СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по СДП

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока                          Тема:  Сила тяжести

 

  1. Изучение темы

  Ответь на вопросы и запиши в тетрадь.

1.В чем проявляется всемирное тяготение?

2.Какую силу называют силой тяжести?

3.Что называют свободным падением?

4. Сила гравитации?

5. Как обозначается сила тяжести

           Долгое время люди верили в религиозное учение о твердыни небесной, на которой бог будто бы поставил небесные светила. Луна и звезды якобы потому и не падают на Землю, что прикреплены к чему-то твердому наверху. Наука доказала, что никакой твердыни нет на самом деле Луна движется вокруг Земли. Почему же Луна движется вокруг Земли, а не уходит от нее прочь. Ответ был дан после открытия закона всемирного тяготения.    

   Важно , что сила притяжения существует между любыми телами. Правда, эти силы в повседневной жизни практически себя не проявляют.

Тела притягиваются не только к Земле, но и к другим планетам, небесным телам.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

 Она обозначается как Fт- сила тяжести

Если сопротивление воздуха мало, то движение тел при падении на Землю, называется свободным падением. Таким образом, если тело движется только под действием силы тяжести, — оно свободно падает.

 

Постановка проблемы:

 Как зависит сила тяжести, действующая на тело , от массы тела? Как это можно определить?

II. Работа в группах

1.Фронтальный эксперимент

Оборудование: набор грузов по 0,1 кг; динамометр.

Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра.

Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1кг, 0,2кг, 0,3 кг,

Задание 3. Заполнить таблицу.

m, кг

0

0,1

0,2

0,3

Fт, Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ответить на вопросы:

1) Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза?

2) При увеличении массы груза в 2 раза, сила тяжести увеличилась в … раза

3) При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести ….. в … раза

4) Как называется такая зависимость в математике?

Вывод: между силой тяжести, действующей на тело, и массой тела существует прямая пропорциональная зависимость, т.е. чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него: Fт ~ m.

          произведи вычисления.   =  ; =    ;

  Коэффициент пропорциональности приблизительно равен 10 Н/кг, обозначается буквой g:  g = 10 Н/кг

Это приближенное значение, связанное с погрешностью измерений. Более точное значение g = 9,8 Н/кг. Этот коэффициент называется ускорением свободного падения. Точные измерения в разных точках земного шара показали, что значения постоянной g зависят от широты местности. Так, на полюсе g = 9,832 Н/кг, на экваторе g = 9,78H/кг. По мере удаления от Земли в космос сила тяжести ослабевает, т.е. уменьшается значение g.

Задание 3. Запиши формулу для вычисления силы тяжести и назови , входящие в неё величины.      F=mg

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется.

Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

Все живые существа на Земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру Земли, а стебель — вверх.

Кроме того, следует отметить, что не только Земля притягивает к себе тела, но и любое тело притягивает к себе Землю с такой же по величине силой.

 

II. Закрепление пройденного материала.

  Работа  в группах (все группы решают одинаковые задачи, проверка у доски )

1.На мопед МП-047 действует сила тяжести, равная 392 Н.какова масса мопеда?

2.Определите силу тяжести , действующую на тело массой 600 г?

3..Чему равна сила тяжести, действующая на зайца, волка, медведя, носорога, слона, если их массы соответственно равны: 6 кг, 40 кг, 400 кг, 2 т, 4 т?

 

Контроль усвоения темы:

Тест “Хорошо ли вы знаете силу тяжести?” (Ответы “да, нет”)

1 вариант

А. Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела.

Б. Сила тяжести зависит от места наблюдения.

В. Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле.

Г. Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.

Д. Сила тяжести не действует на плавающие тела.

 

2 вариант.

А. Сила тяжести измеряется динамометром.

Б. Сила тяжести действует на любое тело.

В. Сила тяжести всегда направлена вниз.

Г. Сила тяжести на Земле везде одинакова.

Д. Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается.

 

8. Домашнее задание: §11 стр.50,52 вопросы к параграфу, учить определения . ф-лу., задачи 11.6;11.7(письм)

 

 

 

 

 

Если на уроке осталось немного времени, можно предложить ученикам разгадать кроссворд.

Кроссворд вычерчивается на доске, и учитель читает задания к кроссворду. Заметьте, что каждое слово должно кончаться на букву «А».

1                                 А                    

2                                             А                    

3                                                        А                    

4                                                                    А                    

S                                                                                А                    

6                                                                                            А        

7                                                                                                     А           

8                                                                                                                   А

1. Причина изменения скорости тела или его формы.

2. Единица массы, содержащая 1000кг.

3. Наука о неживой природе.

4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка.

5. Прибор для измерения объема тела.

6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.

7. Вещество, которое делается ластичным при небольшом нагревании.

8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.

Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!