СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку 9 класс "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 9 класс "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными"»

Тема: «Закрепление и обобщение изученного по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»


Цели: 1) образовательные: систематизировать знания обучающихся о СПП с придаточными определительными и изъяснительными; отработать умение находить данные придаточные в составе СПП; расставлять знаки препинания в них; осуществлять синонимическую замену названных придаточных другими конструкциями; составлять схемы сложных предложений;

2) развивающие: развивать у обучающихся «языковой слух», внимание, навыки самоконтроля; совершенствовать устную речь обучающихся, обогащать их словарный запас; 3) воспитательная: воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.

Оборудование, наглядность: интерактивная доска ,карта самоконтроля, рабочие листы для учеников (Приложения № 1,2), слайдовая презентация, музыкальные файлы для музыкального диктанта.

Тип урока: урок обобщения изученного

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная



Ход урока:


I. Организационный момент (этап включения в урок).

(Слайд№1). Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.

И везде у нас порядок: в головах и на столе.

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.

И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.


Начать сегодняшний урок предлагаю с необычного задания. (Слайд№2) Сравните две таблицы, представленные на слайде. Соотнесите цифры правой и соответствующие буквы левой «шифровки». При правильном выполнении задания должно получиться предложение (данное упражнение развивает внимание и моторную память).


Т

Е

Т

К

Й

Т

А

Щ

Т,

Н

Ё

Т.

О

Д

О

И

10

6

8

1

13

2

12

5

7

11

15

16

3

14

9

4


(Слайд№3)

Ответ: Кто ищет, тот найдет.


Желаю вам, ребята, на каждом уроке искать и находить, узнавать и открывать для себя что-то новое. Пусть сегодняшний урок не станет исключением!

Запишите число, классная работа и тему урока (Слайд№4).


II. Подготовка к ОГЭ


Вы все знаете, что вам предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку, поэтому мы с вами систематически готовимся к экзамену и начинаем урок с выполнения заданий из ОГЭ.

У вас на парте лежит карта самоконтроля, не забывайте себя оценить за каждый вид работы.

(РАБОТА В ПАРЕ)

  1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление:

Жестяная банка, сказочные герои, кожаные перчатки, бархатный камзол, полосатые брюки.

(банка из жести, герои из сказки, перчатки из кожи, камзол из бархата, брюки в полоску)

Определите лексическое значение слова камзол. (Камзол- старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов) (Слайд №5)


2)  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


    Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания.  (Притча) (ответ- 5)


3) Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.


    - Сын, ты оказался героем. (Притча) (ответ- ты оказался героем)


4) Укажите количество грамматических основ в предложении.


Я был уже давно знаком с Семеном Авдеевичем, когда однажды, рассматривая его часы, обнаружил на их крышке надпись, которую прочел с трепетом. ( ответ- 3)


    

5)   В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
  

 Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. Сводному отряду десантников под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача занять рубеж, (3) чтобы не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Дагестана. (По материалам периодической печати) (ответ- 2,3)
6) Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
  А земля становится все шире (Р.Погодин)   (ответ: земля становится шире)
7) Укажите количество грамматических основ в предложении.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будите старыми, я вам покажу тогда!» ( ответ-4)


III. Целеполагание.

Мы заканчиваем изучение придаточных определительных и изъяснительных. Какие цели на урок мы поставим? (ученики формулируют цели урока) (Слайд № 6)
IV. Актуализация знаний (повторение теории).

(Слайд№6). Чтобы знания были впрок, начнем с теории урок. Проверим, как вы готовы к сегодняшнему уроку, какие пробелы необходимо немедленно устранить?


  1. составляют «рабочие» схемы СПП с придаточными определительными, изъяснительными. После заполнения рабочих схем учащиеся рассказывают о данных видах придаточных.


  1. выполняют тестовые задания (Приложение). После выполнения тестов ответы учащихся сверяются с ключом (Слайд№7). Результаты комментирует учитель.



(ошибки в тесте отсутствуют) – вы молодцы, знания предыдущих уроков усвоили прочно.

(одна – две ошибки) – есть пробелы, которые необходимо обязательно восполнить.



(три и более ошибок) – материал не усвоен. Срочно включайся в работу!


IV. Закрепление ЗУНов


Задание 1. «Найдите соответствия»

(Слайд№8). Соедините половинки предложений. Выделите среди них главное и придаточное. Какие типы придаточных предложений у вас получились? (ученикам раздаются рабочие листы с Приложением).

В р..систых лугах теч..т реч..нка

где зеленая трава

Мы спр..сили

что мне так мила

Мы идем по тем доро..кам

ведущей в угловую комнату

Мы уселись завтракать возле двери

когда нам прийти снова




Ответ:


В росистых лугах течет речонка,

что мне так мила (определит.).

Мы спросили,

когда нам прийти снова (изъяснит.).

Мы идем по тем дорожкам,

где зеленая трава (определит).

Мы уселись завтракать возле двери,

ведущей в угловую комнату (обособленное определение).


Какое предложение лишнее в этой таблице? (последнее). Почему? (оно простое). В чем его особенность? (в нем есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом). Как сделать так, чтобы оно попало в таблицу сложных предложений? (нужно заменить причастный оборот придаточным определительным). (Слайд№9)

Какой?


двери


Мы уселись завтракать возле , |ведущей в угловую комнату|.

Какой?



[Мы уселись завтракать возле двери], (которая ведет в угловую комнату).


Чем являются эти синтаксические конструкции? (синтаксическими синонимами). (Слайд№10)


Задание 2. «Комплексный анализ текста»

  Ребята, совсем немного времени осталось до встречи замечательного праздника – Нового года. Традиционно почти в каждом доме непременным атрибутом новогоднего праздника будут стоять елочки и сосенки, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.

  Но появляются статьи в газетах, передачи в СМИ. Почему?

  В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру, к людям, которые живут с нами рядом. Она является предметом обсуждения в средствах массовой информации, темой публицистических и художественных произведений. Данной теме посвящён и очерк Татьяны Николаевны Тэсс.

Татьяна Николаевна Тэсс - русская советская писательница, журналистка, публицист, многолетний сотрудник газеты «Известия».

  Сейчас вы прочитаете очерк Татьяны Николаевны Тэсс «Голубая ель».

  .Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает.

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т. ТЕСС).


  • Определите стиль текста и тип речи. (Стиль – текст относится к художественной публицистике: т.к.задача убедить, и для текста характерна призывность и эмоциональность. Тип речи -- повествование).

  • Определите тему и основную мысль.

  • Озаглавьте текст. О чем он?

-По жанру - это проблемный очерк.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)

Документальный, публицистический, бытовой. (Толковый словарь русского языка)

Очерк- 1)В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. (Энциклопедический словарь)

-Проблемный очерк- очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути её решения.

-В центре проблемного очерка социально значимые вопросы : политические, экономические, морально-этические и др.

-Какие проблемы затрагиваются в тексте? (Затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.)

-Основная мысль высказывания, связанная с оценкой ситуации, может быть выражена словами текста.

Вспомним, основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Она может быть выражена в заглавии, в одном из предложений. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

- Какими? ( «Памятник подлецу »).

-Памятник и подлец - понятия редко совмещаемые, почти оксюморон.

-Что такое оксюморон?

-Оксюморон – соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Памятник и подлец - оценка резкая, но оправданная коммуникативной установкой, свойственной публицистическому стилю в целом и в частности проблемному очерку - осудить негативные явления в обществе.

  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.


  • Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным.

  • Выпишите эти предложения согласно схемам 1 – группа [..., ( ),...].,

2 гр. - [ ___ ==== ], что ( ). 3 – [ ==== ], что ( ).

Объясните постановку знаков препинания в них.


Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. объяснить правописание, постановку знаков препинания.

Задание 3. «Музыкальный диктант».

Наш урок подходит к концу. А заканчивать принято на радостной ноте. Вот и я вам предлагаю проверить, как вы усвоили придаточные определительные и изъяснительные с помощью музыки. Не удивляйтесь. У нас музыкальный диктант!

Прослушайте музыкальные фрагменты (отрывки из песен). Определите, какой вид придаточного используется в нем.

  1. Я молилась, я молила, чтобы небо отпустило, чтобы звезды подсказали, какие дали тебя украли (СПП с 3 придаточными изъяснительными).

  2. Те слова, что ты мне говорил, я в душе берегу своей, но ночь эта все темней (придаточное определительное).

  3. Гордость - это самый большой костер, в котором могут сгореть, в котором наши горят мечты (придаточное определительное).

  4. Сердцу очень жаль, что случилось так: гонит осень вдаль журавлей косяк (придаточное изъяснительное).

  5. Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда (придаточное изъяснительное).

  6. Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет (придаточное определительное).

V. Рефлексия и подведение итогов урока (Слайд№11).

1.Домашнее задание: §13, 14 (повторить), упр.161

2.Рефлексия

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке мы повторили...

Сегодня на уроке я испытывал затруднение...

Сегодня на уроке мне не понравилось...

Сегодня на уроке мне было легко...

Достигли мы поставленных целей? Я надеюсь, что каждый из вас сегодня на уроке открыл для себя что-то новое. Не забывайте это выражение: «Кто ищет, то всегда найдет». И ищите в жизни новые знания. Спасибо за урок (Слайд№12).













































Приложение №1

  1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление:

Жестяная банка, сказочные герои, кожаные перчатки, бархатный камзол, полосатые брюки.


2)  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


    Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания.  (Притча)


3) Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.


    - Сын, ты оказался героем. (Притча)


4) Укажите количество грамматических основ в предложении.


Я был уже давно знаком с Семеном Авдеевичем, когда однажды, рассматривая его часы, обнаружил на их крышке надпись, которую прочел с трепетом


    

5)   В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
  

 Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. Сводному отряду десантников под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача занять рубеж, (3) чтобы не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Дагестана. (По материалам периодической печати)
6) Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
  А земля становится все шире (Р.Погодин)  
7) Укажите количество грамматических основ в предложении.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будите старыми, я вам покажу тогда!»








СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными

ВОПРОС



СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ



УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА



ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГЛАВНОМУ



ПРИМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ















Тест

  1. Главным предложением в сложноподчиненном предложении является:

  1. Независимое предложение;

  2. Простое предложение, равноправное по смыслу с другим простым предложением;

  3. Простое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически другому предложению.

  1. Придаточным предложением в сложноподчиненном предложении является:

  1. Простое предложение, равноправное по смыслу с другим простым предложением;

  2. Независимое предложение;

  3. Простое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически другому предложению.

  1. Придаточные изъяснительные:

  1. Отвечают на вопрос какой?; относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного; прикрепляются к нему союзными словами который, чей, что, куда и др.

  2. Отвечают на падежные вопросы; относятся к членам предложения в главном, которые имеют значение речи, мысли, чувства; присоединяются к поясняемому слову при помощи союзов что, будто, чтобы и др. при помощи союзных слов кто, где и др., при помощи частицы ли.

  3. Имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении; отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на те же виды.



  1. Придаточные определительные:

  1. Отвечают на падежные вопросы; относятся к членам предложения в главном, которые имеют значение речи, мысли, чувства; присоединяются к поясняемому слову при помощи союзов что, будто, чтобы и др. при помощи союзных слов кто, где и др., при помощи частицы ли.

  2. Отвечают на вопрос какой?; относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного; прикрепляются к нему союзными словами который, чей, что, куда и др.

  3. Имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении; отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на те же виды.




  1. Придаточное предложение может стоять:

  1. В зависимости от вида придаточного: перед, после, внутри главного.

  2. Только после главного;

  3. Только перед главным;




Работа с текстом.

1) Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. 2) Это была голубая серебристая ель. 3) Голубое дерево из сказки.

4) Жильцы въех…вшие в новый дом пос…дили елку сами. 5)Для нее вырыли глубокую яму обл…жили дно ее л…сным дерном. 6) Пр…везли даже немного хвои из леса и п…сыпали вокруг елки что(бы) она чу…твовала себя как дома.

7) Дерево принялось. 8) На ветках появились свежие, пушистые побеги. 9) Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. 10) То что она пышно разрослась видели все.11) И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.12) И вот однажды, перед Новым годом жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели что елку кто-то срубил. 13) Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. 14) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. 15) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...16) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. 17) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

18) Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

19) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. 20)И хочется верить что каждый день мертвая ель как молчаливый укор совести напоминает ему о содеянном…



  • Определите стиль текста и тип речи.

_____________________________________________________

  • Определите тему и основную мысль.

______________________________________________________

  • Озаглавьте текст. Какую проблему поднимает автор?

______________________________________________________

______________________________________________________

  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.

____________________________________________________

_____________________________________________________

  • Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным Выпишите эти предложения согласно схемам 1 – группа [..., ( ),...]., 2 гр. - [ ___ ==== ], что ( ). 3 – [ ==== ], что ( ). Объясните постановку знаков препинания в них _______________________________________________________

_______________________________________________________

  • Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________



















Продолжи предложения:

Сегодня на уроке мы повторили...

Сегодня на уроке я испытывал затруднение...

Сегодня на уроке мне не понравилось...

Сегодня на уроке мне было легко...








































КАРТА САМОКОНТРОЛЯ

Фамилия, имя _________________________________

Тема урока: «Повторение и обобщение изученного «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»
Задание «3» «4» «5»
1. Подготовка к ОГЭ


2. Работа с таблицей


3. Тестовые задания


4. Найдите соответствие


5. Работа с текстом



Итоговая оценка:________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!