СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме : «Живые организмы и среда их обитания . Влияние основных абиотических факторов на живые организмы».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по  разделу экологии, 11 класс . В основе методики урока дидактическая многомерная технология  Штейнберга В.Э. и теория развития творческого мышления Рахимова А.З.Урок позволяет сформировать и закрепить знания о влиянии важнейших экологических факторов на живые организмы. Показать регулирующее значение продолжительности дня в жизни растений и животных. Привести примеры адаптаций к экологическим факторам.

Эпиграф урока : «Все живые организмы , населяющие нашу планету, существуют не сами по себе , они зависят от окружающей среды , испытывают на себе ее влияние».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме : «Живые организмы и среда их обитания . Влияние основных абиотических факторов на живые организмы».»

Общая биология , 11 класс

Тема : «Живые организмы и среда их обитания . Влияние основных абиотических факторов на живые организмы».

Используются:

- дидактическая многомерная технология Штейнберга В.Э

-теория развития творческого мышления (лаборатория Рахимова А.З)

Цель : сформировать и закрепить знания о влиянии важнейших экологических факторов на живые организмы. Показать регулирующее значение продолжительности дня в жизни растений и животных. Привести примеры адаптаций к экологическим факторам.

На доске : «Все живые организмы , населяющие нашу планету, существуют не сами по себе , они зависят от окружающей среды , испытывают на себе ее влияние».

Д/з параграф 86, творческое : «Характеристика биоценоза», «Аквариум – модель экологической системы».

Произведена разметка 8 лучей на доске , в центре - среда.

Заранее подготовлены магниты , карточки с терминологией , выполненные определенным цветом (виды среды и факторы – красным , отдельные абиотические факторы : влажность – синим, свет - желтым, температура – зеленым. Магниты по цвету , должны совпадать с цветом надписи).

1 этап Выравнивание знаний :

-Как называется все то , что окружает особь или популяцию и воздействует на нее?

-Среда .

-Давайте вспомним, какие среды обитания мы знаем. (заполняется 1 луч логико – смысловой модели - среда).

Атмобионт – воздушная среда

Гидробионт - водная

Аквабионт - пресноводный

Амфибионт – личинка в воде, взрослые на суше

Эдафобионт - почвенная

Геобионт – верхний слой почвы

Галофит – засоленные почвы

Петрофит – на камнях

-С помощью чего среда влияет на организм ?

-С помощью факторов.

-Что такое фактор ?

-Отдельный элемент среды способный оказывать влияние на организм.

-Какие факторы среды вы знаете ? (Заполняется 2 луч - факторы)

Абиотические

Биотические

Антропогенные

- Перечислите основные абиотические факторы . (Заполняется 3 луч -абиотические).

Свет

Температура

Влажность

Излучение

Соленость

- Что такое ограничивающий фактор ?

- Это фактор ,значение которого выходит за рамки выносливости.

- По выносливости (толерантности ) на какие две группы делятся организмы ?

Эврибионт – с широким спектром толерантности

Стенобионт – с узким спектром толерантности.

2 этап Получение новых знаний:

- Рассмотрим влажность.(Заполнение 4 луча -влажность).

- К каким условиям среды приспособлены :

Гидробионты – водные

Гадатофиты – почти целиком погруженные в воду

Мезофиты – в условиях среднего и нормального увлажнения

Гидрофиты – животные влажной листовой подстилки

Ксерофиты – засушливых мест обитания

- Давайте рассмотрим как организмы приспосабливаются к факторам среды . Ксерофиты – растения засушливых мест обитания (имеют жесткие , мелкие листья, толстую кожицу – кутикулу, длинные корни, высокое осмотическое давление )и делятся на несколько групп :

Суккуленты – запасают воду в стеблях или листьях , корни располагаются в поверхностном слое (алое, агава, кактусы).

Эфемеры – приспособились к короткому влажному периоду , успевают отцвести и дать семена – однолетние.

Эфемероиды – многолетние (тюльпаны)

Гидрофиты – любят воду , имеют крупные листья, много устьиц, нежные оболочки.

