9
МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Учитель русского языка Стороженко Л.П.
Предмет Русский язык Класс 6 Урок № 2 Дата……… Т ема: «Роль имён прилагательных в речи».
Цели: совершенствовать познавательные УУД: умение находить прилагательные в
тексте, определять их грамматические признаки и синтаксическую функцию;
навыки работы с толковым словарём; формировать познавательные УУД:
понимание особенностей употребления прилагательных в речи, представление о
функциях прилагательных; регулятивные УУД: навыки мотивации, самоопределения, планирования и самооценки учебной деятельности; личностные УУД: стремление к совершенствованию речевой культуры; коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной
деятельности; развивать творческую, речевую и и мыслительную активность,
интерес к предмету на основе языковых впечатлений; воспитывать любовь к
чтению, прививать любовь к родному языку через выразительные возможности
прилагательных и родной природе.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся стремится к совершенствованию своей речи; строит отношения сотрудничества с одноклассниками во время работы в парах и малых группах.
Метапредметные: умеет обобщать информацию в опорной схеме, определять задачи учебной деятельности и план их реализации; объективно оценивать свои знания.
Предметные: распознаёт функции имён прилагательных в речи; умеет писать сочинения-превращения и сочинения-кеннинги; владеет навыками пользования толковым словарём, навыками написания корней с чередующимися гласными.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: девиз урока, листы самомониторинга, кубик Блума, орфографический тренажёр, компьютеры, «карточки с подсказкой» для орфографической работы, школьные толковые словари, мультимедийная доска, презентация к уроку «Роль прилагательных в тексте», материал для кластера «Роль прилагательных», разноцветные снежинки.
Сценарий урока
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
1.1.Девиз урока: «Пиши правильно! Говори красиво!» Слайд №1 (произносится вместе).
1.2. Выразительное чтение учителем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»: слайд №2
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
- Ребята, кто автор этого стихотворения? Как оно называется?
- Сформулируйте его тему и главную мысль.
-Действительно, в стихотворении описывается зимний пейзаж и выражается любовь поэта к родной природе в любом её проявлении. А вы любите зиму? Совсем скоро и к нам придёт это время года. Поэтому сегодня на уроке мы вспомним её красоты.
1.3. Задание: прочитайте эти поэтические строки, исключив имена прилагательные.
- Какое из этих стихотворений беднее? Какую роль сыграли прилагательные ?
- Так о чём мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд №3.
1.4. Работа с листом самомониторинга ( вклеенный в тетрадь на прошлом уроке )
- Сегодня вы прогнозируете отметку за навыки правильной образной речи и ведение тетради ( поставить прогноз-отметку в колонку «Развитие речи» и «Ведение тетради»)
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | | ТКР |
Дата | 25.11. | | | | 26.11 | | 26.11 | | |
Прогноз | 4 | | | | 5 | | 5 | | |
Факт | 3 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
2.1.Орфографическая работа( дифференцированная): правописание корней с чередованием гласных:
В (высокий уровень) – работа на компьютере с орфографическим тренажёром.(самопроверка)
Б (достаточный уровень) – комментированное письмо: сложение, слагаемое, касательная, коснулся, блистательный, блестеть, несгораемый, зарница, поклониться, выбирать.
А( низкий уровень) – работа по «карточкам с подсказкой»:
Выт…рать, выт…реть, з…ря, предл…жить, г..реть.(проверка учителем )
2.1. «Кубик Блума»: имя прилагательное.
На гранях кубика надписи: вопрос, значение, это, признаки, член предложения, правило.
Учитель бросает кубик ученику, который отвечает на выпавший вопрос и бросает кубик следующему.
2.2.Анализ домашнего задания:
- Какие затруднения вы испытали при выполнении домашнего задания?
-Как вы думаете, что необходимо сделать для устранения этого затруднения?
- А кто уверен в правильности выполненного задания?
-Сегодня тетради будут собраны на проверку, и вы получите отметки за это домашнее задание.
2.3. Лексическая работа с толковым словарём:
- Что вы повторяли дома? ( лексику, лексическое значение слова)
- Найдите в толковом словаре словарные статьи слов: колоритный и образный. Зачитайте их грамматическое и лексическое значения, определите: это однозначные или многозначные слова.
2.4. Синтаксический разбор предложения у доски: ( на этом этапе работы можно оценить от 4 до 6 учеников)
Точно передать красоту русской природы способен только колоритный и образный русский язык.
-Указать род, число и падеж имён прилагательных.
( Учащиеся задают дополнительные вопросы отвечающим у доски по фонетике, используя слова в предложении)
- Ребята, как вы думаете, особенные колорит и образность придают языку какие части речи? (прилагательные )
3.Этап выявления места и причины затруднения.
3.1.Представьте такую школьную ситуацию на уроке: Слайд №4.
Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему «Имя прилагательное». И, когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные, с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось: слайд № (читает ученик)
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми шишками. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые шишки и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело, и пошёл вчерашний снег. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.
-Почему вы заулыбались?
-Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст,)
3.2. Формулировка задач урока: слайд №5
-Что же мы должны уметь делать? ( правильно использовать прилагательные)
-А зачем нам это нужно? ( чтобы наша речь была правильной, грамотной, красивой, образной, колоритной и т.д.) И чтобы ваша речь не вызывала ироничных улыбок, чтобы вы не были похожи на Вову Синичкина.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
4.1. - Учёные подсчитали, что каждое четвёртое слово в русском языке – имя прилагательное. Подсчитайте количество прилагательных, существительных и глаголов в стихотворении Пушкина. Слайд № 2.
