МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»
Урок по химии
в 8 классе по теме
«Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни»
Подготовила:
Ерохина Елена Николаевна
учитель химии высшей
квалификационной категории
2017 год
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ «ВВЕДЕНИЕ»
1 урок. Предмет химии. Вещества.
2 урок. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.
3 урок. П.р. №1.Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
4 урок. Краткие сведения по истории химии. Основоположники
отечественной химии.
5 урок. Знаки химических элементов. Периодическая таблица
химических элементов Д.И.Менделеева.
6 урок. Химические формулы. Относительные атомная и
молекулярные массы.
Урок «Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни» - это второй урок в теме «Ведение», изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных учреждений, автор Габриелян О.С.
Литература для учителя:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- 2-е издание., стереотип.- М.: Дрофа, 2013 г.
Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков.- М.: Дрофа, 2013 г.
Леенсон И.А., 100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. – М.:АСТ –Астрель, 2002.
Большая Серия Знаний. Химия. Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2006.
Курмашева К.К., Химия в таблицах и схемах.- М.: «Лист Нью», 2003.
Ковалевская Н.Б., Химия.8 класс. В таблицах и схемах., М.: «Издат – Школа XXI век», 2003.
5. Катаева Л.Г., Толкачёва Т.К., Химия: Карточки – задания по неорганической химии. 8 класс. Книга для учителя. – М., Просвещение. 1998.
Литература для обучающихся:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- 2-е издание., стереотип.- М.: Дрофа, 2013 г.
Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков.- М.: Дрофа, 2013 г.
Леенсон И.А., 100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. – М.:АСТ –Астрель, 2002.
Большая Серия Знаний. Химия. Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2006.
ТЕМА: ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ. РОЛЬ ХИМИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Цели и задачи урока
Образовательные:
сформировать у обучающихся знания:
о физических и химических явлениях;
о различии этих явлений;
сформировать первоначальное понятие о химической реакции;
об условиях протекания химических реакций;
о признаках химических реакций.
Развивающие:
продолжить работу над формированием у обучающихся:
навыков частично – поисковой деятельности;
умения работать в должном темпе;
умение пользоваться справочными материалами;
умения описывать физические свойства веществ;
умения различать понятия «тело» и «вещество».
Воспитательные:
воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
План урока:
Проверка домашнего задания. Полётное повторение.
Изучение нового материала. Физические и химические явления.
Презентации подготовленные обучающимися о положительном и отрицательном значении химии в жизни человека.
Закрепление полученных знаний.
Задание на дом.
Рефлексия
Начальная подготовка обучающихся:
Обучающиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество, с изменением веществ из курсов природоведения и физики.
Форма урока:
Комбинированный урок.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентации.
Пробирки, спиртовка, спички, ступка, пестик, пробиркодержатель; реактивы: растворы CuSO4, BaCl2, NaOH, HCl; сахароза, мел.
Инструктивные карты
Ход урока
Организационный этап (1мин.)
Этап проверки знаний.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Задаёт короткие устные вопросы, которые дублируются в инструктивной карте, в очень быстром темпе и при правильном ответе разрешает ученику сесть. | Работают по заданию 1 инструктивной карты №1. Дайте понятия: предмет химии, тело, вещество, атом, химический элемент, формы существования химического элемента, вещества простые и сложные, свойства веществ. | 3 мин. |
Даёт задания по вариантам для самостоятельной работы | Выполняют самостоятельно задания №2,3 инструктивной карты. | 4 мин. |
Мотивационный этап.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Создание проблемной ситуации. Демонстрация слайдов. Посмотрите внимательно на слайды. Что происходит с веществами? Сформулируйте тему урока. А как вы считаете, каковы цели данного урока? | Формулируют тему и цели урока. Тему урока записывают в тетрадь | 3 мин. |
Операционно-исполнительский этап.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Человеку постоянно приходится сталкиваться с теми или иными явлениями. Одни из них являются физическими, другие – химическими. Разберёмся, что обозначают данные понятия. На ваших столах лежат инструктивные карты, где описаны лабораторные опыты, которые вам предстоит выполнить. По результатам лаб. Опытов проводит обсуждение. | Выполняют лабораторные опыты. Лабораторный опыт №1. На фильтровальную бумагу капните на значительном расстоянии друг от друга по 1 капле воды и этилового спирта. Какая из капель высыхает быстрее? Какие явления – физические или химические - происходят при этом? Лабораторный опыт №2. Возьмите лист бумаги и сверните его. Что изменилось? Какое явление – физическое или химическое - наблюдается при этом? | 5 мин. |
Проводит демонстрации явлений. Д.1. Измельчение кусочков мела. Д.2. Действие на мел кислотой. Д.3. Взаимодействие CuSO4 с NaOH. Д.4. Взаимодействие BaCl2 с Н2SO4. Д.5. Горение спички, спиртовки. Д.6. Обугливание сахарозы. | Наблюдают за происходящими явлениями. Готовят ответ на вопрос: Какие явления – физические или химические - происходят при этом? Каковы их признаки? | 10 мин. |
