Урок по химии
ТЕМА: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ».
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить сущность процесса гидролиза солей в
водных растворах.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Задачи обучения: Сформировать представление о процессе гидролиза
солей.
Расширить знания о химических свойствах солей. Научить учащихся
составлять уравнения гидролиза солей. Продолжить ознакомление с
особенностями процесса научного познания, этапами и методами
исследовательской деятельности (наблюдение, эксперимент).
Задачи развития: Совершенствовать умение работать с учебными
материалами, выделять главное, сравнивать состав и свойства солей,
прогнозировать реакцию среды водного раствора соли на основе анализа
её состава. Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Задачи воспитания: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе
парной и коллективной работы, развивать самостоятельность.
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости
привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов,
происходящих в окружающем мире.
ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и
лабораторными опытами, направленный на изучение нового материала.
МЕТОДЫ: частично поисковый, практический, проблемный.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: организация повторения
материала по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»,
проведение демонстрационного химического эксперимента, организация
деятельности учащихся по прведению лабораторных опытов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: слушают и
анализируют устные ответы одноклассников, анализируют и делают
выводы по химическому эксперименту, который показывает учитель,
выполняют лабораторные опыты, ведут записи в рабочих листах,
работают у доски.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, магнитная доска,
химическое оборудование и химические вещества, раздаточный
материал, рабочие листы.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный этап
Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей и
задач урока.
Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы», «Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».
Формулирование целей урока.
3. Операционно – исполнительский этап.
Цель данного этапа: через эвристическую беседу, компьютерную презентацию, демонстрационный химический эксперимент и лабораторные опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по теме «Гидролиз солей».
Исследование среды растворов солей с помощью индикатора (демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;
Составление уравнений гидролиза солей;
Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления изученного материала (выполнение лабораторной работы);
Оценочно-рефлексивный этап:
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися знаниями и умениями, и способами действий, констатировать достижение поставленных целей.
Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас на своем уроке и надеюсь на успешное сотрудничество. На партах у вас есть рабочие листы, в которых вы будете работать в течение урока, а так же раздаточные таблицы.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей и задач урока.
Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы», «Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».
Формулирование целей урока.
В курсе биологии 10 класса вы изучали органические вещества, которые входят в состав клетки и живого организма в целом. Назовите их.
- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и т.д.
Вы знаете, что в живых организмах с этими веществами протекают различные процессы, в том числе и данные на слайде. Слайд 2. Назовите этот процесс.
- гидролиз жиров, гидролиз белков.
Гидролизу подвергаются не только органические вещества, входящие в состав клетки, но и такие вещества, как соли. И сегодня мы с вами изучим гидролиз солей. Слайд 3.
Данная тема прописана у вас в рабочих листах. Гидролиз солей – это заключительная тема в блоке «Химические реакции». Поэтому сейчас мы с вами посмотрим, какие определения вы уже знаете и что бы вы хотели знать ещё?
Беседа с заполнением схемы на доске:
Знаем | Хотели бы узнать |
Электролиты Индикаторы Среда растворов | Гидролиз Уравнения реакций гидролиза Определение среды растворов солей |
А, теперь пользуясь схемой на доске, определим цели урока:
Что нам нужно изучить?
Чему мы должны научиться?
Слайд 4.
Учащиеся, пользуясь составленной на доске схемой, формулируют цель и задачи урока.
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, какие понятия и термины мы должны повторить?
- Электролиты?
Вы знаете, что электролиты бывают сильные и слабые.
- Обратите внимание на слайд 5. Какие по силе кислоты показаны, синим цветом, а какие красным?
- Какие по силе основания показаны, синим цветом, а какие красным? Слайд 6.
- Какую среду могут иметь растворы? Слайд 7.
- Индикаторы? Какие индикаторы вы знаете? Окраска этих индикаторов в кислотной, щелочной и нейтральной среде?
- Средние соли? Слайд 8.
Вы знаете, что соли образуются при химическом взаимодействии кислот и оснований (в ходе реакции нейтрализации). Слайд 9.
Сколько типов солей может образоваться в данной реакции?
Основание | Кислота |
сильная | слабая |
Сильное | I | II |
Слабое | III | IV |
Операционно – исполнительский этап.
Цель данного этапа: через эвристическую беседу, компьютерную презентацию, демонстрационный химический эксперимент и лабораторные опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по теме «Гидролиз солей».
Исследование среды растворов солей с помощью индикатора (демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;
Составление уравнений гидролиза солей с помощью алгоритма, решение проблемы;
Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления изученного материала (выполнение лабораторной работы);
Значение и применение гидролиза в различных областях человеческой деятельности (беседа с использованием компьютерной презентации).
При растворении в воде соли могут подвергаться гидролизу. Так что же такое гидролиз? Слайд 10. Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» - вода, «лизис» - разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой. Думаю, к концу урока нам удастся полностью сформулировать определение понятия «гидролиз».
Демонстрационный опыт.
Предлагаю вашему вниманию небольшой эксперимент. В трех стаканах находится дистиллированная вода. Как видите, среда – нейтральная, т.к. окраска лакмоида фиолетовая. Растворим в 1 стакане хлорид цинка, во-втором – нитрит калия, в третьем – хлорид натрия. О чем свидетельствует изменение окраски растворов? Запишите вывод в рабочие листы.
Вывод:
в 1-м стакане (ZnCl2) – среда кислая, значит, присутствуют ионы____________
во 2-м стакане (KNO2) - среда щелочная, значит, присутствуют ионы____________.
в третьем стакане (NaCl) – среда _______________.
