Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности. Игра «Да-нет». Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Планирование. ! Сравнение Постановка УЗ. Составление плана решения УЗ. Определение временных рамок. Выбор формы работы. Поиск ответов на вопросы. ! ! Домашнее задание. Итоговая рефлексия. Оценка. Шкалирование. | Приветствие. Пробуждаю желание учащихся включиться в учебный процесс. Задаю вопрос: - Отгадайте, что у меня в руке? (В руке монета – рубль). - Вы можете мне задавать любые вопросы. А вот ответить я вам смогу лишь «да» или «нет». Поощряю «широкие» вопросы, которые отсекают ряд «узких». Когда разгадают, предлагаю записать это слово в тетрадь. Задаю вопрос: - У нас урок русского языка. Зачем же я вам предложила такое задание? Каким образом рубль можно «привязать» к нашему уроку? Предлагаю выполнить интересные для детей задания. Сколько и какие – решат они. Ещё это будет зависеть от времени, затраченного на игру «Да-нет». Творческие работы (загадки, сказки, стихи и др.) можно предложить выполнить дома. На следующем уроке рассмотреть. Спрашиваю: - Почему рубль называют рублём? (В виде серебряных монет рубли начали чеканиться с 1704 года во времена правления Петра I. До этого он имел вид не круглой монеты, привычной для нас ныне, а вид прута различной длины, который рубился. В словаре В. И. Даля – «Отрубок серебра известной ценности». «Название рубль произошло от глагола рублю, - писал известный историк 18 века И. Н. Болтин). Задаю вопрос: - Представьте, что у вас в руках монетка (рубль). Что можно с ней сделать? Выслушиваю каждую версию, поощряю интересные. Жду, что предложат поиграть. Не предложат, тогда предложу сама. Продолжаю диалог: - Конечно, с монеткой можно поиграть. Если её поднять повыше и бросить на стол, что произойдёт? Как будет себя вести монета? - Давайте попробую я это сделать. Вы внимательно понаблюдайте за монетой, а потом одним предложением расскажите о том, что с ней происходит. Бросаю монету на стол. Выслушиваю каждое предложение. Вместе с детьми редактируем и записываем на доску и в тетрадь. Жду предложений с деепричастиями. Дальнейший ход урока будет зависеть от того, какие предложения предложат дети. Могут предложить предложения с деепричастиями совершенного вида, с деепричастиями несовершенного вида. Могут предложить и те и другие. А могут и не предложить вовсе. Предположим это. Тогда поступлю следующим образом. Скажу детям, что ребята из параллельного класса придумали ещё и такое предложение. Например: 1.Рубль падает на стол, звеня и подпрыгивая. Спрошу: - Справились ли ребята? Предложение верно составили? Привлеку внимание детей к похожему предложению, записанному ранее на доске: 2.Рубль падает на стол, звенит и подпрыгивает. Спрошу: - А чем же оно отличается от придуманного нами? - Слова, которые присутствуют в предложении, одни и те же или разные? При затруднении помогаю обнаружить противоречия наводящими вопросами. - Так что же вы можете сказать о данных предложениях? Предлагаю ребятам построить работу вокруг этих слов. - Попробуем узнать об этих загадочных словах всё, что в наших силах. - Что мы можем о них узнать? Фиксирую на доске в знаковой форме сказанное детьми. 1. ? 2. ____?____ . 3. ОГЗ 4. М. П.(постоянные, непостоянные) 5. Имя? - Итак, что же мы сегодня на уроке должны узнать, уточните в парах (четвёрках)? Прошу одного из учеников озвучить УЗ для всех ещё раз. Предлагаю выбрать форму работы. - Как будем работать? Предлагаю определиться во времени. Спрашиваю: - На какие вопросы сможем быстро найти ответ? Поиск ответов на какие вопросы потребует большего времени? - Подскажите следующий шаг нашей работы. Ненавязчиво слежу за работой ребят. Если класс сильный, то ребята работают самостоятельно. На листе бумаги фиксируют результаты своей работы, затем защищают с последующим обсуждением. Если класс слабый, то помогаю наводящими вопросами решить задачи поэтапно. Результаты обсуждения сама фиксирую на доске, а потом ещё раз проговариваем, к какому выводу пришли. Вне зависимости от подготовки учащихся результаты фиксируются, проговариваются в паре (группе). Проводится рефлексия. Решение УЗ может выглядеть на доске следующим образом: 1. Что делая? Как? 2. _ . _ . _ . _ . 3. Добавочное действие к основному 4. Не изменяются (как наречия) –а, -я. Вид, возвратность (как у глаголов). 