СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме:"Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины

Тема: Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.

Цели: 

    -  Коррекционно-образовательная познакомить обучающихся с видами отделки тканей и возможными дефектами; создать условия для: формирования навыков определения вида отделки и выявления дефектов ткани;

- Коррекционно-развивающая: развития навыков самостоятельной работы; способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности;

Коррекционно-воспитательные: воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи, культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, образцы тканей с различными видами отделки и дефектов, альбом «Ассортимент тканей», коллекция «Дефекты ткани», инструкционные карты, карточки, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Учитель. Внимательно прочитайте карточку 6 и впишите пропущенные номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Вместе определим, какая операция должна быть первой.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме:"Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания".»

урока __________

8 класс

II четверть дата: ___________

Раздел: Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины

Тема: Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.

Цели:

- Коррекционно-образовательная познакомить обучающихся с видами отделки тканей и возможными дефектами; создать условия для: формирования навыков определения вида отделки и выявления дефектов ткани;

- Коррекционно-развивающая: развития навыков самостоятельной работы; способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности;

Коррекционно-воспитательные: воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи, культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, образцы тканей с различными видами отделки и дефектов, альбом «Ассортимент тканей», коллекция «Дефекты ткани», инструкционные карты, карточки, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Учитель. Внимательно прочитайте карточку 6 и впишите пропущенные номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Вместе определим, какая операция должна быть первой.

Карточка 6 «Определи последовательность операций производства пряжи»

№…… Очистка волокон от сора.

№…… Получение ровницы.

№…… Разрыхление волокон.

№…… Получение пряжи.

№…… Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу).

Карточка 6 (окончательный вариант)

№ 2. Очистка волокон от сора.

№ 4. Получение ровницы.

№ 1. Разрыхление волокон.

№ 5. Получение пряжи.

№ 3. Вытягивание волокон в ровную ленту.

Вопросы к обучающимся:

1. Где и из чего вырабатывают ткань?

2. Как называется процесс производства ткани?

3. От чего зависят свойства ткани?

4. Как называются нити в ткани?

5. Какие текстильные волокна вы знаете?

6. Как называется ткань, снятая с ткацкого станка? Какой вид она имеет?

(Ответы обучающихся.)

Учитель. Сходящая с ткацкого полотна ткань грубая, некрасивая, не ровная на ощупь и нуждается в отделке. Отделка тканей не только улучшает эстетические и гигиенические свойства ткани, но и продлевает ее срок службы. Существуют различные виды отделок ткани, использование которых зависит от области применения конкретного вида ткани, от ее строения и особенно от природы волокна, использованного для изготовления данной ткани. И если в прядильном и ткацком производстве волокна подвергаются механическому воздействию, то отделка тканей сопровождается химическими, реже механическими процессами. Благодаря применению большого количества различных отделок расширился ассортимент тканей. Вы уже знакомы с пестроткаными и меланжевыми тканями. Сегодня вы продолжите знакомство со способами улучшения свойств и внешнего вида тканей.

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Цель отделки – улучшить внешний вид, эксплуатационные и потребительские свойства ткани. Химическая отделка тканей и специальная обработка тканей позволяет удалить различные природные примеси и вещества, а также вещества, попавшие в период формирования ткани или пряжи. В результате такой отделки ткани получают определенную белизну, блеск, улучшаются такие их свойства, как прочность, мягкость. Способы и приемы отделки определяются волокнистым составом, характером строения, назначением ткани. Отделочные операции можно разделить на следующие этапы: отделка, проводимая до крашения; крашение или придание тканям узорчатой расцветки; заключительная отделка; специальная отделка.

На начальном этапе отделки суровые ткани очищают, отбеливают.

Отбеливание – это обработка тканей различными отбеливающими растворами. Посредством такого способа удаляют примеси и устраняют нежелательную природную окраску волокон ткани для придания им белого цвета или для подготовки к крашению. Чаще всего этот способ обработки применяют для хлопчатобумажных и льняных тканей.

Крашение – способ отделки тканей, при котором ткань прокрашивается насквозь по всей ее площади в одинаковый цвет (тон). Такие ткани называются гладкокрашеными.

Печатание – это способ нанесения на ткань красочного рисунка, со-стоящего из одного или нескольких цветов, в результате чего на ткани получаются различные узоры. Для сохранения формы рисунка краситель наносят в загущенном состоянии. Нанесение рисунка на ткань чаще всего производят на тканепечатающих машинах. Для закрепления печатной краски ткань после сушки обычно подвергают паровой обработке. Процесс печатания называется также набивкой, а ткани с узорчатой расцветкой – печатными или набивными. По способу нанесения рисунка различают машинную, прямую, вытравленную, резервную и аэрографную печать и печать с помощью сетчатых шаблонов.

