14
МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Учитель русского языка Стороженко Л.П.
Предмет Русский язык Класс 6 Урок № 1 Дата………
Т ема: «Имя прилагательное как часть речи.».
Цели: совершенствовать познавательные УУД: понятие о прилагательном как части
речи, его грамматических признаках и синтаксической функции;
формировать регулятивные УУД: навыки мотивации, самоопределения,
планирования и самооценки учебной деятельности; информационную
компетенцию; личностные УУД: ученическую сознательность;
развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических
операций распознания имён прилагательных в тексте; коммуникативные УУД:
правильную речь, навыки работы в парах;
воспитывать ответственность за свои знания.
Планируемые результаты:
Личностные: имеет желание учиться и ощущает стремление к знаниям как к жизненной необходимости и к положительным результатам своей учебной деятельности; строит связное монологическое высказывание.
Метапредметные: умеет обобщать информацию в опорной схеме, сравнивать полученную из разных источников информацию; определять задачи учебной деятельности и план их реализации; объективно оценивать свои знания.
Предметные: аргументированно доказывает принадлежность слова к именам прилагательным, находит прилагательные в тексте, определяет их род, число, падеж, каким членом предложения являются; подбирает синонимы-прилагательные.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: девиз урока, листы самомониторинга, материалы для урока( тексты, тесты, критерии оценивания), учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской, 2 часть, карточки.
Сценарий урока
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
1.1.Девиз урока: «Пиши правильно! Говори красиво!» (произносится вместе).
1.2. Учитель:
Начинаем наш урок.
Будь внимателен, дружок,
Буквы правильно пиши,
Думай, думай, не спеши.
Товарищам помогай
И «пятёрку» получай!
1.3.Разыгрывание ситуации в магазине ( подготовленными учениками)
Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста».
Продавец задал вопрос: «Какую?»
«Красную, в белую полосочку,» - пояснила покупательница.
-Почему продавец не понял маму? ( Не названы признаки понравившейся ткани).
- Итак, чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать потребуются слова какой части речи? (прилагательного)
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? ( Имя прилагательное),( запись числа и темы урока в тетрадях)
1.4. Ознакомление с листом самомониторинга и его заполнение ( раздаётся каждому ученику и вклеивается в тетрадь)
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | | ТКР |
Дата | 25.11 | | | | | | | | |
Прогноз | 4 | | | | | | | | |
Факт | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Сегодня мы оценим знания, приобретённые на предыдущих уроках: поставьте отметку-прогноз в колонку «Актуализация знаний»
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
2.1. «Блиц-опрос»:
- Какой раздел языка изучает части речи?
-Какие вы знаете части речи?
-На какие две группы они делятся?
-Приведите примеры самостоятельных и служебных частей речи.
-Чем они отличаются?
2.2.Самостоятельная работа: прочитать текст и выполнить задания( текст у каждого на парте), ( во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении):
Пр…шла в…сна. По улицам журч…ли тор…пливые руч..и. 3. Все стало ярче, чем зимой и дома и заборы и одежда людей и небо и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. Запахи наполняют весь лес. В ………. лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая ………. и ……… песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать ……… слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады ………., зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
1.Выписать 5 самостоятельных частей речи и 5 служебных, аргументировать свой выбор.
2. Выписать существительное «зимой» и определить его грамматические признаки.
3.Списать первых два предложения и вставить пропущенные орфограммы.
4.Списать третье предложение и расставить правильно знаки препинания.
2.3.Проверка: по каждому заданию отвечает ученик-остальные осуществляют самопроверку ( критерии оценивания на каждой парте)
Критерии самопроверки самостоятельной работы
1 задание- каждое правильно выписанное слово-0,5 балла.(всего 5 баллов)
2 задание – 1 ошибка-минус 1 балл от 5 баллов.
3 задание – 1 правильно поставленная орфограмма – 1 балл( всего 5 баллов)
4 задание – 1 правильно поставленный знак – 1балл (всего 5 баллов)
Подсчитать средний балл за все задания.
Дополнительный бонус-балл для желающих улучшить свой результат:
- Докажите, что эти предложения являются текстом.
- Дать заголовок ему.
- Каким стилем написан текст? Аргументировать ответ.
- Указать предложение с прямой речью, с однородными членами.
Заполнить «Оценочный лист» колонку «факт» «Актуализация знаний»
3.Этап выявления места и причины затруднения.
3.1. Коллективная работа:
-Вставить (устно) пропущенные в тексте слова;
- К какой части речи они относятся?
- Подберите прилагательные, характеризующие предмет по…( учитель показывает карточки: форма, вкус, размер, время, вещество, характер, цвет, звук)
Вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
Неслучайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Учитель:
-Что мы должны знать о каждой части речи? ( значение, грамматические признаки и синтаксическую функцию).
-Сформулируйте конечный результат нашей деятельности ( должны уметь находить прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки и каким членом предложения они являются)
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
-Давайте вспомним и начертим опорную схему – алгоритм для любой самостоятельной части речи (дети знакомы с этой схемой)
Что это
вопросы Прилагательное значение
морфологические признаки синтаксическая функция
5.Этап реализации построенного проекта.
5.1. Выписать из текста 4 предложение, найти в нём прилагательное ( майское) и аргументированно определить, какой частью речи является прилагательное
( самостоятельной или служебной), на какие вопросы отвечают прилагательные и что обозначают.
5.2. – Какие морфологические признаки имеет прилагательное «майское», на его примере докажите, что прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.
Майское –ср.р. майское солнце – ед.ч. И. майское В. майское
Майская – ж.р. майские дни – мн.ч. Р. майского Т. майским
Майский – м.р. Д. майскому П.о майском
5.3. Имеет ли род прилагательное во мн.ч.? Доказать:
Майский день – майские дни
Майская роза – майские розы
Майское одолжение – майские одолжения
5.4. Определить, каким членом предложения является прилагательное «майское».
5.5. Вывод: построение опорной схемы « Прилагательное»
С.Ч.Р.
Какой? Чей? Прилагательное Признак предмета
М орфологические признаки Синтаксическая функция
Число Определение
Род в ед.ч.
Падеж
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
6.1. Самостоятельное чтение учебника: стр.4.
6.2. Сравнить опорную схему с информацией учебника. Дополнить схему.
6.3. Лексическая работа: подберете синонимы к следующим прилагательным:
Светлый – ясный, чистый, солнечный, лучезарный.
Спокойный – тихий, мирный, безмятежный.
Красивый – прекрасный, хороший, пригожий, живописный.
Чистый – прозрачный, белый, свежий, кристальный.
А какое еще красивое слово-синоним можно подобрать к слову «светлый»? – лучезарный
К слову «спокойный»? – безмятежный. «Красивый» - живописный. «Чистый» - кристальный.
Ребята, слова схожие по лексическому значению – это синонимы. А противоположные по лексическому значению? – антонимы.
Подберите антонимы к вашим синонимическим рядам.
6.4. Развитие речи: упр. №321, составить высказывание по таблице: падежные окончания прилагательных.
6.5. Выписать одно прилагательное из текста и определить его грамматические признаки.
6.6. Работа в парах: задать по три вопроса по теме «Прилагательное».
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
7.1. Выполнить тест:
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода.
3. Прилагательные в полной форме в предложении обычно являются:
а) подлежащим;
б) определением;
в) дополнением.
4. Прилагательные в краткой форме в предложении обычно являются
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.
5. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, желтый, белый;
в) медленный, верность, желтый, белый.
7.2.Самопроверка( ответы читает учитель)
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
1. Фронтальный опрос:
- Какой раздел русского языка изучает имя прилагательное?
-К каким частям речи относится прилагательное?
-Почему?
-Что объединяет прилагательное с именем существительным?
- А что их отличает?
-Зачем нужны в речи прилагательные?
-Как называются красочные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты)
-Где мы часто встречаем эпитеты, и кем они часто используются? ( в стихотворениях, рассказах; поэтами и писателями).
-Приведите примеры эпитетов.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
9.1. Открытый микрофон: Оправдался ли ваш прогноз на сегодняшний урок?
Довольны ли вы своей работой и почему? Какие затруднения требуют ещё вашего внимания? Кто уходит с урока с реализованными задачами?
9.2. «Напутственное слово» от прилагательного:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам нужно знать, беречь!
10. Домашнее задание: повторить *20, выучить *55; дифференцированное задание:
А- упр № 322 (1-2 предложение)
Б – упр. №322(1-2 предложение, указать род, число, падеж прилагательных)
В – стр.6, составить 3 предложения с прилагательными в рамке и указать их род, число и падеж.
Материал к уроку
1. Пр…шла в…сна. По улицам журч…ли тор…пливые руч..и. Все стало ярче, чем зимой и дома и заборы и одежда людей и небо и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. Запахи наполняют весь лес. В ………. лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая ………. и ……… песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать ……… слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады ………., зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
1.Выписать 5 самостоятельных частей речи и 5 служебных, аргументировать свой выбор.
2. Выписать существительное «зимой» и определить его грамматические признаки.
3.Списать первых два предложения и вставить пропущенные орфограммы.
4.Списать третье предложение и расставить правильно знаки препинания.
2.Проверка: Критерии самопроверки самостоятельной работы
1 задание- каждое правильно выписанное слово-0,5 балла.(всего 5 баллов)
2 задание – 1 ошибка-минус 1 балл от 5 баллов.
3 задание – 1 правильно поставленная орфограмма – 1 балл( всего 5 баллов)
4 задание – 1 правильно поставленный знак – 1балл (всего 5 баллов)
Подсчитать средний балл за все задания.
3.
Что это
вопросы Прилагательное значение
морфологические признаки синтаксическая функция
4. Выполнить тест:
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.
2. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени; б) числа; в) рода.
3. Прилагательные в полной форме в предложении обычно являются:
а) подлежащим; б) определением; в) дополнением.
4. Прилагательные в краткой форме в предложении обычно являются
а) подлежащим; б) сказуемым; в) определением.
5. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, желтый, белый;
в) медленный, верность, желтый, белый.
5.Домашнее задание: повторить *20, выучить *55; дифференцированное задание: А- упр № 322 (1-2 предложение) Б – упр. №322(1-2 предложение, указать род, число, падеж прилагательных) В – стр.6, составить 3 предложения с прилагательными в рамке и указать их род, число и падеж.
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | ТКР | СБ |
Дата | | | | | | | | | |
Прогноз | | | | | | | | | |
Факт | | | | | | | | | |
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | ТКР | СБ |
Дата | | | | | | | | | |
Прогноз | | | | | | | | | |
Факт | | | | | | | | | |
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | ТКР | СБ |
Дата | | | | | | | | | |
Прогноз | | | | | | | | | |
Факт | | | | | | | | | |
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | ТКР | СБ |
Дата | | | | | | | | | |
Прогноз | | | | | | | | | |
Факт | | | | | | | | | |
Имя прилагательное |
| Вид деятельности |
Отмет-ка | Актуа-лизация знаний | Домаш нее задание | Орфогра- фическая работа | Знание правил | Развитие речи | Усвоение нового материала | Ведение тетради | ТКР | СБ |
Дата | | | | | | | | | |
Прогноз | | | | | | | | | |
Факт | | | | | | | | | |
Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста».
Продавец задал вопрос: «Какую?»
«Красную, в белую полосочку,» - пояснила покупательница.
Форма
Вкус
Размер
Время
Вещество
Характер
Цвет
Звук