СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Средневековое искусство"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока, яркую и красочную презентацию, необходимый видеоряд, а также весь необходимый дидактический материал

Просмотр содержимого документа
«1»

1. Какие сюжеты чаще всего изображали скульпторы и художники?

2. Украшению какой части храма уделяли особое внимание? Почему?

3. Что такое химера?

4. Что такое витраж? Что на нем изображали?

5. Что такое книжная миниатюра? Какие сюжеты на ней изображались?



1. Какие сюжеты чаще всего изображали скульпторы и художники?

2. Украшению какой части храма уделяли особое внимание? Почему?

3. Что такое химера?

4. Что такое витраж? Что на нем изображали?

5. Что такое книжная миниатюра? Какие сюжеты на ней изображались?



1. Какие сюжеты чаще всего изображали скульпторы и художники?

2. Украшению какой части храма уделяли особое внимание? Почему?

3. Что такое химера?

4. Что такое витраж? Что на нем изображали?

5. Что такое книжная миниатюра? Какие сюжеты на ней изображались?

Просмотр содержимого документа
«Имя венецианского купца и путешественника»



























  1. Имя венецианского купца и путешественника, написавшего книгу о своих странствиях.

  2. Высшее учебное заведение в средние века.

  3. Религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

  4. Объединение преподавателей по предметам.

  5. Глава университета.

  6. Бродячие певцы – поэты.

  7. Исторические книги, в которых события излагались по годам.

  8. Школяры и студенты, сочинявшие стихи на латинском языке.





Просмотр содержимого документа
«Линии сравнения»

Линии сравнения

Романский стиль

Готический стиль

Время появления



Внешний вид

 

 

Толщина стен

 

 

Толщина и форма сводов

 

 

Очертания и размеры оконных проемов

 

 





Линии сравнения

Романский стиль

Готический стиль

Время появления



Внешний вид

 

 

Толщина стен

 

 

Толщина и форма сводов

 

 

Очертания и размеры оконных проемов

 

 



Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока

«Средневековое искусство»

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Формы, приемы, методы:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогические технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения.

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о развитии средневекового искусства; познакомить с понятиями романский и готический стиль, порталы. витражи. фреска. миниатюра.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Характеризуют средневековую литературу, готический и романский стили в архитектуре, представляют описание памятников средневековой культуры, определяют и аргументируют своё отношение к историческим событиям; раскрывают смысл понятий витраж, фреска, миниатюра.

Использование знаково-символических средств для решения задач, систематизация и преобразование информации в другие формы.

Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Определять цель работы, задачи, последовательность действий по их достижению.

Определять алгоритм работы для достижения цели.

Планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей.

Контролировать свои учебные действия в процессе выполнения задания. Сопоставлять полученный результат с образцом. Адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников.


Формировать интерес к изучению предмета (темы).

Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

  1. Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность, создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.

- полная готовность класса и оборудования к уроку;

- организация внимания всех учащихся.


  1. Проверка выполнения домашнего задания

Устанавливает правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Чтобы вспомнить изученный материал, я предлагаю вам решить кроссворд, в котором есть ключевое слово. Оно поможет вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- проверены и скорректированы опорные знания учащихся.

Решение кроссворда

  1. Создание проблемной ситуации, целеполагание.

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.


Просмотр видеоряда


Чтобы увидеть средневековую архитектуру мы с вами совершим небольшое путешествие в средневековый город.

Понравилось?


- использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания (сформулированы учащимися тема, цель и задачи урока);

- разработан план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).

Устный опрос.

Ответы на поставленные вопросы.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний.

Мы познакомимся с двумя направлениями в искусстве: романский стиль и готический стиль.

Внимательно изучите литературу и выполните задание. По завершению работы составим таблицу.

В средние века сменили друг друга два архитектурных стиля: романский и готический. Попробуем выяснить, чем они отличаются, а поможет нам в этом таблица.


Хорошо справились с заданием! А какой стиль понравился вам больше и почему?

Вывод: средневековые соборы были очень разные: одни внушительные и величественные, другие – изысканные и красочные

- организована и методически обеспечена самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний.

Составление таблицы.

  1. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление.

Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.