5. Уточняющие вопросы (по необходимости). - Как узнать, на какие вопросы отвечают новые для нас слова? Какими членами предложения являются? (Предлагаю разобрать предложения по членам). - Вспомним, что могут обозначать слова? - Попробуем определить ОГЗ новых для нас слов. Посмотрим, как они ведут себя в предложении по отношению к другим словам. - Как узнать, какие морфологические признаки присущи данным словам? Особое внимание обращаю на поиск ответа на последний вопрос. Спрашиваю: - Можно ли узнать, как называются в русском языке изучаемые слова? Как? Предлагаю ребятам самим дать название данным словам, а потом заглянуть в учебник. Предлагаю найти в учебнике «Теория» §141, как называют в русском языке такие слова. А вот почему их назвали деепричастиями, самостоятельная ли это часть речи или особая форма глагола, дети будут выяснять на последующих уроках. На данном уроке работа была построена с деепричастиями несовершенного вида (звеня и подпрыгивая). На следующем уроке можно организовать наблюдение за деепричастиями совершенного вида. 1. Прочитать §141, 142 в учебнике «Теория». а). Найти ответы на поставленные в классе вопросы. б). Выяснить, какую новую информацию несёт этот параграф; в). Приготовиться рассказать об этом в классе. 2. Предложить свой способ запоминания написания слова рубль. В зависимости от подготовки учащихся и оставшегося до конца урока времени, §141, 142 можно прочитать в классе и выполнить перечисленные выше задания: 1 а), б), в). Тогда для работы дома будет предложено выполнить упражнение № 215. Предлагаю детям ответить на ряд вопросов: - Представьте, что вы идёте домой. Навстречу вам хороший знакомый. Вы думаете об уроке. Что бы вы ему рассказали? - Можно ли сказать, что мы на уроке сделали открытие? Какое? - На каком этапе урока было работать интересно? Легко? - В чём затруднялись? Как вышли из затруднения? - О чём хотел бы спросить учителя, ребят? - Что хотел бы сказать в заключение урока? Предлагаю детям оценить свою работу на уроке, урок, работу группы (соседа). Я – моя работа на уроке У – урок Г – работа группы (соседа) | Оформление работы в тетради. Дети задают вопросы. Например: Ученик: - «Это предмет мягкий?». Учитель: - «Нет». Ученик: - «Съедобное?» Учитель: - «Нет». И так до тех пор, пока не разгадают. Предлагают поработать со словом рубль: выполнить различные виды разбора; составить предложения разные по строению; придумать способы запоминания написания этого слова (часто пишут руболь, рубыль); составить загадку, ребус; сочинить стихотворение; вспомнить этимологию слова и другие задания. Выполняют интересные задания. Форму работы дети выбирают сами. Дают свои объяснения. Дети предлагают потратить, на бумагу скопировать тыльной стороной карандаша, рассказывают о том, где могут применить в жизни в качестве вспомогательного средства, поиграть. Дети говорят, что монетка подпрыгнет, закрутится, зазвенит, даже может укатиться и т.д. Дети наблюдают, составляют предложения о том, что увидели и предлагают свои варианты. Например: Рубль падает на стол, звенит, подпрыгивает. Рубль выскользнул из рук Надежды Михайловны, упал на стол, зазвенел и перевернулся. И другие. Говорят, что правильно. Так можно сказать о рубле. Дети обсуждают в парах, а затем в четвёрках, повернувшись к ребятам, сидящим позади. Дети говорят, что слова второго предложения им знакомы (существительные, глаголы, частица). Слова первого предложения вызывают недоумение: похожи на глаголы, а отвечают на вопрос: «Как?». Оканчиваются на – я, а у глаголов –тся или –ться и т.д. Дети говорят: 1. На какие вопросы отвечают? 2. Каково общее грамматическое значение этих слов? 3. Какие морфологические признаки присущи этим словам? 4. Чем являются в предложении? 5. Как же их в русском языке принято называть? Дети рассказывают друг другу в парах; повернувшись, в четвёрках. Дети выбирают форму работы: в парах, в четвёрках, индивидуально. Дети считают, что времени больше потребуется на определение морфологических признаков новых слов, выяснение их общего грамматического значения. Отвечают: - Будем искать ответы на поставленные вопросы. Дети осуществляют поиск в соответствии с выбранной формой работы. В случае затруднения могут обратиться к учителю за помощью. (Знак – стоящий на парте флажок). Дети отвечают, что надо найти слова, от которых они зависят и задать вопрос. Вопрос поможет определить член предложения. Отвечают, что существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета, глагол – действие предмета и т.д. Приходят к выводу, что новые слова обозначают признак действия, добавочное действие к основному. Выяснить, на какие изученные части речи похожи новые слова, вспомнить их морфологические признаки. Проверить, работают ли они в словах. Прочитать в учебнике, спросить у учителя, старших ребят. Ребята придумывают названия, объясняют почему так назвали. (Были предложены: наглаголие, глагоречие, нареглы, наглы, отглагольные наречия). Дети узнают, что такие слова называют деепричастиями. Запись в дневник. Анализируют свою учебную работу, своё психологическое состояние. Высказывают своё отношение к уроку, открыто демонстрируют свои «плюсы и минусы». Я У Г(С) |