СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Гидролиз"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Гидролиз"»

Урок по химии

ТЕМА: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ».

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить сущность процесса гидролиза солей в

водных растворах.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Задачи обучения: Сформировать представление о процессе гидролиза

солей.

Расширить знания о химических свойствах солей. Научить учащихся

составлять уравнения гидролиза солей. Продолжить ознакомление с

особенностями процесса научного познания, этапами и методами

исследовательской деятельности (наблюдение, эксперимент).

Задачи развития: Совершенствовать умение работать с учебными

материалами, выделять главное, сравнивать состав и свойства солей,

прогнозировать реакцию среды водного раствора соли на основе анализа

её состава. Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Задачи воспитания: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе

парной и коллективной работы, развивать самостоятельность.

Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости

привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов,

происходящих в окружающем мире.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и

лабораторными опытами, направленный на изучение нового материала.

МЕТОДЫ: частично поисковый, практический, проблемный.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: организация повторения

материала по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»,

проведение демонстрационного химического эксперимента, организация

деятельности учащихся по прведению лабораторных опытов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: слушают и

анализируют устные ответы одноклассников, анализируют и делают

выводы по химическому эксперименту, который показывает учитель,

выполняют лабораторные опыты, ведут записи в рабочих листах,

работают у доски.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, магнитная доска,

химическое оборудование и химические вещества, раздаточный

материал, рабочие листы.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный этап

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей и

задач урока.

  • Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы», «Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».

  • Формулирование целей урока.

3. Операционно – исполнительский этап.

Цель данного этапа: через эвристическую беседу, компьютерную презентацию, демонстрационный химический эксперимент и лабораторные опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по теме «Гидролиз солей».

  • Исследование среды растворов солей с помощью индикатора (демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;

  • Составление уравнений гидролиза солей;

  • Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления изученного материала (выполнение лабораторной работы);

  1. Оценочно-рефлексивный этап:

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися знаниями и умениями, и способами действий, констатировать достижение поставленных целей.

    • Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.

    • Подведение итогов занятия.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас на своем уроке и надеюсь на успешное сотрудничество. На партах у вас есть рабочие листы, в которых вы будете работать в течение урока, а так же раздаточные таблицы.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей и задач урока.

  • Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы», «Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».

  • Формулирование целей урока.

В курсе биологии 10 класса вы изучали органические вещества, которые входят в состав клетки и живого организма в целом. Назовите их.

- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и т.д.

Вы знаете, что в живых организмах с этими веществами протекают различные процессы, в том числе и данные на слайде. Слайд 2. Назовите этот процесс.

- гидролиз жиров, гидролиз белков.

Гидролизу подвергаются не только органические вещества, входящие в состав клетки, но и такие вещества, как соли. И сегодня мы с вами изучим гидролиз солей. Слайд 3.

Данная тема прописана у вас в рабочих листах. Гидролиз солей – это заключительная тема в блоке «Химические реакции». Поэтому сейчас мы с вами посмотрим, какие определения вы уже знаете и что бы вы хотели знать ещё?

Беседа с заполнением схемы на доске:

Знаем

Хотели бы узнать

Электролиты

Индикаторы

Среда растворов

Гидролиз

Уравнения реакций гидролиза

Определение среды растворов солей


А, теперь пользуясь схемой на доске, определим цели урока:

Что нам нужно изучить?

Чему мы должны научиться?

Слайд 4.

Учащиеся, пользуясь составленной на доске схемой, формулируют цель и задачи урока.

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, какие понятия и термины мы должны повторить?

- Электролиты?

Вы знаете, что электролиты бывают сильные и слабые.

- Обратите внимание на слайд 5. Какие по силе кислоты показаны, синим цветом, а какие красным?

- Какие по силе основания показаны, синим цветом, а какие красным? Слайд 6.

- Какую среду могут иметь растворы? Слайд 7.

- Индикаторы? Какие индикаторы вы знаете? Окраска этих индикаторов в кислотной, щелочной и нейтральной среде?

- Средние соли? Слайд 8.

Вы знаете, что соли образуются при химическом взаимодействии кислот и оснований (в ходе реакции нейтрализации). Слайд 9.

Сколько типов солей может образоваться в данной реакции?

Основание

Кислота

сильная

слабая

Сильное

I

II

Слабое

III

IV


  1. Операционно – исполнительский этап.

Цель данного этапа: через эвристическую беседу, компьютерную презентацию, демонстрационный химический эксперимент и лабораторные опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по теме «Гидролиз солей».

  • Исследование среды растворов солей с помощью индикатора (демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;

  • Составление уравнений гидролиза солей с помощью алгоритма, решение проблемы;

  • Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления изученного материала (выполнение лабораторной работы);

  • Значение и применение гидролиза в различных областях человеческой деятельности (беседа с использованием компьютерной презентации).

При растворении в воде соли могут подвергаться гидролизу. Так что же такое гидролиз? Слайд 10. Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» - вода, «лизис» - разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой. Думаю, к концу урока нам удастся полностью сформулировать определение понятия «гидролиз».

Демонстрационный опыт.

Предлагаю вашему вниманию небольшой эксперимент. В трех стаканах находится дистиллированная вода. Как видите, среда – нейтральная, т.к. окраска лакмоида фиолетовая. Растворим в 1 стакане хлорид цинка, во-втором – нитрит калия, в третьем – хлорид натрия. О чем свидетельствует изменение окраски растворов? Запишите вывод в рабочие листы.

