эти львы, и этот конь,

    Видны, как бы для любованья,

    Поставленные на ладонь…

    Д. Самойлов. «Над Невой»

    ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

    ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

    ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

    ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

    АДМИРАЛТЕЙСТВО

    АДМИРАЛТЕЙСТВО

    КАЗАНСКИЙ СОБОР

    КАЗАНСКИЙ СОБОР

    КАЗАНСКИЙ СОБОР

    КАЗАНСКИЙ СОБОР

    Здания Министерств и Главного штаба

    Здания Министерств и Главного штаба

    АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

    АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

    АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

    АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

    ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

    ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

    ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

    ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР

    Ответьте на вопросы  Какое сооружение Санкт-Петербурга венчает данный элемент?  Назовите автора этого архитектурного шедевра. В каком стиле он работал?

    Ответьте на вопросы

    Какое сооружение Санкт-Петербурга венчает данный элемент?

    Назовите автора этого архитектурного шедевра. В каком стиле он работал?

    Сопоставьте авторов с их произведениями  А - И. Старов  1- Арка Главного штаба Б - О. Монферран  2- Казанский собор В - А.Н.Воронихин  3- Адмиралтейство Г - А.Захаров  4- Исаакиевский собор Д - К. Росси  5- Таврический дворец

    Сопоставьте авторов с их произведениями

    А - И. Старов

    1- Арка Главного штаба

    Б - О. Монферран

    2- Казанский собор

    В - А.Н.Воронихин

    3- Адмиралтейство

    Г - А.Захаров

    4- Исаакиевский собор

    Д - К. Росси

    5- Таврический дворец

    ПАШКОВ ДОМ

    ПАШКОВ ДОМ

    ПАШКОВ ДОМ

    ПАШКОВ ДОМ

    Дворцовый ансамбль в Царицыно

    Дворцовый ансамбль в Царицыно

    Дворцовый ансамбль в Царицыно

    Дворцовый ансамбль в Царицыно


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!