СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку для 6 класса. "Имя прилагательное как часть реи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний с использованием опорных схем, листа самоконтроля, тестовых заданий. Формируются познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные УУД на основе системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 6 класса. "Имя прилагательное как часть реи"»

14


МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Учитель русского языка Стороженко Л.П.


Предмет Русский язык Класс 6 Урок № 1 Дата………


Т ема: «Имя прилагательное как часть речи.».


Цели: совершенствовать познавательные УУД: понятие о прилагательном как части

речи, его грамматических признаках и синтаксической функции;

формировать регулятивные УУД: навыки мотивации, самоопределения,

планирования и самооценки учебной деятельности; информационную

компетенцию; личностные УУД: ученическую сознательность;

развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических

операций распознания имён прилагательных в тексте; коммуникативные УУД:

правильную речь, навыки работы в парах;

воспитывать ответственность за свои знания.

Планируемые результаты:

Личностные: имеет желание учиться и ощущает стремление к знаниям как к жизненной необходимости и к положительным результатам своей учебной деятельности; строит связное монологическое высказывание.

Метапредметные: умеет обобщать информацию в опорной схеме, сравнивать полученную из разных источников информацию; определять задачи учебной деятельности и план их реализации; объективно оценивать свои знания.

Предметные: аргументированно доказывает принадлежность слова к именам прилагательным, находит прилагательные в тексте, определяет их род, число, падеж, каким членом предложения являются; подбирает синонимы-прилагательные.

Тип урока: урок открытия новых знаний.


Оборудование: девиз урока, листы самомониторинга, материалы для урока( тексты, тесты, критерии оценивания), учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской, 2 часть, карточки.

Сценарий урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

1.1.Девиз урока: «Пиши правильно! Говори красиво!» (произносится вместе).

1.2. Учитель:

Начинаем наш урок.

Будь внимателен, дружок,

Буквы правильно пиши,

Думай, думай, не спеши.

Товарищам помогай

И «пятёрку» получай!

1.3.Разыгрывание ситуации в магазине ( подготовленными учениками)

Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста».

Продавец задал вопрос: «Какую?»

«Красную, в белую полосочку,» - пояснила покупательница.

-Почему продавец не понял маму? ( Не названы признаки понравившейся ткани).

- Итак, чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать потребуются слова какой части речи? (прилагательного)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? ( Имя прилагательное),( запись числа и темы урока в тетрадях)

1.4. Ознакомление с листом самомониторинга и его заполнение ( раздаётся каждому ученику и вклеивается в тетрадь)

Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради


ТКР

Дата

25.11









Прогноз

4









Факт




















Сегодня мы оценим знания, приобретённые на предыдущих уроках: поставьте отметку-прогноз в колонку «Актуализация знаний»



2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1. «Блиц-опрос»:

- Какой раздел языка изучает части речи?

-Какие вы знаете части речи?

-На какие две группы они делятся?

-Приведите примеры самостоятельных и служебных частей речи.

-Чем они отличаются?

2.2.Самостоятельная работа: прочитать текст и выполнить задания( текст у каждого на парте), ( во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении):

Пр…шла в…сна. По улицам журч…ли тор…пливые руч..и. 3. Все стало ярче, чем зимой и дома и заборы и одежда людей и небо и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. Запахи наполняют весь лес. В ………. лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая ………. и ……… песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать ……… слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады ………., зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

1.Выписать 5 самостоятельных частей речи и 5 служебных, аргументировать свой выбор.

2. Выписать существительное «зимой» и определить его грамматические признаки.

3.Списать первых два предложения и вставить пропущенные орфограммы.

4.Списать третье предложение и расставить правильно знаки препинания.

2.3.Проверка: по каждому заданию отвечает ученик-остальные осуществляют самопроверку ( критерии оценивания на каждой парте)

Критерии самопроверки самостоятельной работы

1 задание- каждое правильно выписанное слово-0,5 балла.(всего 5 баллов)

2 задание – 1 ошибка-минус 1 балл от 5 баллов.

3 задание – 1 правильно поставленная орфограмма – 1 балл( всего 5 баллов)

4 задание – 1 правильно поставленный знак – 1балл (всего 5 баллов)

Подсчитать средний балл за все задания.

Дополнительный бонус-балл для желающих улучшить свой результат:

- Докажите, что эти предложения являются текстом.

- Дать заголовок ему.

- Каким стилем написан текст? Аргументировать ответ.

- Указать предложение с прямой речью, с однородными членами.

Заполнить «Оценочный лист» колонку «факт» «Актуализация знаний»

3.Этап выявления места и причины затруднения.

3.1. Коллективная работа:

-Вставить (устно) пропущенные в тексте слова;

- К какой части речи они относятся?

- Подберите прилагательные, характеризующие предмет по…( учитель показывает карточки: форма, вкус, размер, время, вещество, характер, цвет, звук)

Вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Учитель:

-Что мы должны знать о каждой части речи? ( значение, грамматические признаки и синтаксическую функцию).

-Сформулируйте конечный результат нашей деятельности ( должны уметь находить прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки и каким членом предложения они являются)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

-Давайте вспомним и начертим опорную схему – алгоритм для любой самостоятельной части речи (дети знакомы с этой схемой)

Что это

вопросы Прилагательное значение

морфологические признаки синтаксическая функция





5.Этап реализации построенного проекта.

5.1. Выписать из текста 4 предложение, найти в нём прилагательное ( майское) и аргументированно определить, какой частью речи является прилагательное

( самостоятельной или служебной), на какие вопросы отвечают прилагательные и что обозначают.

5.2. – Какие морфологические признаки имеет прилагательное «майское», на его примере докажите, что прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.

Майское –ср.р. майское солнце – ед.ч. И. майское В. майское

Майская – ж.р. майские дни – мн.ч. Р. майского Т. майским

Майский – м.р. Д. майскому П.о майском

5.3. Имеет ли род прилагательное во мн.ч.? Доказать:

Майский день – майские дни

Майская роза – майские розы

Майское одолжение – майские одолжения

5.4. Определить, каким членом предложения является прилагательное «майское».

5.5. Вывод: построение опорной схемы « Прилагательное»


С.Ч.Р.

Какой? Чей? Прилагательное Признак предмета

М орфологические признаки Синтаксическая функция

Число Определение

Род в ед.ч.

Падеж


6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6.1. Самостоятельное чтение учебника: стр.4.

6.2. Сравнить опорную схему с информацией учебника. Дополнить схему.

6.3. Лексическая работа: подберете синонимы к следующим прилагательным:

Светлый – ясный, чистый, солнечный, лучезарный.

Спокойный – тихий, мирный, безмятежный.

Красивый – прекрасный, хороший, пригожий, живописный.

Чистый – прозрачный, белый, свежий, кристальный.

А какое еще красивое слово-синоним можно подобрать к слову «светлый»? – лучезарный

К слову «спокойный»? – безмятежный. «Красивый» - живописный. «Чистый» - кристальный.

Ребята, слова схожие по лексическому значению – это синонимы. А противоположные по лексическому значению? – антонимы.

Подберите антонимы к вашим синонимическим рядам.

6.4. Развитие речи: упр. №321, составить высказывание по таблице: падежные окончания прилагательных.

6.5. Выписать одно прилагательное из текста и определить его грамматические признаки.

6.6. Работа в парах: задать по три вопроса по теме «Прилагательное».

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7.1. Выполнить тест:

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

2. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода.

3. Прилагательные в полной форме в предложении обычно являются:

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.

4. Прилагательные в краткой форме в предложении обычно являются

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.

5. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый.


7.2.Самопроверка( ответы читает учитель)


8.Этап включения в систему знаний и повторения.

1. Фронтальный опрос:

- Какой раздел русского языка изучает имя прилагательное?

-К каким частям речи относится прилагательное?

-Почему?

-Что объединяет прилагательное с именем существительным?

- А что их отличает?

-Зачем нужны в речи прилагательные?

-Как называются красочные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты)

-Где мы часто встречаем эпитеты, и кем они часто используются? ( в стихотворениях, рассказах; поэтами и писателями).

-Приведите примеры эпитетов.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

9.1. Открытый микрофон: Оправдался ли ваш прогноз на сегодняшний урок?

Довольны ли вы своей работой и почему? Какие затруднения требуют ещё вашего внимания? Кто уходит с урока с реализованными задачами?

9.2. «Напутственное слово» от прилагательного:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

10. Домашнее задание: повторить *20, выучить *55; дифференцированное задание:

А- упр № 322 (1-2 предложение)

Б – упр. №322(1-2 предложение, указать род, число, падеж прилагательных)

В – стр.6, составить 3 предложения с прилагательными в рамке и указать их род, число и падеж.

Материал к уроку

1. Пр…шла в…сна. По улицам журч…ли тор…пливые руч..и. Все стало ярче, чем зимой и дома и заборы и одежда людей и небо и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. Запахи наполняют весь лес. В ………. лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая ………. и ……… песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать ……… слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады ………., зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

1.Выписать 5 самостоятельных частей речи и 5 служебных, аргументировать свой выбор.

2. Выписать существительное «зимой» и определить его грамматические признаки.

3.Списать первых два предложения и вставить пропущенные орфограммы.

4.Списать третье предложение и расставить правильно знаки препинания.

2.Проверка: Критерии самопроверки самостоятельной работы

1 задание- каждое правильно выписанное слово-0,5 балла.(всего 5 баллов)

2 задание – 1 ошибка-минус 1 балл от 5 баллов.

3 задание – 1 правильно поставленная орфограмма – 1 балл( всего 5 баллов)

4 задание – 1 правильно поставленный знак – 1балл (всего 5 баллов)

Подсчитать средний балл за все задания.

3.

Что это

вопросы Прилагательное значение

морфологические признаки синтаксическая функция

4. Выполнить тест:

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.

2. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

3. Прилагательные в полной форме в предложении обычно являются:

а) подлежащим; б) определением; в) дополнением.

4. Прилагательные в краткой форме в предложении обычно являются

а) подлежащим; б) сказуемым; в) определением.

5. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый.

5.Домашнее задание: повторить *20, выучить *55; дифференцированное задание: А- упр № 322 (1-2 предложение) Б – упр. №322(1-2 предложение, указать род, число, падеж прилагательных) В – стр.6, составить 3 предложения с прилагательными в рамке и указать их род, число и падеж.



Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради

ТКР

СБ

Дата










Прогноз










Факт










Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради

ТКР

СБ

Дата










Прогноз










Факт










Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради

ТКР

СБ

Дата










Прогноз










Факт










Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради

ТКР

СБ

Дата










Прогноз










Факт










Имя прилагательное


Вид деятельности

Отмет-ка

Актуа-лизация знаний

Домаш

нее

задание

Орфогра-

фическая

работа

Знание правил

Развитие речи

Усвоение нового материала

Ведение тетради

ТКР

СБ

Дата










Прогноз










Факт










Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста».

Продавец задал вопрос: «Какую?»

«Красную, в белую полосочку,» - пояснила покупательница.

Форма

Вкус

Размер

Время

Вещество

Характер

Цвет

Звук














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!