Какой вывод мы можем сделать? ( прилагательные выполняют значительную роль в поэтической речи)
4.2. Построение проекта учебного действия: слайд №6
- Я хочу вас познакомить с тремя функциями имени прилагательного в нашей речи. Начнём строить опорную схему, которую затем продолжите вы. Вам нужно будет определить, в каких текстах и какие прилагательные выполняют эти функции ( предложить детям подобрать синоним к слову функция – роль )
Ф ункции прилагательных
Выделительная Изобразительная Выразительная
5.Этап реализации построенного проекта.
5.1. Коллективная работа: прочитать три разных мини-текста, выписать словосочетания с прилагательными и определить их функцию. ( тексты есть на партах и на слайдах)
Текст №1. Слайд №7 Зимнее утро в лесу.
Лес еще спит. Зябко кутаются в свои снежные шубы величавые сосны. Дремлет старый пень. Но вот первые ласковые лучи коснулись земли, и от их нежного прикосновения вспыхнули и заискрились яркие огоньки. На развесистую ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали весёлые звездочки-снежинки.( выразительная функция)
Текст №2. Слайд №8-9 К.Паустовский « Первый снег»
Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесу было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Кое-где на белых полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (изобразительная функция)
Текст №3. Слайд №10 Явления природы
Метель – это природное явление. С научной точки зрения, метелью называют перенос снежных масс над поверхностью земли посредством мощного и порывистого ветра.
Пурга – это природное явление. Пурга – это сильная метель. Отличается от метели более интенсивным поднятием уже выпавшего снега с помощью холодного ветра.
Буран – это природное явление. Буран – степная вьюга, возникающая при сильном северном ветре. Во время бурана переносится очень большое количество снега и практически «сбивает с ног». (выделительная функция)
5.2.Вывод: заполнение опорной схемы: слайд №11
Функции прилагательных
Выделительная Изобразительная Выразительная
Выделяют. отличают Описывают, изображают Придают предмету
один предмет из других предмет красочность, образность,
выразительность
5.3. Определить, что описывается в текстах:
1. Слайд №12.
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мраз, и иней сыплет
И воды претворяет в льды. Г.Державин. ( природа, пейзаж, зима)
Слайд №13.
По своей величине, огромной силе, необычайной красоте и величавой осанке давно назван царём всей водяной или водоплавающей птицы.
Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен.
С.Аксаков. ( внешность птицы, лебедя)
3. Слайд №14.
У него было скверное настроение, вызванное метелью. Он должен был оставаться дома. Глаза стали тусклыми и грустными. Лицо выражало сильное недовольство. (душевное состояние)
4. Слайд №15.
Дружба их носила временный характер. Она то становилась навязчивой и приторной, то поверхностной и холодной. (отношения между людьми)
5. Слайд №16.
Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы. Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого. Н.Гоголь. (портрет)
5.4 Вывод: заполнение опорной схемы: слайд №17
Функции прилагательных
Выделительная Изобразительная Выразительная
Выделяют. отличают Описывают, изображают Придают предмету
один предмет предмет красочность, образность,
выразительность
придают конкретность
пейзажи, животные, портреты, отношения, состояния, чувства, процессы, предметы
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
6.1.Записать предложение под диктовку, найти прилагательные и определить их функцию. Аргументировать свой ответ:
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (выразительная) К.Паустовский
6.2. «Метод-пресс»: составление высказывания « Роль прилагательных в нашей речи». Слайд №18
Я считаю, что…
Потому что…
Например,…..
Таким образом,…
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
7.1. «Два-четыре - вместе» (задание сначала выполняется в парах, затем сопоставляется в четвёрках, находя оптимальный вариант, а потом обсуждается всем классом):
-Вставить в текст подходящие по смыслу слова. Слайд №19 ( у каждой пары на столах текст)
Отрывок из рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб»
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в …….., сверкающих одеждах стоял дуб, …….. и …….., как собор. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его ……..ветви раскинулись над поляной. Снег набился в …….. морщины коры, и …….., в три обхвата ствол казался на солнце прошитым ……….. нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт ……… ……….. листьями, присыпанными снегом.
Слайд № 20 текст-эталон.
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался на солнце прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
8.1. Написать мини-сочинение-превращение: « Я прилагательное…..»( добрый, розовый, весёлый и т.д.) Слайд №21 ( объяснение, образцы):
Сочинение-идентификация/метаморфоза – творческая работа в жанре превращения.
Я – зеркало! Я очень люблю рассматривать людей, а они любят рассматривать себя во мне. Я всегда была очень наблюдательной и мечтала хотя бы денек побыть зеркалом и посмотреть, как люди себя ведут наедине.
Я – прилагательное «добрый», самый необходимый признак любого предмета. Моими синонимами являются прилагательные « отзывчивый, заботливый, щедрый, внимательный». Мой враг – « злой». Со мной всегда рядом хороший человек, необходимый поступком, вежливое слово. Я мечтаю, чтобы все со мной дружили, тогда бы весь мир был добрым и счастливым.
8.2. Тетради собрать и оценить данную работу по развитию речи.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
9.1. Составление кластера на доске: «Роль прилагательных в речи»
На столах лежат как заполненные элементы, так и чистые, которые дети заполняют самостоятельно.
З
прилагательные украшают нашу речь
помогают автору выразить своё отношение
описываемые явления становятся точными, меткими, выразительными.
аполненные элементы:
помогают нам представить картину
-Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской.
9.2. Рефлексия:
-Прилагательные также называют различные цвета и оттенки. У вас на столах лежат снежинки разных цветов. Выберите снежинку такого цвета, которым вы обозначили бы результативность своей работы на уроке. Объясните свой выбор.
10. Домашнее задание: слайд №22-23
повторить *31 (морфемика и словообразование), *55.
Написать мини-сочинение-кеннинг: « Прилагательное – это палитра красок нашей речи»
11. Чтение учителем стихотворения «Ищу слова»: слайд №24.