Заключительная отделка тканей проводится с целью придания тканям товарного вида. На этом этапе производится удаление загрязнений, пропитка ткани специальными веществами, которые придают ей мягкость или жесткость, эластичность, блеск, несминаемость и другие свойства; выравнивание ширины, получение более гладкой и приятной на ощупь поверхности ткани.

Специальная отделка тканей проводится с целью придания тканям новых свойств или улучшения их эксплуатационных и эстетических свойств. Наиболее часто используются следующие виды отделки: противоусадочная, противосминаемая и др. (Работа с альбомом «Ассортимент тканей».)

На всех этапах технологического процесса отделки тканей могут возникать различные дефекты, большинство из которых ухудшают эстетические свойства, а некоторые – и эксплуатационные свойства тканей.

В процессе отделки тканей до их крашения возможны следующие дефекты: неравномерный ворс, ослабление ткани в результате ее разрушения при отбеливании и др.

Значительное количество дефектов возникает в процессе крашения и печати. Основными из них являются:

непрокрас – результат нарушения режима крашения, вследствие чего ткань окрашена не по всей ее толщине (характерно для плотных и толстых тканей);

разнооттеночность – следствие нарушения режима крашения;

засечки – полосы, окрашенные менее интенсивно, чем вся ткань, – результат крашения плохо расправленных тканей;

щелчок – небольшие окрашенные участки ткани, разделенные по вертикали на две части белой полосой;

печатные засечки – продольные непропечатанные полосы как результат плохо расправленной ткани на печатных машинах.

К дефектам заключительной отделки относятся:

засечки – устойчивые поперечные складки на ткани;

перекос ткани или набивного рисунка.

Встречаются также дефекты ткачества: пропуск и обрывы нитей, дыры.

Если такие дефекты обнаружены, их нужно отметить мелом или обшить прямыми стежками нитками контрастного цвета. Это делается для того, чтобы в процессе раскроя раскладку выкройки на ткани расположить так, чтобы обойти дефект и он «выпал» в отходы ткани. (Работа с коллекцией «Дефекты ткани».)

Физкультминутка
(Памятка 1)

Практическая работа «Составление коллекции тканей с различными видами отделки».

Учитель. На альбомном листе нужно начертить таблицу, в ячейки которой вы вклеите образцы тканей с различной отделкой. Все записи в таблице делайте простым карандашом. На подготовленных ранее линиях для темы напишите «Коллекция тканей с различными видами отделки». Таблицу расположите на 10 мм ниже этой подписи. Расстояние от рамки до краев таблицы – 10 мм. Прежде чем приступить к работе, не забудьте правильно организовать свое рабочее место.

(Выполнение работы обучающимися. Необходимый текущий инструктаж со стороны учителя.)

Инструкционная карта 5 «Составление коллекции тканей
с различными видами отделки»

Оборудование: образцы тканей, альбом, клей, кисточка.

Ход работы

1. Начертить таблицу для размещения в ней коллекции тканей.

2. Рассмотреть предложенные вам образцы тканей.

3. Найти образец гладкокрашеной ткани.

4. Определить у образца лицевую сторону.

5. Придать образцу прямоугольную форму.

6. Прикрепить образец с помощью клея в соответствующую ячейку таблицы.

7. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца ткани с печатным рисунком.

8. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца меланжевой ткани.

9. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца пестротканой ткани.

10. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца ткани с блеском.

11. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца ткани с ворсом.

12. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца ткани с тиснением.

13. Выполнить действия соответственно пунктам 3–6 для образца ткани с эффектом «клоке».

14. Проверить правильность выполненной работы, ее качество.

Проверка качества и правильности выполнения работы, внесение необходимых корректив. Выставка лучших работ.

Физкультминутка
(Памятка 2)

5. Закрепление нового материала.

Вопросы к обучающимся:

1. Для чего производится отделка тканей?

2. Какие виды отделки ткани вы знаете?

3. Как определить дефекты ткани?

4. Какие дефекты тканей вам известны?

5. Как поступить, если вы обнаружили дефект ткани?

6. Какие правила техники безопасности вы соблюдали на практической работе?

6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.

Учитель. Отделка является важным фактором в производстве тканей. Она не только значительно расширяет их ассортимент, в процессе отделки уменьшается влияние некоторых отрицательных свойств волокон и нитей, выявляются их положительные свойства, изменяются строение ткани, ее свойства. Под влиянием отделки формируется весь комплекс потребительских свойств: гигиенические, удобство ухода, надежность, эстетичность и др. От способа отделки зависят свойства, внешние качества и характер поведения ткани при изготовлении швейных изделий. Знание современных способов отделки швейных материалов, их свойств, а также умение выявлять и «обходить» возможные дефекты ткани необходимы для изготовления качественных швейных изделий.

Оценка работы обучающихся на уроке.

7. Домашнее задание.

Изучить теоретический материал. Составить коллекцию «Дефекты ткани».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!