Разработка урока по русскому языку для демонстрационного экзамена
Тема: «Ударение. Ударный и безударный слоги»
1 класс
Башкисер Е.В.,
МБОУ «Лицей №35 им. А.И.Герлингер»
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- К получению новых знаний готовы?
- Точно готовы!
- Тогда начинаем.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Внимание! (учитель ударяет ручкой по столу)
- Что вы услышали?
- Почему появился звук?
- Послушайте, одинаковые ли звуки от ударов ложек? (учитель ударяет
сильнее – слабее)
- А почему? От чего зависит сила звука?
- А чем ещё можно ударить, чтобы получить звук?
3. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, вы любите загадки?
- Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.
Всегда во рту, а не проглотишь?
- Какое это слово? Докажите.
- Что означает это слово? Язык СЛАЙД 1
-Сколько слогов в этом слове?
- Давайте произнесём слово язык, ударив голосом первый слог. А теперь второй.
- Значение какого слова нам понятно?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении) СЛАЙД 2
Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
4. Изучение нового материала.
А) Работа по учебнику.
Давайте проверим, правильно ли мы определили тему урока.
Откройте учебники на стр.39. СЛАЙД 3
Прочитаем хором тему. Мы правильно определили?
- Какой хитрый вопрос поставила нам автор учебника?
- Как вы на него ответите?
- Ударить можно не только в ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Поэт Александр Шибаев сочинил стих по теме нашего урока. Прочитаем.
Выполнение Упр. 1 с.39 (Устная работа) СЛАЙД 3
-Как отмечен на письме слог, который ударили голосом? СЛАЙД 4
- Как вы думаете, как называется слог, на который падает ударение?
- А слог, на который ударение не падает?
Сейчас проделаем опыт с ладошкой. Обратите внимание на поток воздуха выходящего из вашего ротика.
ДОМ ШКОЛА МАЛИНА
Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
Б) Работа в парах (КАРТОЧКИ)
Вова, рама, школа
Знакомство с правилом. С.39.
А чтобы легче было запомнить правило, прочитаем весёлые стихи. СЛАЙД 5
Когда ударный слог найдём,
Громче всех произнесём.
В) Работа со словами. СЛАЙД 6
На доске написаны слова. Прочитаем хором. Спишите слова, поставьте ударение.
Речка, ласточка, колесо.(взаимопроверка)
5. Закрепление. Работа в группах
- Немного поиграем. Придумайте и запишите слова по условным схемам. СЛАЙД
(упр. 2, стр.40)
- Посмотрите на придуманные слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным?
Вывод: если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.
РЕБУСЫ с Ё
Вывод: в словах б буквой Ё знак ударение не ставится. СЛАЙД
Рассказ учителя.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Рассказать? Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. (Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.)
Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. СЛАЙД
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.
6. Итог урока
-Что нового узнали на уроке сегодня?
-Что было интересным для вас?
- Какой слог называется ударным?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки, работа в парах
1 Внимательно прочитайте слова, разделите на слоги, поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Вова, рама, школа | 2 Внимательно прочитайте слова, разделите на слоги, поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Вова, рама, школа |
3 Внимательно прочитайте слова, разделите на слоги, поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Вова, рама, школа | Внимательно прочитайте слова, разделите на слоги, поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Вова, рама, школа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки, взаимопроверка
Спишите слова, поставьте ударение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | Спишите слова, поставьте ударение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Спишите слова, поставьте ударение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | Спишите слова, поставьте ударение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
Спишите слова, поставьте ударение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | Спишите слова, поставьте ударение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточки, работа в группах
ГР.1 ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | ГР. 2 ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основные слайды презентации к уроку
«Ударение. Ударный и безударный слоги» (1 класс)