СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку 4 класс. "Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут

знать: какую роль выполняют имена существительные в речи;

  •  
  • подбирать имена прилагательные;
  •  

Задачи:

  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
  • содействовать развитию связной речи черезумение подбирать и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;
  • способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной природе;
  • создавать условия для воспитания чувства товарищества, взаимовыручки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 4 класс. "Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)".»

Дата: __________________

Класс: _________________


Урок № 45


Тема урока: Роль прилагательного в речи (прямое и переносное значение, синонимы, антонимы).


Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут

знать: какую роль выполняют имена существительные в речи;

уметь:

  • подбирать имена прилагательные;

  • использовать имена прилагательные в устной и письменной речи

Задачи:

  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;

  • содействовать развитию связной речи через умение подбирать и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;

  • способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной природе;

  • создавать условия для воспитания чувства товарищества, взаимовыручки.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: словесный, подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Оборудование:

    • «Русский язык» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

    • Русский язык. Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

    • Русский язык. Сборник диктантов и текстов для изложений: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.


    Психологический настрой.


    Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

    Работаю нашей довольны остались.

    Пусть этот урок нас порадует всех

    И каждый из нас ощутит свой успех.


    • Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы были … (внимательными, наблюдательными, сообразительными, творческими)

    • Собираясь сегодня на урок, я решила принести вам подарок. Вот он (прикрепляется рисунок дерева без листьев). Вам нравится мой подарок? Почему? Чего не хватает этому дереву? (листьев, цветов, красок). А можно ли это дерево изменить? (детям предлагается дорисовать цветными карандашами листья)

    • Нравится ли вам теперь это дерево? Что в нем изменилось? (появились цвета) Какие?

    • А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как? (используя разные слова)

    Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:

    «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен» (сл. 3)


    II. Чистописание.


    • Предлагаю начать нашу работу с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, обозначает первый звук слова-отгадки.

    Шёл он день
    И ночь подряд.
    Шёл он полем,
    Шёл он лесом,
    Заглянул и под навесы,
    Пухом лёг он
    На дома. (снег)




    • Слово записывается на мониторе. Выделите, пожалуйста, первый звук в слове, дайте ему характеристику. А теперь давайте аккуратно запишем эту букву себе в тетрадь.

    • А давайте придумаем слова-ассоциации к слову снег, причем все эти слова должны начинаться с букву «эс». А понятно ли вам, что значит слово-ассоциация? Ассоциация – группа, имеющая что-то общее, объединяющее. (снежинка, снегопад, сугроб, слой,сыпаться, сметать, стряхивать, санки, снеговик…)

    • Пять слов запишите в тетрадь (после того, как слова названы)


    III. Сообщение темы и целей урока.


    • А я придумала вот такие слова: скрипучий, серебристый, сугроб, скользкий (объяснить правописание пропущенных букв) (сл. 6)

    • Присмотритесь внимательно к этим словам, нет ли здесь слова лишнего? Почему? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?


    IV. Актуализация опорных знаний.

    Предлагаю в группах вспомнить и обсудить известную информацию об имени прилагательном и составить ответ в виде схемы (одна группа работает у доски)

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ



    Является отвечает обозначает изменяется для чего

    Частью на вопросы признаки по числам ?

    речи Какой? предметов и по родам

    Какая?

    Какое?

    Какие?


    • На какой вопрос вы не дали ответ? Я надеюсь, что к концу сегодняшнего урока мы будем знать… (Для чего нужны имена прилагательные в речи? Какую роль они выполняют в речи)

    (сл. 8)

    • И обязательно научимся…(подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях)


    Игра «Зимние превращения» (образование имен прилагательных от существительных , согласование в речи) карточки-сорбонки (сл. 9)

    Посмотрите внимательно на экран. Видите ли вы здесь имена прилагательные? Слова, какой части речи перед нами? Давайте попробуем слова, записанные на карточках, превратить в прилагательные.

    День (зима)

    Погода (мороз)

    Ветер (север)

    Снег (пух)

    Дорожка (лед)

    Шапка (снег)


    1. V. Работа над темой урока.

    2. Создание проблемной ситуации. (в парах, карточка) (отгадка)

    3. Ребята, я приготовила для вас загадку и прошу попробовать ее отгадать.

    4. К-1

      1.  … по …
        Написал … .
        … пойдет,
        … найдет .

      1. Белый по белому
        Написал белым.
        Рыжая пойдет,
        Белого найдет.

      2. Заяц и лиса

    • О ком же говорится в этой загадке? Давайте попробуем повторить попытку.

    1. Почему вы не смогли разгадать загадку сразу? Слова, какой части речи помогли понять, уточнить, о чем говорилось в загадке?

    2. Какой вывод можем сделать? Прилагательные помогают точно, ясно описывать предмет.

    3. Слайд-шоу «Зимняя сказка» (работа в группах)

    4. Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание, сосредоточенность и умение хорошо запоминать. Приглашаю вас в зимнюю сказку.

    5. Дополните существительные прилагательными, которые встретились в ролике.

    1. Одеяло (теплое)

    2. Снег (легкий)

    3. Ресницы (мохнатые)

    4. Совы (золотые)

    5. Сугробы (большие, белые)

    6. Лес (дремучий)

    7. Дома (сонные)

    8. Сказка (зимняя)

    1. Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы (по одному представителю от группы работают на доске. )

    • Что значит золотые совы? В каком значении автор употребил слово золотые? Замените синонимом слова дремучий, мохнатый.

    • Какой вывод можно сделать? Прилагательные делают речь выразительной.

    1. А теперь обратимся к учебнику и проверим, верный ли вывод мы сделали.

    2. Минутка творчества (текст на слайде)

    3. Пришла з..ма. Хлоп…я л…глина землю и крыш…д…мов. Сне… п…вис на в…твях д…рев…ев кружев…м. Украсил ели и сосны ша…ками.

    • Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание.Нравится ли вам такой текст? Почему? (скучный)

    • Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)

    1. Работа в группах.

    • Подберите подходящие имена прилагательные, которыми можно украсить текст.

    1. Дифференцированная работа

    2. А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами прилагательными. (работают на карточках)

    3. 3 балла: текст дополняют своими прилагательными, подчеркнуть их.

    4. К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу? (прилагательные украшают нашу речь)

    5. VI. стр. 129 упр. 272, 273.

    6. VII. Итог урока. Рефлексия.

    1. Прием «Незаконченное предложение»

    1. Обсудить в группах и дать ответ на один из вопросов (вопросы на цветных полосках)

    2. Имена прилагательные делают нашу речь …

    3. Имена прилагательные помогают нам …

    4. Мы не можем обойтись без имен прилагательных…

    5. Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…

    1. Прием «Вопрос-ответ»

    1. Сумели ли мы решить поставленные перед нами задачи ?

    2. Что нам в этом помогло?

    3. Что показалось вам сегодня трудным? Что оказалось самым интересным?

    4. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

    5. Чья работа на уроке понравилась больше всего?

    6. Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные)

    7. Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. У каждого из вас есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его на

    1. наше дерево.

    2. интересный

    3. неинтересный

    4. скучный

    5. увлекательный

    6. добрый

    7. познавательный

    8. умный

    9. замечательный

    10. красивый

    11. развивающий

    12. бесполезный

    13. запоминающийся

    1. Комментирование оценок.

    • Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

    • А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.

    1. VIII. Объяснение домашнего задания.

    2. § 35. стр. 131. Упр. 277.


  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!