В ваших инструктивных картах в задании 3 даны определения двух понятий. Ваша задача установить, какое из определений соответствует понятию «физическое явление», а какое – «химическому явлению». Проводит фронтальный опрос обучающихся по результатам проделанной работы. Записывает в тетради признаки химических явлений. | Заканчивают определения, записывают их в тетрадь, приводят примеры. Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называются………………… Например, ………………………….., ………………………………………….., ……………………………… Явления, при которых изменяются форма, размеры тел или агрегатное состояние веществ, а состав их остается постоянным, называются …………………………………………… Например, ………………………….., ………………………………………….., ……………………………… Записывают в тетрадь признаки химических явлений: изменение окраски, выделение газа, выпадение осадка, появление запаха, выделение или поглощение света и тепла. | 6 мин. |
Рассматривает вопрос по теме «Роль химии в жизни человека». Как вы думаете, какова роль химии в жизни человека? | Выступают 2 обучающихся с презентациями по темам: «Положительное значение химии», «Отрицательное значение химии». Обучающиеся приходят к мысли, что без химии немыслима жизнь современного человека. В тоже время, они отмечают, что неразумное, неконтролируемое применение химических веществ приводит к пагубным последствиям. Это и загрязнение окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека. Только грамотное применение достижений химии приносит пользу человечеству. | 5 мин. |
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Предлагает выполнить задания в РТ. | Выполняют задание в рабочей тетради по вариантам: №1 с.12 (1 вариант) и №2 с.13 (2 вариант). | 3 мин. |
Запишите домашнее задание. | Записывают в дневник Д/З из инструктивной карты. | 1 мин. |
А сейчас я прошу вас оценить урок, работая с инструктивной картой. Выставление оценок обучающимся за работу на уроке. | Самоанализ (нужное подчеркивают) 1. Своей работой на уроке я - Доволен - Недоволен 2. Урок мне показался - Интересным - Неинтересным 3. Материал урока был - Понятен - Непонятен | 3 мин. |
Спасибо. Урок окончен. До свидания. | Прощаются. Сдают учителю на проверку инструктивные карты. | 1 мин. |
Инструктивная карта №1
обучающегося 8 «__» класса _____________________________
Выполните задания.
№1. Дайте понятия: предмет химии, тело, вещество, атом, химический элемент, формы существования химического элемента, вещества простые и сложные, свойства веществ.
№2. В ниже следующем списке подчеркните названия веществ.
Спичка, мел, пластмасса, стекло, монета, проволока, кусочек сахара, капля росы, алюминий, лимонная кислота.
№3. В ниже следующем списке веществ подчеркните названия сложных веществ.
Вода, кислород, углекислый газ, медь, сера, водород, соль, уксусная кислота, железо, крахмал.
Выполните лабораторные опыты.
Лабораторный опыт №1.
На фильтровальную бумагу капните на значительном расстоянии друг от друга по 1 капле воды и этилового спирта. Какая из капель высыхает быстрее? Какие явления – физические или химические - происходят при этом?
Лабораторный опыт №2.
Возьмите лист бумаги и сверните его. Что изменилось? Какое явление – физическое или химическое - наблюдается при этом?
Закончите определения, запишите их в тетрадь, приведите примеры.
Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называются…………………
Например, ………………………….., ………………………………………….., ………………………………
Явления, при которых изменяются форма, размеры тел или агрегатное состояние веществ, а состав их остается постоянным, называются ……………………………………………
Например, ………………………….., ………………………………………….., ………………………………
Запишите в тетрадь признаки химических явлений.
Выполните задание в рабочей тетради №1 с.12 Ответ перенесите в инструктивную карту.
Ответ _____________________________
Запишите в дневник Д/З :параграф 3, ответить на вопросы 1-5 после параграфа, РТ с.12-13 № 3,5,6.
Самоанализ (нужное подчеркните)
1. Своей работой на уроке я
Доволен Недоволен
2. Урок мне показался
Интересным Неинтересным
3. Материал урока был
Понятен Непонятен
Инструктивная карта №2
обучающегося 8 «__» класса _____________________________
Выполните задания.
№1. Дайте понятия: предмет химии, тело, вещество, атом, химический элемент, формы существования химического элемента, вещества простые и сложные, свойства веществ.
№2. В ниже следующем списке подчеркните названия тел.
Спичка, мел, пластмасса, стекло, монета, проволока, кусочек сахара, капля росы, алюминий, лимонная кислота.
№3. В ниже следующем списке веществ подчеркните названия простых веществ.
Вода, кислород, углекислый газ, медь, сера, водород, соль, уксусная кислота, железо, крахмал.
Выполните лабораторные опыты.
Лабораторный опыт №1.
На фильтровальную бумагу капните на значительном расстоянии друг от друга по 1 капле воды и этилового спирта. Какая из капель высыхает быстрее? Какие явления – физические или химические - происходят при этом?
Лабораторный опыт №2.
Возьмите лист бумаги и сверните его. Что изменилось? Какое явление – физическое или химическое - происходит при этом?
Закончите определения, запишите их в тетрадь, приведите примеры.
Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называются …………………
Например, ………………………….., ………………………………………….., ………………………………
Явления, при которых изменяются форма, размеры тел или агрегатное состояние веществ, а состав их остается постоянным, называются ……………………………………………
Например, ………………………….., ………………………………………….., ………………………………
Запишите в тетрадь признаки химических явлений.
Выполните задание в рабочей тетради №2 с.13. Ответ перенесите в инструктивную карту.
Запишите в дневник Д/З : параграф 3, ответить на вопросы 1-5 после параграфа, РТ с.12-13 № 3,5,6.
Самоанализ (нужное подчеркните)
1. Своей работой на уроке я
Доволен Недоволен
2. Урок мне показался
Интересным Неинтересным
3. Материал урока был
Понятен Непонятен