СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Понятие о деепричастии",7 класс (Программа В.В.Бабайцевой)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предлагается учителям, реализующим деятельностный подход в обучении на уроках русского языка в среднем звене. Построение урока зависит от вопроса ученика, поэтому разработка не имеет чёткой структуры.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Понятие о деепричастии",7 класс (Программа В.В.Бабайцевой)»

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МКОУ "Ларичихинская средняя общеобразовательная школа"









Проект урока по теме:

«Понятие о деепричастии»

7 класс





Учебный комплекс под редакцией

Бабайцевой В. В.





Учитель русского языка

и литературы

Петлюк Надежда Михайловна
















Пояснительная записка.


Данная разработка урока предлагается учителям, реализующим деятельностный подход в обучении на уроках русского языка в среднем звене.

Главная задача урока – совершенствование умения учиться, т.е. учить самого себя, овладение культурой общения со сверстниками, учителем, самим собой.

Основной критерий работы учителя – ориентация на приоритет цели формирования ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Формирование предметных знаний, умений и навыков рассматривается как средство и необходимое условие формирования УД, развития личности ребёнка.

Роль учителя понимается как организующая самообучение каждого ребёнка, создающая условия самообучения, определяющая меру своей помощи каждому ученику в поиске и узнавании нового.

Урок включает в себя работу по постановке учащимися цели, планирование, осмысление контроля и оценки каждым учеником своих действий по реализации плана.

Структура урока предполагает снижение удельного веса фронтальной работы и увеличение общения детей в малой группе, учителя с группами, с каждым ребёнком (работа в парах, четвёрках).

Базовой является продуктивная, творческая деятельность учащихся.

Ведущим методом является исследовательский. Широко используются беседа, диалог.

Дидактическим стержнем урока является активная поисковая деятельность самих учащихся. Учитель лишь создаёт необходимые условия, предпосылки для развёртывания и осуществления этой деятельности.

Используются приёмы мыслительной деятельности: сравнение, наблюдение.

Построение урока зависит от вопроса ученика, поэтому разработка не имеет чётой структуры.
















Цели.

Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения учиться, развитие толерантности, способности к сотрудничеству;

языковой компетенции через «открытие» детьми новых для себя слов – деепричастий и выяснение их грамматических признаков, роли их в нашей речи, что будет способствовать развитию исследовательских и интеллектуальных умений и навыков, речи учащихся, воспитанию интереса к языку, слову.


Оборудование: монета – рубль.








































Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент.

Мотивация познавательной деятельности.

Игра «Да-нет».













Актуализация опорных знаний.







































Целеполагание. Планирование.



































!




























Сравнение



















Постановка УЗ.

Составление плана решения УЗ.

























Определение временных рамок.

Выбор формы работы.














Поиск ответов на вопросы.













!





































































!














Домашнее задание.
























Итоговая рефлексия.
















Оценка. Шкалирование.


Приветствие.


Пробуждаю желание учащихся включиться в учебный процесс.


Задаю вопрос:

- Отгадайте, что у меня в руке? (В руке монета – рубль).

- Вы можете мне задавать любые вопросы. А вот ответить я вам смогу лишь «да» или «нет».

Поощряю «широкие» вопросы, которые отсекают ряд «узких».

Когда разгадают, предлагаю записать это слово в тетрадь.


Задаю вопрос:

- У нас урок русского языка. Зачем же я вам предложила такое задание? Каким образом рубль можно «привязать» к нашему уроку?








Предлагаю выполнить интересные для детей задания. Сколько и какие – решат они. Ещё это будет зависеть от времени, затраченного на игру «Да-нет».

Творческие работы (загадки, сказки, стихи и др.) можно предложить выполнить дома. На следующем уроке рассмотреть.

Спрашиваю:

- Почему рубль называют рублём?

(В виде серебряных монет рубли начали чеканиться с 1704 года во времена правления Петра I. До этого он имел вид не круглой монеты, привычной для нас ныне, а вид прута различной длины, который рубился. В словаре В. И. Даля – «Отрубок серебра известной ценности». «Название рубль произошло от глагола рублю, - писал известный историк 18 века И. Н. Болтин).


Задаю вопрос:

- Представьте, что у вас в руках монетка (рубль). Что можно с ней сделать?

