СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме"Правописание приставок при - и пре - ", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающие: познакомить с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме; научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-; Формировать умение  объяснять выбор написания в устной форме ,обнаруживать и исправлять  ошибки; сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- и различать их написание по значению; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные:  вызвать интерес к урокам русского языка

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме"Правописание приставок при - и пре - ", 5 класс»

Группа 7.1

Староверова Л.С.



Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при - и пре - "



Цели урока:

Обучающие: познакомить с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме; научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-; Формировать умение объяснять выбор написания в устной форме ,обнаруживать и исправлять ошибки; сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- и различать их написание по значению; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка

Тип урока: урок усвоения ( открытия ) новых знаний

Ведущий метод: репродуктивный, проблемный.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса



Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся 5 класса.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня, перед тем как придти к вам на урок, я получила необычную телеграмму на имя вашего класса. Только вот незадача, видно с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её:

Друзья мои! Я пр…ближаюсь к Вам, совсем скоро пр…буду в гости. Пр…ходится немножко задержаться, так как возникли непр…двиденные обстоятельства: Зима не хочет уступать. Но я пр…ложу все усилия и пр…ступлю к своим обязанностям.

Пр…красного Вам настроения, Ваша Весна!

- Ребята, вы обратили внимание на слова, в которых пропущены буквы?

- Что это за морфемы?

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.



(Дети формулируют тему и цели урока).



П. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания ( правописание приставок на з/с )

Домашнее задание проверяется путем взаимопроверки. Дети записывают свои орфографические ошибки ( правильное написание ) в специальную тетрадь « Мои ошибки»

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

2.Задание на повторение:

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

3. Игровое упражнение « У кого больше примеров»: привести примеры на изученную раннее орфограмму.

-Какие слова остались? Прочитайте их.

- Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

4. Рефлексия:

- Какие трудности вы испытывали при выполнении домашнего задания ( упражнения на повторение)?

-Почему?

-Удалось ли вам их сейчас преодолеть?

- Что нужно сделать, чтобы они не возникали?

- Осталось ли что-нибудь непонятным?

- Продолжите фразу: « Теперь я могу…..»

III. Изучение нового материала.

  1. Проблемное задание:

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы ?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся самостоятельно определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ-

ПРЕ-

  1. прибежать
    приколоть
    приписать

  2. приморский
    пришкольный     

  3. присесть
    приоткрыть

  1. прехорошенький     
    премилый

  2. прервать
    преградить

  3. превратить
    преобразовать

В тетрадь по теории заносится таблица с графическим обозначением орфограммы.

Правописание приставок зависит от значения приставок.

ПРИ-

ПРЕ-

  1. приколоть (присоединение)

  2. приморский (близость)

  3. присесть (неполнота действия)     

  1. прехорошенький (очень)     

  2. прервать (= пере-)

  3. превратить (по- иному)

В одной детской передаче "Радионяня" звучала песенка, которая ярко иллюстрирует это правило:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт прилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

А теперь давайте попробуем вписать пропущенные буквы в текст нашей телеграммы:

Друзья мои! Я прИближаюсь к Вам, совсем скоро прИбуду в гости. ПрИходится немножко задержаться, так как возникли непрЕдвиденные обстоятельства: Зима не хочет уступать.

Но я прИложу все усилия и прИступлю к своим обязанностям.

ПрЕкрасного Вам настроения, Ваша Весна!

Запись оформляется в рабочей тетради.

Работа с учебником

-Ребята, откройте § 54. Русский язык. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником.

Физминутка

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Списывание (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап - вторичное закрепление.

4) Работа с учебником.

Выполнение упражнения 684 (по вариантам). Расклассифицируй слова.

5) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

6) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

7) Упражнение « Полет фантазии» ( кинолента видений)

На доске написано 5 слов, с которыми необходимо составить одно предложение:

Приехать, прекрасный, приморский, преградить, премилый

8) Творческое задание (работа в группах)

Объясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения:

превозносить до небес; превратиться в слух; придержать язык; приклонить голову; прирастать корнями.



VI.Итог урока.Рефлексия

1.Прием « Незаконченные предложения»:

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что…

- Сложным для меня было….

- Теперь я могу…

- Мне захотелось…

2. Учитель оценивает работу учащихся на уроке

VII.Домашнее задание:

§ 54 выучить, выполнить упр.687( для всех)

Индивидуальные задания:

1.Задание повышенной сложности: подобрать из известных вам художественных произведений цитаты с примерами правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-.

2. Написать мини-сказку « Как однажды поссорились ПРЕ – и ПРИ- «

3. Подготовить слова для распределительного диктанта на следующий урок.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей