Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• понимает причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по плану;
познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
Порядок на столе,
Порядок в голове
Как всегда мы снова
Начать урок готовы!
Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том как сложен, красив и интересен русский язык. Желаю вам хорошего доброго урока!
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Запись даты урока в тетрадях обучающихся.
– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня ________________
Прочитайте девиз урока.
«Грамоте учиться, всегда пригодится»
– Как вы его понимаете?
– Грамота это знания. Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
– Трудиться, работать самому.
– Зачем нужны знания?
– Чтобы быть умным, образованным.
(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое. Вы сегодня сами будете себя оценивать на уроке. Свои оценки за работу будете заносить в «Карточку успеха». В конце урока подведете итог.
2.Пальчиковая гимнастика.
Давайте приготовим пальчики к письму.
1.Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
3. Минутка чистописания.
Урок русского языка начнём с минутки чистописания.
На экране: лл жж ее кк бб мм нн сс
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)
- Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн сс
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
- Встаньте, кто выполнил как в образце?
- Молодцы!
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
4. Актуализация знаний.
На доске буквы ОФРМГАРМАО
- Ребята составьте слово из этих букв.
Орфограмма
- Что такое орфограмма?
- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.
- Какие виды орфограмм вы знаете?
-Какая орфограмма называются проверяемой?
- Какая орфограмма называются непроверяемой?
Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?
Познакомимся с новой орфограммой
5. Самоопределение к деятельности
- Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?
- Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….- класс
Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. (аллея)
Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп)
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное?
- В них есть удвоенные буквы согласных.
- Так какая орфограмма нас интересует?
- Удвоенные согласные.
- Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке.
- Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
- Кто может сформулировать тему урока?
«Слова с удвоенной согласной»
- Где мы можем проверить?
- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
- Откройте учебник на стр. 117.
6. Постановка цели и задач урока.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно, писать эти слова
Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем, как можно больше слов.
7. Физминутка для глаз
8. Изучение новой темы.
- В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Эти слова очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали, как? Всегда с большой буквы – место занято. Долго думали и придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.
- Упр. 188
- Прочитайте слова.
- Что такое лексическое значение?
- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?
- Назовите их.
- Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?
- Посмотреть в толком словаре.
- Хотите узнать, что обозначают эти слова?
- По лексическому значению определите, какое это слово и запишите его.
- Сели правильно, покажите, как держите ручку.
- На следующей строке запишите упражнение 188.
Аппетит – желание есть.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.
Доллар – денежная единица США.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
- Какое слово из упражнения мы еще не записали?
- В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.
- Откройте стр. 140. Найдите это слово, прочитайте, как оно трактуется.
- Запишите его.
- Посмотрите если в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной. (экспресс,теннис)
- Как записали слова? (в алфавитном порядке)
- Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?
- Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)
- Закройте одну букву, произнесите слово.
- Как теперь произносится звук?
- Сделаем вывод.
- Так, когда в слове пишется две согласных?
Вывод:
На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.
9. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
ткрываем, поморгаем
И работать продолжаем
10. Работа со словарем
- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?
- Прочитайте правило на стр. 117.
-Итак, как поступать со словами?
- Значит, это орфограмма, какая?
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким из этих слов мы не знакомы?
- Суббота.
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?
- Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.
- Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?
- Составим транскрипцию слова
_Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.
- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
- Молодцы. Вы были очень внимательны.
- Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.
- Какие правила переноса вы знаете?
- Кто забыл, можете повторить на стр. 71 упр. 107
- Молодцы.
- Как же мы можем перенести слово суббота?
- суб-бота суббо-та
- Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.
- Так сколько способом переноса в этом слове?
- Давайте обратимся к упр. 188
- Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему?
- Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.
- Найдите слова, которые можно перенести по-разному.
- Аппетит, килограмм, профессия
-Давайте поупражняемся
- Что сначала мы должны сделать? (разделить слово на слоги)
-Сколько слогов в слове аппетит. (3)
- Как можно перенести его
Ап-петит аппе-тит
Ки-лограмм кило-грамм
Про-фессия профес-сия
- Молодцы.
- Так как перенести слова с удвоенной согласной.
Вывод:
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.
12. Домашнее задание.
- Дома вы потренируетесь в переносе слов с удвоенной согласной и постараетесь запомнить новые слова с этой орфограммой упр. 190
13. Итог.
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
- Как перенести такие слова? Оцените свою работу в «Карточке успеха».
14. Рефлексия учебной деятельности.
-Оцените свою работу на уроке.
- Красный кружок – я выполнял работу быстро и правильно.
- Зеленый кружок – у меня были ошибки.
- Синий кружок – у меня много ошибок, задания трудные.
- Молодцы, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок.