СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме" Семейные правоотношения. Права и обязанности детей и родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме" Семейные правоотношения. Права и обязанности детей и родителей"»

Тема: Семейные правоотношения. Права и обязанности детей и родителей

Задачи урока:

  • cистематизация и углубление знаний о семейном праве;

  • конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;

  • выработка умений учащихся получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Оборудование урока: тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, карточки с заданиями, тестовые контрольные задания.

На изучение данной темы отводится два часа. На первом уроке идёт работа с теоретическим правовым содержанием: учащиеся углубляют свои знания, полученные ими в основной школе об источниках семейного права, условиях вступления в брак, порядке его расторжения, субъектах семейных правоотношений, личных правах супругов. Второй урок – преимущественно практическая отработка теоретических знаний.

Ход урока

1. Прочитайте текст

2. Вставьте слова подходящие по смыслу (слова могут повторяться)

...... - это именно та область, где проблемы гендерного равенства или, точнее, гендерного неравенства проявляются особенно остро, часто - особенно болезненно и где их труднее всего решать, по крайней мере, с помощью права.

Вместе с тем, ....... - это основополагающая ..... общества, именно здесь складываются те модели отношений между полами, которые затем переносятся в другие области общественной жизни.».

Тема: Семейные право Права и обязанности детей и родителей

Цель конкретизация представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;

-научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации

Одна из задач нашего урока научить вас жить. Вы много знаете и про материю,  про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Вы когда-то станете мужем и женой, родителями, поэтому очень важно знать права и обязанности родителей и детей.

  1. Актуализация.

Вопросы для проверки знания материала, изученного на предыдущем уроке:

  • Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли эту группу людей семьей? Дайте определение семья.

  • Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?

  • При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?

  • Что такое брак?

    • Каким образом производится регистрация брака?

Решите следующую задачу:

Задача 1.Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила  ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники ЗАГСа?

Какое условие вступления в брак было нарушено?

Каковы условия вступления в брак?

  1. Обязательное присутствие обоих лиц;

  2. Жених и невеста должны высказать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз

  3. Достижение брачного возраста

        1. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

1.Браки между близкими родственниками, а также между усыновителями и усыновленными

2. Если одно лицо уже состоит в браке

3. Не допускается брак между лицами, если одно из них признано судом недееспособным вследствие психического расстройства

Задача 2. Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.
Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова? 

Фильм Россия в цифрах

Как вы думаете, почему количество женщин состоящих в браке, оказалось больше , чем мужчин

Дискуссия о фактической браке. Выскажите своё отношения к фактическому браку

Несмотря на то, что сохранение семьи важно не только для её членов, но и для общества в целом закон не препятствует расторжению браков, если фактический распад очевиден. В России количество разводов за последние годы увеличилось (на 10 браков-7 разводов) в Суджанском районе в 2015 году было заключено 255 браков, разводов 133.

Расторжение брака осуществляется и в органах ЗАГС, и в судебном порядке.



Установите соответствие между обстоятельствами и способами  расторжения брака: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


  

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

 

СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

А) 

взаимное согласие при отсутствии несовершеннолетних детей

Б) 

при наличии общих несовершеннолетних детей

В) 

отсутствие согласия одного из супругов

Г) 

признание судом одного из супругов недееспособным

Д) 

осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет


   

1) 

в органах ЗАГС

2) 

в судебном порядке



Но признание брака недействительным может быть признано только судом.


Какие группы прав и обязанностей супругов выделяются в законе?

Права и обязанности супругов

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕРЫ

__________ неимущественные

Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др.

Имущественные

Права и обязанности по поводу супружеской собственности

 

 Светлана Елисеева жительница г. Владимира и студентка третьего курса ВГПУ, познакомилась с курсантом четвертого курса ВЮИ Романом Тетериным. Светлана и Роман полюбили друг друга. Роман Тетерин предложил Светлане Елисеевой выйти за него замуж. Она согласилась, но сказала, что не может уехать из Владимира к месту его назначения в г. Ленск (Якутия), поскольку ей нужно закончить институт. Однако после окончания института Светлана не поехала к мужу, а устроилась на работу по специальности во Владимире. Роман Тетерин, приехав в отпуск в Владимир, стал настаивать на том, чтобы Светлана уволилась с работы и уехала с ним. Светлана дорожила местом работы и не хотела уезжать. Роман считал, что если она вышла замуж за сотрудника правоохранительных органов, то обязана следовать за ним к месту его службы и жить вместе с ним. Светлане это не казалось обязательным, она полагала, что можно жить в разных городах и ездить друг к другу во время отпуска.
1. Правомерно ли заявление Романа Тетерина о том, что Светлана Елисеева, как его жена, обязана следовать за ним к месту его службы и проживать вместе с ним?
2. Правомерно ли заявление Светланы Елисеевой о том, что они с мужем могут жить в разных городах?
3. Как трактуется в Семейном кодексе право супругов на выбор места жительства?

