СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Образование и самообразование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном архиве содержится технологическая карта, презентация и раздаточный материал, который может быть использован при проведении урока обществознания в 5 классе по теме "Образование и самообразование"

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал конец урока»

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Приобрести

новые знания

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Ликвидировать

«белые пятна»

в образовании

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Улучшить

свою память

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Расширить

словарный запас

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности

Развить

творческие

способности



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Тема урока

ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

Дата урока


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности

План урока

1. Мотивы самообразования

2. Формы самообразования

3. Самообразование – путь к успеху. Значение самообразования

4. Самообразование в жизни великих россиян

Личностно значимая проблема

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н. А. Рубакин)

Методы и формы обучения

Методы: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Самообразование, образование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся организовывать собственную учебную деятельность; познакомятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности



Ход урока

Настрой на урок:

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: я в школе на уроке, сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому, внимание моё растет, я, как разведчик, всё замечу. Память моя крепка, голова мыслит ясно. Я хочу учиться, я готов к работе, я работаю.

Определение темы 
На доске появляется афоризм Д. И. Писарева: 
«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

Ребята! Вы видите на доске изречение выдающегося русского литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева . Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку: они содержат в себе не только тему, но и вопрос, на который мы должны найти сегодня ответ. Еще раз внимательно прочитайте изречение и попробуйте сформулировать тему занятия. 
Учащиеся читают эпиграф, думают над вопросами, предлагают свои варианты. Выслушав детей, учитель подводит итог рассуждениям, предлагая сделать следующую запись в тетради.
Запись в тетради:

Образование и самообразование.
(тема урока)
Вопрос : для чего нужно заниматься самообразованием? 
Изучение нового материала
1. Мотивы самообразования
Что такое самообразование? Чем оно отличается от «обычного» образования?

В морфологическом смысле различие между двумя словами очевидно: «самообразование» отличается от «образования» приставкой «само», словарное значение которой указывает на «совершение чего-либо без посторонней помощи, без постороннего участия». Соответственно, самообразование можно определить как образование, организованное самим человеком: когда не учитель или наставник направляет деятельность своего ученика, а он сам. Руководствоваться при этом можно самыми разными мотивами.

Какими именно? Давайте подумаем вместе.
Учитель проводит фронтальный опрос в классе: «Какие причины могут побудить вас заняться самообразованием

Прежде всего, это может быть личный самостоятельный интерес учащихся к чему-либо или к кому-либо. Например, интерес к определенной личности (историческому деятелю, выдающемуся современнику, популярному актеру, писателю, музыканту и т. д.), к конкретному событию (историческому, семейному, спортивному и т. д.), к любимому делу или хобби (оригами, шахматам, рыбалке и т. д.) К самообразованию могут подвигнуть учащихся и различные жизненные ситуации: встреча с необычным животным, переезд семьи в другой город или страну, проблемы со здоровьем и т. д. В завершение опроса и обсуждения делаются записи в тетради. 
Запись в тетради:
Самообразование – это самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании. Мотивы для таких занятий могут быть профессиональными (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебным программы), личными (продиктованными собственным интересом к той или иной теме), жизненными (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни). 
2. Формы самообразования
Разобравшись с мотивами, мы должны перейти к изучению конкретных форм самообразования. Но перед этим познакомимся с алгоритмом решения такого рода задач, ведь самообразование невозможно без самоорганизации, а последняя всегда предполагает выработку конкретного плана действий, выполняемых в определенной последовательности. .

А можно сразу взять готовый алгоритм из учебника и без обсуждения прочитать его детям (§ 7, стр. 63, последние два абзаца).
Итак, как выглядит примерный алгоритм решения какой-нибудь задачи в области самообразования? Прежде всего, «самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути ее достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап – это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы». 
Разнообразные действия, направленные к достижению цели, составляют многочисленные формы самообразования. На 59 странице учебника вы видите схему «Формы самообразования» (учитель по очереди просит учеников объяснить значение каждой из форм самообразования ).



Важнейшей из этих форм является, конечно же, чтение книг. Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть и еще очень долго будет основным источником знаний для людей. Ничто не может заменить значение книги. Именно поэтому для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения художественной и исторической литературы. С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета. В отношении последних следует сказать, что вместе с явными достоинствами, они содержат в себе и не менее явные недостатки, связанные с не всегда достоверной информацией, неудовлетворительным оформлением или анонимным характером материалов. Кроме того, следует помнить об опасности, которую несет для здоровья человека длительное воздействие электронных устройств: это и ухудшение зрения, и головные боли, и повышенная эмоциональная возбудимость. Поэтому занимаясь самообразованием в интернете, никогда не забывайте, ребята, о технике безопасности и возрастных ограничениях, установленных для детей во время работы с компьютером. 
Все остальные формы самообразования, перечисленные на схеме, имеют подчиненный характер, хотя также могут с большей или меньшей пользой применяться для решения разнообразных задач. Запишем их в тетради.

Формы самообразования:
- чтение книг;
- лекции и консультации;
- опыты и эксперименты;
- музеи и выставки;
- теле- и радиопрограммы;
- работа с компьютером.


Чтобы быстрее и надежнее закрепить в памяти различные формы самообразования, проведем групповую работу .


Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получает маленького человека и конкретную тему для самообразования, вы должны подобрать к ней виды деятельности, которые помогут ему развиться в этой теме.


1. тема самообразования – египетские пирамиды.

2. тема самообразования – морские животные.

3. тема самообразования – оригами.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и, кстати, показали, что не только разбираетесь в разных формах самообразования, но и прекрасно понимаете, каким образом можно найти тот или иной источник информации.


Теперь я предлагаю Вам оценить результат своей работы на лестнице достижений. Зеленая ступень – всё легко и понятно, вы справились с заданием без посторонней помощи. Желтая ступень – у вас возникли небольшие затруднения. Красная ступень – всё было сложно, вы не поняли смысла задания и прибегли к помощи учителя.


3. Значение самообразования
Ребята, до этого момента мы говорили преимущественно о «технических» сторонах самообразования: мотивах, формах, поиске информации. Сейчас я предлагаю вам попробовать теоретически осмыслить проблему самообразования. Вспомните вопрос, который мы поставили в начале урока: для чего нужно заниматься самообразованием? Почему оно имеет преимущество над обычным образованием? В чем состоит значение самообразования для становления личности? Есть ли в классе какие-нибудь мнения на этот счет? 


Давайте попробуем вместе разобраться в том, почему так важно заниматься самообразованием и воспитанию каких важных качеств оно способствует. А помогут нам в этом цитаты известных творческих личностей, которые на собственном опыте осознали огромное значение самообразования для жизни и добились успехов благодаря нему. Вам на слайдах предложены цитаты отдельных авторов, а вы на их основе формулируете те качества или те преимущества, которые дает человеку самообразование.


Итак, начинаем.
«То, чему ты решаешь учиться сам, чтобы утолить жажду знаний, не забывается никогда». В. Херцог, немецкий кинорежиссер.
Учащиеся: Самообразование расширяет кругозор и способствует лучшему усвоению знаний. 
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег, немецкий педагог.
Учащиеся: Самообразование воспитывает самостоятельность и приучает к упорному труду.
«Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове». Д. И. Писарев, русский литературный критик.
Учащиеся: «Самообразование учит мыслить своей головой и формирует убеждения человека».


В результате чтения цитат и ответов учащихся оформляется следующая запись в тетради.
Запись в тетради:
Регулярные занятия самообразованием:
- расширяют кругозор;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- воспитывают самостоятельность и упорство;
- учат мыслить своей головой;
- формируют убеждения.



4. Самообразование в жизни великих россиян
Качествами, которые вы записали, владели в той или иной степени все выдающиеся ученые и подлинно великие исторические деятели. Не останавливаясь на зарубежных персонах, хотелось бы сказать несколько слов о наших соотечественниках, которые вошли в историю именно благодаря своей уникальной тяге к самообразованию и упорному труду. 

Просмотр видео отрывка о Петре I
Среди российских правителей это, конечно, Петр I, природное любопытство и огромная работоспособность которого изменили весь жизненный уклад России, предопределив ее развитие на долгие десятилетия вперед. Еще в детстве Петр создал две «потешные роты», командуя которыми учился государственному управлению, постигал азы военного дела. Впервые отправляясь за границу по служебным делам, молодой царь представился урядником Петром Михайловым, использовал поездку в том числе для повышения своего образования, не только посещая выставки, всевозможные музеи, заводы и верфи, но и лично принимая участие в работе над каким-нибудь большим проектом, вроде целого корабля. Впоследствии Петр станет лучшим корабельным мастером в стране, а Россия, благодаря его трудам, превратится в мощную европейскую державу с большой регулярной армией и сильным флотом. 

Просмотр видео отрывка о М.В.Ломоносове
Реформы петровских времен способствовали развитию российской науки. Из первых российских ученых самым выдающимся был Михаил Васильевич Ломоносов, вся жизнь которого представляла собой непрерывный процесс самообразования. В 19 лет он нищим юношей отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где, перебиваясь с хлеба на воду, проучился 5 лет. Впоследствии материальное положение Ломоносова улучшилось, и он смог сформулировать много важных открытий в физике, химии и астрономии. Интересы ученого не ограничивались одной наукой. Не меньшую, а возможно и большую роль он сыграл в развитии российской словесности, утверждении норм современного русского литературного языка. В 1755 году по предложению Ломоносова в Москве был открыт первый российский университет.

Просмотр видео отрывка о А.С.Пушкине
Если при Ломоносове был сделан огромный шаг в развитии русского литературного языка, то при Пушкине и благодаря нему он наконец-то сложился в своих классических формах. Вы, ребята, конечно, слышали имя Александра Сергеевича Пушкина и уже знаете некоторые его произведения. При всех выдающихся дарованиях Пушкина, данных ему природой, без самообразования он никогда бы не стал российским поэтом номер один. Огромное количество книг, прочитанных поэтом в ссылке в селе Михайловском, работа в исторических архивах, четырехмесячное путешествие по Оренбургской и Казанской губерниям, где 60 лет назад полыхала Крестьянская война – все это важнейшие вехи творческой деятельности Пушкина, благодаря которым он расширял свои знания, оттачивал поэтическое мастерство, сочинял новые произведения



Петр I, Ломоносов и Пушкин – одни из самых ярких деятелей нашей истории в жизни которых самообразование занимало огромное место. Однако в России было немало и других великих личностей, которые достигли выдающихся успехов благодаря самостоятельно организованным занятиям, напряженной умственной деятельности и труду. Дома вы также прочитаете о жизни других наших великих соотечественниках: педагоге Василии Александровиче Сухомлинском и математике Льве Семеновиче Понтрягине.



Обобщение темы
Ребята!

Какую тему мы изучили с вами сегодня на уроке? мы изучили довольно сложную и важную тему, к которой вы впоследствии сами будете неоднократно возвращаться. В оставшееся время я попрошу вас подвести итог занятию, завершив выбранными словами следующую фразу: «Я должен заниматься самообразованием для того, чтобы…» Окончание предложения вы формулируете из предложенных вам вариантов сами и приклеиваете на наше солнышко. Лучики которого символизируют свет знаний.

Учащиеся выбирают, подходят к доске и приклеивают.

Наш урок подошел к концу, но перед тем как вы запишите домашнее задание, я хотел бы в заключение процитировать слова русского книговеда Николая Александровича Рубакина и пусть они станут вам добрым напутствием на школьные годы и на всю жизнь: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». 
Домашнее задание: 1.§ 7, вопросы в рубрике «Проверим себя».

  1. Написать рассказ на любую из предложенных тем:

А) «Роль чтения в самообразовании».

Б) «Для чего человеку нужно ходить в библиотеку».

В) «Надо ли заниматься самообразованием всю жизнь».

Или составить рекламу книжному магазину

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал для групп»

Обратиться к учителю за помощью в выборе книг

Полежать на диване

Посмотреть страшилки про мумий

Съездить в Египет

Посмотреть научно-познавательную передачу «Тайны Египетских пирамид»

Искупаться в реке

Прочитать соответствующую литературу о жизни морских животных

Посмотреть телепередачу «Диалоги о животных»

Посетить океанариум

Погулять с друзьями

Поиграть в компьютерную игру

Покататься на велосипеде

Посмотреть мастер-класс по изготовлению оригами

Прочитать соответствующую литературу

Полежать на диване

Попытаться на практике опробовать приемы оригами

Сходить на рыбалку

Послушать музыку



Просмотр содержимого презентации
«образование и самообразование»

«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Д.И.Писарев

«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

Д.И.Писарев

Тема урока:  Образование и самообразование. Проблемный вопрос : для чего нужно заниматься самообразованием?  

Тема урока:

Образование и самообразование.

Проблемный вопрос : для чего нужно заниматься самообразованием?  

Запишите в тетрадь:  Самообразование – самостоятельно организованные занятия, направленные на получение знаний.

Запишите в тетрадь:

Самообразование – самостоятельно организованные занятия, направленные на получение знаний.

Формы самообразования

Формы самообразования

«То, чему ты решаешь учиться сам, чтобы утолить жажду знаний, не забывается никогда».  В. Херцог, немецкий кинорежиссер.

«То, чему ты решаешь учиться сам, чтобы утолить жажду знаний, не забывается никогда». В. Херцог, немецкий кинорежиссер.

  • Самообразование расширяет кругозор и способствует лучшему усвоению знаний
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег, немецкий педагог.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег, немецкий педагог.

  • Самообразование воспитывает самостоятельность и приучает к упорному труду.
«Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове». Д. И. Писарев, русский литературный критик.

«Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове».

Д. И. Писарев, русский литературный критик.

  • Самообразование учит мыслить своей головой и формирует убеждения человек а
Регулярные занятия самообразованием:  - расширяют кругозор;  - способствуют лучшему усвоению знаний;  - воспитывают самостоятельность и упорство;  - учат мыслить своей головой;  - формируют убеждения.

Регулярные занятия самообразованием: - расширяют кругозор; - способствуют лучшему усвоению знаний; - воспитывают самостоятельность и упорство; - учат мыслить своей головой; - формируют убеждения.

Петр I Великий

Петр I Великий

Домашнее задание: § 7, вопросы в рубрике «Проверим себя». Написать рассказ на любую из предложенных тем: А) «Роль чтения в самообразовании». Б) «Для чего человеку нужно ходить в библиотеку» . В) «Надо ли заниматься самообразованием всю жизнь». Или составить рекламу книжному магазину

Домашнее задание:

  • § 7, вопросы в рубрике «Проверим себя».
  • Написать рассказ на любую из предложенных тем:

А) «Роль чтения в самообразовании».

Б) «Для чего человеку нужно ходить в библиотеку» .

В) «Надо ли заниматься самообразованием всю жизнь».

Или составить рекламу книжному магазину


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!