СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Дальний Восток". 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные приемы работы на уроке по теме "Дальний Восток".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Дальний Восток". 9 класс»

9 класс.

Экономическая и социальная география России.

Хозяйство и экономические районы.


Тема урока: Дальний Восток. Факторы формирования и природа района.

Цель урока - сформировать представление об ЭГП Дальнего Востока, вспомнить о природных условиях, выявить наличие природных ресурсов на территории, определить их месторождения.

Ход урока.

  1. Оргмомент. План урока.

Учитель:

- Сегодня вы будете работать следующим образом. У вас есть оценочные листы, в которых за каждое выполненное задание, будете получать оценку. В конце урока все оценки суммируются. Средняя оценка и будет ваша оценка за работу на уроке.


Фамилия, имя___________________________________________________________________


Состав Дальнего Востока

Опреде-ление ГП

Природа

Природные ресурсы

Опреде-ление ЭГП

Благопр. неблагр.

черты, особен-ности ЭГП


Цифро-вой диктант

Ответ на уроке

Общая оценка














  1. Изучение темы.

План изучения темы:

  1. Административный состав Дальнего Востока.

  2. Определение ГП территории.

  3. Природа экономического района.

  4. Природные ресурсы экономического района.

  5. ЭГП Дальнего Востока.

  6. Благоприятные и неблагоприятные черты, особенности ЭГП экономического района.

  1. Административный состав Дальнего Востока.

Состав района.

Учитель:

- Найдите субъекты РФ, входящие в состав Дальнего Востока на карте России, запишите в тетрадь в столбик, напишите напротив субъектов их центры.

Приморский край - Владивосток

Хабаровский край - Хабаровск

Амурская область - Благовещенск

Камчатский край (Камчатская область + Корякский автономный округ) – Петропавловск-Камчатский

Магаданская область - Магадан

Еврейская автономная область - Биробиджан

Чукотский автономный округ - Анадырь

Сахалинская область – Южно-Сахалинск

Далее один учащийся показывает на карте у доски, все остальные находят на карте в атласах.

Учитель:

- Оцените себя, как вы смогли поработать в новой ситуации (выставление оценок в оценочный лист).

  1. Определение ГП территории (работа с картой).

Учитель:

- Определите по карте ГП Дальнего Востока. Один ученик определяет по карте, остальные в парах на местах определяют и рассказывают друг другу.

Дальний Восток – самая восточная часть, протянулся с севера на юг, вдоль побережья Тихого океана. Территорию можно поделить на три части: материковую (большая часть Дальнего Востока), полуостровная (полуострова Камчатка, Чукотка) и островная (о. Сахалин, Курильские острова). Отделяется от Японии двумя проливами: Кунаширский и Лаперуза, от США – Беринговым проливом.

Учитель: - Оцените в парах работу с картой (выставление оценок в оценочный лист).

3. Природа района.

Задание: Составьте характеристику природы района (дается конверт с заданием, привести в соответствие параметры и характеристики относящиеся только к Дальнему Востоку, выписать ответы на листок: ПРИМЕР 1-а, 2-б, листки собираются и проверяются учителем, оценки выставляются учителем в оценочный лист).


Параметры:

ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

1

КЛИМАТ

2

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

3

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

4

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

5

МОРЯ

6

ЖИВОТНЫЙ МИР

7

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

8


Характеристики:

Практически вся территория относится к области кайнозойской складчатости, на западе и юге - горы мезозойской складчатости.

А

Равнинная территория, на юге горы кайнозойской, герцинской и мезозойской складчатости


Б

Преобладают горы: Сихотэ-Алинь, Джугджур, Срединный хребет, Корякское и Чукотское нагорья,


В

На юге преобладают горы, на севере - низменность. В основании Среднесибирское плоскогорье.

