III. Электрические явления 8 класс
Практическое применение закона Ома для участка цепи
“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением”.
М. Ломоносов.
Цель урока: Продолжить формирование умений учащихся решать расчетные, качественные и графические задачи на применение закона Ома для участка цепи.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить формулы, изученные на предыдущих уроках, применять математические знания к чтению и построению графиков физических процессов и расчетных задач. Научить использовать изученный материал при решении задач и выполнении практических работ.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить и обобщать. Развивать мотивы учения и интерес к физике и математике. Развивать умение видеть связь между физикой и математикой.
Воспитательные
Воспитывать любовь к ученическому труду, умение работать в парах. Воспитывать культуру математических расчетов.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Структура урока:
I. Организационный момент. Психологическая установка - 2 мин.
II. Актуализация знаний - 7 мин.
III. Решение качественных и графических задач - 9 мин.
IV. Выполнение практической работы “Определение сопротивления проводника” - 20 мин
V. Подведение итогов урока - 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая установка.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И напряжения проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, вольты, Омы!
Решим, расскажем, соберем,
Надеюсь, с пользой время проведем.
II. Актуализация знаний
Разгадайте анаграммы и найдите лишнее понятие в каждом столбце (Слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово (или словосочетание)).
1. МЕРАПЕРМТ АТАБОР ПИНЖЯРЕНАЕ ТОЛЬТЕВРМ | 2. ИЛСА ОТКА ЯЗДАР РЯМЕВ ЛЬВОТ | 3. НЕЕИРОСПТИЛОВ ЛУНКО ИНАДЛ ПАЛОЬДЩ |
Ответы:
1. АМПЕРМЕТР РАБОТА НАПРЯЖЕНИЕ ВОЛЬТМЕТР | 2. СИЛА ТОКА ЗАРЯД ВРЕМЯ ВОЛЬТ | 3. КУЛОН ПЛОЩАДЬ ДЛИНА СОПРОТИВЛЕНИЕ |
Лишнее: Амперметр – остальные понятия относятся к напряжению. | Лишнее: Вольт - единица измерения напряжения – остальные величины связаны определением силы тока. | Лишнее. Кулон - единица измерения электрического заряда – остальные величины связаны определением сопротивления. |
Что общего в анаграммах? Почему именно такие слова в них включены?
Ответ: Напряжение, сила тока и сопротивление физические величины, характеризующие электрический ток. Их объединяет закон Ома для участка цепи.
III. Решение качественных и графических задач.
Сегодня на уроке мы займемся решением практических задач на применение закона Ома для участка цепи.
Как формулируется закон Ома для участка цепи?
Ответ: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого, участка и обратно пропорциональна его сопротивлению: I= U/R.
- Какие величины в математике называются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными?
Ответ: Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз, другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном напряжении, сопротивление увеличится в 2 раза?
Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном напряжении, сопротивление уменьшится в 4 раза?
Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном сопротивлении, напряжение увеличится в 6 раз?
Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном сопротивлении, напряжение уменьшится в 8 раз?
Графическая задача
- Что является графиком прямо пропорциональной зависимости?
Ответ: Графиком прямо пропорциональной зависимости y=kx является прямая, проходящая через начало координат.
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
Ответ: I=0,4 A, U=4 B.
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
Ответ: I=0,6 A, U=6 B
Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
Ответ: RА=10 Ом, RВ=10 Ом.
Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
Ответ: I=0,8 A, R=10 Ом.
IV. Выполнение практической работы
- По какой формуле вы определили сопротивление проводника в 3-ей и 4-й задачах?
- Можно ли утверждать, что сопротивление участка цепи прямо пропорционально напряжению на его концах и обратно пропорционально сопротивлению участка?
Как тогда узнать сопротивление проводника?
- Какие приборы нам потребуются?
Ответ: Источник тока, резистор, реостат, чтобы изменять силу тока в цепи, амперметр, вольтметр, ключ и соединительные провода.
- Назовите правила включения амперметра и вольтметра в электрическую цепь?
Ответ: Амперметр включается последовательно, а вольтметр - параллельно к тому прибору, напряжение на котором необходимо измерить. Оба прибора включаются с соблюдением полярности.
- Сколько измерений потребуется произвести, чтобы результаты были наиболее точными?
Инструктаж по технике безопасности. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку.
V. Подведение итогов и рефлексия.
Закончить урок мне хотелось бы словами Декарта: «Мало знать, надо уметь применять!»
Чему вы научились сегодня на уроке?