Тема урока.
Правописание окончаний имен прилагательных
Цель урока: развитие умения опираться на морфологический и морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова.
Обеспечение урока: экран, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1.Орфографический Тренинг. Актуализация знаний о правиле написания гласной в безударном окончании имени прилагательного.
Работа уч-ся у доски со словами на стр.34.
Задание:
- составьте предложение с одним из словосочетаний.
Синтаксический разбор предложения.
Сонный лес простится с тишиной и захлопает в зеленые ладоши.
- Каким предстает перед вами лес? Одушевленным или неодушевленным?
- Как называется такой прием? (олицетворение)
- В каком значении употреблены прилагательные? (в переносном)
- Как называется такое художественное средство? (эпитет)
2. Развитие умений опираться на морфологический и морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова.
Выборочная работа (с применением интерактивной доски)
(Выполняется упражнение № 2 в тетради с печатной основой с последующей проверкой).
Задание: подберите к сущ. , подходящие по смыслу прилагательные и выделите в них окончания.
В _________________стихотворении
О_________________ путешествии
Около _____________березки
Перед_____________ школой
К _________________подруге
На ________________переходе
Слова для справок: красивая, удивительную, ярком, стройной, знакомой, веселой, опасном, загадочном.
Вопрос: Чем обусловлен ваш выбор именно этих прилагательных?
Ребята делают вывод о лексической и грамматической сочетаемости прилагательных с существительными.
Работа с учебником. Упражнение № 330.
Чтение и анализ рубрики «Советы помощника» на стр.34.
Физкультминутка.
Совершенствование умений находить прилагательные, определять их синтаксическую роль, делать правильный выбор в написании окончаний прилагательных.
Отгадай загадку (работа с интерактивной доской).
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко. (Слива)
Золотое решето
Черных домиков полно,
Сколько черненьких домиков –
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
Задание: найдите прилагательные, выделите в них окончания, подчеркните их как член предложения.
3. Работа с картиной И.И.Шишкина « На севере диком…»
Задание: составить текст из 5-7 предложений, используя прилагательные.
(Анализ работ).
- Какую роль играют прилагательные в тексте?
Но вначале послушаем, вот как описал сосну М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении, которое так и называется «На севере диком…». Послушаем выразительное чтение стихотворения.
- какой увидел поэт сосну?
- каким настроением проникнуто это стихотворение и почему?
4. Рефлексия.
- Какие прилагательные вы бы подобрали к нашему сегодняшнему уроку, оценивая его?
Домашнее задание: параграф 44, упр. 331.