Работа с пп.2 – 3 и ответы на вопросы

- организована проверка правильности выполнения задания (пошагово сравнивая с эталоном)

Ответы на вопросы

  1. Первичное закрепление.

Контролирует выполнение работы.

Организовывает деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

Какие храмы относим к романским, а какие к готическим

- использованы приобретенные знания в практической деятельности;

- решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок.

Работа с картинками

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

Записывают домашнее задание.

- произведен инструктаж по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся.



Просмотр содержимого презентации
«Время соборов_Архитектура западноевропейского средневековья»

Средневековое искусство

Средневековое искусство

«Отличительные черты романского и готического стилей»   Линии сравнения Романский стиль Время появления Готический стиль Внешний вид   Толщина стен     Толщина и форма сводов     Очертания и размеры оконных проемов      

«Отличительные черты романского и готического стилей»

Линии сравнения

Романский стиль

Время появления

Готический стиль

Внешний вид

 

Толщина стен

 

 

Толщина и форма сводов

 

 

Очертания и размеры оконных проемов

 

 

 

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI-XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики , связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем .

Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки- базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры . Определились новые типы сооружений - феодальный замок , городские укрепления, большие городские церкви, соборы . Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII вв. Родиной этого стиля считается Северная Италия. Строили из камня или кирпича.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII вв. Родиной этого стиля считается Северная Италия. Строили из камня или кирпича.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окнами. Окна делались полукруглыми. Церкви строили достаточно высокими – 15-20 метров.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окнами. Окна делались полукруглыми. Церкви строили достаточно высокими – 15-20 метров.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменные своды. Своды соборов поддерживались толстыми колоннами, идущими внутри здания по обе стороны прямо от алтаря.  Замок Тауэр в Лондоне.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменные своды. Своды соборов поддерживались толстыми колоннами, идущими внутри здания по обе стороны прямо от алтаря.

Замок Тауэр в Лондоне.

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ  Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены . На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены

. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами. Главной задачей мастеров было удержание тяжелого каменного свода. В готических соборах для этого стали использовать крестовые своды. Всю тяжесть принимали на себя столбы. Они передавали часть тяжести на наружные стены (контрфорсы), отстоящие на несколько метров от основных стен собора. Эти наружные стены соединялись с собором при помощи перекинутых между ними арок (аркбутанов).

Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами.

Главной задачей мастеров было удержание тяжелого каменного свода. В готических соборах для этого стали использовать крестовые своды.

Всю тяжесть принимали на себя столбы. Они передавали часть тяжести на наружные стены (контрфорсы), отстоящие на несколько метров от основных стен собора. Эти наружные стены соединялись с собором при помощи перекинутых между ними арок (аркбутанов).

Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно делится на 3 яруса, в нижнем находятся порталы – входы. Порталы углубляются внутрь, в верхней части они богато украшены скульптурой. Завершаются порталы арками стрельчатого вида.

Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно делится на 3 яруса, в нижнем находятся порталы – входы. Порталы углубляются внутрь, в верхней части они богато украшены скульптурой. Завершаются порталы арками стрельчатого вида.

6. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри, и снаружи собор населен массой скульптур.

6. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри, и снаружи собор населен массой скульптур.

7.Орнаментальные и сюжетные витражи 8. «Готическая роза»

7.Орнаментальные и сюжетные витражи

8. «Готическая роза»

Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся 1) Романский стиль - 2) Готический стиль -   а) Напоминают крепости  б) Полукруглая арка в) Изящные колонны г) Толстые стены д) Стрельчатые арки е) Огромные окна ж) Маленькие окна з) Тонкие стены и) В плане имеет вид креста

Вам предлагаются характерные черты средневековых храмов, а вам надо определить, к какому стилю они относятся

1) Романский стиль -

2) Готический стиль -

 

а) Напоминают крепости

б) Полукруглая арка

в) Изящные колонны

г) Толстые стены

д) Стрельчатые арки

е) Огромные окна

ж) Маленькие окна

з) Тонкие стены

и) В плане имеет вид креста

Ответ: 1)- а, б, г, ж, и 2) – в, д, е, з

Ответ:

1)- а, б, г, ж, и

2) – в, д, е, з


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!