СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: " Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Правила отсчета географической широты и долготы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока посвящена изучению материала по теме: "Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Правила отсчета географической широты и долготы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: " Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Правила отсчета географической широты и долготы.»

ТЕМА: Градусная сетка на глобусе и географической карте,

географическая широта, географическая долгота

Цели урока

Образовательные: раскрыть содержание понятий «географическая широта» и «географическая долгота», изучить приёмы определения географических координат объекта;

Развивающие: расширить знания о градусной сети; научить определять широту и долготу точки по глобусу и карте, продолжить обогащение словарного запаса новыми географическими объектами;

Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала, практикум

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного

  • Расстояние - от Южной Америки до Африки по экватору

- от Москвы до экватора по 400 в.д.

- от Северного полюса до Москвы по меридиану?

  • Каковы признаки меридианов?

  • Признаки параллелей?

  • Граница Северного и Южного полушарий? (линия экватора)

  • Границы Западного и Восточного полушарий? (нулевой меридиан и 1800 меридиан)

  1. Изучение нового.

Мы познакомились с важными линиями на глобусе. На сегодняшнем уроке мы узнаем, что у каждой линии есть своё название, а вместе параллель и меридиан помогают определить «точный адрес» любой точки на глобусе.

1. Сначала внимательно рассмотрим параллели. Найдите, где на глобусе подписывают каждую параллель, проставляют градусы? (на нулевом меридиане)

Градусы обозначают географическую широту, то есть удаление точки от экватора, к северу или югу.

Какова широта экватора? (нулевая, т.е. ноль 0) На экваторе начинается отсчёт широт. Все северные параллели означают северные широты, а параллели, расположенные южнее экватора, называют южные. Города, вулканы, озёра и любые другие объекты, если они находятся в северном полушарии, имеют северную широту. Если искомую точку, остров, вершину и любой другой объект мы обнаруживаем на глобусе в южном полушарии, значит широту он имеет южную.

Назовите точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная.

(Это полюса Земли. 900 с.ш. – широта Северного полюса Земли, у Южного полюса – 900 ю.ш.)

Беседа с использованием рисунка в учебнике и вопросов к нему. Ответы:

    • параллели на глобусе проведены через 100.

    • Сидней расположен на широте 340 ю.ш.;

Дели – 290 с.ш.; Мурманск – 690 с.ш.

Итак, о чём говорят нам данные географической широты точки?

(географическая широта показывает, как удалена точка от экватора, в каком направлении и на сколько градусов)

Покажите на глобусе важнейшие параллели Земли. Рассмотрите, их показывают пунктиром. Мы будем обращаться к этим линиям всегда, когда станем говорить о климате и природе территорий.

С. Ш.

Ю.Ш.



Схема в тетради: (слайд № 2)

___________________ 00 широты









2. Первичное закрепление изученного.

Определите географическую широту следующих объектов:

(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют широту только объектов северного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в южном полушарии)

г. Санкт-Петербурга (690 с.ш.)

Магелланова пролива ( 540 ю.ш.)

г. Берлина (530 с.ш.)

станции Мирный (700 ю.ш.)

влк. Фудзияма (350 с.ш.)

г. Лондон (520 с.ш.)

самой крайней южной точки Африки (340 ю.ш.)

влк. Котопахи (20 ю.ш.)

3. Теперь поговорим о другой важной характеристике местоположения – географической долготе. Она не менее важна, так как, чтобы найти неизвестный объект на глобусе, нужно знать не только широту, но и долготу точки.

Для определения географической долготы мы обратимся к линиям меридианов. Вспомним, что такое меридиан? (Это линии на глобусе и карте, соединяющие полюса Земли)

Какой меридиан географы считают самым важным, от которого начинают отсчёт всех долгот? (нулевой, он же Лондонский, начальный, Гринвичский) На каком меридиане долготы заканчиваются? (на 1800 меридиане) Итак, все меридианы которые проведены на глобусе к востоку от нулевого и до 1800 меридиана – обозначают восточные долготы. Наоборот, западные долготы обозначают меридианы, западнее нулевого меридиана. Западные долготы тоже заканчиваются на 180-ом меридиане.



Схема в тетради:



З.Д. В.Д.



1800 00 1800



4. Первичное закрепление изученного.

Определите географическую долготу следующих объектов:

(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют долготу только объектов восточного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в западном полушарии)

г. Сан-Франциско (1210 з.д.)

г. Алжир (30 в.д.)

г. Лондон (00 д.)

влк. Орисаба (970 з.д.)

г. Багдад (440 в.д.)

влк. Эребус (1680 в.д.)

г. Буэнос-Айрес (590 з.д.)

  1. Закрепление материала в форме викторины.

  • 1. По физической карте мира определите географические координаты:

а) городов: Каир, Париж, Мельбурн, Вашингтон;

б) Суэцкого и Панамского каналов;

в) вулканов: Камерун и Ключевская Сопка.

ОТВЕТЫ:

А) Каир – 31º с.ш. 32º в.д.; Париж - 48º с.ш. 3º в.д.; Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.; Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.

Б) Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.; Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..

В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.; вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.

  • 2. По физической карте мира определите координаты географических объектов: Кейптаун, вулкан Эребус, устье реки Амазонка.

ОТВЕТЫ:

Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.; Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;

устье реки Амазонка - 6º с.ш. 61º з.д..

  • 3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг? на Северном полюсе

  • 4. Какие меридианы в западном полушарии являются продолжением

20-го 40-го 70-го меридианов восточного?

ОТВЕТ: меридианы 1600 з.д 1400 з.д. 1100 з.д.

  • 5. Батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 7 025 метров в точке с координатами 130 с.ш. и 1450 в.д. В каком океане это произошло? Покажите это место на глобусе. (В Тихом)

  • 6. На 540 с.ш. и 270 в.д. находится столица страны. Какая?

ОТВЕТ: Минск, столица Белоруссии.

  • Какие острова расположены между:

12 – 260 ю.ш. и 43 – 510 в. д. (Мадагаскар)

53 – 550 ю.ш. и 65 – 710 з.д. (Огненная Земля)

  1. Итог урока.С каким важным географическим приёмом мы познакомились на уроке? В каких случаях вы будете применять его, определять географические координаты?





Задания:

I экипаж

II экипаж

III экипаж

35° с. ш.; 65° з. д.

30° с. ш.; 80° з.д.

10° с. ш.; 80° з.д.

41° с. ш.; 68° з.д.

27° с. ш.; 80° з.д.

22° ю. ш.; 43° з. д.

45° с. ш.; 10° з. д.

35° ю. ш.; 58° з. д.

0° ш.; 0° д.

Определить среднюю, максимальную глубину:

I. Средиземного моря

II. Карибского моря

III. Филипинского моря

Задания в бутылках:

I. Нас унесло ур… на остр… 20° ю. … 160°з. … Помо…

II. Наш самолет упал у Бер…32° с… 65° з… SOS!

III. Потерпели крушение у остр… Хи… 32° ю… 110° д…

(Восстановить запись, определить места на карте)


Необходимо найти географические координаты данных объектов.

  1. Берингов пролив (75 с.ш. 125 в.д.)

  2. Море Лаптевых (72  с.ш. 180 в.д.)

  3. Остров Врангеля (66 с.ш. 168 в.д.)

  4. 1. Хребет Ломоносова (85с.ш. 145 в.д.)

  5. 2. Берингово море (60 с.ш. 180 д.)

  6. 3. Пролив Санникова (74 с.ш. 140 в.д.)

  1. 1. г. Тегеран 35° (с.ш. 52° в.д.)

  2. 2. г. Бразилиа (17° ю.ш. 48° з.д.)

  3. 3. влк. Килауэа 20° с.ш. 155° з.д.

  4. Вместо точек вставьте географические координаты или названия географических объектов

  5. «Свой путь мы начали от мыса Рока (38 с.ш и 9 з.д.) на запад к материку Южная Америка через Атлантический океан. Проплыв мимо мыса Гальинас (12 с.ш. и 62 з.д.), мы через Панамский канал попали в Тихий океан. Наш путь лежал на запад к островам Галапагос (1 ю.ш и 91 з.д). Здесь мы долго не задержались, отправившись вдоль побережья материка Южная Америка строго на юг. Сделали две остановки в городе Лима (13 ю.ш и 76 з.д) и мысе Горн (55 ю.ш и 70 з.д), через Магелланов пролив наш путь лежал к городу Буэнос-Айрес 34 ю.ш и 58 з.д.(столица Аргентины). Нам мы и остались на две недели, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!