Откуда в данных растворах появились ионы водорода и гидроксид – ионы?
1) Для того, чтобы разобраться, почему после растворения хлорида цинка в воде образовались ионы водорода, нам необходимо составить уравнение гидролиза соли. Распишем уравнение гидролиза в таблицу-матрицу рабочего листа.
2+ -
Z nCl2 Zn + 2C l
слаб. осн. силь.кис-та
Данная соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Остаток слабого электролита взаимодействует с ионами воды:
2+ + - + +
Zn + HOН ↔ ZnОН + H В результате гидролиза образуется слабый электролит?
Среда раствора – кислотная, рН
Какой вывод можно сделать:
Соли образованные слабым основанием и сильной кислотой в растворе дают кислотную среду, гидролиз идет по катиону.
2) А сейчас рассмотрим, почему после растворения нитрита калия в воде образовались гидроксид-ионы. Составим уравнение гидролиза соли. К доске выходит учащийся.
+ -
KNO2 К + NO2
силь.осн. слаб.кис-та
- + - -
NO2 + HOН↔ НNO2 + ОН В результате гидролиза образуется слабый
электролит?
Среда раствора – щелочная, рН 7.
Какой вывод можно сделать:
Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой в растворе дают щелочную среду, гидролиз идет по аниону.
3) И в третьем стакане мы растворили хлорид натрия, но изменений не было. Рассмотрим данный случай:
+ -
N aCl Na + Cl
Соль состоит из остатков сильной кислоты и сольного основания, может ли в данном случае образоваться слабый электролит? Следовательно, гидролиз не протекает.
Какой вывод можно сделать?
Соли образованные сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергаются, среда раствора нейтральная.
4) Какой тип соли мы еще не рассмотрели? Соли образованные слабой кислотой и слабым основанием рассмотрите на следующем уроке.
Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз».
Проанализируйте записи уравнений гидролиза солей, к какому типу отнесем данные реакции?
- реакции ионного обмена.
Что является движущей силой гидролиза?
- образование слабого электролита.
Кто может сформулировать это определение?
Гидролиз – это реакция обмена между солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.
Запишите определение в рабочие листы. Слайд 11.
А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт, пользуясь инструкцией, заполняют таблицу – в рабочем листе. К доске выходят три ученика и записывают уравнения гидролиза.
Давайте, ребята разберемся, можно ли по составу соли, не записывая уравнения, сделать заключение о возможности ее гидролиза? Слайд 12.
Учащиеся учатся по формуле соли предсказывать и объяснять изменения среды их растворов.
Оценочно-рефлексивный этап:
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися знаниями и умениями, и способами действий, констатировать достижение поставленных целей.
Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
1 вариант | 2 вариант |
Гидролиз солей – это: А) обменная реакция соли с водой; Б) растворение соли в воде; В) диссоциация соли в воде. 2. Сущность гидролиза заключается: А) в диссоциации молекул соли на ионы; Б) в образовании слабого электролита; В) в образовании молекул сильных электролитов. 3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет А) кислотную среду; Б) щелочную среду; В) нейтральную нейтральную среду. 4. Лакмусовый индикатор в растворе Al(NO3)3 приобретает: А) синюю окраску; Б) красную окраску; В) окраску не изменяет. 5. Какая из солей гидролизу не подвергается: А) FeSO4; Б) Na2SiO3; B) КNO3. | Гидролиз солей – это: А) растворение соли в воде; Б) обменная реакция соли с водой; В) диссоциация соли в воде. 2. Сущность гидролиза заключается: А) в диссоциации молекул соли на ионы; Б) в образовании молекул сильных электролитов; В) в образовании слабого электролита. 3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет А) кислотную среду; Б) щелочную среду; В) нейтральную среду. 4. Лакмусовый индикатор в растворе Na2SO3 приобретает: А) синюю окраску; Б) красную окраску; В) окраску не изменяет. 5. Какая из солей гидролизу не подвергается: А) CaCl2; Б) К3PO4; B) FeCl2. |
Выполнение тестового задания.
Подведение итогов выполнения задания. Верные ответы и ключ для оценки
успешности выполнения теста на слайде. Слайд 13.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . Слайд 14.
Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?
Что вы узнали, чему научились?
Домашнее задание:
В домашнем задании я вам предлагаю 2 задания базового уровня, два повышенной сложности и одно творческое. Самостоятельно выберите 2 упражнения и выполните их к следующему уроку.
Заполните таблицу:
Название соли | Уравнение гидролиза | Среда раствора | Окраска лакмусовой бумаги |
Нитрат цинка | | | |
Сульфат калия | | | |
Сульфид натрия | | | |
Изменится ли окраска растворов следующих солей после добавления фенолфталеина:
KI, AlCl3, K2SO3, (NH4)2SO4, NaCN?
Напишите уравнения реакций гидролиза.
3.* Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а водопроводная – слабощелочную? Выясните из дополнительных источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте уравнения их гидролиза.
4.* В раствор хлорида цинка поместили кусочек цинка, появились пузырьки газа. Что это за газ? Объясните процессы, происходящие в растворе.
5*. Найдите материал о значении и практическом применении гидролиза в различных областях деятельности человека. Сделайте презентацию.
ЛИТЕРАТУРА
Сгибнева Е.П., Скачков А.В. «Современные открытые уроки химии», Ростов-на – Дону, «Феникс», 2002г.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. «Настольная книга учителя. Химия 11 класс», Москва, «Дрофа», 2003г.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия. 10 класс», Москва, «Оникс 21 век», 2004г.
Научно-методический журнал «Химия в школе» №8, 2008 год.