Разработка урока технологии
8 класс
Тема: « Личный и семейный бюджет»
Учебник :
«Технология» 8 кл. для обучающихся общеобразовательных учреждений 2-е изд. перераб. / Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2010
Учитель технологии
МБОУ «Рембуевская СШ»
Юдинцева Ольга Владимировна
Раздел технологии | «Семейная экономика» («Экономика ведения домашнего хозяйства») |
Тема урока | «Личный и семейный бюджет» |
Тип урока | Комбинированный |
Дата урока | 13 марта 2018 г. |
Класс | 8/14-15 лет |
Образовательные ресурсы: | Разработка урока. Мультимедийная презентация, музыкальные файлы. Компьютер, проектор, калькуляторы. Тетради, ручки, карточки-задания. |
План урока | Организационный момент. Вводный инструктаж Оценочный тест. Определение темы урока. Цели, задачи. Объяснение новых понятий «дефицит», «профицит», «сбалансированный бюджет»; Физкультминутка Практическая работа («Анализ семейного бюджета») Рефлексия Домашнее задание. Оценивание. |
Цель урока: | Обобщить полученные знания по теме «Личный и семейный бюджет» |
Задачи: | Образовательная: обобщить и активизировать знания обучающихся по теме «Личный и семейный бюджет», познакомить с видами бюджета; повторить и закрепить экономические понятия; уметь правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения; показать практическое применение при решении задач, научиться производить расчет бюджета семьи. Развивающие: развивать внимание, память, речь, логическое мышление; развивать сотрудничество, общение, познавательную активность, творческое мышление, а также коммуникативные умения и навыки, совместную деятельность в группе; уметь анализировать информацию, синтезировать, сравнивать и делать аргументированные выводы. Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде; выработка навыков культурного общения; довести до сознания детей, к чему может привести финансовая неграмотность. |
Методы и формы обучения | Методы: словесные (объяснение материала, беседа, диспут); наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, схемы, учебные пособия); интерактивные (работа в группах, парах). Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа (работа в парах). |
Методы и приемы: | работа с текстом раздаточного материала, демонстрация, объяснение, самостоятельная работа, интерактивный метод. |
Основные понятия | Бюджет, доходы, расходы, личный и семейный бюджет, дефицит бюджета, профицит (избыток) бюджета, сбалансированный бюджет. |
Литература: | 1. Думная Н.Н. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие 8-9 кл. / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.5–7 классы общеобразоват.орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. 2. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. 3. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 –9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. — 208 с., ил. 4. Учебник технологии 8 класс под. ред.Симоненко В.Д. 2010 г. |
Планируемые образовательные результаты |
Будут знать: понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит бюджета», «избыточный бюджет», «сбалансированный бюджет». | Научатся: - владеть понятиями: «семейный бюджет», «деньги», «профицит и дефицит семейного (личного) бюджета», «сбалансированный бюджет», «финансовое планирование»; - владеть знаниями: структуры доходов населения страны и способов её определения; - статей семейного и личного бюджета - основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; - возможных норм сбережения; - составлять свой бюджет и бюджет своей семьи на месяц (на основе усвоенного способа составления структуры семейного бюджета, используя имеющуюся информацию); - взаимодействовать с группой (предлагать группе свои идеи, относиться к идеям других членов группы, выслушивать других членов группы); - оценивать действия партнёров. |
Аннотация
Данный урок является комбинированным. Учитель обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Личный и семейный бюджет», а также вводит новые понятия темы. Урок разработан в технологии развития критического мышления. В сценарии урока продуманы действия учителя, побуждающие обучающихся проявлять имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия.
Учитывая разный уровень интеллектуальных способностей обучающихся, используются разно уровневые задания: на репродуктивном и реконструктивном уровнях (например, при решении заданий на карточках-заданиях, а также математических задач).
Ход урока.
Организационный момент. (2 слайд)
Приветствие. Проверка присутствующих.
Вводный инструктаж.
Весь урок сопровождается презентацией. Сегодня на уроке мы обобщим знания и понятия раздела школьной программы по технологии, который называется «Экономика семьи или экономика ведения домашнего хозяйства». А также применим наши знания на практике.
Введение в урок.
Учитель: «Давайте вспомним темы прошлых уроков: - с какими понятиями мы познакомились!?»
Ответы обучающихся:
- Мы познакомились с понятием семья и ее функциями, понятиями потребности семьи, какими они бывают. Другие ответы...
