СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- практикум. 

Цели урока:

Образовательные:

     1.Продолжить формирование важнейшего метода познания - наблюдения

               и умения описывать его;

     2. Формирование умения анализировать факты и давать  обоснованную

               научную оценку              

     3.Показать в ходе самостоятельной работы отличия физических и химических               процессов;

     4.Продолжить  формирование простейших приемов работы с химическим

          оборудованием на практике;

Воспитательные:

1.     Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

2.     Сформировать эстетическое  восприятия образа свечи;

3.     Формирование культуры речи: умение слушать, уважать собеседника;

4.     Умение работать в коллективе, в паре;

Развивающие:

     1. Развитие умений учебного труда

     2. Умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

     3.  Умение дифференцировать, вычленять искомую информацию, работать со  всеми видами информации;

     4. Производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь   на свои знания или собственный опыт; в литературных источниках.

5.     Проводить постоянный мониторинг результатов при выполнении

 практической работы

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой»»

Тема урока:

«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой»

Цели урока:

Образовательные:

1.Продолжить формирование важнейшего метода познания - наблюдения

и умения описывать его;

2. Формирование умения анализировать факты и давать обоснованную

научную оценку

3.Показать в ходе самостоятельной работы отличия физических и химических процессов;

4.Продолжить формирование простейших приемов работы с химическим

оборудованием на практике;

Воспитательные:

  1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

  2. Сформировать эстетическое восприятия образа свечи;

  3. Формирование культуры речи: умение слушать, уважать собеседника;

  4. Умение работать в коллективе, в паре;

Развивающие:

1. Развитие умений учебного труда

2. Умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

3. Умение дифференцировать, вычленять искомую информацию, работать со всеми видами информации;

4. Производить поиск информации в разных местах: в тексте вопроса, опираясь на свои знания или собственный опыт; в литературных источниках.

  1. Проводить постоянный мониторинг результатов при выполнении

практической работы

















ХОД ЗАНЯТИЯ.


Эпиграф урока: Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Б. Пастернак. «Зимняя ночь»


  1. Организационный момент

Звучит песня в исполнении А. Пугачевой « Свеча горела на столе…»

На столе учителя горит зажженная свеча

2.Слово учителя

- Сегодня у нас практическая работа по теме «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой», но пройдет она немного не обычно . Давайте скажем несколько слов о свече. Ребята делали домашний проект по данной теме. Предоставим им слово.

Введение: Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом. В 1860 году в Королевском институте в Лондоне Майкл Фарадей даже прочитал цикл научно- популярных лекций для юношества, посвященных рассмотрению этого предмета: «Я собираюсь изложить вам ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом, не был бы так или иначе затронут… Я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой свечу, а не что- нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь хороша, но лучше свечи она быть не может.

История:

УЧИТЕЛЬ: Вспомним отрывки из литературных произведений связанных со свечой.


ОБУЧАЮЩИЙСЯ 1: Случалось ли ненастной вам порою

Дня зимнего, при позднем, тихом свете

Сидеть одним без свечки в кабинете… А.С. Пушкин Сон


УЧИТЕЛЬ: В пушкинском Евгении Онегине упоминание о свечах указывает на время суток.


ОБУЧАЮЩИЙСЯ 2: Восток ленивый почивает.

В привычный час пробуждена

Вставала при свечах она.


УЧИТЕЛЬ: Невозможно оставить богатейший символизм свечи, нашедший отражение в многочисленных романсах, стихотворениях, терминах, устоявшихся речевых оборотах. Например, свечи не плавятся, а «плачут за людей».

ОБУЧАЮЩИЙСЯ 3:

Оплавляются свечи

На старинный паркет,

И стекает на плечи

Серебро с эполет.

Как в агонии бродит

Золотое вино.

Все былое уходит,

Что придет - все равно. В.С. Высоцкий, «Оплавляются свечи…»

УЧИТЕЛЬ: А как отражаются грусть и переживания


ОБУЧАЮЩИЙСЯ 4:

Близ ложа моего печальная свеча

Горит. Мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут - полны тобою

Во тьме твои глаза блистают предо мною. А.С. Пушкин. Ночь


УЧИТЕЛЬ: Скоротечность, неустойчивость и беззащитность


ОБУЧАЮЩИЙСЯ 5:

Как свеча на ветру….

Свеча горела на столе..

УЧИТЕЛЬ: Свеча - это символ надежды и веры.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ 5:

Но верил я, еще не все пропало

Пока не меркнет свет, пока горит свеча. А. Макаревич. Пока горит свеча

УЧИТЕЛЬ: В средневековой Европе рыцари давали обет поставить в церкви пудовую свечку, приравнивая это к пожертвованию золотой утвари.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ 6:

Ах, боже мой! В лесу ночной порою

и дикий зверь, и лютый человек,

и леший бродит - долго ль до беды

скорей зажги свечу перед иконой. А.С. Пушкин Русалка

УЧИТЕЛЬ: Из чего же изготавливались свечи? Какую роль они играли в жизни человека?

МЕТОД ПРОЕКТА

Состав, классификация применение:

Свеча! — традиционное приспособление для освещения. Предки свечи — светильники; чаши, наполненные растительным маслом или легкоплавким жиром, с фитилем или просто щепочкой для подъёма горючего в зону горения. Некоторые народы использовали в качестве примитивных светильников фитили, вставленные в необработанный жир (даже тушку) животных, птиц или рыб. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены. Свечи прошли огромный путь с момента их создания. Люди изменили их предназначение и сегодня у человека есть другие источники света в домах. Но, тем не менее, сегодня свечи символизируют праздник, помогают создать романтическую обстановку в доме, успокаивают человека, и являются неотъемлемой частью декора наших жилищ, принося с собой в дом комфорт и уют. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, масел, пчелиного воска, китового жира, парафина, который получают из нефти. Сегодня легче всего встретить свечи, изготовленные из парафина.

- Для изготовления свечей наиболее подходящим материалом оказался воск - вещество вырабатываемое пчелами и используемое для построения сот. Но количества воска для изготовления свечей не хватало.

- Со временем веществом для изготовления свечей, удачно сочетающим и сравнительную дешевизну и доступность стал парафин.

- Не малую роль играет полноправный компонент - фитиль. Сколь хороши не были бы компоненты свечи, без функционального фитиля свеча все равно хорошей не будет. Чтобы понять роль фитиля, равно как и других компонентов, необходимо свечу зажечь. Очень важно, чтобы горючее поступало в зону горения равномерно. Рассмотрим механизм горения свечи. Чтобы попасть в зону горения, часть материала, из которого состоит тело свечи должно расплавиться.

- Расплавленное вещество свечи – оно же горючее должно посредством фитиля передаваться в зону горения.

Фитиль должен хорошо смачиваться расплавом.

УЧИТЕЛЬ: - Что же из себя представляет пламя свечи? Какое строение оно имеет? Давайте обратимся к Маркову Диме.

Обучающийся объясняет строение пламени свечи.


Пламя имеет три зоны. Нижняя (темная), где находятся пары парафина, смешанные с воздухом. Процесс испарения парафина сопровождается охлаждением, поэтому нижняя часть пламени холодная. Там горение не происходит.

Средняя (наиболее яркая), где под действием высокой температуры происходит разложение углеродсодержащих соединений, и частицы угля раскаляются, излучая свет;

Внешняя (наиболее светлая), где происходит наиболее полное сгорание продуктов разложения с образованием углекислого газа и воды.

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем мышцы, но и опосредствованно работаем со всем организмом в целом. 1. "Бабочка" Основное упражнение: хлопаем ресничками часто-часто, то есть моргаем. 2. "Посмотрите наверх и вниз" Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх, мысленно продолжаем движение глаз на макушку, как будто Вы туда посмотрели. А теперь глаза вниз.3. "Посмотрите налево" Посмотрели влево: глаза смотрят на окно. 4." Посмотрите направо" Посмотрели вправо: глаза смотрят на дверь. Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево. 5. "Восьмерка" Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в "Бабочке". А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку, или знак бесконечности, максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

А теперь наша задача посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

1.Запись в тетради

2.Повторим некоторые правила по технике безопасности.

1. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

2. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не требуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суеты, не мешая соседям.

3. Бережно обращайтесь со стеклянной посудой.

4. Во время работы соблюдайте осторожность, чистоту рабочего места и тишину. Помните, что невнимательность, поспешность, небрежность могут привести к несчастным случаям.

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.


Глава II. Экспериментальная часть

Опыт №1 «Физические явления при горении свечи»

1.Зажжем свечу. При процессе горения виден свет.

Мы видим, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу.

Изменение агрегатного состояния. Это физический процесс .

2. Поднесем руку к свече. При горении выделяется также и тепло.

3. В пламя свечи внесем стеклянную палочку. Пламя свечи имеет желтовато оранжевый цвет и светится.

На поверхности стеклянной палочки образуется копоть. Светящийся характер пламени обусловлен степенью расходования кислорода и полнотой сгорания парафина, конденсацией углерода и свечением его раскалившихся частиц.

Копоть свидетельствует о неполном сгорании парафина и о выделении свободного углерода.

Опыт №2 «Обнаружение продуктов горения в пламени»

4. Возьмём кусочек жести, закрепим в держателе, внесем в зону темного конуса горящей свечи и подержим 5-7 с. Быстро поднимем крышку, посмотрим на нижнюю плоскость. Крышка закоптилась, так как парафин сгорает не полностью, в результате образовалась сажа - чистый углерод.

5.Сухую, желательно охлажденную, но не запотевшую пробирку закрепим в держателе, перевернем вверх дном и подержим над пламенем до запотевания. Конденсируется вода.

6.В ту же пробирку быстро прильем известковую воду, которая мутнеет. Таким образом, мы обнаружили углекислый газ.Это качественная реакция на углекислый газ.

Опыт №3 «Влияние воздуха на горение свечи»

7. Берем небольшую пластмассовую бутылочку, в пробку которой плотно вставлена стеклянная трубка или грушей, продуваем в пламя горящей свечи воздух. При избытке кислорода пламя не светится.

8. Зажигаем две свечи и сначала накрываем свечу маленькой по объёму банкой, затем – большой по объёму.

Свеча горит дольше в банке большей по объёму, так как в ней больше кислорода, чем в банке меньшего объёма , затем кончается кислород и горение прекращается.

9. Потушили свечу. Прекратили доступ кислорода.

Отчёт:

ЧТО ДЕЛАЛИ?

ЧТО НАБЛЮДАЛИ?

ВЫВОДЫ

1.Зажгли свечу.

1.Горение свечи. Если поднести ладони к пламени чувствуется тепло.

1.Свеча - источник тепла и света, т.к. процесс сгорания газообразного парафина является экзотермическим.

2.Изучили последовательность процесса горения свечи. Наблюдали фазовые превращения, которые происходят со свечой.

2. Парафин начинает таять около фитиля и из твердого состояния переходит в жидкое состояние, образуя круглую лужицу.

2. При горении свечи наблюдаются фазовые превращения парафина (физические явления).

3. В пламя свечи внесли стеклянную палочку.

Пламя свечи имеет желтовато оранжевый цвет и светится.

На поверхности стеклянной палочки образуется копоть.

Светящийся характер пламени обусловлен степенью расходования кислорода и полнотой сгорания парафина, конденсацией углерода и свечением его раскалившихся частиц.

Копоть свидетельствует о неполном сгорании парафина и о выделении свободного углерода.

4. Возьмём кусочек жести, закрепим в держателе, внесем в зону темного конуса горящей свечи и подержим 5-7 с. Быстро поднимем крышку, посмотрим на нижнюю плоскость.

Крышка закоптилась, так как парафин сгорает не полностью.


В результате образовалась сажа - чистый углерод.

5. Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернули вверх дном и держали над пламенем спиртовки.

Стенки пробирки запотели. На стенках пробирки образуются капельки воды.

Вода – продукт сгорания свечи.




6. Добавили в стакан известковой воды.

Вода в стакане становится мутной.

При горении свечи образуется углекислый газ. Он без цвета и запаха, который не поддерживает горения и мешает свече гореть.

7.Внесли в зажженную свечу дополнительный поток кислорода воздуха с помощью груши.

Пламя свечи отклоняется в противоположную сторону потока кислорода.

Яркость пламени свечи увеличивается, так как кислород поддерживает горение.

8.Зажгли две свечи и сначала накрыли свечу маленькой по объёму банкой, затем – большой по объёму.


Свеча горит дольше в банке большей по объёму.


Так как в ней больше кислорода, чем в банке меньшего объёма, затем кончается кислород и горение прекращается.

9.Аккуратно затушили свечу.

Появляется запах задутой свечки. От фитиля поднимается дымок.

Дым – это твердые частицы. Задувая пламя, мы заставляем остыть газообразный парафин





Заключение:

Согласно проведенным исследованиям можно сделать выводы:

1.Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия компонентов горючего вещества с кислородом, протекающий с достаточно большой скоростью, с выделением тепла и света.

2. 2С16 Н34 +49 О2 32 CO2 + 34H2O

17 Н36 +52 О2 34 CO2 + 36H2O


Закрепление материала:


1. Как устроена свеча, для чего предназначен фитиль?
2. Какие фазовые превращения наблюдаются при горении свечи?
3. Где самая горячая часть пламени?
4. Как вы думаете, чем обусловлено свечение пламени свечи?
5. Какие условия необходимы для более длительного и качественного горения свечи?
6. Как можно погасить свечу? На каких свойствах основаны эти способы?
7. Что является качественной реакцией на углекислый газ?


Подведение итогов урока.



Домашнее задание: практическая работа №3 стр 181-183, принести лупу


Наш урок закончен.

Рефлексия урока.

Мнения об уроке вы можете оставить, отметив свои впечатления

при помощи картинок , которые лежат у вас на столе:

- облако хорошего настроения;

- остров интересных знаний;

- поляна понравившихся опытов.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!