СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме «Рельеф и полезные ископаемые»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения, размещения крупных форм рельефа Казахстана, установить зависимость в размещении крупных форм рельефа от строения земной коры.
  2. Развивать умения сопоставлять физическую карту Казахстана и тектоническую карту Казахстана; развивать познавательный интерес и географическое мышление.
  3. Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через музыку, видео-материалы, литературные произведения.

Методы работы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: групповая, коллективная.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, методы контроля и самоконтроля.

Оборудование:  тектоническая карта Казахстана, физическая карта Казахстана, интерактивная доска, компьютер, маршрутные листы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Рельеф и полезные ископаемые»»


Виртуальное путешествие по теме «Рельеф и полезные ископаемые»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения, размещения крупных форм рельефа Казахстана, установить зависимость в размещении крупных форм рельефа от строения земной коры.

  2. Развивать умения сопоставлять физическую карту Казахстана и тектоническую карту Казахстана; развивать познавательный интерес и географическое мышление.

  3. Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через музыку, видео-материалы, литературные произведения.

Методы работы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: групповая, коллективная.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: тектоническая карта Казахстана, физическая карта Казахстана, интерактивная доска, компьютер, маршрутные листы.


Ход урока

Сегодня необычный урок – урок-путешествие. В путешествии участвуют команды: 1 – «Покорители вершин», 2 – «Искатели приключений».

Цель урока: нам предстоит выявить особенности размещения крупных форм рельефа, исследовать основные этапы формирования рельефа.

А эпиграфом к уроку являются слова Н.М.Пржевальского: «А еще прекрасна потому, что можно путешествовать». Попробуйте определить тему урока:

Держу я камень на ладони и не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы неторопливо прочитать.

О каком компоненте природы идет речь? (рельефе). Сегодня мы посвятим урок рельефу Казахстана. Посмотрите на карту Казахстана: какие особенности рельефа вы знаете?

Н а территории Казахстана располагаются одни из самых высоких гор Земли: Тянь-Шань с вершиной Хан-Тенгри (6995м), а также впадина Карагие – самое низкое место в Казахстане. Разница между ними 7127 м.

Равнины Казахстана занимают огромные размеры и протянулись на тысячи км. Чем же объяснить это разнообразие поверхности Казахстана? Почему говорят, что Казахстан очень богат полезными ископаемыми? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя полученные на уроке знания.

Наше путешествие будет проходить последующему маршруту. Капитаны, получите маршрутные листы, используя которые вы без труда совершите путешествие по Казахстану. Итак, наше путешествие начинается. Станция 1 – «В прошлое» (звучит песня А.Пугачевой «Старинные часы»).

Чтобы успешно заглянуть в прошлое, поиграем в игру, которая называется «Крестики-нолики». На интерактивной доске решетка – 9 ячеек. Условия игры: чтобы игроки имели возможность вписывать свой значок в клетку, нужно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым: по горизонтали, по вертикали и по диагонали. А сейчас перед вами вопросы этой игры.

  1. Вся совокупность неровностей земной поверхности (рельеф)

  2. Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)

  3. Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)

  4. Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии (литосфера)

  5. Равнина, имеющая высоту от 0 до 200 метров (низменность)

  6. Д ревний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом (платформа)

  7. Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 м и выше (плоскогорье)

  8. Наука о движении литосферных плит (тектоника)


Начинает команда «Искатели приключений».

Итак, мы вспомнили некоторые моменты из прошлого нашей страны – формы рельефа и его формирование. А сейчас выполним задание: сопостовляя карты тектоническую и физическую Казахстана, заполните таблицу «Соответствие между формами рельефа, платформами и складчатыми областями».


Тетоническая структура

Форма рельефа

  1. Древняя платформа

1

2

2 Сарыарка

3 Альпийская складчатость

3

4 молодая плита

4

5

5 Мугалжары


И так, что вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам (Горы и равнины).


Следующая станция – «Равнины». Работа по физической карте: найдите и покажите данные равнины и плато, возвышенности на физической карте Казахстана. В каких частях располагаются плато и равнины (запад, север и центр).


Следующая станция – «Восхождение»(музыка В.Высоцкого).

Где в Казахстане располагаются горы? (восток, юго-восток). Какие горы расположены в областях древней складчатости, новой складчатости? (Мугалжары, Мангыстауские горы, Саур-Тарбагатай, Алтай, Тянь-Шань, Жетысуский Алатау). Чем древние горы отличаются от молодых? (они старше, с округлыми вершинами и пологими склонами, покрытыми растительностью). Под влиянием внешних процессов они сильно разрушились. А на востоке и юге в складках произошли новые поднятия, произошло омоложение гор Тянь-Шань, Алтай. В таких горах произошли землетрясения в 1911 г., когда разрушился город Верный (рассказ ученика о Кеминском землетрясении 1911 г., слайды).

Следующая станция – «Взрыв». Выполните следующее задание:


Горы

Вершины

1 Мугалжары

1 Тастау

2 Тарбагатай

2 Большой Боктыбай

3 Жетысуский Алатау

3 Хант-Тенгри

4 Тянь-Шань

4 Музтау

5 Сарыарка

5 Бесбакан

6 Алтай

6 Аксоран


Релаксация: «Привал» (видеофильм «Природа Казахстана».

Следующая станция «Волшебная кладовая».

Итак, мы рассмотрели рельеф. Какого компонента не хватает в логической цепи – полезных ископаемых. Они разнообразны.

Установите соответствие:


Месторождение

Полезные ископаемые

1 Соколовско-Сарбайское

1 Нефть

2 Зыряновское

2 Газ

3 Жанажол

3 Железные руды

4 Коунрад

4 Полиметалличезские руды

5 Карагндинский бассейн

5 Медные руды

6 Тенгиз

6 Каменный уголь


Действительно, на территории Казахстана располагаются все полезные ископаемые.

Задание – «Третий лишний»:

  1. Кумколь, Тенгиз, Текели

  2. Карагнда, Экибастуз, Соколовско-Сарбайское

  3. Зыряновское, Риддерское, Каламкас

  4. Коунрад, Саяк, Доссор

Республика занимает 1 место по запасам вольфрама, 2 место – фосфоритов и хрома, 3 место – марганца, 4 - свинца, 6 место – золота, 8 – железная руда.

Загадки «Полезные ископаемые».

  1. Солнечный камень – так называли долгое время этот минерал. Почему его называли солнечным? Потому что рождался под лучами небесного светила из остатков растений. О нем давно узнали наши предки, а добывать его начали около 3 тыс. лет назад. Древним итальянцам и грекам он помогал выплавлять медь, выпаривать соль растворов. В 1696 г. солнечный камень впервые показали русскому царю Петру Первому. Когда он увидел, как горит этот камень, то воскликнул: «Сей минерал – если не нам, то потомкам нашим полезен будет!» (янтарь)

  2. Черное золото – вряд ли стоит объяснять, что это такое. Правда в глубокой древности полезное ископаемое называлось иначе: славяне называли ропанкой, греки – перолиум. Но смысл один – горное масло. С древних времен еще сохранилось название петролиум. Считают, что слово «нефть» родилось от арабского «нафта» - вытекать.

  3. Этот минерал не только важнейший пищевой продукт, но и очень ценное промышленное сырье, применяемое в различных отраслях народного хозяйства. Его применяли при выделке кож, в красильном деле, стекольном и керамическом производстве. В больших количествах расходовался при солении рыбы, мяса, овощей (поваренная соль).

  4. Этот минерал называют благородным. В ряде он выполняет функцию денег или из него делают монеты. Он входит в состав некоторых лекарств, т.е. убивает микробы. В большом количестве минерал используется для производства электрических приборов, столовой посуды (серебро).

Следующая станция – «Краеведческая»

  1. Расскажите о рельефе Актюбинской области

  2. Перечислите полезные ископаемые Актюбинской области (нефть, газ, уголь, золото, сера, медь, слюда, кобальт, калийные соли, гипс, мел).

  3. Наивысшая точка Мугалжар (г.Большой Боктыбай, 657 м).

Фрагмент видеофильма «Медный рудник в Актюбинской области».

Следующая станция – «Эколгическая».

Рассказ ученика о неблагоприятных воздействиях человека на рельеф в результате хозяйственной деятельности (слайдовый материал).

  1. Какие изменения в рельефе осуществляются на территории Актюбинской области?

  2. Что значит охранять поверхность и недра?

Слова Твардовского:

В природе шагу не ступить,

Чтоб тотчас так иль сяк

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг.

Казахстан – громадная республика, и человек все глубже проникает в недра Земли, добывая все больше полезных икопаемых. Но он не должен забывать, что все в природе необходимо привести в порядок, иначе природа мстит человеку. Древняя китайская мудрость гласит: «Мы не унаследовали Землю наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

Следующая станция – «Творческая».

Приведите примеры музыкальных, художественно-литературных произведений, авторы которых восхищались природой (писатели – Пушкин, Лермонтов, Чехов, Лесков, Гоголь; художники – Шишкин, Левитан, Рерих, Суриков, Саврасов). Читают стихи о Мугалжарах, Сарыарке.

Последняя станция – «Эрудит».


Игра «Выбери бочонок», географическое лото. Портреты объектов.


Туранская равнина

Мугалжары

Алтай

Западно-Сибирская равнина

Бетпакдала

Торгайское плато

Сарыарка

Тянь-Шань

Прикаспийская низменность

Плато Устирт


  1. П лоская равнина на северном побережье Каспия, южная часть которой ниже уровня моря на 27 м. есть соляные купола, с которыми связаны месторождения нефти и газа.

  2. Широкая равнина протянулась с запада на восток, в пределах Казахстана находится только часть ее. В центре равнину пересекает р.Сырдарья. в северной части находятся Приаральские Каракумы, Большие и Малые Барсуки, а в южной части – песчаная пустыня Таукум.

  3. Рельеф однообразен, встречаются небольшие увалы. На территории Казахстана заходит только южная ее часть.

  4. Плато, по центру которого с севера на юг идет ложбина, которую называют проливом. За свой ровный рельеф получила название столовая страна.

  5. Плато заходит на территорию Казахстана своей северо-западной частью. Отличительная особенность – со всех сторон ограничено чинками высотой до 150 м.

  6. Голодная степь или Бедственная равнина, занята солончаками и самосадочными озерами, на плато совсем нет проточных вод.

  7. Древняя разрушенная низкогорная область Казахстана. Под действием внешних сил горы разрушились и образовали причудливые формы (замки, спящий рыцарь).

  8. Горы являются продолжением Уральских гор. Состоят из двух хребтов: западный – крутой, а восточный пологий, между ними – Бершогырская впадина.

  9. Расположены между р.Бухтарма на севере и Черным Иртышом на юге. Высокогорная область с остроконечными вершинами, покрытые вечными снегами. Основное богатство – полиметаллические руды.

  10. Горы занимают юго-восток Казахстана. Склоны расчленены многочисленными ущельями, много выровненных участков – сыртов. Здесь находится высшая точка Казахстана – пик Хан-Тенгри.

Подведение итогов, домашнее задание: § 16-19 повторить. На контурную карту нанести изученные географические объекты, подписать основные формы рельефа. Уметь показывать их на карте.

Мы видим, что рельеф Казахстана разнообразен. В результате взаимодействия внешних и внутренних процессов формируется такое разнообразие рельефа.

Итоги, выставление оценок за работу на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!