III. Оценочный тест. (выключить проектор)
Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, как вы усвоили эти понятия на прошлом занятии.
На ваших столах лежит листок с надписью “Повторение” (Приложение 1) Переверните его, впишите свою фамилию и ответьте на вопросы. На это у вас есть всего 5 минут. Так мы выясним, что вы запомнили по прошлой теме. Поменяйтесь с соседом листочком, проверьте друг друга и выставите оценку. Оценка по 5-ти бальной системе.
Обучающиеся получают оценку за тест. Сдают листы.
Определение темы урока.
Чтобы настроиться на новый урок, я предлагаю вам небольшую разминку. Включить проектор. Включаемся в урок, отвечаем на вопросы (3 слайд) (карманные)
(4 слайд) (бережёт)
(5 слайд) (зарплату, доход)
Попробуем разгадать ребус (6 слайд) (залог); (деньги); МОЛОДЦЫ, вы справились.
Перед вами изречение БЕРТОЛЬДА АВЕРБАХА (7 слайд) Прочтите!
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. О чём пойдёт речь?
Дети отвечают: о деньгах, о доходах, о бюджете, о семейном бюджете...
Верно. Речь пойдёт о семейном бюджете (9 слайд). Только я ещё добавлю слово «Личный». Запишите тему урока в тетрадь: «Личный и семейный бюджет».
Цель нашего урока: Обобщить полученные знания по теме «Личный и семейный бюджет». И ответить на проблемные вопросы (12 слайд): 1). «А лично вы можете повлиять на семейный бюджет?» 2). «Почему сегодня на уроке речь идёт не только о семейном бюджете, а ещё и о личном?»
Одной из главных задач урока является применение полученных знаний на практике.
Объяснение нового материала.
Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.
Кто-нибудь помнит определение термина «Бюджет»?
(ответы обучающихся). Верно (слайд 13)
“Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь).
Понятие «бюджет» имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Вспомним, из чего состоит бюджет? (ответы обучающихся)
Верно. Из доходов и расходов. Что понимают под доходом семьи?
«Доходы» - это деньги или материальные ценности, полученные в виде з/платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (слайд - щелчок).
!Запишите определение в тетрадь.
Кто помнит, что такое расходы? (ответы учеников)
“Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг, т.е., другими словами, это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. (слайд – щелчок).
! Записываем определение в тетрадь.
Давайте подумаем и вспомним: из чего складываются доходы семьи? (Ответы обучающихся. – можно подглядеть в тетрадочку)
(Слайд 14) Прочитайте еще раз вслух. (Один ребенок читает вслух)
Внимание! А теперь небольшое испытание. Самостоятельная работа (Приложение 2) «Распредели доходы и расходы личного и семейного бюджета» (слайд 15) на столах карточки с надписью «Самостоятельная работа»
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу мысленно помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши весов пришли в полное равновесие. Но трудности в том, что набор гирек (т.е. наших потребностей) очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Когда доходы превышают расходы (слайд 16) бюджет называют избыточным. (Это нужно записать в тетрадь) Другими словами это называется «профицит». Если расходы превышают доходы (слайд 17), тогда говорят, что бюджет имеет «дефицит». Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, - бюджет сбалансированный. (записать в тетрадь)!!!
Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему? (ребята отвечают)
Ну а теперь немножко отдохнём, а затем перейдём к практической работе.
Физкультминутка.
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Практическая часть “Анализ семейного бюджета”. (выключить проектор)!!!
А теперь переходим к выполнению практической работы. (Приложение 3). На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы листа-задания. Работать будем парами. Вам понадобятся ручки, листы-задания с таблицами, куда вы будете записывать результаты анализа, а также калькуляторы для быстрого счёта.
После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей «семьи», кто справится первым, озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
На основании данных рассуждений сделаем вывод (ответы обучающихся), что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, т.е. рационально.
Решение задач на экономическую тему. (Приложение 4).
(Включаю проектор)
Давайте вернёмся к проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока. (слайд 21)
1). «А лично вы можете повлиять на семейный бюджет?» (ученики отвечают)
2). «Почему сегодня на уроке речь идёт не только о семейном бюджете, а ещё и о личном?» (ответы учеников).
Игра «Ромашка» (Приложение 5)
Рефлексия. (слайд 22)
Домашнее задание: заполнить карточку задание «Мой личный бюджет», проанализировать и сделать вывод, какой вид бюджета у вас получился? Как можно сбалансировать ваш личный бюджет?
(Приложение 6).
Оценки за урок: