СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку на тему: "Различение на письме частицы не и приставки не-".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 7-х классов на тему: "Различение на письме частицы не и приставки не-".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему: "Различение на письме частицы не и приставки не-".»

Тема: Различение на письме частицы не и приставки не-.

Цель: Научиться различать частицу Не и приставку НЕ.

Задачи урока:

Обучающая: Актуализация и углубление имеющихся знаний учащихся по теме написания не с разными частями речи; отработать приёмы разграничения НЕ - приставки и НЕ - частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;

Развивающая: Совершенствование последовательно выполняемых действий при исследовании как универсального способа получения новых знаний; развитие у учащихся умения действовать по алгоритму при исследовании частей речи; способствование развитию универсальных учебных действий: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения; формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательная: Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим через привитие навыков самостоятельной деятельности, формирование умения слушать и слышать друг друга, признавать право каждого на собственное мнение.

Формируемые компетенции:

Коммуникативная компетенция:

- прочное овладение русским языком и каким-либо иностранным языком, эффективное его применение в различных сферах общения;

- умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на них;

- способность к социальной адаптации, соблюдение норм речевого этикета, умение работать в сотрудничестве;

- умение отстаивать собственную позицию, уважая мнение собеседника, умение убеждать его;

- умение в противоречивых ситуациях сохранять самообладание, принимать конструктивные решения проблем или разногласий.

Информационная компетенция:

- умение работать с различной документацией в повседневной жизни (писать поздравления, заполнять анкеты, заполнять листы данных о себе в гостиницах и др.).

Компетенция личностного самосовершенствования.

- стремиться в течение жизни обучаться, постоянно работать над повышением уровня своих знаний, опыта;

- умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя, быть честным, правдивым.

Оборудование: учебники по русскому языку 7 класс, презентация, оценочные листы, карточки, раздаточный материал.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Методы и приёмы: работа в парах, «Рыбий скелет», метод алгоритмов, игра с сигнальными карточками.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости.

  2. Повторение пройденного материала.

А) Игра «Да-Нет» с сигнальными карточками.

- Ребята, я буду читать предложения, если высказывание верное, поднимите синие карточки, если нет – красные.

1. Частицы – это служебные части речи. (да)

2. В предложении частица является дополнением. (нет)

3. По значению частицы делятся на 3 разряда: формообразующие, отрицательные, модальные. (Да)

4. Частицы бы, б относятся к формообразующим. (да)

5. Частица пусть относится к модальным частицам. (нет)

6. Частицы не, ни – отрицательные частицы. (да)

7. Частица ли относится к формообразующим частицам. (нет)

8. Частицы бы, ли, же пишутся со словами через дефис. (нет)

9. Частица –то пишется со словами через дефис. (да)

10. Частица –ка со всеми словами пишется раздельно. (нет)

Б) Цифровой диктант.

- Ребята, сегодня на протяжении урока мы будем работать по оценочному листу (приложение). Сейчас я вам буду диктовать словосочетания, если в данном словосочетании надо написать частицу не, то вы ставите цифру 1, если частицу ни – цифру 2. Полученные цифры нам очень понадобятся в дальнейшем, поэтому будьте внимательны.

1. В доме ни кусочка; 2. Не раз опаздывал; 3. Откуда ни возьмись; 4. Не сдал экзамены; 5. Не жаль денег; 6. Как ни трудно; 7. Недозрелое яблоко.

Взаимопроверка.

1

2

3

4

5

6

7

2

1

2

1

1

2

1

За каждую правильную цифру ставим по одному баллу. Считаем баллы и записываем в оценочный лист.

  1. Постановка темы, цели и задач урока.

- Молодцы, вы хорошо поработали. Я вам говорила, что нам понадобятся цифры из нашего диктанта. Это не простые цифры, а шифр. Для того, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны открыть сундучок, в котором она спрятана. А вот ключ находится под шифром, состоящим из цифр нашего диктанта. Кто отыщет наш ключ? (один ученик выходит к доске и подбирает ключ к сундучку, открывает его и оглашает тему урока).