Вывод:

в 1-м стакане (ZnCl2) – среда кислая, значит, присутствуют ионы____________

во 2-м стакане (KNO2) - среда щелочная, значит, присутствуют ионы____________.

в третьем стакане (NaCl) – среда _______________.

Откуда в данных растворах появились ионы водорода и гидроксид – ионы?


1) Для того, чтобы разобраться, почему после растворения хлорида цинка в воде образовались ионы водорода, нам необходимо составить уравнение гидролиза соли. Распишем уравнение гидролиза в таблицу-матрицу рабочего листа.

  • Напишем уравнение диссоциации соли:

2+ -

Z nCl2 Zn + 2C l

слаб. осн. силь.кис-та

  • Данная соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Остаток слабого электролита взаимодействует с ионами воды:

2+ + - + +

Zn + HOН ZnОН + H В результате гидролиза образуется слабый электролит?


Среда раствора – кислотная, рН


Какой вывод можно сделать:

Соли образованные слабым основанием и сильной кислотой в растворе дают кислотную среду, гидролиз идет по катиону.


2) А сейчас рассмотрим, почему после растворения нитрита калия в воде образовались гидроксид-ионы. Составим уравнение гидролиза соли. К доске выходит учащийся.

+ -

KNO2 К + NO2

силь.осн. слаб.кис-та


- + - -

NO2 + HOН НNO2 + ОН В результате гидролиза образуется слабый

электролит?

Среда раствора – щелочная, рН 7.

Какой вывод можно сделать:

Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой в растворе дают щелочную среду, гидролиз идет по аниону.


3) И в третьем стакане мы растворили хлорид натрия, но изменений не было. Рассмотрим данный случай:

+ -

N aCl Na + Cl

Соль состоит из остатков сильной кислоты и сольного основания, может ли в данном случае образоваться слабый электролит? Следовательно, гидролиз не протекает.

Какой вывод можно сделать?


Соли образованные сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергаются, среда раствора нейтральная.


4) Какой тип соли мы еще не рассмотрели? Соли образованные слабой кислотой и слабым основанием рассмотрите на следующем уроке.


Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз».

Проанализируйте записи уравнений гидролиза солей, к какому типу отнесем данные реакции?

- реакции ионного обмена.

Что является движущей силой гидролиза?

- образование слабого электролита.

Кто может сформулировать это определение?

Гидролиз – это реакция обмена между солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.


Запишите определение в рабочие листы. Слайд 11.


А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу.


Учащиеся выполняют лабораторный опыт, пользуясь инструкцией, заполняют таблицу – в рабочем листе. К доске выходят три ученика и записывают уравнения гидролиза.

Давайте, ребята разберемся, можно ли по составу соли, не записывая уравнения, сделать заключение о возможности ее гидролиза? Слайд 12.


Учащиеся учатся по формуле соли предсказывать и объяснять изменения среды их растворов.


  1. Оценочно-рефлексивный этап:

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися знаниями и умениями, и способами действий, констатировать достижение поставленных целей.

    • Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.

    • Подведение итогов занятия.

1 вариант


2 вариант

  1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.


2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабого электролита;

В) в образовании молекул сильных электролитов.


3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.


4. Лакмусовый индикатор в растворе Al(NO3)3 приобретает:

А) синюю окраску;

Б) красную окраску;

В) окраску не изменяет.


5. Какая из солей гидролизу не подвергается:

А) FeSO4;

Б) Na2SiO3;

B) КNO3.


  1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.


2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании молекул сильных электролитов;

В) в образовании слабого электролита.


3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную среду.


4. Лакмусовый индикатор в растворе Na2SO3 приобретает:

А) синюю окраску;

Б) красную окраску;

В) окраску не изменяет.


5. Какая из солей гидролизу не подвергается:

А) CaCl2;

Б) К3PO4;

B) FeCl2.


Выполнение тестового задания.

Подведение итогов выполнения задания. Верные ответы и ключ для оценки

успешности выполнения теста на слайде. Слайд 13.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . Слайд 14.


Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?

Что вы узнали, чему научились?


Домашнее задание:

В домашнем задании я вам предлагаю 2 задания базового уровня, два повышенной сложности и одно творческое. Самостоятельно выберите 2 упражнения и выполните их к следующему уроку.

  1. Заполните таблицу:

    Название соли

    Уравнение гидролиза

    Среда

    раствора

    Окраска

    лакмусовой

    бумаги


    Нитрат цинка






    Сульфат калия






    Сульфид натрия






  2. Изменится ли окраска растворов следующих солей после добавления фенолфталеина:

KI, AlCl3, K2SO3, (NH4)2SO4, NaCN?

Напишите уравнения реакций гидролиза.

3.* Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а водопроводная – слабощелочную? Выясните из дополнительных источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте уравнения их гидролиза.

4.* В раствор хлорида цинка поместили кусочек цинка, появились пузырьки газа. Что это за газ? Объясните процессы, происходящие в растворе.

5*. Найдите материал о значении и практическом применении гидролиза в различных областях деятельности человека. Сделайте презентацию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. «Современные открытые уроки химии», Ростов-на – Дону, «Феникс», 2002г.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. «Настольная книга учителя. Химия 11 класс», Москва, «Дрофа», 2003г.

  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия. 10 класс», Москва, «Оникс 21 век», 2004г.

  4. Научно-методический журнал «Химия в школе» №8, 2008 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!