Выслушиваю каждую версию, поощряю интересные. Жду, что предложат поиграть. Не предложат, тогда предложу сама.


Продолжаю диалог:

- Конечно, с монеткой можно поиграть. Если её поднять повыше и бросить на стол, что произойдёт? Как будет себя вести монета?


- Давайте попробую я это сделать. Вы внимательно понаблюдайте за монетой, а потом одним предложением расскажите о том, что с ней происходит.


Бросаю монету на стол.


Выслушиваю каждое предложение. Вместе с детьми редактируем и записываем на доску и в тетрадь.

Жду предложений с деепричастиями.




Дальнейший ход урока будет зависеть от того, какие предложения предложат дети. Могут предложить предложения с деепричастиями совершенного вида, с деепричастиями несовершенного вида. Могут предложить и те и другие. А могут и не предложить вовсе. Предположим это. Тогда поступлю следующим образом. Скажу детям, что ребята из параллельного класса придумали ещё и такое предложение. Например: 1.Рубль падает на стол, звеня и подпрыгивая.

Спрошу:

- Справились ли ребята? Предложение верно составили?


Привлеку внимание детей к похожему предложению, записанному ранее на доске: 2.Рубль падает на стол, звенит и подпрыгивает.

Спрошу:

- А чем же оно отличается от придуманного нами?

- Слова, которые присутствуют в предложении, одни и те же или разные?


При затруднении помогаю обнаружить противоречия наводящими вопросами.

- Так что же вы можете сказать о данных предложениях?









Предлагаю ребятам построить работу вокруг этих слов.

- Попробуем узнать об этих загадочных словах всё, что в наших силах.

- Что мы можем о них узнать?









Фиксирую на доске в знаковой форме сказанное детьми.

1. ? 

2. ____?____ .

3. ОГЗ

4. М. П.(постоянные, непостоянные)

5. Имя?


- Итак, что же мы сегодня на уроке должны узнать, уточните в парах (четвёрках)?

Прошу одного из учеников озвучить УЗ для всех ещё раз.


Предлагаю выбрать форму работы.

- Как будем работать?


Предлагаю определиться во времени.

Спрашиваю:

- На какие вопросы сможем быстро найти ответ? Поиск ответов на какие вопросы потребует большего времени?


- Подскажите следующий шаг нашей работы.



Ненавязчиво слежу за работой ребят.

Если класс сильный, то ребята работают самостоятельно. На листе бумаги фиксируют результаты своей работы, затем защищают с последующим обсуждением.

Если класс слабый, то помогаю наводящими вопросами решить задачи поэтапно. Результаты обсуждения сама фиксирую на доске, а потом ещё раз проговариваем, к какому выводу пришли.


Вне зависимости от подготовки учащихся результаты фиксируются, проговариваются в паре (группе).


Проводится рефлексия.


Решение УЗ может выглядеть на доске следующим образом:

1. Что делая? Как?

2. _ . _ . _ . _ .

3. Добавочное действие к основному

4. Не изменяются (как наречия) –а, -я.

Вид, возвратность (как у глаголов).

5.


Уточняющие вопросы (по необходимости).

- Как узнать, на какие вопросы отвечают новые для нас слова? Какими членами предложения являются? (Предлагаю разобрать предложения по членам).



- Вспомним, что могут обозначать слова?





- Попробуем определить ОГЗ новых для нас слов. Посмотрим, как они ведут себя в предложении по отношению к другим словам.


- Как узнать, какие морфологические признаки присущи данным словам?




Особое внимание обращаю на поиск ответа на последний вопрос.


Спрашиваю:

- Можно ли узнать, как называются в русском языке изучаемые слова? Как?



Предлагаю ребятам самим дать название данным словам, а потом заглянуть в учебник.






Предлагаю найти в учебнике «Теория» §141, как называют в русском языке такие слова.


А вот почему их назвали деепричастиями, самостоятельная ли это часть речи или особая форма глагола, дети будут выяснять на последующих уроках.

На данном уроке работа была построена с деепричастиями несовершенного вида (звеня и подпрыгивая). На следующем уроке можно организовать наблюдение за деепричастиями совершенного вида.


1. Прочитать §141, 142 в учебнике «Теория».

а). Найти ответы на поставленные в классе вопросы.