- Итак, тема нашего урока: «Различение на письме частицы не и приставки не-». Как вы догадались, мы должны научиться различать частицу НЕ и приставку НЕ-. Развивать умения действовать по алгоритму при исследовании частей речи, уметь сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Сформируем навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.

  1. Работа над новым материалом.

А) Составление алгоритма по написанию не с различными частями речи.

- Мы проходили правописание частицы не с различными частями речи. Сейчас мы должны вспомнить эти правила и составить алгоритм.

Б) «Рыбий скелет».

ОРФ. № 89

НЕ









  1. Физминутка.

- Давайте немного отдохнём. Встаньте, если я произнесу слово или словосочетание, которое пишется с не раздельно, вытяните руки вперёд, если слитно – руки в стороны.

  1. Выполнение упражнения по учебнику.

Упражнение 309. 1 вариант выполняет задание А, 2 вариант – Б. подберите синонимы без не к словам. Запишите получившиеся пары. Выделите приставку не-.

А) Недруг – враг, несчастье – горе, недоверчивость – подозрительность, невнимательность – рассеяность, независимость – свобода, нерешительность – осторожность.

Б) Непродолжительный – короткий, неприятельский – вражеский, необходимый – обязательный, недоверчивый – подозрительный, невыгодный – убыточный, немощный – бессильный.

Взаимопроверка по слайдам.

- Оцените себя в оценочном листе: если нет ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла, если 5 и больше ошибок – 0 баллов.

  1. Тестирование.

Вариант 1

1.Слова какого ряда с НЕ пишутся слитно?

а) (не)чего, (не) о ком, (не)истовый

б) (не)красивый, (не)полный, отнюдь (не )трусливый

в) ( не)обходимость,( не)чем, (не)взрачный

2. В каком ряду все слова с не пишутся раздельно?

а) ( не) раз, (не) глядя, он (не) физик

б) (не) твой,( не )бери, (не)выполненный

в) (не)понимая, (не) с вами, (не)глубоко

3. В каком предложении НЕ пишется слитно?

а) (Не)правда нужна была этим людям, а утешение.

б) (Не)распустившиеся еще бутоны гвоздик качались на тонких ножках.

в) У тебя есть (не)осуществленная мечта?

4. Укажите предложение с орфографической ошибкой

а) Позвонил некто.

б) Мальчик стоял, не поднимая глаз.

в) Не медленно приходи!

5. Укажите предложение без орфографической ошибки

а) Некого больше ждать.

б) Это совершенно не обходимо.

в) Это не бывалое событие.



Вариант 2

1. Слова какого ряда с НЕ пишутся слитно?

а) (не)навидеть, (не)(с)чем, (не)куда

б) (не)был, (не)пятый, письмо (не)прочитано

в) (не)годовать, (не)победимый, (не)ряха

2. Слова какого ряда с НЕ пишутся раздельно?

а) (не)ваш, (не)успевший к обеду, (не) видя

б) (не)против, (не)этот, (не)раскрытая книга

в) (не)который, (не) плохой, (не)умыли

3. В каком предложении НЕ пишется слитно?

а) (Не)смотря на непогоду, я пошел к берегу моря.

б) Он приветствовал своих знакомых (не)вставая.

в) Это была никем (не)замеченная ошибка.

4. Укажите предложение с ошибкой.

а) Ненавидимый мною экзамен наконец-то закончился.

б) Неглядя, он протянул ему остатки мелочи.

в) Не подготовленный к работе ученик попал впросак.

5. Укажите предложение без ошибки.

а) В сени вышла некрасивая конопатая девушка.

б) Не простительная ошибка привела к катастрофе.

в) Я немог не задуматься над его словами.

- Оцениваем себя, ставим баллы по количеству правильных ответов.

  1. Рефлексия. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я научился (ась) …

Я понял(а), что мне надо повторить …

Сегодня на уроке мне было …

  1. Задание на дом: Упражнение 312, стр. 139. Составить необычный кластер на тему «Правописание НЕ с различными частями речи» или «Различие частицы не и предлога не-».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!