      1. Имущественные правоотношения супругов.


Работа с текстом главы 7 Семейного кодекса РФ «Законный режим имущества супругов».

Задание 1. На основании статей Семейного кодекса РФ определить, какое имущество супругов является совместной собственностью, а какое – собственностью каждого из супругов.

Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – «Моё» и «Наше», объяснить свой выбор на основании закона. (Коллективная работа)

  • доходы супруга от трудовой деятельности во время брака

  • фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак пенсия супруга во время брака

  • гонорар за опубликованную супругом во время брака книгу

  • пособие по уходу за ребенком во время брака

  • доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака

  • пальто супруга, приобретенное во время брака

  • бриллиантовое колье жены, приобретен­ное во время брака

  • электрическая бритва супруга, приобре­тенная во время брака

  • соболья шуба жены, приобретенная во время брака

  • туфли супруга, приобретенные во время брака

  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака

  • телевизор, полученный супругом в пода­рок во время брака

  • дом, полученный супругом по наследству во время брака



Карточки должны быть разложены следующим образом.

"Наше"

  1. доходы супруга от трудовой деятельности во время брака

  2. доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака

  3. гонорар за публикацию супругом во время брака книгу

  4. пенсия супруга во время брака

  5. пособие по уходу за ребенком во время брака

  6. доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака

  7. соболья шуба жены, приобретенная во время брака

  8. бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака.

" Мое"

  1. машина, приобретенная супругом до вступления в брак

  2. фирма супруга, основанная до вступления в брак

  3. телевизор, полученный супругом в подарок во время брака.

  4. дом, полученный по наследству во время брака

  5. электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака

  6. туфли супруга, приобретенные во время брака

  7. пальто супруга, приобретенное во время брака.



Вопросы для обсуждения:

  • Считаете ли вы справедливым положение статьи 34 п.3 о праве на общее имущество супруга, который в период брака не имел дохода? Ответ поясните.

  • В каком случае суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в общем имуществе?

2) Брачный договор (контракт).

А) Сообщение одного из учеников об истории брачных контрактов в разных странах и причинах их всё более широкого распространения в России в последние годы.

Б) Работа с текстом главы 8 Семейного кодекса РФ «Договорный режим имущества супругов.

Вопросы для обсуждения:

  • Где заключается брачный договор?

  • Когда можно заключить брачный договор?

  • С какого времени брачный договор вступает в силу?

  • Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?

В) Работа с документом. Ученикам предлагается образец-пример брачного договора.

Задание. Прочитать договор и ответить на вопросы.

Брачный договор

Город Химки Московской области, седьмое апреля 2015года

Мы, нижеподписавшиеся, гражданин Петров Сергей Иванович, проживающий по адресу: ___________________________________________

и гражданка Селезнёва Вера Николаевна, проживающая по адресу: ________

намеревающиеся вступить в брак, именуемые в дальнейшем «супруги», заключили настоящий договор о следующем.

1. Общие положения

1.1 Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, лично, принадлежавшего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре.

2. Особенности правового режима отдельных видов имущества

2.1 Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, являются во время брака и в случае расторжения брака собственностью того из супругов, на имя которого они сделаны.

    1. Ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того супруга, который ими пользовался.

    2. Свадебные подарки, а также полученные супругами или одним из них во время брака иные подарки, предназначенные для пользования обоих супругов (кроме недвижимого имущества) – автомобиль, мебель, бытовая техника и т.п., - в период брака является общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака – собственностью того из супругов, чьими родственниками (друзьями, знакомыми, сослуживцами и т.п.) эти подарки сделаны.

Вопросы:

  1. Как вы понимаете положение брачного договора о том, что имущество, нажитое супругами во время брака, является совместной собственностью?

  2. В каких пунктах документа наблюдается отступление от режима общей совместной собственности? Аргументируйте ответ.

Задача : Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните.

Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.



Условие, согласно законодательству РФ, которое НЕ может содержаться в брачном договоре:

а) о взаимном содержании

б) о правах и обязанностях супругов в отношении детей

в) о режиме совместной собственности

г) о способах участия в доходах друг друга

Конец формы

Конец формы



3) Основные права ребенка. Права и обязанности родителей.

А) Работа с текстом глав: 11 «Права несовершеннолетних детей», 12 «Права и обязанности родителей», 13 «Алиментные обязательства родителей и детей» Семейного кодекса РФ.

Вопросы:

  • До какого возраста человек в юридическом смысле считается ребёнком?

