СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку " Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку " Причастие как часть речи"»

Кувалдина Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Ясненская СШ№7», Пинежский район

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе.

Тема: Причастие как часть речи.

Цель: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с грамматическими признаками причастия как части речи.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать изучаемые понятия, развивать память, мышление, умение доказывать принадлежность слова к причастию, умение находить причастия в тексте; формировать навыки учебного сотрудничества и самопроверки.

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил правописания, вырабатывать умение корректно исправлять ошибки одноклассников.


Предполагаемый результат урока: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных

Оснащение: учебник, тетрадь, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер. Предварительная подготовка обучающихся: подготовка домашнего задания к уроку (сообщение об имени прилагательном и глаголе по плану) Предварительная подготовка учителя: познакомиться с параграфом учебника, отобрать материал, структурировать, подготовка раздаточного материала). Технологии, использованные на уроке: мозговой штурм; приёмы: кластер, продолжите предложение, кроссенс.



Содержание урока

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога (подробно)

Содержательная деятельность обучающихся(подробно)

Примечания


1

1.Орг. момент: (2 минуты)


Приветствует учеников, настраивает их на успешную работу.


Приветствуют учителя.


2.

Актуализация

(5 минут)

-Мы продолжаем изучение большой темы – «Морфология и орфография». Давайте вспомним и дадим определение слову морфология. Вы будете работать в парах. Продолжите предложение 1.Морфология – раздел науки о языке, в котором…… (изучается слово как часть речи.)

2.Части речи делятся на 2 группы:…. (самостоятельные и служебные).

3. Самостоятельные части речи – это……. (имя сущ., имя прилаг, глагол, наречие, местоимение, имя числительное).

-Подробнее разберем имя прилаг. и глагол. Заполните, пожалуйста, кластер. Напишите слова, словосочетания или предложения, которые выражают факты данной темы.


Обучающиеся отвечают: 1.Морфология – раздел науки о языке, в котором…… (изучается слово как часть речи.)

2.Части речи делятся на 2 группы:…. (самостоятельные и служебные).

3. Самостоятельные части речи – это……. (имя сущ., имя прилаг, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Заполняют кластер.






































( 2 человека у доски. Остальные выполняют в тетради. Проверяем. )






3.

Целеполагание, мотивация

(5 минут)

Жёлтый (лист) - желтеет (лист) - желтеющий (лист)

-Прочитайте слова, ответьте на вопросы : 1)Каково лексическое значение этих однокоренных слов?

2)Каково грамматическое значение этих однокоренных слов?

3)Определите, какой частью речи являются данные слова?





-Слово «желтеющий» является причастием – это особая форма глагола. Итак, попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Тему запишите в тетрадь.

Обучающиеся отвечают на вопросы





(значение цвета)



(желтый - признак предмета, желтеет - действие глагола, желтеющий - признак предмета по действию).

(желтый - имя прилагательное, желтеет – глагол, желтеющий - причастие).



Обучающиеся записывают тему в тетрадь. ( Тема – причастие как часть речи. Цели - познакомиться с грамматическими признаками причастия; различать причастия и прилагательные, определить синтаксическую роль).


4.

Первичное усвоение нового материала

(15 минут)

Прочитайте правило стр.104-106. Ответьте на вопросы: 1) Что такое причастие? 2) Что обозначает причастие? 3) На какие вопросы отвечает причастие? 4)Признаки каких частей речи имеет причастие и какие признаки? 5) При помощи каких суффиксов выражается форма времени у причастия? 6)Синтаксическая роль полного причастия?

Обучающиеся работают с учебником. 1) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы КАКОЙ? (-АЯ, -ОЕ, -ИЕ), ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? 2) имеет признаки:

Прилагательного Глагола (постоянный признак) ( временный признак) мяч круглый , летящий мяч - мяч, который летит маленький упавший мяч - мяч, который упал

род(ед.ч), число, падеж вид, время, возвратность,переходность. 3) Причастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов: ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им – настоящее время вш, ш, нн, енн, ённ, т – прошедшее время. 4) Синтаксическая роль полного причастия. В предложении является определением. ( Морозы не могут сковать бушующую водную стихию). Стихию (какую?) бушующую.



