СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Планеты Земной группы"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Планеты Земной группы"»

Тема урока: Планеты земной группы

Цели урока:

Образовательные: формирование представлений, учащихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения учащихся, развитие умений работать с дополнительной литературой, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Дать представление о строении и физических характеристиках планет земной группы.

  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.

  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Эпиграф к уроку:

«Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Между собой они делят и род: есть также и в людях

Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Венера, Сатурн и Юпитер.
Ибо в удел получаем и мы со струями эфира
Слезы и смех, гнев, желанье, дар слова и сон, и рожденье.
Слезы дает нам Сатурн, речь – Меркурий, рожденье – Юпитер;
Гнев наш от Марса, от Месяца – сон, от Венеры – желанье;
Смех же исходит от Солнца: оно заставляет смеяться
Как человеческий ум, так равно и весь мир беспредельный

Феон Александрийский

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление полученных знаний.



2. Изучение нового материала

О строении Солнечной системы вы получали знания на уроках природоведения, географии, сегодня мы поговорим о планетах Солнечной системы и попробуем найти основание или причину деления их на планеты земного типа и планеты-гиганты. Давайте обратимся к таблице:




Название

планет

Экваториальный диаметр

Среднее расстояние от Солнца



Количест-во

спутников

Сидери-ческий период

Средняя плотность

км

в диаметрах Земли

млн. км

а. е.

годы

1000 кг/м3

Меркурий

4900

0,38

58

0,387

-

0,24

5,5

Венера

12100

0,95

108

0,723

-

0,61

5,2

Земля

12756

1,00

150

1,000

1

1,00

5,5

Марс

6800

0,53

228

1,524

2

1,88

3,9

Юпитер

142000

11,2

778

5,203

63

11,86

1,3

Сатурн

120000

9,5

1426

9,539

62

29,46

0,7

Уран

50000

3,9

2869

19,18

27

84,02

1,4

Нептун

50000

3,9

4496

30,06

13

164,8

1,6

Плутон

2800

0,2

5900

39,44

1

247,7

2,0

Сначала обратим внимание на расположение планет от Солнца, единственной звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?

Очень похожи по размерам Меркурий, Венера, Земля, Марс - это планеты земного типа.

Планеты земной группы небольшие по размерам и массе, имеют высокую среднюю плотность, они имеют твердую поверхность и состоят из тяжелых химических элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют малое количество естественных спутников

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с планетами земной группы. 
Вопрос классу: 
- Как вы думаете, зачем нам, землянам, нужно изучать другие планеты? (Чтобы искать пути возможного исследования и практического использования этих планет, чтобы ценить нашу планету за те условия, которые позволяют существовать жизни на ней.)

На протяжении многих лет источником знаний о планетах были визуальные, фотографические, фотометрические и спектральные наблюдения. В настоящее время данные этих наблюдений весьма существенно уточнены и дополнены благодаря радиоастрономическим наблюдениям и исследованиям с помощью космических аппаратов.
Учащимся было предварительно предложено подготовить сообщения о природе одной из планет земной группы. Выступления начать с планеты

Земля. Другие планеты рассматриваются на основе сравнения с Землей. Во время выступления одного из учеников другие слушают выступление и заполняют обобщающую таблицу в рабочей тетради








Физические характеристики планет



Масса (в массах Земли)









Меркурий 


0,055









Венера 


0,816









Земля 


1,000









Марс 


0,107


Диаметр (в диаметрах Земли


0,382


0,949


1,000


0,532


Плотность, кг/м3


5,43


5,24


5,52


3,95


Период вращения


58,8 суток


243 суток

(обратное)


23 ч

56 мин


24 ч

37 мин


Атмосфера:


  • давление





  • химический состав


^ Практически нет


95 атм


1 атм


1/150 атм


96,5 % СО2,

3,5 % N2


78 % N2,

21 % О2

и др.


95 % СО2,

2,5 % N2

и др.


Температура поверхности, 0С


+430 днем;

-170 ночью


+480


От +60 до +17 днем;

-80 ночью


От +15 до -60 днем; 

-120 ночью


Число спутников


-


-


1


2


Названия спутников


-


-


Луна 


Фобос, Деймос



После заполнения таблицы ученики делают выводы, в которых указываются сходства и различия между планетами земной группы.

Выводы: так как Меркурий практически лишен атмосферы, то на его поверхности наблюдается рекордный перепад температур (более чем на 5000С). Пылевые бури на Марсе напоминают нам, что на Земле необходимо ограничить выбросы пыли и промышленных отходов в атмосферу, что позволит сохранить привычные условия существования и развития жизни. При рассмотрении атмосфер планет земной группы следует обратить внимание учащихся на образование облачного покрова Венеры. Изучение облаков не Венере имеет не только большой научный, но и практический интерес в связи с проблемой защиты окружающей среды от загрязнений на земле. Дело в том, что венерианский туман сходен по ряду свойств с земными туманами-смогами, вызванными промышленными и транспортными выбросами в атмосферу. Земные смоги, нарушающие экологическое равновесие и вызывающие многие нежелательные последствия, возникают в результате накопления в воздухе сернистого ангидрида, который окисляясь, образует капельки серной кислоты. Под действие солнечного излучения такой туман не рассеивается, а даже сгущается. Разобравшись в сложных процессах, которые происходят в облаках Венеры, ученые могут внести вклад в решение проблемы защиты атмосферного воздуха от загрязнения.


3.Закрепления материала

Для закрепления материала урока учащимся дается задание, которое они могут выполнять, пользуясь учебником.
Закончите предложения.


Вариант 1.

    1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.

    2. Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.

    3. Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.

    4. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.

    5. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.


Вариант 2.

  1. Планета, суточный перепад температур поверхности, которой составляет около 1000 С, - это Марс.

  2. Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.

  3. Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.

  4. Практически не имеют атмосферы планеты Меркурий и Плутон.

  5. Планета, обладающая биосферой, - это Земля.





Рефлексия. Оценка выступлений. Учащиеся дают оценку плодотворности своей деятельности на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!