СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии в 8 классе. Тема: Личный и семейный бюджет.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является комбинированным. Учитель обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Личный и семейный бюджет», а также вводит новые понятия темы. Урок разработан в технологии развития критического мышления. В сценарии урока продуманы действия учителя, побуждающие обучающихся проявлять имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия.

Учитывая разный уровень интеллектуальных способностей обучающихся, используются разно уровневые задания: на репродуктивном и реконструктивном уровнях (например, при решении заданий на карточках-заданиях, а также математических задач).

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии в 8 классе. Тема: Личный и семейный бюджет.»











Разработка урока технологии

8 класс

Тема: « Личный и семейный бюджет»

Учебник :

«Технология» 8 кл. для обучающихся общеобразовательных учреждений 2-е изд. перераб. / Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2010









Учитель технологии

МБОУ «Рембуевская СШ»

Юдинцева Ольга Владимировна























Раздел технологии

«Семейная экономика» («Экономика ведения домашнего хозяйства»)

Тема урока

«Личный и семейный бюджет»

Тип урока

Комбинированный

Дата урока

13 марта 2018 г.

Класс

8/14-15 лет

Образовательные ресурсы:

Разработка урока. Мультимедийная презентация, музыкальные файлы.

Компьютер, проектор, калькуляторы.

Тетради, ручки, карточки-задания.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Вводный инструктаж

  3. Оценочный тест.

  4. Определение темы урока. Цели, задачи.

  5. Объяснение новых понятий «дефицит», «профицит», «сбалансированный бюджет»;

  6. Физкультминутка

  7. Практическая работа («Анализ семейного бюджета»)

  8. Рефлексия

  9. Домашнее задание.

  10. Оценивание.

Цель урока:

Обобщить полученные знания по теме «Личный и семейный бюджет»

Задачи:


Образовательная: обобщить и активизировать знания обучающихся по теме «Личный и семейный бюджет», познакомить с видами бюджета; повторить и закрепить экономические понятия; уметь правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения; показать практическое применение при решении задач, научиться производить расчет бюджета семьи.

Развивающие: развивать внимание, память, речь, логическое мышление; развивать сотрудничество, общение, познавательную активность, творческое мышление, а также коммуникативные умения и навыки, совместную деятельность в группе; уметь анализировать информацию, синтезировать, сравнивать и делать аргументированные выводы.

Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде; выработка навыков культурного общения; довести до сознания детей, к чему может привести финансовая неграмотность.

Методы и формы обучения

Методы: словесные (объяснение материала, беседа, диспут); наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, схемы, учебные пособия); интерактивные (работа в группах, парах).

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа (работа в парах).

Методы и приемы:

работа с текстом раздаточного материала, демонстрация, объяснение, самостоятельная работа, интерактивный метод.

Основные понятия

Бюджет, доходы, расходы, личный и семейный бюджет, дефицит бюджета, профицит (избыток) бюджета, сбалансированный бюджет.

Литература:

1. Думная Н.Н. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие 8-9 кл. / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.5–7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c.

2. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.

3. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 –9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. — 208 с., ил.

4. Учебник технологии 8 класс под. ред.Симоненко В.Д. 2010 г.

Планируемые образовательные результаты


Будут знать:

понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит бюджета», «избыточный бюджет», «сбалансированный бюджет».

Научатся:

- владеть понятиями: «семейный бюджет», «деньги», «профицит и дефицит семейного (личного) бюджета», «сбалансированный бюджет», «финансовое планирование»;

- владеть знаниями: структуры доходов населения страны и способов её определения;

- статей семейного и личного бюджета

- основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

- возможных норм сбережения;

- составлять свой бюджет и бюджет своей семьи на месяц (на основе усвоенного способа составления структуры семейного бюджета, используя имеющуюся информацию);

- взаимодействовать с группой (предлагать группе свои идеи, относиться к идеям других членов группы, выслушивать других членов группы);

- оценивать действия партнёров.



Аннотация

Данный урок является комбинированным. Учитель обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Личный и семейный бюджет», а также вводит новые понятия темы. Урок разработан в технологии развития критического мышления. В сценарии урока продуманы действия учителя, побуждающие обучающихся проявлять имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия.

Учитывая разный уровень интеллектуальных способностей обучающихся, используются разно уровневые задания: на репродуктивном и реконструктивном уровнях (например, при решении заданий на карточках-заданиях, а также математических задач).













Ход урока.

  1. Организационный момент. (2 слайд)

  1. Приветствие. Проверка присутствующих.

  2. Вводный инструктаж.

Весь урок сопровождается презентацией. Сегодня на уроке мы обобщим знания и понятия раздела школьной программы по технологии, который называется «Экономика семьи или экономика ведения домашнего хозяйства». А также применим наши знания на практике.


  1. Введение в урок.

Учитель: «Давайте вспомним темы прошлых уроков: - с какими понятиями мы познакомились!?»

Ответы обучающихся:

- Мы познакомились с понятием семья и ее функциями, понятиями потребности семьи, какими они бывают. Другие ответы...


III. Оценочный тест. (выключить проектор)


Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, как вы усвоили эти понятия на прошлом занятии.

На ваших столах лежит листок с надписью “Повторение” (Приложение 1) Переверните его, впишите свою фамилию и ответьте на вопросы. На это у вас есть всего 5 минут. Так мы выясним, что вы запомнили по прошлой теме. Поменяйтесь с соседом листочком, проверьте друг друга и выставите оценку. Оценка по 5-ти бальной системе.

Обучающиеся получают оценку за тест. Сдают листы.

  1. Определение темы урока.

Чтобы настроиться на новый урок, я предлагаю вам небольшую разминку. Включить проектор. Включаемся в урок, отвечаем на вопросы (3 слайд) (карманные)

(4 слайд) (бережёт)

(5 слайд) (зарплату, доход)

Попробуем разгадать ребус (6 слайд) (залог); (деньги); МОЛОДЦЫ, вы справились.

Перед вами изречение БЕРТОЛЬДА АВЕРБАХА (7 слайд) Прочтите!

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. О чём пойдёт речь?

Дети отвечают: о деньгах, о доходах, о бюджете, о семейном бюджете...

Верно. Речь пойдёт о семейном бюджете (9 слайд). Только я ещё добавлю слово «Личный». Запишите тему урока в тетрадь: «Личный и семейный бюджет».

Цель нашего урока: Обобщить полученные знания по теме «Личный и семейный бюджет». И ответить на проблемные вопросы (12 слайд): 1). «А лично вы можете повлиять на семейный бюджет?» 2). «Почему сегодня на уроке речь идёт не только о семейном бюджете, а ещё и о личном?»

Одной из главных задач урока является применение полученных знаний на практике.

  1. Объяснение нового материала.

Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.

Кто-нибудь помнит определение термина «Бюджет»?

(ответы обучающихся). Верно (слайд 13)

Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь).

Понятие «бюджет» имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Вспомним, из чего состоит бюджет? (ответы обучающихся)

Верно. Из доходов и расходов. Что понимают под доходом семьи?

«Доходы» - это деньги или материальные ценности, полученные в виде з/платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (слайд - щелчок).

!Запишите определение в тетрадь.

Кто помнит, что такое расходы? (ответы учеников)

Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг, т.е., другими словами, это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. (слайд – щелчок).

! Записываем определение в тетрадь.

Давайте подумаем и вспомним: из чего складываются доходы семьи? (Ответы обучающихся. – можно подглядеть в тетрадочку)

(Слайд 14) Прочитайте еще раз вслух. (Один ребенок читает вслух)


Внимание! А теперь небольшое испытание. Самостоятельная работа (Приложение 2) «Распредели доходы и расходы личного и семейного бюджета» (слайд 15) на столах карточки с надписью «Самостоятельная работа»


Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу мысленно помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши весов пришли в полное равновесие. Но трудности в том, что набор гирек (т.е. наших потребностей) очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Когда доходы превышают расходы (слайд 16) бюджет называют избыточным. (Это нужно записать в тетрадь) Другими словами это называется «профицит». Если расходы превышают доходы (слайд 17), тогда говорят, что бюджет имеет «дефицит». Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, - бюджет сбалансированный. (записать в тетрадь)!!!

Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему? (ребята отвечают)

Ну а теперь немножко отдохнём, а затем перейдём к практической работе.

  1. Физкультминутка.

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.



  1. Практическая часть “Анализ семейного бюджета”. (выключить проектор)!!!

А теперь переходим к выполнению практической работы. (Приложение 3). На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы листа-задания. Работать будем парами. Вам понадобятся ручки, листы-задания с таблицами, куда вы будете записывать результаты анализа, а также калькуляторы для быстрого счёта.

После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей «семьи», кто справится первым, озвучит ваше решение, и мы это обсудим.


На основании данных рассуждений сделаем вывод (ответы обучающихся), что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, т.е. рационально.

Решение задач на экономическую тему. (Приложение 4).

(Включаю проектор)

Давайте вернёмся к проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока. (слайд 21)
1). «А лично вы можете повлиять на семейный бюджет?» (ученики отвечают)


2). «Почему сегодня на уроке речь идёт не только о семейном бюджете, а ещё и о личном?» (ответы учеников).


Игра «Ромашка» (Приложение 5)


  1. Рефлексия. (слайд 22)


  • сегодня я узнал(а)...

  • было трудно…

  • я понял(а), что…

  • я научился(ась)…

  • я смог(ла)…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

  1. Домашнее задание: заполнить карточку задание «Мой личный бюджет», проанализировать и сделать вывод, какой вид бюджета у вас получился? Как можно сбалансировать ваш личный бюджет?

(Приложение 6).

  1. Оценки за урок:














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!