Г

Климат сменяется с севера на юг, но сильное влияние оказывает Тихий океан; в целом климат характеризуется как муссонный

Е

Климат сменяется с севера на юг: на севере преобладает арктический и субарктический климат, на юге резко континентальный


Д

Произрастает японская береза даурская лиственница, виноград, корейская сосна

П

Произрастает ель обыкновенная, ель сибирская, карельская береза

Л

Природные зоны сменяются с севера на юг: от тундр до переменно-влажных и муссонных лесов.

Р

Природные зоны сменяются с севера на юг: от южной тайги на севере до полупустынь и пустынь на юге.

Н

На территории обитают кабарга, уссурийский тигр, амурский тигр, черный медведь, амурские антилопы, пятнистый олень

К

На территории обитают песчаные грызуны, дрофа, лисица-фенек.



И

Омывается территория Охотским, Беринговым, Чукотским, Японским морями

М

Омывается территория Баренцевым, Белым, Балтийским, Карским морями


О

Реки: Амур, Зея, Бурея, Анадырь,

Озера: Ханка

З

Реки: Енисей, Лена, Оленек, Хатанга

Озера: Байкал, Таймыр

Ж


Ответы: 1-в, 2-е, 3-а, 4-п, 5-р, 6-м, 7-к, 8-з


4.Природные ресурсы (работа с картой).

Задание: На карточках даны месторождения ресурсов, к ним нужно подписать вид ресурса.

Природные ресурсы Дальнего Востока

горы Сихотэ-Алинь

Полиметаллические руды

река Бурея


река Амур


остров Сахалин


Срединный хребет


Охотское море



После выполнения задания, один учащийся выходит к доске: показывает месторождения и называет вид ресурса. Остальные проверяют.

Учитель:

- Оцените себя, насколько правильно вы смогли определить вид ресурса.

5. ЭГП Дальнего Востока.

Учитель:

- Определите ЭГП Дальнего Востока по плану.


План характеристики ЭГП территории.

1. Определите границы района.

2. Определите соседние государства.

3. Определите соседние экономические районы.

4. Транспортно-географическое положение (положение по отношению к океанам, пересечение территории крупными реками)

После выполнения задания, один учащийся у доски показывает по карте ЭГП, остальные проверяют.

Учитель:

- Оцените себя: насколько правильно вы сделали работу. Поставьте оценку в свой оценочный лист.

6. Благоприятные и неблагоприятные черты, особенности ЭГП экономического района.

Учитель:

- Определите благоприятные и неблагоприятные черты и особенности ЭГП данного экономического района. Заполните таблицу в тетради

Благоприятные черты ЭГП

Неблагоприятные четы ЭГП

Особенности ЭГП

- выход в Тихий океан






- суровые природные условия

- значительно вытянут с севера на юг


Далее на каждый вопрос по одному ученику из класса отвечают.

Учитель:

- Проверьте насколько правильно вы смогли определить черты и особенности ЭГП. Поставьте себе оценку в оценочный лист.


7. Закрепление

Цифровой диктант. Пишется на отдельном листке, листки сдаются учителю, учитель выставляет оценки в оценочный лист.

  1. Насколько частей делится территория Дальнего Востока?

  2. Сколько сухопутных государств граничит с Дальним Востоком

  3. Сколько проливов отделяет Дальний Восток от Японии?

  4. Сколько государств граничит с Дальним Востоком по морю?

  5. Сколько проливов отделяют Дальний Восток от Северной Америки?

  6. Сколько океанов омывают территорию?

  7. Сколько морей Тихого океана омывает территорию Дальнего Востока?

  8. Сколь крупных полуостровов есть на Дальнем Востоке?

  9. Сколько областей входить в состав Дальнего Востока?

  10. Сколько автономных округов входит в состав Дальнего Востока?

Ответы: 3,2,2,2,1,2,3,2,3,1.


7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8.Домашнее задание. Параграф 58,59, заполнить контурные карты: выделить границы, отметить состав Дальнего Востока, заштриховать части (материковую, островную полуостровную), подписать полуострова, острова, моря, океаны, отметить соседние государства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!