5. Осознание и осмысление новой информации

(5 минут)


1.Выполните из учебника упр.142. Найдите и выпишите прилагательные и причастия в два столбика. Расскажите, какими признаками они различаются. У двух причастий определите морфологические признаки (род(ед.ч), число, падеж, вид,время, возвратность,переходность.











2.Запишите предложение в тетрадь. 1 ученик у доски. Подчеркните причастие. Укажите морфологические признаки причастия.

Выписывают прилагательные и причастия. Прилаг. - русским, острое, быстрое, растительного (постоянный признак) Причастие - путешествующие, заправленный, варёных, называемый, заимствованным, означающим, подаваемого. ( временный признак, ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им – настоящее время; вш, ш, нн, енн, ённ, т – прошедшее время). Путешествующие – мн.ч., Им.п., несов. вид, настоящее время, невозв, неперех. Заправленный – ед.ч, Вин.п., сов.вид, прош.время, невозв., перех.

Пробивавшиеся (мн.ч., Им.п., несов. вид, прошедшее время, возврат., неперех.) лучи солнца скользят по стволу и ложатся на тёмную землю.



6.

Первичное закрепление учебной информации.

(10 минут)



1)Выполните тест
1. Найти словосочетания «причастие +существительное»: 
а) мокрый снег, б) синее небо, в) поспевающий крыжовник, г) светлое небо, д) собранные грибы,  е) темнеющий лес. 
2. Найти словосочетания «прилагательное +существительное»: 
а) стоящий мальчик,  б) засеянное поле, в) летящая птица, г) светлое небо,  д) собранные грибы, 
е) водная стихия. 
3. Найти словосочетание «причастие +существительное»: 
а) болотная вода, б) горячая печь, в) спеющая ягода, г) мелкий брод, д) последний лист, 
е) успешный ученик. 
4. Найти словосочетания «причастие +существительное»: 
а) нарастающий шум, б) пожелтевшие листья, в) высохшая трава, г) растаявший снег,  д) низкие облака, е) грустные мысли. 
5. Найти словосочетания «прилагательное +существительное»: 
а) кипящее молоко, б) пахнущее белье, в) молчаливые люди, г) кипящий раствор, д) орудийные залпы, е) смотревший вперед.

2) Преобразуйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия: А) малыш, который улыбается Г) книга, которая лежит Б) дети, которые бегут Д)костёр, который разгорается

В) солнце, которое спряталось Е)дома, которые построили

Выполняют тест.















































(Взаимопроверка: 1. в,д,е 2. г,е 3.в 4.а,б,в,г 5. а,в,д )















































(Взаимопроверка: А)улыбающийся Б)бегущие В) спрятавшееся Г)лежащая Д) разгорающийся Е)построенные)


7

Информация о домашнем задании

(2минуты)

-Выполните задания 1,2.

1) Распределите прилагательные и причастия в два столбика. Выделите суффиксы.

Чернеющая пропасть, дремучему лесу, читающим мальчиком, последний лист, скошенная трава, кипящий раствор, прочитанной книгой, летучую мышь, молчаливые люди, раннее утро, лимонным соком, вырубленного леса, на пестреющем лугу, об осеннем лесе, в зимнюю ночь.

2) Составьте 1 предложение с любым именем прилагательным из первого задания, определите род, число, падеж прилагательного. Составьте 1 предложение с любым причастием из первого задания, определите род, число, падеж, вид, время, возвратность, переходность.


Записывают домашнее задание.


8.

Рефлексия.

(3 минуты)

Приём «Кроссенс». Рассмотрите таблицу. Скажите, пожалуйста, какое ключевое слово нужно написать под цифрой 5.

-Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Читают пункты таблицы и записывают ключевое слово причастие.






Литература 1.Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/Е.А.Быстрова, Ю.Р. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. – М.:ООО «Русское слово –учебник», 2017. – 304с.:ил. –(Инновационная школа).

2.Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя/Г.А.Богданова –М.: Просвещение, 2006

3.Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя – М.: Просвещение, 2000

4.Тесты по русскому языку. 7 класс. Издательство «Экзамен» Москва,2014

5. Драбкина С.В, Субботин Д.И. Русский язык. 7 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. – Москва.: Интеллект-Центр, 2018





Приложение

Продолжите предложение 1.Морфология – раздел науки о языке, в котором…… (изучается слово как часть речи.)

2.Части речи делятся на 2 группы:…. (самостоятельные и служебные).

3. Самостоятельные части речи – это……. (имя сущ., имя прилаг, глагол, наречие, местоимение, имя числительное).



Кластер





Имя прилагательное























Глагол















Вопросы : 1)Каково лексическое значение этих однокоренных слов? 2) Каково грамматическое значение этих однокоренных слов? 3)Определите, какой частью речи являются данные слова?



вопросы : 1) Что такое причастие? 2) Что обозначает причастие? 3) На какие вопросы отвечает причастие? 4)Признаки каких частей речи имеет причастие и какие признаки? 5) При помощи каких суффиксов выражается форма времени у причастия? 6)Синтаксическая роль полного причастия?



тест
1. Найти словосочетания «причастие +существительное»: 
а) мокрый снег, б) синее небо, в) поспевающий крыжовник, г) светлое небо, д) собранные грибы,  е) темнеющий лес. 
2. Найти словосочетания «прилагательное +существительное»: 
а) стоящий мальчик,  б) засеянное поле, в) летящая птица, г) светлое небо,  д) собранные грибы, 
е) водная стихия. 
3. Найти словосочетание «причастие +существительное»: 
а) болотная вода, б) горячая печь, в) спеющая ягода, г) мелкий брод, д) последний лист, 
е) успешный ученик. 
4. Найти словосочетания «причастие +существительное»: 
а) нарастающий шум, б) пожелтевшие листья, в) высохшая трава, г) растаявший снег,  д) низкие облака, е) грустные мысли. 
5. Найти словосочетания «прилагательное +существительное»: 
а) кипящее молоко, б) пахнущее белье, в) молчаливые люди, г) кипящий раствор, д) орудийные залпы, е) смотревший вперед. 




2) Преобразуйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия: А) малыш, который улыбается Г) книга, которая лежит

Б) дети, которые бегут Д)костёр, который разгорается

В) солнце, которое спряталось Е)дома, которые построили











Домашнее задание.

1) Распределите прилагательные и причастия в два столбика. Выделите суффиксы.

Чернеющая пропасть, дремучему лесу, читающим мальчиком, последний лист, скошенная трава, кипящий раствор, прочитанной книгой, летучую мышь, молчаливые люди, раннее утро, лимонным соком, вырубленного леса, на пестреющем лугу, об осеннем лесе, в зимнюю ночь.

2) Составьте 1 предложение с любым именем прилагательным из первого задания, определите род, число, падеж прилагательного. Составьте 1 предложение с любым причастием из первого задания, определите род, число, падеж, вид, время, возвратность, переходность.



















Кроссенс

1

О собая форма глагола




2 Обозначает признак предмета по действию

3 временный признак

летящий мяч - мяч, который летит


4 ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им – настоящее время вш, ш, нн, енн, ённ, т – прошедшее время



5. ?


6 Имеет признаки прилагательного род(ед.ч), число, падеж

7



Имеет признаки глагола

вид, время, возвратность,переходность


8 .



отвечает на вопросы КАКОЙ? (-АЯ, -ОЕ, -ИЕ), ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

9.



Синтаксическая роль


Бушующую











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!