Общая биология , 11 класс
Тема : «Живые организмы и среда их обитания . Влияние основных абиотических факторов на живые организмы».
Используются:
- дидактическая многомерная технология Штейнберга В.Э
-теория развития творческого мышления (лаборатория Рахимова А.З)
Цель : сформировать и закрепить знания о влиянии важнейших экологических факторов на живые организмы. Показать регулирующее значение продолжительности дня в жизни растений и животных. Привести примеры адаптаций к экологическим факторам.
На доске : «Все живые организмы , населяющие нашу планету, существуют не сами по себе , они зависят от окружающей среды , испытывают на себе ее влияние».
Д/з параграф 86, творческое : «Характеристика биоценоза», «Аквариум – модель экологической системы».
Произведена разметка 8 лучей на доске , в центре - среда.
Заранее подготовлены магниты , карточки с терминологией , выполненные определенным цветом (виды среды и факторы – красным , отдельные абиотические факторы : влажность – синим, свет - желтым, температура – зеленым. Магниты по цвету , должны совпадать с цветом надписи).
1 этап Выравнивание знаний :
-Как называется все то , что окружает особь или популяцию и воздействует на нее?
-Среда .
-Давайте вспомним, какие среды обитания мы знаем. (заполняется 1 луч логико – смысловой модели - среда).
Атмобионт – воздушная среда
Гидробионт - водная
Аквабионт - пресноводный
Амфибионт – личинка в воде, взрослые на суше
Эдафобионт - почвенная
Геобионт – верхний слой почвы
Галофит – засоленные почвы
Петрофит – на камнях
-С помощью чего среда влияет на организм ?
-С помощью факторов.
-Что такое фактор ?
-Отдельный элемент среды способный оказывать влияние на организм.
-Какие факторы среды вы знаете ? (Заполняется 2 луч - факторы)
Абиотические
Биотические
Антропогенные
- Перечислите основные абиотические факторы . (Заполняется 3 луч -абиотические).
Свет
Температура
Влажность
Излучение
Соленость
- Что такое ограничивающий фактор ?
- Это фактор ,значение которого выходит за рамки выносливости.
- По выносливости (толерантности ) на какие две группы делятся организмы ?
Эврибионт – с широким спектром толерантности
Стенобионт – с узким спектром толерантности.
2 этап Получение новых знаний:
- Рассмотрим влажность.(Заполнение 4 луча -влажность).
- К каким условиям среды приспособлены :
Гидробионты – водные
Гадатофиты – почти целиком погруженные в воду
Мезофиты – в условиях среднего и нормального увлажнения
Гидрофиты – животные влажной листовой подстилки
Ксерофиты – засушливых мест обитания
- Давайте рассмотрим как организмы приспосабливаются к факторам среды . Ксерофиты – растения засушливых мест обитания (имеют жесткие , мелкие листья, толстую кожицу – кутикулу, длинные корни, высокое осмотическое давление )и делятся на несколько групп :
Суккуленты – запасают воду в стеблях или листьях , корни располагаются в поверхностном слое (алое, агава, кактусы).
Эфемеры – приспособились к короткому влажному периоду , успевают отцвести и дать семена – однолетние.
Эфемероиды – многолетние (тюльпаны)
Гидрофиты – любят воду , имеют крупные листья, много устьиц, нежные оболочки.
Животные при дефиците влаги переходят на ночной образ жизни, имеют плотные покровы , уменьшается испарение (потоотделение), большой запас жира , как источника метаболической воды, летняя спячка.
Следующим важным фактором в жизни животных и растений является температура ( Заполняется 5 луч –тепло).
Термофилы – живут при высоких температурах до 70 оС
Криофилы – холодолюбивые
Стенотермные - при постоянной температуре
Криофиты – сухих и холодных мест обитания
Психрофиты - холодных и влажных мест обитания
- На какие группы делятся животные по способности поддерживать температуру тела ?
Гомойотермные – имеют постоянную температуру
Пойкилотермные – температура зависит от температуры окружающей среды
Гетеротермные – меняют температуру в зависимости от условий .
- Температура , важнейший , часто ограничивающий фактор для многих живых организмов. Как же организмы приспосабливаются к изменениям температур ?
Миграции- переселение
Спячка – зимняя(грызуны и летучие мыши) замедляется интенсивность обмена веществ, снижается частота дыхательных движений и частота сердечных сокращений , снижается температура тела.
Зимний сон - запасают много жира , на несколько месяцев, но сон не такой глубокий и можно разбудить.
Анабиоз – временное состояние при котором , все жизненные процессы замедлены до
минимума , отсутствуют признаки жизни.
Зимний покой - у растении й, уменьшается температура ,
в клетках вырабатываются антифризы.
Летний покой – у раннецветущих.
Правило Бергмана – северные животные крупнее южных.
Правило Аллена - у северных животных меньше выступающие части тела.
Следующим , важнейшим фактором среды является свет (Заполнение 6 луча - свет ) .
- Свет – основной абиотический фактор , поставляющий энергию для фотоавтотрофов и обеспечивает синтез основной части органического вещества на Земле.
Свет разделяется на :
Жесткий ультрафиолет , длиной до 290 нм, губителен для живого , не доходит до , так как разрушается озоном.
Мягкий ультрафиолет , 290 – 380 нм, способствует образованию витамина Д.
Видимый свет , 380 – 750 нм, обеспечивает фотосинтез , ориентацию.
Инфракрасные , более 750нм, тепловые лучи , обеспечивают нагревание, это очень важно для пойкилотермных животных.
Для фотосинтеза используются синие и красные лучи.
Гелиофиты – светолюбивые(растения степей )
Факультативные гелиофиты – теневыносливые (лесообразующие)
Тенелюбивые –(мхи , папоротники, копытень, кислица
Продолжительность светового дня – важнейший регулирующий фактор в жизни организмов.
Фотопериодизм - это сезонные изменения физиологической активности живых организмов
в ответ на изменение продолжительности дня и ночи.
Длина дня – изменяется закономерно для каждой местности.
Короткий день – 22 декабря,
Длинный день – 22 июня.
Если искусственно поддерживать длину дня более 15 часов, наши листопадные станут вечнозелеными, если менее 12 часов, то сбросят листву , у них зимний покой.Эта приспособленность привела к появлению :
Длиннодневных – злаки, цветут весной, длина более 15 часов.
Короткодневных - астры, хризантемы, георгины, цветут осенью , длина дня 12 часов.
Нейтральных - длина дня от 12 до 15 часов.
У животных во второй половине лета и осенью происходит накопление жира , линька, миграции. У бабочек зимующие стадии – куколка, капустница в стадии куколки , но если длина дня менее 14 часов, то стадия куколки уже в середине лета.
Все организмы по отношению к свету делятся на
Дневные
Сумеречные
Ночные
Приведите примеры
Сегодня мы рассмотрели влияние абиотических факторов на живые организмы , на нашей схеме остались еще два луча , как вы думаете , что мы с вами можем расположить на этих лучах ?
Правильно , конечно же оставшиеся группы факторов : биотические и антропогенные. Биотические факторы мы с вами рассмотрим на следующем уроке, а антропогенные вы заполните самостоятельно.
Какие вопросы возникли после изучения сегодняшней темы ?