Изобразительное искусство -5 класс.
Тема урока: « Хохлома». 2 урок
Цель урока : Изучение декоративно – прикладного искусства на примере художественного промысла « Хохлома» , развитие художественного мышления.
Задачи урока:
-сравнение изделий разных промыслов.
-изучение зарождения хохломского промысла.
- повторение и изучение особенностей хохломской росписи и решение проблемной ситуации.
-изучение навыков выполнения хохломской росписи и просмотр мастер-класса.
-выполнение разноуровневых практических заданий.
План урока
1.Организационный момент(1-3 мин.)
2.Цели и задачи урока.
3.Секретная посылка.
4.Физкультминутка.
5.Решение проблемной ситуации.
6.Мастер-класс.
7.Выполнение практического задания.
8.Выставка юных мастеров.
9.Конец урока. Итоги урока.
Оборудование урока: для учителя-изделия гжельских и хохломских мастеров,коробка- посылка с деревянными ложками, деревянные или металлические ложки для всех учеников, учебники 5 класса , специальная литература и компьютер,карточки-задания,лист белой бумаги и кисть с красками,презентация мастер-класса,музыкальное видео росписи хохломской тарелки и выступление танцевального ансамбля " Хохлома".
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ - 1-ряд- акварельные краски, кисточки и баночки для воды, эскизы хохломской посуды,2-ряд- акварельные краски, кисточки и баночка для воды, шаблоны посуды с хохломской росписью,3- ряд- шаблоны посуды из цветного картона ,элементы хохломской росписи из цветной бумаги, клей ножницы .Показываю два предмета из промыслов Гжели и Хохломы и задаю вопросы.
-1.Что у меня в руках? (посуда)
-2.Для чего она? (для еды ,питья)
-3.Она для постоянного пользования или нет? (нет)
-4.А еще для чего она? (для красоты , украшения дома)
-5.Чем отличаются предметы друг от друга ?(материалом ,узорами ,цветом)
-Назовите промыслы которым принадлежит посуда.(Гжель ,Хохлома)
Вот это посуда хохломская (показываю).
К нам прислали посылку из Семенова (достаю посылку).Посылка секретная.
В ней находится то ,что изготовляли в Семенове до хохломской посуды.
Это использовалось в быту и как музыкальный инструмент .Что же находится в посылке?
(Правильно ,деревянные ложки)Проводим физкультминутку с деревянными ложками под музыку.
А теперь мы должны перейти к практическому заданию – выполнить роспись или композицию по мотивам хохломской росписи. Но, как и что мы должны изображать на своей работе ,чем украшать свои эскизы и какие использовать цвет ,чтобы получилось как у хохломских мастеров? Вот такая у нас возникла проблемная ситуация.
Об этом вы должны узнать сами. С учебниками работает 2 и 3 ряд,1 ряд со специальной литературой и компьютерами. Подготовить краткий рассказ. На выполнение задания вам дается 5-7 минут .На карточках заданиях на партах написаны вопросы.
Слушаем сообщения. Показываю краткий мастер-класс выполнения хохломской росписи кистью на листе бумаги.
Приступаем к выполнению практической работы.
1 ряд выполняет задание повышенной сложности .Учащиеся расписывают свои эскизы.
2 ряд –задание основного уровня .Выполняют роспись выполненной ими на шаблоне композиции.3 ряд -основного уровня .Выполняют композицию в технике аппликации на цветном картонном шаблоне.
При выполнении задания на экране демонстрируется мастер-класс «Выполнение элементов травного узора хохломской росписи».
Зачитываю рекомендации мастеров своим ученикам по выполнению росписи:
На экране демонстрируется музыкальная композиция «Роспись хохломской тарелки».
Закончив задание, учащиеся помещают свои работы в «Музей юных мастеров» на доску. Показывается музыкальное видео с участием танцевального ансамбля Хохлома.