б). Выяснить, какую новую информацию несёт этот параграф;

в). Приготовиться рассказать об этом в классе.

2. Предложить свой способ запоминания написания слова рубль.


В зависимости от подготовки учащихся и оставшегося до конца урока времени, §141, 142 можно прочитать в классе и выполнить перечисленные выше задания: 1 а), б), в).

Тогда для работы дома будет предложено выполнить упражнение № 215.




Предлагаю детям ответить на ряд вопросов:

- Представьте, что вы идёте домой. Навстречу вам хороший знакомый. Вы думаете об уроке. Что бы вы ему рассказали?

- Можно ли сказать, что мы на уроке сделали открытие? Какое?

- На каком этапе урока было работать интересно? Легко?

- В чём затруднялись? Как вышли из затруднения?

- О чём хотел бы спросить учителя, ребят?

- Что хотел бы сказать в заключение урока?


Предлагаю детям оценить свою работу на уроке, урок, работу группы (соседа).

Я – моя работа на уроке

У – урок

Г – работа группы (соседа)


Оформление работы в тетради.





Дети задают вопросы. Например:

Ученик: - «Это предмет мягкий?».

Учитель: - «Нет».

Ученик: - «Съедобное?»

Учитель: - «Нет».

И так до тех пор, пока не разгадают.






Предлагают поработать со словом рубль: выполнить различные виды разбора; составить предложения разные по строению; придумать способы запоминания написания этого слова (часто пишут руболь, рубыль); составить загадку, ребус; сочинить стихотворение; вспомнить этимологию слова и другие задания.



Выполняют интересные задания. Форму работы дети выбирают сами.









Дают свои объяснения.

















Дети предлагают потратить, на бумагу скопировать тыльной стороной карандаша, рассказывают о том, где могут применить в жизни в качестве вспомогательного средства,

поиграть.




Дети говорят, что монетка подпрыгнет, закрутится, зазвенит, даже может укатиться и т.д.












Дети наблюдают, составляют предложения о том, что увидели и предлагают свои варианты. Например:

Рубль падает на стол, звенит, подпрыгивает.

Рубль выскользнул из рук Надежды Михайловны, упал на стол, зазвенел и перевернулся.

И другие.






















Говорят, что правильно. Так можно сказать о рубле.








Дети обсуждают в парах, а затем в четвёрках, повернувшись к ребятам, сидящим позади.





Дети говорят, что слова второго предложения им знакомы (существительные, глаголы, частица). Слова первого предложения вызывают недоумение: похожи на глаголы, а отвечают на вопрос: «Как?». Оканчиваются на – я, а у глаголов –тся или –ться и т.д.




Дети говорят:

1. На какие вопросы отвечают?

2. Каково общее грамматическое значение этих слов?

3. Какие морфологические признаки присущи этим словам?

4. Чем являются в предложении?

5. Как же их в русском языке принято называть?















Дети рассказывают друг другу в парах; повернувшись, в четвёрках.




Дети выбирают форму работы: в парах, в четвёрках, индивидуально.


Дети считают, что времени больше потребуется на определение морфологических признаков новых слов, выяснение их общего грамматического значения.



Отвечают:

- Будем искать ответы на поставленные вопросы.


Дети осуществляют поиск в соответствии с выбранной формой работы. В случае затруднения могут обратиться к учителю за помощью. (Знак – стоящий на парте флажок).

































Дети отвечают, что надо найти слова, от которых они зависят и задать вопрос. Вопрос поможет определить член предложения.






Отвечают, что существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета, глагол – действие предмета и т.д.


Приходят к выводу, что новые слова обозначают признак действия, добавочное действие к основному.



Выяснить, на какие изученные части речи похожи новые слова, вспомнить их морфологические признаки. Проверить, работают ли они в словах.






Прочитать в учебнике, спросить у учителя, старших ребят.





Ребята придумывают названия, объясняют почему так назвали. (Были предложены: наглаголие, глагоречие, нареглы, наглы, отглагольные наречия).



Дети узнают, что такие слова называют деепричастиями.


















Запись в дневник.


























Анализируют свою учебную работу, своё психологическое состояние. Высказывают своё отношение к уроку, открыто демонстрируют свои «плюсы и минусы».




















Я У Г(С)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!