  • Какие из прав ребёнка вы отнесёте к личным неимущественным правам?

  • Какими имущественными правами обладает ребёнок?

  • Какие обстоятельства могут привести к лишению родительских прав?

  • Каков размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке?


Б) Задание:

Ответьте на письмо, пришедшее в редакцию юридического журнала

В редакцию одного юридического журнала пришло такое письмо: «В нашем доме живет очень старая и больная женщина — Ольга Сергеевна. Мы, все ее соседи, хоть и сами люди немолодые, помогаем ей как можем. Кто сходит за продуктами, кто уберет квартиру, кто приготовит обед, кто поможет ей из квартиры спуститься на улицу, у дома на лавочке посидеть. До последнего времени мы все считали, что Ольга Сергеевна одинокая, что нет у нее на свете ни одной родной души. Ведь никогда она никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но как-то вечером рядом с нашим домом остановился роскошный автомобиль, и из него вышел молодой, хорошо одетый мужчина. Оказалось, что это родной сын Ольги Сергеевны. Но приезжал он не затем, чтобы помочь своей матери, уделить ей внимание, узнать о здоровье. Он приехал уговорить мать согласиться жить в доме для престарелых, а квартиру подарить ему. Долго после его отъезда все мы возмущались, а вот что можно по закону с такими сделать — не знаем. Помогите нам».

(Учащиеся, сославшись на ст.87 Семейного кодекса РФ, должны предложить свои варианты решения данной проблемы).

4) Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

(Анализ раздела VI Семейного кодекса РФ «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей)

Вопросы:

  • Чем каждая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от других?

  • Над детьми какого возраста может устанавливаться опека и попечительство?

  • Всегда ли при усыновлении (удочерении) ребёнка необходимо согласие на это его родителей?

  • Чем положение воспитателей детей в приёмной семье отличается от положения опекунов и попечителей?

  • Какая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, кажется вам более предпочтительной?

5) Проблемы современной семьи.

А) Сообщение одного из учеников об основных изменениях в российских семьях (по статистическим данным):

Демографическое развитие семьи
  • Преобладание нуклеарных семей, примерно 2/3 этих семей имеют детей, а остальные — либо молодые супруги, либо пожилые пары.

  • Растёт число семей с одним родителем, получила распространение т. н. «материнская семья».

  • Семей сложного состава немного. В 1994 г. — 5 % от общего числа. В основном это супружеская пара с детьми, один из которых состоит в браке. Домохозяйства с тремя и более супружескими парами составили в 1994 г. 0,1 % от всех семей.

  • Существуют различия между городскими и сельскими семьями. В сельской местности больше доля пожилых супружеских пар, дети которых живут отдельно. В городе выше доля семей, имеющих только одного родителя.

  • Сокращается среднее число детей в семье (1,63). Уменьшается число многодетных семей.

  • Страна вступила в период массового преобладания малодетной семьи. Всё больше семей ориентируются на одного ребенка с откладыванием его рождения. Постоянно растёт доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака. В 1994 году она составляла 19,6 %, а в 2003— уже 29,7 % от общего числа новорождённых.

  • Россия занимает в Европе первое место по числу абортов (до 1995 года второе после Румынии), однако их количество сокращается — с 206 на 100 рождений в 1990 до 126 в 2003 (в Румынии 106). Максимум отношения числа абортов к числу рождённых наблюдался в конце 1960-х (254), второй, меньший пик — в 1993 (235).



IV. Заключительная часть.

1) Учащимся предлагаются следую­щие задания-ситуации.

  • Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизированную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например, сдать квартиру в аренду?

  • Является ли дача, перешедшая по наслед­ству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?

  • Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?

  • Супруги М. подали на развод. Жена соби­рается потребовать на суде долю в общей соб­ственности с учетом полученных мужем в каче­стве наследства и проигранных им в карты ав­томобиля «Москвич» и дома в деревне, так как, по ее мнению, супруг расходовал это имущест­во в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд ее требование?

  • Супруги, имеющие сына, разводятся и де­лят имущество. К кому должны перейти приоб­ретенные для сына спортивный тренажер и му­зыкальный инструмент?

  • При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить всё имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую её супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд?

  • При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти всё имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд?

  • Супруги при вступлении в брак составили брачный договор, согласно которому все предметы роскоши, подаренные мужем жене, будут принадлежать ей и останутся за ней в случае развода. После трёх лет совместной жизни супруги развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. При этом он ссылался на нормы Семейного кодекса РФ. Правомерны ли притязания мужа?


V. Задание на дом:

написать краткое письменное сочинение в форме эссе по высказыванию:

«Не заставляй детей ронять слёзы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой». (Пифагор)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!