СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции" 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  - дидактическая: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление о влиянии различных факторов на прцесс окислительно-восстановительных реакций, выработать умение записывать окислительно-восстановительные реакции с помощью метода электронного баланса и метода полуреакций; -развивающая: вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли; -воспитательная: способствовать формированию информационной, коммуникационной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию. Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; приобщить школьников к методологии научного познания, самостоятельной работе с информацией. Оборудование и реактивы: проектор, экран для мультимедийной презентации, компьютер, штатив с пробирками, спиртовки, спички, держатели; железо, цинк, алюминий, медь, растворы соляной кислоты, разбавленной  и концентрированной азотной и серной кислот, сульфата железа (II), хлорид железа (III), иодид калия, клейстер, раствор перманганата калия, сульфита калия, гидроксида калия. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: семинар-практикум. Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский. Вид деятельности учащихся: создание и защита монопредметного учебного проекта по результатам исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции" 11 класс»

Окислительно-восстановительные реакции в 11 классе

Опыт!

Скажи, чем гордишься ты?

Что ты такое?

Ты-плод ошибок и слез,

Силам потраченным счет.

Всюду: «Что нового?» -слышишь.

Да вдумайся в старое прежде!

В нем для себя найдешь ты нового

много!

А Майков

Цели:

- дидактическая: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление о влиянии различных факторов на прцесс окислительно-восстановительных реакций, выработать умение записывать окислительно-восстановительные реакции с помощью метода электронного баланса и метода полуреакций;

-развивающая: вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

-воспитательная: способствовать формированию информационной, коммуникационной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию.

Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; приобщить школьников к методологии научного познания, самостоятельной работе с информацией.

Оборудование и реактивы: проектор, экран для мультимедийной презентации, компьютер, штатив с пробирками, спиртовки, спички, держатели; железо, цинк, алюминий, медь, растворы соляной кислоты, разбавленной и концентрированной азотной и серной кислот, сульфата железа (II), хлорид железа (III), иодид калия, клейстер, раствор перманганата калия, сульфита калия, гидроксида калия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: семинар-практикум.

Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский.

Вид деятельности учащихся: создание и защита монопредметного учебного проекта по результатам исследовательской деятельности.

Ход урока

  1. Оценочно-мотивационный этап

В начале и конце урока проводится психологическая разминка . Ее цель-определить эмоциональное состояние учащихся . На экране появляется таблица (слайд 1) с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния. Каждый ученик отмечает номер рожицы, чье выражение отражает его настроение.

Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместиться в своем эмоциональном состоянии хотя бы на одну клетку влево. Для этого нужно задуматься над вопросом : может ли человека заинтересовать трудный и не очень понятный для него учебный материал? Что для этого нужно сделать?

  1. Актуализация знаний

В виде компьютерной презентации на экране поочередно появляются различные задания для учащихся (слайд 2)

  1. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

  2. По изменению степени окисления элемента определите и запишите в приведенных схемах число отданных или принятых электронов.

а) окислители Fe+3→Fe+2 процесс восстановления

S0→S-2

N2→2N-3

б) восстановители AI0→AI+3 процесс окисления

Fe0→Fe+2

H2→2H+1



  1. Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, сформулируйте определения.

Окислитель – это…

Восстановление – это…

Восстановитель – это…

Окисление – это…

  1. Заполните таблицу «Классификация окислительно-восстановительных реакций», используя имеющиеся примеры уравнений, расставьте степени окисления и определите, в каком случае межмолекулярное, внутримолекулярное окисление – восстановление, диспропорционирование (слайд 3).



Ответ:

Классификация окислительно-восстановительных уравнений

20+N20=2N-3N-3H3+

2K+CI+5O-2=2K+CI-1+3O20

CI20+H2O=HCI+O+HCI-1

N2- окислитель

Н20-восстановитель

O-2-восстановитель

CI+5-окислитель

CI20-окислитель

CI20-восстановитель

межмолекулярное окисление-восстановление

внутримолекулярное окисление-восстановление

диспропрционирование



Учитель: теперь, когда мы повторили основные вопросы прошлого урока, перейдем к изучению нового материала. На уроке класс будет работать в пяти группах , по пять человек в каждой. Работа каждой группы направлена на самостоятельное получение новых знаний путем проведения исследовательской работы с окислительно-восстановительными реакциями.

  1. Постановка проблемы урока

Учитель: Известно, что при пропускании хлора через щелочь при температуре, близкой к 00С, получается гипохлорит, а при нагревании –хлорат; что разные металлы с азотной кислотой могут давать оксиды азота (I), (II), (iV), азот и аммиак. Как вы думаете, что влияет на продукты этих окислительно-восстановительных реакций?

Учащиеся выдвигают различные предположения. Учитель подводит их к формулировке, которая наиболее полно отражает это влияние, предлагает сделать проект по теме «Зависимость продуктов окислительно-восстановительных реакций от условий их протекания» (слайд 4).

Проблема: почему одно и то же вещество в процессе окислительно-восстановительных реакций может давать различные продукты реакции?

Гипотеза: продукты реакции зависят от влияния различных факторов (активность и концентрация реагентов, степень окисления реагентов, характер среды растворов, температура).

Объект исследования: окислительно-восстановительные реакции.

Предмет исследования: факторы, влияющие на окислительно-восстановительные реакции.

Учитель напоминает учащимся об организации деятельности над проектом (слайд 5):

-формирование групп, выбор координатора группы;

-распределение обязанностей между членами команды;

-работа над проектом по данному заданию (исследование);

-представление результатов работы в виде компьютерной презентации;

-подведение итогов.

IV.Операционно-исполнительский этап

Учитель: Сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая выполнит собственное исследование согласно инструкциям, которые находятся на столах.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от степени подготовленности по предмету.

Инструкция группе 1

Цель: установить зависимость протекания окислительно-восстановительных реакций от активности реагентов.

В четыре пробирки налить 2-3 мл раствора соляной кислоты. В пробирки соответственно опустить железо, цинк, алюминий,медь. Какие металлы реагируют с кислотой? Сделать вывод, составить окислительно-восстановительные реакции, используя метод электронного баланса.

Планируемый результат работы группы: составление окислительно-восстановительныз реакций с использованием метода электронного баланса; установление зависимости протекания ОВР от активности реагента. Особое внимание учащиеся обращают на алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.



Инструкция группе 2

Цель: установить зависимость протекания окислительно-восстановительных реакций от концентрации реагентов.

Положить в две пробирки по кусочки меди. В одну из них прилить 2-3 мл разбавленной азотной кислоты, а в другую – концентрированной. При необходимости немного подогреть. Наблюдать выделение газов, обратить внимание на цвет. Какой газ образуется в первой пробирке, какой во второй? Сделать вывод, написать уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод полуреакций.

Планируемый результат работы: составление окислительно-восстановительных реакций с использованием метода полуреакций; установление зависимости протекания ОВР от концентрации реагента. Особое внимание учащиеся обращают на алгоритм записи полуреакций.

Инструкция группе 3

Цель: установить зависимость процессов окисления и восстановления от степени окисления реагентов.

1. В пробирку налить 2-3 мл раствора сульфата железа (II) и туда же добавить КI +крахмальный клейстер. Изменился ли цвет смеси? Идет ли данная реакция?

2. Налить в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III)FeCI3 и добавить несколько капель раствора иодида калия KI+крахмальный клейстер. Что наблюдаете? Как изменится окраска клейстера? Запишите уравнение, используя метод электронного баланса по схеме:

FeCI3+KI=FeCI2+I2+KCI

Планируемый результат работы группы: составление окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса; установление зависимости процессов окисления и восстановления от степени окисления реагентов; привести примеры практического значения окислителей.



Инструкция группе 4,5

Цель: установить зависимость протекания процессов окислительно-восстановительных реакций в различных средах.

  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия КMnO4, подкислить несколькими каплями раствора серной кислоты и добавить сульфита калия K2SO4. Наблюдать исчезновение фиолетовой окраски, характерной для иона MnO4- .Реакция идет по схеме:

KMnO4+K2SO3+H2SO4=MnSO4+…+…

  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия KMnO4, добавить сульфита калия K2SO3. Наблюдать через некоторое время выделение из раствора бурых хлопьев оксида марганца MnO2. Реакция идет по схеме:

KMnO4+K2SO3+H2O=MnSO4+MnO2↓+…

  1. Налить в пробирку 1-2 мл перманганата калия KMnO4 ,1-2 мл концентрированного раствора щелочи и добавить 4-5 мл сульфита калия K2SO3. Наблюдать через некоторое время появление зеленой окраски, характерной для ионов .Реакция идет по схеме:

KMnO4+K2SO3+KOH=K2MnO4+…+…

Планируемый результат работы групп: составление электронных уравнений для процессов окисления и восстановления и полных уравнений реакций ионно-электронным методом; установление зависимости реакций окислителя – восстановления от различных сред (кислой, щелочной, нейтральной); определение философского значения окислительно-восстановительных реакций как типичного проявления таких явлений, как переход количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей.



Рефлексивно-оценочный этап

Участники проекта демонстрируют уравнения окислительно-восстановительных реакций, демонстрируют продукты эксперимента, делают выводы, подтверждают гипотезу.

При подведении итогов каждый из участников проекта дает оценку своей деятельности. Оценки обсуждаются коллективно. После обсуждения координатор группы сравнивает то, что было задумано, с тем, что получилось.



Домашнее задание: оформить и сдать проект; при этом руководствоваться следующими критериями (слайд 6):

- достижение цели проекта;

- полнота изложения темы;

- владение терминами при изложении темы;

- владение техническими средствами;

- актерское мастерство;

- оригинальность и авторский стиль.

Итоги урока

Объявляются оценки за урок отвечавшим ученикам, выражается благодарность всем за работу на уроке. Проводится оценка эмоционального состояния по шкале (слайд 1). Учитель еще раз напоминает о подготовке к компьютерной презентации «Зависимость протекания окислительно-восстановительных реакций от различных факторов».

Литература

  1. Соловейчик С.Л. Час ученичества М.; Педагогика, 1986

  2. Габриелян О.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 8 класс» М.: Дрофа,2005

  3. Уроки химии Кирилла и Мефодия,8-9 класс.=М.: Кирилл и Мефодий,2004

  4. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 11 класс-М.Дрофа,2003

  5. Хомченко Г.П. Окислительно-восстановительные реакции М.: Просвещение, 1989.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!