Животные при дефиците влаги переходят на ночной образ жизни, имеют плотные покровы , уменьшается испарение (потоотделение), большой запас жира , как источника метаболической воды, летняя спячка.

Следующим важным фактором в жизни животных и растений является температура ( Заполняется 5 луч –тепло).

Термофилы – живут при высоких температурах до 70 оС

Криофилы – холодолюбивые

Стенотермные - при постоянной температуре

Криофиты – сухих и холодных мест обитания

Психрофиты - холодных и влажных мест обитания

- На какие группы делятся животные по способности поддерживать температуру тела ?

Гомойотермные – имеют постоянную температуру

Пойкилотермные – температура зависит от температуры окружающей среды

Гетеротермные – меняют температуру в зависимости от условий .

- Температура , важнейший , часто ограничивающий фактор для многих живых организмов. Как же организмы приспосабливаются к изменениям температур ?

Миграции- переселение

Спячка – зимняя(грызуны и летучие мыши) замедляется интенсивность обмена веществ, снижается частота дыхательных движений и частота сердечных сокращений , снижается температура тела.

Зимний сон - запасают много жира , на несколько месяцев, но сон не такой глубокий и можно разбудить.

Анабиоз – временное состояние при котором , все жизненные процессы замедлены до

минимума , отсутствуют признаки жизни.

Зимний покой - у растении й, уменьшается температура ,

в клетках вырабатываются антифризы.

Летний покой – у раннецветущих.

Правило Бергмана – северные животные крупнее южных.

Правило Аллена - у северных животных меньше выступающие части тела.

Следующим , важнейшим фактором среды является свет (Заполнение 6 луча - свет ) .

- Свет – основной абиотический фактор , поставляющий энергию для фотоавтотрофов и обеспечивает синтез основной части органического вещества на Земле.

Свет разделяется на :

Жесткий ультрафиолет , длиной до 290 нм, губителен для живого , не доходит до , так как разрушается озоном.

Мягкий ультрафиолет , 290 – 380 нм, способствует образованию витамина Д.

Видимый свет , 380 – 750 нм, обеспечивает фотосинтез , ориентацию.

Инфракрасные , более 750нм, тепловые лучи , обеспечивают нагревание, это очень важно для пойкилотермных животных.

Для фотосинтеза используются синие и красные лучи.

Гелиофиты – светолюбивые(растения степей )

Факультативные гелиофиты – теневыносливые (лесообразующие)

Тенелюбивые –(мхи , папоротники, копытень, кислица

Продолжительность светового дня – важнейший регулирующий фактор в жизни организмов.

Фотопериодизм - это сезонные изменения физиологической активности живых организмов

в ответ на изменение продолжительности дня и ночи.

Длина дня – изменяется закономерно для каждой местности.

Короткий день – 22 декабря,

Длинный день – 22 июня.

Если искусственно поддерживать длину дня более 15 часов, наши листопадные станут вечнозелеными, если менее 12 часов, то сбросят листву , у них зимний покой.Эта приспособленность привела к появлению :

Длиннодневных – злаки, цветут весной, длина более 15 часов.

Короткодневных - астры, хризантемы, георгины, цветут осенью , длина дня 12 часов.

Нейтральных - длина дня от 12 до 15 часов.

У животных во второй половине лета и осенью происходит накопление жира , линька, миграции. У бабочек зимующие стадии – куколка, капустница в стадии куколки , но если длина дня менее 14 часов, то стадия куколки уже в середине лета.

Все организмы по отношению к свету делятся на

Дневные

Сумеречные

Ночные

Приведите примеры

Сегодня мы рассмотрели влияние абиотических факторов на живые организмы , на нашей схеме остались еще два луча , как вы думаете , что мы с вами можем расположить на этих лучах ?

Правильно , конечно же оставшиеся группы факторов : биотические и антропогенные. Биотические факторы мы с вами рассмотрим на следующем уроке, а антропогенные вы заполните самостоятельно.

Какие вопросы возникли после изучения сегодняшней темы ?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!